Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 16:37, контрольная работа
Межличностные отношения являются составной частью взаимодействия и рассматриваются в его контексте. Межличностные отношения – это объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. В их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей и их психологические особенности. В отличие от деловых отношений межличностные связи иногда называют экспрессивными, эмоциональными.
Развитие межличностных отношений обусловливается полом, возрастом, национальностью и многими другими факторами. У женщин круг общения значительно меньше, чем у мужчин. Для женщин более значимы особенности, проявляющиеся в межличностных отношениях, а для мужчин – деловые качества. В разных национальных общностях межперсональные связи строятся с учетом положения человека в обществе, половозрастных статусов, принадлежности к различным социальным слоям.
1 Психология межличностных отношений……………………….………..…….3
1.1 Межличностные отношения………………………………….…………...…..3
1.2. Психология межличностного воздействия…………………….……………5
2. Методология исследований социальных процессов в сфере труда…...……..7
Библиографический список………………………………………………………..17
Например, в анкете поставлен вопрос: «Каков размер Вашего месячного заработка?». О чем здесь идет речь? Только о заработке или о доходе? О заработке с учетом вычетов налогов или о начисляемой сумме заработной платы, содержащей сумму подоходного налога? Входят ли в заработок, о котором идет речь, премиальные? И т. д.
Например, первый вопрос: «Испытываете ли Вы какие-либо трудности на работе?». Ответ: «Да, нет». Второй вопрос: «Если да, то в чем эти трудности выражаются?». Ответ: приводится ряд факторов, затрудняющих работу. Третий вопрос: «Ваши предложения по преодолению трудностей».
Интервью. Достаточно распространенной формой социологических опросов является интервью, которое представляет собой своеобразную целенаправленную беседу «с глазу на глаз» с опрашиваемым. Вначале интервью применялось в основном в медицине в качестве клинической беседы с пациентом как средство получения достоверной информации о больном. Впоследствии, по мере развития эмпирических исследований, оно наряду с анкетированием стало одним из распространенных методов получения социологической информации об изучаемом объекте.
Интервью – целенаправленная, заранее запрограммированная беседа с респондентом. Характер общения, степень контакта, взаимопонимание интервьюера (лица, ведущего интервью) и опрашиваемого во многом определяют глубину и качество получаемой информации о том или ином социальном факте или явлении. При проведении интервью социолог исходя из ситуации и наблюдения за поведением собеседника может получить ту информацию, которая не стала бы его достоянием в случае осуществления анкетного опроса (анкетирования).
Различают несколько видов интервью: от полной свободной беседы с опрашиваемым до полностью формализованной процедуры опроса.
Свободное интервью, как правило, не имеет плана и заранее сформулированных вопросов. Его проводят в основном не специально выделенные лица (интервьюеры), а социологи, которые сами определяют тему беседы, формулируют вопросы, их последовательность, уточняют тему и т. д. Чаще всего свободное интервью применяется при опросах экспертов в начальной (разведывательной) стадии социологического исследования.
Особенность глубинного интервью состоит в том, что оно преследует цель получить информацию, свидетельствующую не только о наличии того или иного социального факта, явления, но и объясняющую причины появления данных факторов, явлений. Глубинное интервью большей частью применяется для выяснения общественного мнения по тому или иному кругу вопросов.
Цель фокусированного (направленного) интервью – изучение общественного мнения относительно конкретного факта, ситуации. Опрашиваемые в этих случаях знакомы с объектом, интересующим социолога, и высказывают свое отношение к нему и мнение о нем, давая ему оценку.
При проведении интервью вопросы, с которыми интервьюер обращается к свои респондентам, могут иметь открытый или закрытый характер.
Интервью с открытыми вопросами проводится по заранее разработанному плану, представляющему собой целый набор открытых вопросов, расположенных в определенной последовательности. Задавая эти вопросы опрашиваемому, исследователь выслушивает ответы на них, фиксируя их полное содержание с помощью магнитной записи или прибегая к стенографии.
При интервью с закрытыми вопросами, которое обычно называют стандартизированным, исследователь обращается к опрашиваемым (респондентам) с вопросником, являющимся по сути дела анкетой, в которой содержатся преимущественно вопросы закрытого типа. Опрашиваемый должен выразить свое согласие или, наоборот, отрицательное отношение к одному из поставленных вопросов. Интервьюер при проведении этого рода интервью выступает в роли простого исполнителя-информатора, он лишен возможности изменять содержание вопросов, их последовательность или задавать какие-либо дополнительные вопросы. Стандартизированное интервью – наиболее распространенное из всех перечисленных видов интервью. Чаще всего оно проводится при переписи населения.
Как видим, классифицирующим признаком всех видов интервью является прежде всего степень их формализованности. На проведение интервью существенное влияние оказывают время и место, стратегия и тактика его проведения, состав участников.
Ведение беседы. При установлении первого контакта необходимо создать благоприятную атмосферу для предстоящего разговора. Интервьюер представляется респонденту и разъясняет задачи и цель социологического исследования. Во время первой беседы интервьюер подчеркивает, что соблюдение анонимности гарантируется, это снимет внутреннюю неуверенность респондента. Для того чтобы внести в контакт с респондентом что-то личностное, интервьюеру рекомендуется начать беседу с разговора на какие-либо отвлеченные темы: о погоде, семье, детях, спорте. Как правило, в заключение своего вступительного обращения интервьюер указывает, сколько времени займет беседа.
При проведении опроса интервьюер должен соблюдать следующие правила:
Если опрашиваемый не понял вопроса, то интервьюеру рекомендуется еще раз медленно повторить его и дать возможность подумать респонденту.
Записывать ответы надо сразу, по ходу интервью. Регистрировать ответ может сам респондент, но интервьюер обязан контролировать эти записи. В заключение беседы интервьюер может вернуться к некоторым вопросам, на которые получены неполные ответы. Закончив беседу, интервьюер спрашивает о согласии респондента принять участие в последующих социологических исследованиях: они могут проводиться в форме почтовой анкеты или телефонного опроса (по проблемам, требующим оперативного решения). Другие методы социологического исследования. Самый простой и доступный способ сбора социологической информации – наблюдение, то есть прямая регистрация социальных явлений и процессов очевидцем. Этот метод успешно используется для изучения социального поведения, межиндивидуальных взаимодействий и процессов, происходящих в малых группах. Он применяется для исследования форм массового поведения: митингов, демонстраций, забастовок, а также позволяет произвести «разведку» и уточнить методы для более обстоятельных и глубоких исследований. Точность и достоверность результатов наблюдения зависят от правильно сформулированных целей исследования, соблюдения правил выбора процедуры наблюдения, корректного фиксирования качеств наблюдаемого объекта.
По характеру наблюдения выделяются неконтролируемое и контролируемое. Первое осуществляется без конкретного плана и является неформализованным. Второе – более стандартно, и осуществляется в соответствии со стратегией, разработанной социологом. Исходя из отношения наблюдателя к исследуемому объекту различают включенное и простое наблюдения. При простом наблюдении исследователь изучает объект со стороны, оставаясь за его рамками. Включенное наблюдение предполагает внедрение (официальное или скрытое) исследователя в изучаемую совокупность респондентов.
Анализ документов – метод, широко используемый в социологии, - применяется для сбора первичной информации. Специалисты считают документом любую зафиксированную информацию, будь то тексты, рукописи, книги, периодические издания, фотографические снимки, киноленты, магнитные записи, компьютерные файлы, устные сообщения, статистические данные. Документы в зависимости от статуса могут носить официальный и неофициальный характер. К первым чаще всего относятся административные инструкции, распоряжения, указы, законы, статистическая информация. Ко вторым личные архивы, дневники, воспоминания, личные фотографии. Исходя из источника информации документы подразделяются на первичные, в которых непосредственно фиксируются события (переписка, записи, результаты наблюдений), и вторичные, представляющие собой обобщение данных, полученных из первичных документов (отчеты, заключения, статистические сведения и др.). При анализе документов учитываются: степень подлинности и достоверности, мотивы их «создателей», условия составления.
Современные социологи используют не только качественные, но и количественные методы анализа документов. Так, например, с помощью контент-анализа исследуются коммуникации, установки массового и индивидуального сознания, образы различных явлений и др.
К распространенным методам социологических исследований относится метод экспертной оценки. Его суть заключается в выявлении мнений наиболее авторитетных специалистов в конкретной области о той или иной ситуации, причинах ее происхождения или прогнозирование развития событий. Оценка авторитетности эксперта определяется на основе частоты упоминаний его имени в кругах профессионалов, научных работах, мнений его коллег.
Социологический эксперимент как метод занимает прочные позиции в социологии. Однако он же является, пожалуй, и самым трудным, требующим от исследователя особо тщательной подготовки и четкого исполнения. Как правило, целью эксперимента является выявление как причинно-следственных связей, так и факторов, влияющих на социальные изменения, характер взаимоотношений и модели поведения. Для успешного проведения эксперимента необходимо выделить факторные характеристики, т. е. те, влияние которых будет изучаться в процессе экспериментирования. При этом для «чистоты» эксперимента необходимо ограничить влияние иных, нейтральных, характеристик. По характеру организации различают линейный и параллельный эксперименты. В том случае, если проводится линейный эксперимент, в качестве объекта исследования избирается одна группа. При этом фиксируется влияние факторных характеристик на контрольные. Объектом исследования в параллельном эксперименте становятся две группы с идентичными изначальными характеристиками. Одна из участвующих групп обозначается как контрольная, другая – как экспериментальная, которая подвергается воздействию, в ходе которого изменяют ее контрольные характеристики. Затем показатели обеих групп сравниваются и устанавливаются изменения в экспериментальной группе, вызванные влиянием факторных характеристик.
Библиографический список
1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М: Аспект Пресс, 2002.
2. Арестова О.Н., Васильев И.А. Вилюнас В.К. Современная психология мотивации. – М.: Смысл, 2002.
3. Лунев П.А. Как стать хозяином положения. Анатомия эффективного общения. Руководство практического психолога / ИП РАН. – М., 1996.
4. Резников Е.Н. Межличностные отношения // Современная психология: Справочное руководство / Под ред. В.Н. Дружинина. – М.: Инфра-М, 1999.
5. Знаков В.В. Понимание в познании и общении / РАН. – М.: ИП РАН, 1994.
6. Волков Ю.Г. Социология: Элементарный курс: Учеб. пособие. – М.: Гардарика, 2003.
7. Казаринова Н. В., Филатова О.Г., Хренов А. Е. Социология. Учебник для вузов. / Под общей редакцией доктора философских наук, профессора Г. С. Батыгина. – М.: Издательский дом «NOTA BENE», 1999.
8. Социология: Учебник для вузов/ В. Н. Лавриненко, Н. А. Нартов, О. А. Шабанова, Г. С. Лукашова; Под ред. проф. В. Н. Лавриненко. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.
9. Ромашов О.В. Социология труда. – М.: Гардорика, 2003.
10. Социология труда. М.: Изд-во МГУ. 1993. С. 146.
11.Социологическое исследование: методы, методика, математика и статистика: Справочник-словарь. М., 1991. С. 10.
12. Шахова В.А. Мотивация трудовой деятельности. – М.: Вершина, 2003.