Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 17:29, контрольная работа
Научно-технический прогресс, являясь фактором развития психологической науки и способствуя освобождению ее от умозрительных представлений, в настоящее время со всей определенностью выявил теснейшие взаимосвязи психологии с педагогикой. Эта связь, разумеется, существовала всегда, что и осознавалось передовыми психологами и педагогами.
Выдвинутые К. Д. Ушинским принципы психологии обучения получили отражение и в его отношении к форме детской книги. «Увлекательность формы должна быть характеристической чертой детской книги, — писал он, — но в книге для классного чтения содержание нигде не должно приноситься в жертву занимательности, так что такая книга должна быть только по возможности занимательною» [3; 26].
В жизни ребенка очень велика роль эмоциональной стороны психики. Поэтому К. Д. Ушинский рекомендовал статьи, имеющие целью сообщение серьезных знаний, связывать с близкими по смыслу художественными произведениями, так, чтобы они дополняли, оживляли эти статьи. В результате этого, считал он, «в душе дитяти с логической мыслью будет срастаться прекрасный поэтический образ, развитие ума будет идти дружно с развитием фантазии и чувства; логическая мысль отыщет себе поэтическое выражение, и наоборот, поэзия выражения закрепит самую мысль» [3; 32].
К. Д. Ушинский реализовал свои
принципы построения учебных книг в
«Детском мире», а затем в «Родном
слове». Он постоянно работал над
их совершенствованием, стремился учесть
все основные научные и практически
полезные данные. Учебные книги К.
Д. Ушинского с энтузиазмом были
приняты передовыми учителями, стремившимися
к педагогическому творчеству, были
высоко оценены прогрессивными деятелями
педагогической науки, получили широкое
распространение в учебной
Нетрудно заметить что поставленные К. Д. Ушинским вопросы занимают в современной психологии обучения не меньшее место, чем в его время. Многие вопросы до сих пор являются дискуссионными. Подлинно психологический подход К. Д. Ушинского к постановке и решению принципиально важных вопросов, глубина и основательность анализа рассматриваемых проблем, сочетание разработки научных проблем с практической педагогической направленностью определяют современное звучание его трудов и необходимость постоянного обращения к ним.
1.2.Психологические основы дидактической системы К.Д. Ушинского
К.Д. Ушинский разработал цельную дидактическую систему. В этой системе важнейшее место отводилось положению о том, что психические качества человека формируются в единстве с их нейрофизиологической основой. В ней раскрыты принципиальные вопросы отбора содержания образования, его приспособления к особенностям детского возраста. Опираясь на материалистическую гносеологию, достижения психологии и физиологии, К.Д. Ушинский раскрыл особенности умственного развития ребёнка. Он исследовал психофизическую природу обучения, дал анализ психологических механизмов внимания, интереса, памяти, воображения, эмоций, воли, мышления, обосновал необходимость их учёта и развития в процессе обучения.
Педагогика,
считал К.Д. Ушинский – не наука, но
искусство, причем «высшее из искусств»,
потому что она призвана усовершенствовать
самое сложное – природу
В своей дидактической системе К.Д. Ушинский отталкивался от психологической трактовки возрастных периодов развития ребёнка. Ушинский характеризовал отдельные возрастные периоды в связи с рассмотрением "истории различных душевных процессов", в которых проявляется сознание.
Основной закон детской природы К.Д. Ушинский видел в том, что " . дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием и односторонностью", и делал вывод: " . чем моложе возраст, тем более требует он разнообразия деятельности .".
Опираясь на психологические исследования К.Д. Ушинский считал важным своевременность начала обучения. По его мнению, преждевременное обучение, так же как и запаздывание в обучении, имеет свои дурные стороны. Преждевременное обучение переутомляет мозг детей, вселяет в них неуверенность в свои силы, отбивает охоту к учению; запаздывание же в обучение обусловливает отставание в развитии детей, приобретение ими таких привычек и наклонностей, с которыми учителям приходится напряженно бороться. К.Д. Ушинский различал, во-первых методическое, систематическое обучение, начинающееся с семилетнего возраста, и, во-вторых, подготовительное учение, осуществляемое в дошкольном возрасте. Он считал необходимым разработать: учебные занятия детей, “предшествующие книжному учению”, и правила учения и развития до приобретения детьми грамотности; не учебные занятия, которые примыкают к детской игре (шитье платьев куклам, плетение, посадка цветов). Всякое органическое развитие, писал он, – совершается в определенный период времени, и наше дело – не ускорять и не замедлять этого развития. Оптимальным для начала школьного обучения К.Д. Ушинский считал возраст 7 лет. На седьмом году жизни Ушинский советует заниматься с ребенком рисованием, учить его слушать то, что ему говорят, высказывать свои мысли.
В трудах К.Д. Ушинского получили дальнейшее развитие идеи Песталоцци о построении процесса обучения в соответствии с особенностями психики ребенка и закономерностями его развития, обучения, ориентированного на то, чтобы развить способности детей , раскрыть в них разумный взгляд на окружающую их природу и общественные отношения и делать их способными к самостоятельной разумной жизни и деятельности.
В книге "Человек как предмет воспитания" К.Д. Ушинский рассматривает процесс внимания, ассоциацию представлений, память, воображение, чувствования, волю.
К.Д. Ушинский отмечал, что функциональные особенности нервной системы индивидуальны, а от этого зависит работоспособность человека, его утомляемость и потребность в отдыхе. Свойства нервной системы, писал он, имеют наследственную природу и могут отражаться на характере человека.
Память, отмечает Ушинский, – процесс психофизический, материалом для ее развития выступает содержание, т.е. «память развивается в том, что она содержит». Развитию памяти, по мнению педагога, будет способствовать упражнение в произвольном «воспоминании». Необходимо заставить себя вспомнить то или другое. К.Д. Ушинский писал, что "все психическое развитие живого существа есть, собственно, развитие памяти". Развитие процессов памяти К.Д. Ушинский видел в единстве с развитием рассудочной деятельности.
К.Д.
Ушинский дал указания, как надо
в процессе обучения путем упражнения
развивать и воспитывать
Начиная с первого года обучения К.Д. Ушинский рекомендовал уделять особое внимание развитию логического мышления у детей. Он говорил не просто о развитии мышления, а о развитии рассудка (сознания) и разума. "Ум без разума – беда", – приводил он народную пословицу.
Говоря о развитии мышления, К.Д. Ушинский, вместе с тем, подчеркивал, что "формальное развитие рассудка есть несуществующий призрак, что рассудок развивается только в действительных реальных знаниях, что самый ум есть не что иное, как хорошо организованное знание". К.Д. Ушинский заострял особое внимание на проблеме обучения учащихся учиться, формирования у них желания и потребности учиться уже в первые школьные годы: "Дитя выучивается учиться, а это в первоначальном обучении важнее самого учения. От этого зависит успех или неудача ребенка в старших классах школы. Книга, учение, должны помогать ребенку постигать окружающий его мир, разбираться в нем и в самом себе, пробуждать потребность в познании".
В теснейшей связи с рассудочным процессом находится воля. К.Д. Ушинский подчеркивал, что вообще весь процесс обучения является волевым процессом, не все в учении интересно и многое надо будет "взять силою воли", а волю необходимо воспитывать. К.Д. Ушинский указывает на то, что "В двенадцать и тринадцать лет силы дитяти развиваются гораздо быстрее его потребностей. Этот избыток сил должен итти на ученье" [9]. Волю К.Д. Ушинский рассматривает как "власть души над телом", как желание в процессе его формирования, как противоположность неволе. В основе волевого процесса Ушинский видит "желание", "я желаю". Но стать "волею души, или ее решимостью" оно может только при определенных условиях. Необходимо преодолеть другие желания, противоположные, одолеть их и сделаться "единым желанием души в данный момент времени".
К.Д. Ушинский отмечал, что в психической жизни ребенка дошкольного возраста большую роль играет воображение. Это объясняется тем, что у него недостаточны опыт и знания, не развито логическое мышление. Но К.Д. Ушинский правильно указывал, что воображение ребенка и беднее и слабее, и однообразнее, чем у взрослого человека. Характерной чертой детства является разорванность верениц представлений, быстрота перехода от одного порядка мысли к другому. “Движение детского воображения напоминает прихотливое порхание бабочки, а уже никак не могучий полет орла”.
В своей психологической составляющей своей дидактической системы К.Д. Ушинский считал фундаментальной категорией "полурефлексы", к которым относилось все многообразие навыков и привычек. Обращение к этой категории позволяло рассматривать активность сознания (души) как фактор, действующий соответственно возможностям преобразуемого под его влиянием организма. К усвоенным рефлексам как результатам воспитания Ушинский относил привычки. Благодаря им ребенок приобретает способности, которых он не имел от природы. При этом на передний план Ушинский выдвигал нравственный смысл привычек, в отличие от простых навыков, возникающих путем упражнения: "добрая привычка есть нравственный капитал, положенный человеком в свою нервную систему". Тем самым нравственная детерминация, заданная общими устоями жизни народа, выступала как важнейший фактор построения специфически человеческого уровня нервно-психической активности отдельной личности, основа ее полноценного формирования.
Большое внимание К.Д. Ушинский уделял развитию психики в различные возрастные периоды, соотнося специфические характеристики этого развития с решением проблем дидактики, построения учебного процесса и организации воспитательных воздействий на ребенка в единстве физических, нравственных и умственных "параметров" его жизнедеятельности.
Так, период отрочества К.Д. Ушинский называет учебным периодом: "Период отрочества ребенка, начиная от 6 или 7 лет до 14 и 15, можно назвать периодом самой сильной работы механической памяти. Память к этому времени приобретает уже очень много следов и, пользуясь могущественною поддержкою слова, может работать быстро и прочно в усвоении новых следов и ассоциаций; а внутренняя работа души, перестановка и переделка ассоциаций, которая могла бы помешать этому усвоению, - еще слаба. Вот почему период отрочества может быть назван учебным периодом, и этим коротким периодом жизни должен воспользоваться педагог, чтобы обогатить внутренний мир дитяти теми представлениями и ассоциациями представлений, которые понадобятся мыслящей способности для ее работы" [8].
При этом юность К.Д. Ушинский называет основным периодом в истории воображения: "В истории воображения ни один период не имеет такой важности, как период юности. В юности отдельные, более или менее обширные вереницы представлений сплетаются в одну сеть. В это время именно идет самая сильная переделка этих верениц, которых уже накопилось столько, что душа, так сказать, занята ими. Мы считаем период в жизни человеческой от 16 до 22-23 лет самым решительным" [8].
Заключение
Центральной идеей дидактической концепции К.Д. Ушинского является положение о том, что целью обучения является развитие (памяти, воображения, логического мышления, способностей) ребёнка на конкретном предметном материале, адаптированном с учётом возрастных особенностей.
Наиболее известными среди педагогов являются созданные К.Д. Ушинским книги "Родное слово" и "Детский мир и Хрестоматия". Читая эти книги, становится ясно, как посредством выразительных средств русского языка и особой структуры изложения материала может быть реализована провозглашённая К.Д. Ушинским цель обучения.
К.Д. Ушинский придавал большое значение выбору методов и их разнообразию, стремясь освободить обучение от механической зубрежки, внести в него начала личного интереса и самодеятельности учащихся, придать ему развивающий характер.
Список литературы
1. Блонский П. П. Место К. Д. Ушинского в истории русской педагогики.[текст] / В кн.: Блонский П. П. Избранные педагогические произведения. М., 1961, с. 70—78.