Психология материнства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 19:42, шпаргалка

Краткое описание

Психология материнства - одна из наиболее сложных и мало разработанных областей современной науки. Актуальность ее изучения продиктована противоречием между остротой демографических проблем, связанных с падением рождаемости, огромным числом распадающихся семей, лавинообразным увеличением числа сиротеющих детей при живых родителях, с ростом числа случаев жестокого обращения с ребенком и не разработанностью программ социальной и психологической помощи семье, и в первую очередь женщине.

Вложенные файлы: 1 файл

шпора психология материнства.docx

— 76.10 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.Материнские  функции в натальном и неонатальном периодах

Неонатальный период начинается от момента рождения и заканчивается через 28 полных дней после рождения.

Функции  матери в родах и послеродовом периоде по сравнению с предыдущими значительно усложняются. Они состоят в предоставлении ребенку стимуляции, обеспечивающей возвращение «сенсорного мира матери», обеспечении эволюционно-ожидаемых условий для эмоционального запечатления ситуации восприятия лица взрослого, предоставлении груди для удовлетворения сосательного рефлекса и включения возникающих при этом ощущений в две структуры: потребность в чувстве эмоционального комфорта и переживание успеха-неуспеха. Все эти функции матери уже могут быть перераспределены между разными взрослыми. Качество их выполнения оказывает влияние на все дальнейшее развитие ребенка.

 

 Функции  матери состоят в традиционно приписываемой ей способности своевременно и качественно удовлетворять потребности ребенка, что предполагает дифференцированное отношение к его состояниям, предоставлять ему себя для поддержания его состояния эмоционального комфорта, эмоционально участвовать в его субъективных переживаниях. Этим функциям матери в психологии придается очень большое значение. В качестве механизмов, обеспечивающих такое поведение матери, Д. Винникотт выделяет возникновение после рождения специфического состояния матери, полностью сконцентрированного на ребенке и позволяющего ей переживать его состояния и без участия сознания абсолютно точно на них реагировать. М. Кляйн очень подробно анализирует эмоциональное состояние ребенка и поведение матери, обеспечивающее «переработку» отрицательных эмоций ребенка. Такое ее поведение позволяет ребенку избежать разрушающего воздействия страха, возникающего от его беспомощности в переживании состояний напряжения потребностей. С точки зрения этой исследовательницы, многое зависит от осознания матерью своих отрицательных импульсов по отношению к ребенку и способности их сдержать за счет общего положительного отношения к нему. 
Несмотря на большое разнообразие трактовок механизмов, обеспечивающих такое поведение матери и его нарушение, сами ее функции достаточно одинаково оцениваются во всех направлениях.

 

9. Материнские функции в первом полугодие младенчества

Функции матери в первом полугодии младенчества состоят в ее поведении в процессе взаимодействия с ребенком: адекватной реакции на его эмоциональные проявления в эмоционально-личностном общении, эмоциональном включении во взаимодействие ребенка с объектами внешнего мира, поддержке и успокоении в новых ситуациях. Независимо оттого, кто обеспечивает органические потребности ребенка, привязанность у него образуется к взрослому, обеспечивающему функции поддержки и эмоционального общения. Если такие функции выражены недостаточно, развитие идет по дефицитарному пути, возникают депривационные эффекты.

В психологии детского развития можно выделить много направлении. Для целей анализа материнских функций целесообразно остановиться на следующих:

Когнитивное развитие. В этом возрасте подробно изучается развитие перцепции, развитие сенсомоторного интеллекта. В плане взаимодействия матери с ребенком акцент ставится на предоставление матерью адекватных стимульных условий развития. Эмоциональное развитие. Роль матери состоит в обеспечении эмоционального комфорта, эмоциональном взаимодействии с ребенком, проявлении безусловной любви и поддержки. В деятельностном подходе выделяется самостоятельная форма общения (ситуативно-личностная), содержанием которой является эмоциональное взаимодействие матери с ребенком

Развитие личности. В этом процессе решающая роль принадлежит матери, функции которой состоят в своевременной заботе, поддержке, эмоциональном принятии ребенка. Выделяются фазы симбиоза и сепарации, успешное прохождение которых зависит от взаимодействия с матерью и оказывает влияние на всю дальнейшую жизнь субъекта

Роль матери оценивается как решающая. Качество рабочей модели мира, содержание Я – концепции, качество привязанности зависят от успешности выполнения матерью своих функций: обеспечения физического и эмоционального комфорта, участия в эмоциональной жизни ребенка, своих функций «посредника» между ребенком и внешним миром. Самостоятельным аспектом исследования является нарушение психического развития ребенка в условиях материнской депривации.

Этологический подход.Предметом исследования является структура и содержание взаимодействия матери с ребенком. Подробно описаны функции матери в этом взаимодействии, а также культурные и индивидуальные особенности их проявления.

Деятельностный подход. Рассматривается роль взрослого в развитии деятельности ребенка, которая характеризуется в первом полугодии как «совокупная», а во втором — как «совместно-разделенная» (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин), где взрослый принимает на себя постановку целей, еще недоступную ребенку, и мотивационное означивание действий и их результатов.

 

10. Материнские функции в раннем возрасте

Когнитивное развитие. Роль взрослого состоит в предоставлении необходимых условий, причем без акцента непосредственно на мать. В этом возрасте интерес исследователей направлен не только на индивидуальные, но и на культурные особенности когнитивного развития.

Эмоциональное развитие. Изучается развитие структуры и содержания эмоциональной сферы ребенка, большое внимание уделяется качеству материнско-детского взаимодействия.

Развитие личности. Ребенок вступает во взаимоотношения с системой прав и норм поведения, что требует от него существенной перестройки своих отношений с миром. Роль родителей состоит в адекватном участии в становлении этих отношений, в гибком сочетании поддержки, предоставления самостоятельности и управления поведением ребенка.

Отдельные структуры субъективного опыта.Большое внимание этому периоду уделяется в теории привязанности: на протяжении второго года происходит стабилизация качества привязанности и поведения привязанности. Роль матери не менее важна, чем в предыдущие периоды.

Этологический подход. Применяется в описании поведения привязанности, форм депривационного поведения, а также при анализе развития речи. Роль взрослого оценивается с точки зрения организации стимульной среды.

Деятельностный подход. Возникает  новая форма деятельности — игровая, становящаяся ведущей в конце данного возрастного периода. Роль взрослого состоит в участии в деятельности ребенка по освоению внешнего мира и в игровой деятельности. Больше внимания уделяется развивающе-обучающим функциям взрослого.

Вне зависимости от конкретных культурных и индивидуальных физиологических особенностей ребенка непременным условием его развития является базовое отношение к миру, которое характеризуется как «базовое доверие», «уверенность в поддержке», «активное и доверительное отношение к миру» и т.п., позволяющее ребенку ощущать эмоциональный комфорт и уверенность в любом акте его отношений с миром. Эмоциональное благополучие ребенка, какими бы индивидуальными особенностями он ни обладал, дает возможность оценить успешность выполнения матерью ее функций, так как свидетельствует о положительной оценке ребенком мира и себя в этом мире в конкретных условиях своей жизни. Поэтому для характеристики материнских функций необходимо рассмотреть содержание, структуру и онтогенез эмоционального благополучия.

 

 

 

13. содержание  потребностно-эмоционального блока материнской сферы

 

Потребностно-эмоциональный блок. Содержит потребность в контакте с ребенком как объектом - носителем гештальта младенчества, потребность в его охране и заботе о нем и потребность в материнстве. Развитие потребностно-эмоционального блока происходит поэтапно и включает образование эмоциональной реакции на компоненты гештальта младенчества, образование объекта деятельности - ребенка как носителя гештальта младенчества, динамику отношения к онтогенетическим изменениям гештальта младенчества, возникновение и развитие потребности в охране и заботе, приобретение ею статуса функциональной потребности, а также возникновение потребности в материнстве на основе рефлексии своих переживаний.

 

 

 

 

15. Содержание  операционного блока материнской  сферы

 Операциональный блок. Состоит из двух частей: операции по уходу и охране и операциональный состав общения с ребенком. Последние являются самостоятельным предметом исследования в теории социального научения. Особенностью этих операций, помимо их инструментальной стороны, является эмоциональная окраска, которая придает самим операциям специфические стилевые характеристики, соответствующие свойствам ребенка как объекта деятельности: осторожность, мягкость, бережность и т.п., специфику вокализации и мимики.

 

 

 

 

11. СТРУКТУРА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО  БЛАГОПОЛУЧИЯ РЕБЕНКА В ПСИХОЛОГИИ

 

В эмоциональном благополучии можно выделить несколько составляющих:

1. Эмоция удовольствия  — неудовольствия как содержание  преимущественного фона настроения. 
2. Переживание успеха — неуспеха достижения целей. 
3. Переживание комфорта как отсутствия внешней угрозы и физического дискомфорта. 
4. Переживание комфорта в присутствии других людей и ситуации взаимодействия с ними. 
5. Переживание оценки другими результатов активности ребенка.

      Формирование основ эмоционального благополучия в пренатальный период 
В 5 — 6 недель начинается формирование нервной системы, с 7,5 недели появляется кожная чувствительность. В этот период закладываются первые структуры мозга, в частности лимбическая структура.  
В период внутриутробного развития ребенок воспринимает большое количество стимуляции от матери и даже из внешней среды, причем во всех сенсорных системах. Некоторые типы этой стимуляции являются постоянными и сопровождают ребенка на всем протяжении его жизни с момента возникновения чувствительности и до рождения. Первая постоянно стимулируется соприкосновением с околоплодной жидкостью, стенками плодного пузыря и позднее матки своим телом, пуповиной. Она весьма разнообразна и рано становится связана с собственной активностью ребенка. Вторая отмечается с шести месяцев и проявляется как негативная реакция на освещение стенки живота матери ярким светом. 
Кроме этой, богатой для формирования чувственного опыта стимуляции, ребенок, по данным многих исследователей, воспринимает и переживает эмоциональное состояние матери непосредственно под влиянием притока ее гормонов . Он реагирует на них вполне адекватно их «значению»: проявлением удовольствия или неудовольствия, как эмоциональным выражением, так и двигательными реакциями. И только устойчивое положительное отношение матери к беременности «защищает» ребенка от   стрессов, быстро предоставляя ему «подкрепление» за счет возвращения самой матери к положительно-эмоциональному состоянию.  Активное реагирование этих детей на стимуляцию от матери, улучшение их развития в присутствии этой стимуляции послужили основанием для введения для недоношенных детей метода «кенгуру» (периодический физический контакт с матерью или ее дублерами). 
Таким образом, особенности пренатального развития определяют формирование основ структуры эмоционального благополучия ребенка: 
1. Постоянная стимуляция внутриутробной среды обеспечивает приток впечатлений, необходимый для формирования мозга и поддержания его оптимального состояния возбуждения. Этот уровень стимуляции является базой для соматического компонента положительного эмоционального состояния и будущего чувства эмоционального комфорта. 
2. Способность ребенка воспринимать изменения эмоционального состояния матери образует основу для постнатального включения соответствующей стимуляции от матери в потребность обретения и поддержания эмоционального комфорта. 
3. Возникновение во второй половине беременности эмоциональной реакции матери на шевеление ребенка служит основой для формирования сопоставления своих переживаний от собственной активности, впечатлений от соприкосновения со стенкой матки и эмоциональным «подкреплением» матерью этих впечатлений. Это является базой для будущего развития переживания результативности своих действий. 
Уже в этом периоде развития имеются основы для формирования всех составляющих будущей структуры эмоционального благополучия, чувства эмоционального комфорта, его переживания в присутствии определенных стимулов от матери, включения реакции матери в оценку своей активности, соотнесение переживания удовольствия-неудовольствия со своей активностью и получаемыми в нее результате соматическими

впечатлениями.

 

 

 

 

 

12. Понятия о видотипичных и конкретно- культурных функциях матери

Для целостного психологического исследования материнства необходимо определить, какие функции матери являются видотипичными, то есть обеспечивающими структуру деятельности и мотивационные основы развития ребенка как представителя своего вида, а какие направлены на формирование содержательных особенностей мотивационно-потребностной сферы ребенка как члена своей конкретной культуры.

К видотипичным функциям матери относятся следующие:

  1. Обеспечение стимульной среды для пре- и постнатального развития когнитивных и эмоциональных процессов.

  1. Обеспечение условий (в форме разделения деятельности с ребенком) для развития видотипичной структуры деятельности (с сознательной формой регуляции и разделенной с другими формой).

  1. Обеспечение условий для возникновения прижизненно формирующихся видотипичных потребностей (развитие видотипичных особенностей мотивационно-потребностной сферы): потребности в эмоциональном взаимодействии со взрослым, в получении положительных эмоций от взрослого, включения взрослого в чувственно-практическую деятельность, потребность в оценке взрослым своей активности и ее результатов (системообразующая потребность социально-комфортной сферы), познавательная потребность и др., а также формирование привязанности.

  1. Обеспечение условий для освоения видотипичных средств отражения (искусственных знаковых средств) в форме формирования потребности в общении, как системообразующей для сферы общения.

  1. Обеспечение условий для развития мотивационных механизмов (мотивационное обуславливание и мотивационное опосредствование, осознание мотива и цели).

Конкретно-культурные функции матери охарактеризовать сложнее.

  1. Обеспечение матерью (и шире — родителями) предметной среды и условий чувственно-практической, игровой деятельности и общения, которые способствуют образованию культурных особенностей когнитивной сферы и моторики.

  1. Обеспечение условий для формирования культурной модели привязанности.

  1. Обеспечение условий для формирования культурных особенностей социально-комфортной сферы

Информация о работе Психология материнства