Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 18:11, курсовая работа
Актуальность данной тематики обусловлена тем, что вопрос групп, в которые объединяются люди в процессе своей жизнедеятельности, — важнейший вопрос не только социальной психологии, но и социологии. Реальность общественных отношений всегда дана как реальность отношений между социальными группами, поэтому для социологического анализа крайне важным и принципиальным вопросом является вопрос о том, по какому критерию следует вычленять группы из того многообразия различного рода объединений, которые возникают в человеческом обществе.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. МАЛАЯ ГРУППА В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ………………….6
1.1. Понятие и виды малых групп……………………………………………………………………….6
1.2. Структура……………………………………………………………………………………………….11
1.3. Взаимодействие индивида и малой группы…………………………………………….14
ГЛАВА II. Социально-психологические аспекты развития группы…20
2.1.Развитие малой группы…………………………………………………………………………………20
2.2. Групповая сплоченность…………………………………………………………………..26
2.3. Новые подходы к развитию группы…………………………………………………………….28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ………………………………………………………………………………………32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………………….34
По мнению С. Московичи, полученные результаты говорят о том, что меньшинство способно оказывать влияние на установки и поведение большинства, причем это влияние может не осознаваться представителями большинства и не проявляться в процессе группового взаимодействия, а проявить себя позднее. К числу факторов, повышающих эффект влияния меньшинства, относятся: последовательность высказываний и поведения, демонстрируемых меньшинством, уверенность в своей правоте и аргументированность высказываний, а также появление среди большинства лиц, принимающих позицию меньшинства, т.е. отступников, М.Дойч и Г.Джерард, сравнивая психологические механизмы влияния большинства и меньшинства, обозначили их как два различных вида влияния: нормативное (когда мнение большинства воспринимается индивидом как групповая норма) и информационное (когда мнение меньшинства выступает лишь информацией для индивида, принимающего решение).
ГЛАВА II. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ГРУПП.
2.1. Развитие малой группы
Формирование малой группы.
Психологические проблемы формирования
и особенно развития малых групп
исследованы в меньшей степени,
чем их структурные характеристики.
Это связано с тем, что изучение
динамики протекания социально-психологических
явлений в естественных группах
представляет собой сложную
Психологические механизмы
формирования (возникновения, образования)
малых групп могут существенно
различаться в зависимости
Неформальные группы, напротив,
образуются преимущественно на основе
потребностей индивидов в общении,
участии, принадлежности и т.д. Поэтому
в их возникновении большую роль
играют психологические механизмы
эмоциональной
Учет социально-
Этапы развития малой группы.
Образование группы (формальной или неформальной) является чрезвычайно важным этапом ее жизнедеятельности, однако лишь началом этого процесса, который предстает перед исследователем как процесс непрерывного изменения состояний и свойств группы, получившего название развития группы. В современной социальной психологии процесс развития малой группы понимается как закономерная смена этапов (или стадий), различающихся по характеру доминирующих тенденций во внутригрупповых отношениях: дифференциации и интеграции. Так, начиная с работ (11), в отечественных исследованиях психологии трудовых коллективов выделяются стадии первичного синтеза, дифференциации и вторичного синтеза или интегрирования.
В концепции (17) поэтапное развитие группы характеризуется как последовательная смена стадий, различающихся степенью психологической интегрированностисти в деловой и эмоциональной сферах. Отличительными признаками (параметрами) развития группы выступают: направленность (содержание групповых целей, мотивов и ценностей), организованность, подготовленность к выполнению совместной деятельности, интеллектуальная, эмоциональная и волевая коммуникативность, стрессоустойчивость. Целостными характеристиками группы выступают также сплоченность, микроклимат, референтность, лидерство, интрагрупповая и интергрупповая активность.
Развитие группы происходит в континууме, высшую точку которого занимает коллектив — реальная контактная группа, отличающаяся интегративным единством направленности, организованности, подготовленности и психологической коммуникативности, а крайнюю низшую точку этого развития представляет группа-конгломерат, только что сформированная или собравшаяся группа людей, у которых отсутствуют все эти параметры,
В предложенном континууме
автор выделяет следующие основные
этапы развития группы как коллектива.
Номинальная группа характеризуется
внешним, формальным объединением индивидов
вокруг поставленных социальных задач.
Группа-ассоциация отличается начальной
межличностной интеграцией в
сфере эмоциональных отношений.
Группа-кооперация характеризуется
преобладанием интегративных
В психологической теории
коллектива, разработанной А.В.Петровским
(1979), развитие группы характеризуется
по двум основным критериям: степень
опосредованности межличностных отношений
содержанием совместной деятельности
и ее общественная значимость. По первому
критерию уровень развития группы можно
определить в континууме от диффузной
группы (случайного собрания людей, не
связанных совместной деятельностью)
до высокоорганизованных групп, межличностные
отношения в которых
В западной социальной психологии
существует большое количество моделей
развития группы. Для большинства
из них характерно выделение трех
основных этапов или стадий: ориентировки
в ситуации, конфликта и достижения
согласия или равновесия. Модель развития
малой группы, предложенная американским
психологом Б. Такменом, основана на выделении
двух основных сфер или измерений
групповой жизнедеятельности: деловой,
связанной с решением групповой
задачи, и межличностной, связанной
с развитием групповой
В сфере межличностной активности Б.Такмен выделяет стадии:
Изменения в выделенных сферах протекают взаимосвязанно, а противоречия между ними могут рассматриваться как механизмы группового развития.
Психологические механизмы развития малой группы. К числу основных психологических механизмов развития малой группы относятся:
Разрешение внутригрупповых
противоречий: между растущими потенциальными
возможностями и реально
«Психологический обмен» — предоставление группой более высокого психологического статуса индивидам в ответ за более высокий их вклад в ее жизнедеятельность.
«Идиосинкразический
кредит» — предоставление
2.2. Групповая сплоченность
Рассматривая закономерности
развития малой группы как определенное
сочетание процессов групповой
дифференциации и интеграции, в качестве
одного из основных параметров развития
малой группы большинство психологов
выделяют групповую сплоченность или
единство группы. Понятие «сплоченность»
используется для обозначения таких
социально-психологических
В качестве основных методических
подходов к оценке групповой сплоченности
в эмпирических исследованиях малых
групп использовалась эмоциональная
оценка группы со стороны ее членов
с точки зрения ее привлекательности
и удовлетворенности членством
в группе. Несколько иной методический
подход к оценке групповой сплоченности
сложился в рамках социометрического
направления. Здесь уровень групповой
сплоченности связывается с уровнем
взаимной эмоциональной