Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 13:14, реферат
Профессиональная деятельность сотрудников органов внутренних дел характеризуется рядом особенностей по сравнению с другими видами профессиональной деятельности. К ним относятся: исключительная социальная значимость решаемых задач; своеобразие целей (уничтожение противника путем применения оружия и боевой техники); влияние мощных средовых факторов - экстремальных условий (особых и сложных), опасности (направленности действия факторов среды на уничтожение субъекта
профессиональной деятельности); внезапности (неожиданных и резких изменений значимой обстановки).
Профессиональная деятельность сотрудников
органов внутренних дел характеризуется
рядом особенностей по сравнению с другими
видами профессиональной деятельности.
К ним относятся: исключительная социальная
значимость решаемых задач; своеобразие
целей (уничтожение противника путем применения
оружия и боевой техники); влияние мощных
средовых факторов - экстремальных условий
(особых и сложных), опасности (направленности
действия факторов среды на уничтожение
субъекта
профессиональной деятельности); внезапности
(неожиданных и резких изменений значимой
обстановки). Исходя из специфики деятельности
сотрудников, важности и сложности выполняемых
ими задач, к профессиональной подготовке
сотрудников традиционно предъявляются
чрезвычайно высокие требования.
Многоплановые исследования актуальных проблем в военной психологии и педагогике, в психологии и педагогике правоохранительной системы позволяют выделить проблему формирования эмоционально-волевой устойчивости у сотрудников как одну из существенных психолого-педагогических задач их профессиональной подготовки. В военной педагогике эмоционально-волевая устойчивость военнослужащего определяется как способность противостоять опасности, выдерживать отрицательное эмоциональное и физическое воздействие на психику субъекта профессиональной деятельности в боевой обстановке. Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что в настоящий момент представления о сущности, структуре, путях формирования эмоционально-волевой устойчивости у сотрудников имеют очень широкий диапазон и, в ряде случаев, противоречивы.
Во-первых, отчетливо прослеживается
тенденция рассматривать
Во-вторых, служебная деятельность
сотрудников имеет сложную содержательную
структуру, существенно отличающуюся
по психологическим характеристикам в
зависимости от видов деятельности и функциональных
обязанностей. В связи с этим содержание
педагогического процесса формирования
эмоционально-волевой устойчивости у
сотрудников различных специальностей
должно иметь определенные отличия.
Изменения социальных ценностных ориентации,
моральных и ряда правовых норм, усложнение
криминогенной обстановки, локальные
вооруженные конфликты на территории
страны и другие социальные процессы последнего
десятилетия, связанные с полной перестройкой
государственности, существенно и многопланово
сказались, в первую очередь, на психологических
характеристиках профессиональной деятельности
и личности сотрудника органов внутренних
дел. Таким образом, психологические факторы
профессиональной среды и деятельности
сотрудников органов внутренних дел имеют
не только традиционные специфические
особенности по сравнению с другими видами
профессиональной деятельности, но и особенности,
связанные с современной практикой.
Понятие «устойчивость»
в современных психолого-
Многообразие понятий
и вариантов их трактовки отмечается
и в области психологии и педагогики
в деятельности сотрудника ОВД. Многоплановые
исследования актуальных проблем психологии
и педагогики в деятельности военнослужащих
и сотрудников ОВД МВД РФ, проведенные А.В. Барабанщиковым, В.И. Варваровым,
А.Г. Шестаковым, Я.Я. Юрченко и другими
учеными, позволяют выделить как одну
из существенных педагогических задач
в системе профессиональной подготовки
кадров МВД РФ формирование эмоционально-волевой
устойчивости у сотрудника ОВД.
Система профессиональной подготовки
сотрудников ОВД рассматривается нами
как многоуровневая образовательная система,
включающая в себя педагогические системы
различного порядка. Говоря о педагогической
системе, мы опираемся на определение
системы, данное П. К. Анохиным: «Системой
можно назвать только такой комплекс избирательно
вовлеченных компонентов, у которых взаимодействие
и взаимоотношение приобретают характер
взаимодействия компонентов на получение
фокусированного полезного результата»
, а также на определение педагогической
системы, как множества взаимосвязанных
структурных и функциональных компонентов,
подчиненных целям воспитания, образования
и обучения подрастающего поколения и
взрослых людей, разработанное Н.В. Кузьминой1, (содержащей 5 структурных компонентов:
цели обучения, субъект и объект педагогического
воздействия, предмет их совместной деятельности,
средства педагогической коммуникации).
Под образовательной системой МВД РФ понимается
комплекс педагогических систем в их нормативно-правовой
и административно- организационной интеграции.
Появление термина «эмоционально-волевая
устойчивость личности сотрудника ОВД»
связано с развитием
перестройка реакции солдата на возникающие
в опасности состояния напряженности,
обеспечивающая сохранение регулирующей
функции». Педагогическим содержанием
психологической подготовки считается
«...процесс подготовки личного состава
к преодолению трудностей учебной, служебной
и боевой деятельности для успешного решения
поставленных задач». В качестве системного,
интегрального качества личности, формируемого
в процессе психологической подготовки,
в военной педагогике рассматривается
психологическая устойчивость (А.В. Барабанщиков,
С.Л. Березин, АЛ., Глоточкин А.Д., Л.Ф. Железняк,
В.П. Давыдов, В.Я. Слепов, В.И. Хальзов, В.В.
Шеляг и др.). Термин «психологическая
устойчивость» употребляется как синоним
понятия «морально-психологическая устойчивость»
или «эмоционально-волевая устойчивость».
Эмоционально-волевая устойчивость может рассматриваться как один из важнейших показателей психологической подготовленности сотрудников к профессиональной деятельности. Под ней понимается способность сохранять в сложных условиях благоприятное для успешной работы психическое состояние. Эмоционально-волевая устойчивость проявляется в:
отсутствии у сотрудника
в экстремальных ситуациях
натренированности в безукоризненном выполнении профессиональных действий в психологически сложных условиях;
умении сохранять
неподатливости к психологическому давлению со стороны третьих лиц, пытающихся влиять на строго законное ведение юридических дел;
умении вести напряженную
психологическую борьбу с лицами,
противодействующими
умении владеть собой в психологически напряженных, конфликтных, провоцирующих ситуациях.
В современных условиях деятельности сотрудников органов внутренних дел успех выполняемой ими работы, эффективность совместного труда сотрудников, психологический климат в коллективе в значительной степени зависят от умения регулировать свое поведение, сдерживать чувства, контролировать настроение, считаясь с требованиями ситуации и окружающих.
Сотрудникам органов внутренних дел особенно необходимы четкий самоконтроль, высокое самообладание, способность принимать оперативные решения, управлять служебными операциями, поведением и эмоциями.
Не вызывает сомнения,
что умение путем саморегуляции
снять эмоциональное
Неумение сотрудника регулировать психическое состояние и действия приводят к отрицательным, а зачастую и тяжелым последствиям как для него самого, так и для окружающих. Неумение управлять своим поведением снижает способность социально-психологической адаптации личности к данным условиям среды, является серьезной помехой в реализации ее жизненного потенциала.
На сотрудников органов внутренних дел ежедневно оказывают воздействие различные факторы (зачастую имеющие стрессовый характер), что, в свою очередь, может привести к появлению усталости, переутомления, возникновению различных отрицательных эмоциональны состояний, к расстройствам профессионально-служебной деятельности.
В процессе оперативно-служебной
В этой связи, овладение сотрудниками приемами и методами эмоционально-волевой саморегуляции является весьма актуальной задачей современного дня. Больших успехов в служебной деятельности добиваются те сотрудники, у кого крепче нервы, кто лучше умеет настроиться на борьбу с противником (преступником), кто умеет более рационально распоряжаться не только своими физическими и умственными ресурсами, но и сохранять на оптимальном уровне нервно-психическую активность, проявлять в сложных ситуациях оперативно-служебной деятельности свою волевую активность.
Основной целью эмоционально-
Таким образом, возможность (в определенных пределах) самостоятельно активно изменять процессы, происходящие в собственном организме, и управлять ими имеет важное значение. Путем саморегуляции можно на короткое время применительно к ситуации активизировать или затормозить психические процессы, а также повысить качество подготовки и эффективность выполняемой деятельности. Например, при задержании вооруженного преступника сотрудник может подавить возникающее чувство страха, неуверенности, поднять свой боевой дух, мобилизоваться и т.д. С помощью различных форм саморегуляции можно воздействовать как на познавательные, так и на мотивационные процессы; повышать действенность мотивов и установок (например, при работе с высокими нагрузками, сопровождающимися ощущениями монотонности и сильным утомлением). Это важно для развития боеспособности и твердости духа в деятельности сотрудников органов внутренних дел, когда нельзя ожидать немедленного достижения результата (иногда раскрытие и расследование преступления может затягиваться на недели, месяцы, а то и годы), в ситуациях, субъективно воспринимаемых как рискованные или опасные, а также при мобилизации работоспособности в экстремальных условиях деятельности.
Принципиально психическая
саморегуляция имеет две
Информация о работе Психология процесса и эмоционально выявленная устойчивость сотрудников ОВД