Психология межличностных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 16:37, контрольная работа

Краткое описание

Межличностные отношения являются составной частью взаимодействия и рассматриваются в его контексте. Межличностные отношения – это объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. В их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей и их психологические особенности. В отличие от деловых отношений межличностные связи иногда называют экспрессивными, эмоциональными.
Развитие межличностных отношений обусловливается полом, возрастом, национальностью и многими другими факторами. У женщин круг общения значительно меньше, чем у мужчин. Для женщин более значимы особенности, проявляющиеся в межличностных отношениях, а для мужчин – деловые качества. В разных национальных общностях межперсональные связи строятся с учетом положения человека в обществе, половозрастных статусов, принадлежности к различным социальным слоям.

Содержание

1 Психология межличностных отношений……………………….………..…….3
1.1 Межличностные отношения………………………………….…………...…..3
1.2. Психология межличностного воздействия…………………….……………5
2. Методология исследований социальных процессов в сфере труда…...……..7
Библиографический список………………………………………………………..17

Вложенные файлы: 1 файл

ответ социология труда .doc

— 86.00 Кб (Скачать файл)

 Содержание

 

 

 

1 Психология межличностных отношений……………………….………..…….3

1.1 Межличностные отношения………………………………….…………...…..3

1.2. Психология межличностного  воздействия…………………….……………5

2. Методология исследований социальных процессов в сфере труда…...……..7

Библиографический список………………………………………………………..17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Психология межличностных  отношений

 

 

1.1 Межличностные отношения

 

 

 

              Межличностные отношения являются составной частью взаимодействия и рассматриваются в его контексте. Межличностные отношения – это объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. В их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей и их психологические особенности. В отличие от деловых отношений межличностные связи иногда называют экспрессивными, эмоциональными.

   Развитие межличностных отношений обусловливается полом, возрастом, национальностью и многими другими факторами. У женщин круг общения значительно меньше, чем у мужчин. Для женщин более значимы особенности, проявляющиеся в межличностных отношениях, а для мужчин – деловые качества. В разных национальных общностях межперсональные связи строятся с учетом положения человека в обществе, половозрастных статусов, принадлежности к различным социальным слоям.

   Процесс развития межличностных отношений включает в себя динамику, механизм регулирования межперсональных отношений и условия их развития.

   Межличностные отношения развиваются в динамике: они зарождаются, закрепляются, достигают определенной зрелости, после чего могут постепенно ослабляться. Динамика развития межличностных отношений проходит несколько этапов: знакомство, приятельские, товарищеские и дружеские отношения. Знакомства осуществляются в зависимости от социокультурных норм общества. Приятельские отношения формируют готовность к дальнейшему развитию межличностных отношений. На этапе товарищеских отношений происходит сближение взглядов и оказание поддержки друг другу. Дружеские отношения имеют общее предметное содержание – общность интересов, целей деятельности и т. д.

   Механизмом развития межличностных отношений является эмпатия – отклик одной личности на переживания другой. Эмпатия имеет несколько уровней. Первый уровень включает когнитивную эмпатию, проявляющуюся в виде понимания психического состояния другого человека (без изменения своего состояния). Второй уровень предполагает эмпатию в форме не только понимания состояния объекта, но и сопереживания ему, т. е. эмоциональную эмпатию. Третий уровень включает когнитивные, эмоциональные и, главное, поведенческие компоненты. Данный уровень предполагает межличностную идентификацию, которая является мысленной (воспринимаемой и понимаемой), чувственной (сопереживаемой) и действенной. Между этими тремя уровнями эмпатии существуют сложные иерархически организованные взаимосвязи. Различные формы эмпатии и ее интенсивности могут быть присущи как субъекту, так и объекту общения. Высокий уровень эмпатийности обусловливает эмоциональность и отзывчивость.

   Условия развития межличностных отношений существенно влияют на их динамику и формы проявления. В городских условиях, по сравнению с сельской местностью, межличностные контакты более многочисленны, быстро заводятся и так же быстро прерываются. Влияние временного фактора различно в зависимости от этнической среды: в восточных культурах развитие межличностных отношений как бы растянуто во времени, а в западных – спрессовано, динамично.

 

1.2 Психология межличностного воздействия

 

 

 

               Сущность психологического воздействия сводится к взаимному обмену информацией и взаимодействию. С содержательной стороны психологическое воздействие может быть педагогическим, управленческим, идеологическим и осуществляться на разных уровнях психики: на осознаваемом и неосознаваемом.

    Субъект психологического воздействия может выступать в роли организатора, исполнителя (коммуникатора) и даже исследователя своего процесса воздействия. Эффективность воздействия зависит от пола, возраста, социального статуса и многих других составляющих субъекта, а главное, от его профессиональной и психологической подготовленности к оказанию воздействия на партнера по общению.

    Субъект межличностного воздействия:

- изучает объект и ситуацию, в которой осуществляется воздействие;

- выбирает стратегию, тактику  и средства воздействия;

- учитывает поступающие  от объекта сигналы об успешности  – не успешности воздействия;

- организует противодействие  объекту (при возможном контр воздействии объекта на субъект).

    В том случае, если реципиент не согласен с предлагаемой ему информацией и стремится снизить эффект оказываемого на него воздействия, коммуникатор имеет возможность использовать закономерности рефлексивного управления или манипуляторного воздействия.

   Объект межличностного воздействия (реципиент), будучи активным элементом системы воздействия, перерабатывает предлагаемую ему информацию и может не соглашаться с субъектом, а в отдельных случаях, осуществлять контр воздействие на коммуникатора. Объект соотносит предлагаемую ему коммуникатором информацию с имеющимися у него ценностными ориентациями и своим жизненным опытом, после чего принимает решения. К характеристикам объекта, влияющим на эффективность воздействия на него, относятся пол, возраст, национальность, профессия, образование, опыт участия в коммуникационном обмене и другие особенности.

    Процесс межличностного психологического воздействия (влияния), будучи в свою очередь многомерной системой, включает стратегию, тактику, средства, методы, формы, аргументацию и критерии эффективности воздействия. Стратегия – это способы действий субъекта по достижению главной цели психологического воздействия на реципиента. Тактика – это решение промежуточных задач психологического воздействия, посредством использования различных психологических приемов.

    В социальной психологии выделяют вербальные (речь) и невербальные (паралингвистические) особенности средств воздействия. К методам воздействия относятся убеждение и принуждение (на уровне сознания), а также внушение, заражение и подражание (на неосознаваемом уровне психики). Последние три метода относятся к социально - психологическим. Формы межличностного воздействия могут быть речевые (письменные и устные) и наглядные. Система аргументации предполагает как мировоззренческие (абстрактные) доказательства, так и сведения конкретного характера (цифровая и фактологическая информация легче запоминается и сопоставляется). Желательно учитывать принципы отбора и предъявления информации – доказательность и удовлетворение информационных потребностей конкретного объекта, а также коммуникационные барьеры.

        Условия воздействия включают место и время общения, а также количество участников, на которых оказывается воздействие.

2 Методология  исследований социальных процессов в сфере труда

 

 

 

 Прежде чем говорить о социологическом исследовании, нужно выяснить, что собой представляет труд, трудовой коллектив, трудовая деятельность.

   Общественный труд представляет собой сложное образование. Вследствие этого он является предметом изучения целого ряда наук. В социологии труда выделяют несколько направлений анализа: социологию организаций, которая исследует иерархию и структуру управления производством, бизнесом; социологию профессий, изучающую престижность тех или иных видов деятельности, ценностные ориентации, профессиональную пригодность; трудовую деятельность как социальный процесс; социальные факторы повышения эффективности труда; влияние технологических и социальных условий на отношение к труду.

    С социально-экономической точки зрения труд представляет процесс целенаправленного воздействия людей на природу, в результате которого создаются потребительские стоимости, материальные и духовные блага. Труд рассматривается нами в качестве основной формы жизнедеятельности человеческого общества, главного условия его бытия. Труд исторически обусловил и способствовал выделению общества из природы, а человека - из животного мира.

   Трудовая деятельность всегда включена в определенные социально-экономические условия и принадлежит той или иной профессиональной группе, связана с социальными институтами, локализована во времени и пространстве, детерминирована определенными формами собственности, моральным и социально-психологическим климатом в трудовом коллективе.

Трудовая деятельность может быть индивидуальной и групповой.

   Трудовой коллектив - важнейшая характеристика общественного труда. Его необходимо рассматривать как социальную общность (одна сторона) и как социальную организацию (вторая сторона). Единство двух сторон трудового коллектива обусловлено жесткой регламентированностью действий, дисциплиной, системой санкций.

   Для того чтобы понять, какие социальные процессы происходят в сфере труда, и существует такое понятие как «социологическое исследование».

   Социологическое исследование - это способ получения знаний о социальном мире, социальных процессах в различных сферах, в том числе и сфере труда, основанный на строгом сборе фактов социальной жизни и их логическом объяснении. Оно состоит в систематизированном ряде шагов, направленных на обеспечение максимальной объективности в изучении проблемы. В идеальном варианте социологическое исследование следует подобной поэтапной процедуре, хотя на практике это не всегда представляется возможным. Но даже в этом случае описанные ниже этапы приносят пользу, намечая полезные вехи проведения научного исследования.

Перед тем как приступить к социологическому исследованию, нужно выбрать проблему, которую необходимо изучить. Диапазон вопросов, открытых для социальных исследований, столь же обширен, как и диапазон моделей человеческого поведения. Среди актуальных проблем необходимо отобрать те, которые поддаются исследованию с помощью научных методов.

   Остановившись на какой-то конкретной проблеме, необходимо обратиться к уже имеющейся по этой теме социологической и междисциплинарной литературе, чтобы понять, насколько тема разработана, и воспользоваться научной информацией. Завершив обзор литературы, исследователи обычно приходят к экспериментальному предположению по поводу взаимосвязи, которая существует между двумя переменными. Они выстраивают эту взаимосвязь в форме гипотезы - научного предложения, носящего вероятностный характер.

   После того как исследователи сформулировали рабочую гипотезу, им предстоит определить, как будет осуществляться сбор данных для дальнейшего анализа и проверки гипотезы. В зависимости от характера гипотезы социологи могут составить план проведения эксперимента, наметить интервью, выбрать наблюдение поведения людей в определенных ситуациях, ориентироваться на изучение имеющихся результатов исследований в этой области и исторических свидетельств или пойти на использование всех этих процедур в различных сочетаниях.

   Следующий этап социологического исследования - это сбор данных. Этот этап состоит в практической реализации намеченной программы исследований, применив для этого один из методов сбора данных из арсенала эмпирической социологии - наблюдения, эксперимента, опроса или анкетирования.

    После того как исследователи получат в свое распоряжение необходимые данные, им предстоит проанализировать их для нахождения ответов на вопросы, заложенные в их исследовательский проект. Анализ основывается на значимых связях между фактами, выяснившимися в ходе исследования.

   После анализа данных исследователям предстоит сделать определенные выводы. Они принимают, отвергают первоначальную гипотезу или вносят в нее какие-то изменения. Кроме того, ученые обычно стремятся связать полученные сведения с уже имеющейся по этой проблеме научной информацией.

Использование конкретных методов социологического исследования зависит от условий, места и времени, целей и задач исследования, а также его вида. Для сбора социологической информации могут применяться различные методы: опрос, интервью, наблюдения, анализ документов, экспертная оценка, эксперимент и тестирование.

   Наиболее подробно остановимся на наиболее распространенных методах сбора первичной социологической информации.

   Анкетный опрос. Из многочисленных методов сбора первичной социологической информации по интересующим социолога проблемам наиболее распространены методы опроса респондентов, а среди них – метод анкетного опроса. Это объясняется разнообразием и качеством социологической информации, которую можно получить с его помощью. Данный метод основывается на высказываниях отдельных лиц и проводится с целью выявления тончайших нюансов в мнении опрашиваемых (респондентов).

   Анкетный опрос – важнейший источник информации о реально существующих социальных факторах, о социальной деятельности. Начинается он с формулировки программных вопросов, с «перевода» поставленных в программе исследования проблем в вопросы, исключающие различные толкования и доступные пониманию опрашиваемых. Проводимый опрос должен отвечать ряду требований.

  • Он не должен длиться более 30-40 минут, в противном случае респондент устает и последние вопросы остаются обычно без полноценных ответов.
  • Важно, чтобы интерес к предмету опроса не снижался, а постепенно повышался. Поэтому более сложные по содержанию (и пониманию)

вопросы должны следовать за более простыми.

  • Первый вопрос не должен быть ни дискуссионным, ни настораживающим. Лучше всего, если он будет нейтральным.
  • Трудные вопросы целесообразно поместить в середине анкеты, чтобы респондент «включился» в тему.
  • Вопросы должны быть ясными, четкими, понятными опрашиваемым (всем без исключения).

Информация о работе Психология межличностных отношений