Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 11:48, реферат
Познавательная активность является неотъемлемым свойством и состоянием любого живого организма, в том числе и человека. Не обладая активностью, человек не может существовать ни как биологическое существо, ни как член общества. Категория активности является основой научного знания о психике, психическом развитии, познавательных и творческих возможностях личности.
Введение……………………………………………………………………2
Глава 1. Представление о познавательной активности………………….3
Глава 2. Процесс развития познавательной активности………………...7
Заключение………………………………………………………………..17
Список литературы……………………………………………………….19
Содержание.
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Представление о познавательной активности………………….3
Глава 2. Процесс развития познавательной активности………………...7
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение.
Развитие системы образования и научно-исследовательской деятельности на современном этапе характеризуется усилением роли дополнительного образования детей и взрослых в жизненном становлении и профессиональном самоопределении.
В настоящее время перед образованием встает задача воспитать не только творческого, всесторонне развитого человека, но и гибко ориентирующегося в постоянно меняющейся действительности, готового осваивать принципиально новые области и виды деятельности. В связи с этим особое место занимает проблема изучения и развития познавательной активности. Психологу, работающему в образовании, необходимо свободно владеть инструментарием, позволяющим оценить познавательную активность детей и способствовать ее развитию. Это, безусловно, является основополагающим фактором для построения системы и процесса воспитания и саморазвития для человека с раннего возраста до зрелости.
Цель данной работы заключается в рассмотрение психологии познавательной активности как основы развития и становления человека.
Для достижения конкретной цели необходимо решить задач:
1. Рассмотреть понятия «познавательная активность», «познавательная деятельность» и «познавательный интерес». Выявить взаимосвязь.
2. Разобрать процесс формирования познавательной активности.
Объектом данного исследования предполагается выбрать молодое поколение от дошкольного возраста до студенчества, так как данный возрастной период человеческой жизни является наиболее характерным для становления и развития познавательной активности.
Благодаря ряду исследовательской и анализирующей литературы таких авторов, как Н.Ф. Добрынин, Т. Рибо, С.Л. Рубинштейн,
Глава 1. Представление о познавательной активности.
Познавательная активность является неотъемлемым свойством и состоянием любого живого организма, в том числе и человека. Не обладая активностью, человек не может существовать ни как биологическое существо, ни как член общества. Категория активности является основой научного знания о психике, психическом развитии, познавательных и творческих возможностях личности. Изучение психологических механизмов развития познавательной активности личности непосредственно связано с разработкой общей концепции активности личности. Познавательная активность наиболее широко проявляется в учебной, научно-исследовательской и во всех других видах деятельности, связанных с общими и интеллектуальными способностями. Высокий уровень этих видов деятельности зависит от многих факторов: личностного роста, различных видов познавательных процессов (восприятия, воображения), но прежде всего, от сформированности механизмов развития познавательной активности личности. Вот почему нами поставлена задача изучить основные психологические механизмы развития познавательной активности личности.
Знание этих механизмов позволит решить ряд прикладных задач, связанных с познавательной активностью личности, позволит значительно повысить продуктивность различных видов профессиональной и учебной деятельности, подготовку и переподготовку специалистов; повысить уровень интеллектуального развития и самосовершенствования личности.
Формирование познавательной активности, строго говоря, не является задачей психолога и психологии как науки, поскольку на потребность в познании (одну из ведущих потребностей, ненасыщаемый характер которой имеет особое значение для развития и саморазвития личности) влияет множество факторов — от общих характеристик напряженности потребностей до особенностей семейного и школьного воспитания.
Формирование познавательной активности напрямую связано с такими явлениями, как познавательный интерес и познавательная деятельность человека. Для дальнейшего изучения познавательной активности необходимо разобраться в понятиях связанных явлений.
Познавательный интерес, как сложное и очень значимое для человека образование, имеет множество трактовок в своих психологических определениях, он рассматривается как:
- избирательная направленность внимания человека (Н.Ф. Добрынин, Т. Рибо);
- проявление его умственной и эмоциональной активности (С.Л. Рубинштейн);
- активатор разнообразных чувств (Д. Фрейер);
- активное эмоционально-познавательное отношение человека к миру (Н.Г. Морозова)[1].
Таким образом, «познавательный интерес в самом общем определении можно назвать избирательной деятельностью человека на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующей психические процессы, деятельность человека, его познавательные возможности»[2].
Особенностью познавательного интереса является его способность обогащать и активизировать процесс не только познавательной, но и любой деятельности человека, поскольку познавательное начало имеется в каждой их них.
Под «познавательной деятельностью» принято считать сам процесс познания, процесс «производства» знаний. Познавательная деятельность является одной из ведущих форм деятельности человека, которая стимулирует учебную и научно-исследовательскую деятельность, на основе познавательного интереса.
Взаимосвязь познавательной активности с интересом приводит к активной познавательной деятельность самого учащегося и является основой формирования умения творчески мыслить, используя приобретаемые в процессе деятельности знания, навыки и умения.
Познавательная активность не сводится к познавательной деятельности. Ее следует рассматривать как психическое состояние познающего субъекта, как его личностное образование, выражающее отношение к процессу познания.
Различают познавательную активность двух типов:
- направленную на усвоение, приобретение, применение уже имеющегося в опыте индивида пли человечества в целом (интеллектуальная деятельность, активность)
- создание совершенно нового, для чего в личном и общественном опыте еще не существует готовых образцов (творческая активность).
Обучающийся включается в процесс учебной деятельности с разной степенью активности. Г. И. Щукина выделяет репродуктивно- подражательный, поисково-исполнительский и творческий уровни активности учащихся, что соответствует одной из классификации методов обучения[3].
Выделяются следующие критерии познавательной активности обучаемых:
1. Наличие познавательного интереса, о котором можно судить по следующим показателям: степень участия в обсуждаемых на занятиях проблемах; полнота ответов; самостоятельность суждений; вопросы к преподавателю, их характер и направленность; отношение к дополнительным заданиям (подготовка доклада, сообщения, написание реферата и т.д.); стремление к участию в научной работе; направленность использования свободного времени и т.д.
2. Сформированность приемов познавательной деятельности (владеют полностью, частично, не владеют).
3. Определенный уровень самостоятельности в изучении наук.
4. Достижение достаточно высокого уровня познавательного общения между обучаемыми и преподавателями[4].
5. Высокое качество знаний и их соответствие требованиям программ.
Следовательно, познавательная активность существенно влияет на формирования личности человека, его мировоззрение, знания и интересы; и начинает формироваться и развиваться с дошкольного возраста, формируясь и прогрессируя в постепенном развитии личности.
Глава 2. Процесс развития познавательной активности.
На каждом возрастном этапе познавательная активность имеет свои формы поведенческих проявлений и требует особых условий для своего формирования.
1. Непосредственная познавательная активность, любознательность.
Это генетически ранняя форма познавательной активности, характерная преимущественно для дошкольного возраста, но достаточно часто проявляющаяся и в период школьного детства.
Внешне она проявляется в следующем:
— непосредственный интерес к новым фактам, занимательным явлениям, связанные с этим вопросы к взрослым — родителям, учителям;
— позитивное эмоциональное переживание, связанное с получением новой информации.
В этом проявляется ориентированность дошкольников и младших школьников на внешний мир, их чувственное и преимущественно практическое отношение к действительности.
Основное условие, обеспечивающее этот уровень познавательной активности, — насыщенная информационная среда, а также возможность практической деятельности в ней. Основным «барьером», препятствующим развитию данного уровня познавательной активности, является раннее введение теоретических форм обучения, слишком раннее приобщение ребенка к «книжной культуре»[5].
Другими словами, помогает все, что способствует обогащению чувственно-практического опыта ребенка, мешает то, что дает ему готовые знания раньше, чем они понадобились ему для осмысления собственного опыта.
2. Познавательная активность, связанная с приобретением знаний и умений, необходимых для решения познавательных задач, стремления к интеллектуальным достижениям.
Этот уровень активности наиболее ярко проявляется у учащихся начальных классов школы. Для него характерны:
— стремление решать интеллектуальные задачи;
— стремление получить средства для решения указанных задач;
— потребность в интеллектуальных достижениях;
— вопросы по изучаемой теме по типу «как это сделать», «для чего это надо делать», «что правильно, что неправильно» и т.п., характеризующие стремление научиться, усвоить новую информацию, освоить новый способ действия;
— установка на овладение предлагаемым способом деятельности;
— позитивное эмоциональное переживание, связанное с усвоением новых знаний, приемов, способов деятельности, отработкой сложных операций, нахождением путей решения учебных задач;
— интерес к значению незнакомых слов;
— ситуационный характер познавательного интереса: после получения новых сведений, по окончании действия (урока, выполнения задания) интерес исчерпывается, появляются симптомы пресыщения.
В педагогической и психологической литературе такой уровень нередко называют «репродуктивно-подражательным»
Как представляется, это не совсем верно. Действительно, в тех случаях, когда усвоение образцов действий становится самоценным, ребенок нередко проявляет интеллектуальную пассивность. Это явление, подробно описанное и проанализированное известным отечественным психологом Л.С. Славиной, представляет особый интерес и заслуживает специального разговора. Здесь же только отметим, что одним из ярких признаков интеллектуальной активности является то, что ученик не может выделить собственную интеллектуальную задачу из всех прочих видов деятельности. Огрубляя, можно сказать, что для него аккуратно переписать условие задачи важнее, чем решить ее[6].
В тех же случаях, когда особым, главным содержанием познавательной деятельности становится именно интеллектуальная задача, этот уровень обеспечивает овладение в сотрудничестве со взрослым образцами предметных действий, форм речевого взаимодействия и т.п., то есть реализация зоны ближайшего развития. Проявления познавательной активности на этом уровне нельзя путать со стремлением механически воспроизвести образец (прием, способ, содержание знания), предлагаемый взрослым.
Основным условием развития данного уровня является отношение взрослых - учителей и родителей, их ожидания по поводу успехов ребенка и перспектив его будущей жизни. Основные барьеры - развитие конкурентности и замена познавательной мотивации мотивацией достижения, а также ориентация педагогов и родителей преимущественно на исполнительскую сторону деятельности.
В представлениях значительного числа учителей познавательная активность школьника, по сути, приравнивается к выполнению требований, формальной активности на уроке и к прилежанию, а подлинная любознательность и стремление понять, как и почему сделать правильно, рассматривается как помеха учебному процессу.