Психология процесса и эмоционально выявленная устойчивость сотрудников ОВД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 13:14, реферат

Краткое описание

Профессиональная деятельность сотрудников органов внутренних дел характеризуется рядом особенностей по сравнению с другими видами профессиональной деятельности. К ним относятся: исключительная социальная значимость решаемых задач; своеобразие целей (уничтожение противника путем применения оружия и боевой техники); влияние мощных средовых факторов - экстремальных условий (особых и сложных), опасности (направленности действия факторов среды на уничтожение субъекта
профессиональной деятельности); внезапности (неожиданных и резких изменений значимой обстановки).

Вложенные файлы: 1 файл

ОТ МАРИНЫ деятельность_сотрудников_овд.doc

— 117.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

  Профессиональная деятельность сотрудников органов внутренних дел характеризуется рядом особенностей по сравнению с другими видами профессиональной деятельности. К ним относятся: исключительная социальная значимость решаемых задач; своеобразие целей (уничтожение противника путем применения оружия и боевой техники); влияние мощных средовых факторов - экстремальных условий (особых и сложных), опасности (направленности действия факторов среды на уничтожение субъекта  
профессиональной деятельности); внезапности (неожиданных и резких изменений значимой обстановки). Исходя из специфики деятельности сотрудников, важности и сложности выполняемых ими задач, к профессиональной подготовке сотрудников традиционно предъявляются чрезвычайно высокие требования.

Многоплановые исследования актуальных проблем в военной психологии и педагогике, в психологии и педагогике правоохранительной системы  позволяют выделить проблему формирования эмоционально-волевой устойчивости у сотрудников как одну из существенных психолого-педагогических задач их профессиональной подготовки. В военной педагогике эмоционально-волевая устойчивость военнослужащего определяется как способность противостоять опасности, выдерживать отрицательное эмоциональное и физическое воздействие на психику субъекта профессиональной деятельности в боевой обстановке. Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что в настоящий момент представления о сущности, структуре, путях формирования эмоционально-волевой устойчивости у сотрудников имеют очень широкий диапазон и, в ряде случаев, противоречивы.

Во-первых, отчетливо прослеживается тенденция рассматривать личность сотрудника с точки зрения профессиональной подготовки к действиям в экстремальных  условиях. По-видимому, это является результатом прямого переноса представлений о путях и методах формирования эмоционально-волевой устойчивости личности из военной педагогики и психологии, где эта проблема стала разрабатываться впервые. При этом остаются без должного внимания, на наш взгляд, особенности повседневной служебной деятельности сотрудников, где к специфическим психологическим факторам профессиональной среды, кроме опасности, относятся и такие, как внезапность, давление со стороны третьих лиц, ненормированная нагрузка и другие.

Во-вторых, служебная деятельность сотрудников имеет сложную содержательную структуру, существенно отличающуюся по психологическим характеристикам в зависимости от видов деятельности и функциональных обязанностей. В связи с этим содержание педагогического процесса формирования эмоционально-волевой устойчивости у сотрудников различных специальностей должно иметь определенные отличия.  
Изменения социальных ценностных ориентации, моральных и ряда правовых норм, усложнение криминогенной обстановки, локальные вооруженные конфликты на территории страны и другие социальные процессы последнего десятилетия, связанные с полной перестройкой государственности, существенно и многопланово сказались, в первую очередь, на психологических характеристиках профессиональной деятельности и личности сотрудника органов внутренних дел. Таким образом, психологические факторы профессиональной среды и деятельности сотрудников органов внутренних дел имеют не только традиционные специфические особенности по сравнению с другими видами профессиональной деятельности, но и особенности, связанные с современной практикой.

 

 

 

 

1. Психология  процесса и эмоционально выявленная  устойчивость сотрудников ОВД.

Понятие «устойчивость» в современных психолого-педагогических исследованиях занимает достаточно прочную позицию. Для описания тех или иных аспектов поведения и деятельности или качеств личности в настоящее время используется по нашим подсчетам 19 терминов: «устойчивость поведения», «устойчивость (профессиональной) деятельности», «устойчивость личности», «психическая устойчивость», «нервно-психическая устойчивость», «психологическая устойчивость», «устойчивость психики», «устойчивость личностных черт», «устойчивость психических свойств», «стрессоустойчивость», «помехоустойчивость», «эмоциональная устойчивость», «волевая устойчивость», «морально-психологическая устойчивость», «устойчивость к нагрузкам», «устойчивость профессиональной направленности», «устойчивость профессиональной мотивации», «социально-психологическая устойчивость» «эмоционально-волевая устойчивость» личности.

Многообразие понятий  и вариантов их трактовки отмечается и в области психологии и педагогики в деятельности сотрудника ОВД. Многоплановые  исследования актуальных проблем психологии и педагогики в деятельности военнослужащих и сотрудников ОВД МВД РФ, проведенные А.В. Барабанщиковым, В.И. Варваровым, А.Г. Шестаковым, Я.Я. Юрченко и другими учеными, позволяют выделить как одну из существенных педагогических задач в системе профессиональной подготовки кадров МВД РФ формирование эмоционально-волевой устойчивости у сотрудника ОВД.  
Система профессиональной подготовки сотрудников ОВД рассматривается нами как многоуровневая образовательная система, включающая в себя педагогические системы различного порядка. Говоря о педагогической системе, мы опираемся на определение системы, данное П. К. Анохиным: «Системой можно назвать только такой комплекс избирательно вовлеченных компонентов, у которых взаимодействие и взаимоотношение приобретают характер взаимодействия компонентов на получение фокусированного полезного результата» , а также на определение педагогической системы, как множества взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям воспитания, образования и обучения подрастающего поколения и взрослых людей, разработанное Н.В. Кузьминой1, (содержащей 5 структурных компонентов: цели обучения, субъект и объект педагогического воздействия, предмет их совместной деятельности, средства педагогической коммуникации). Под образовательной системой МВД РФ понимается комплекс педагогических систем в их нормативно-правовой и административно- организационной интеграции.

Появление термина «эмоционально-волевая  устойчивость личности сотрудника ОВД» связано с развитием представлений  о целях и содержании профессиональной подготовки кадров МВД, источниками которых являются достижения русской военно-педагогической мысли. Воспитание духовно-нравственных начал личности офицера, как мотивирующих и регулирующих его военную деятельность, идея служения Отечеству - основа военно-педагогических взглядов М.И. Драгомирова, П.С. Нахимова, М.И. Кутузова, СО. Макарова, П.А. Румянцева, СО. Суворова. «Самое высокое звание в жизни - быть воином, - говорил П.С. Нахимов, - выше этого только звание русского воина»2. Психологическим содержанием подготовки является «...  
перестройка реакции солдата на возникающие в опасности состояния напряженности, обеспечивающая сохранение регулирующей функции». Педагогическим содержанием психологической подготовки считается «...процесс подготовки личного состава к преодолению трудностей учебной, служебной и боевой деятельности для успешного решения поставленных задач». В качестве системного, интегрального качества личности, формируемого в процессе психологической подготовки, в военной педагогике рассматривается психологическая устойчивость (А.В. Барабанщиков, С.Л. Березин, АЛ., Глоточкин А.Д., Л.Ф. Железняк, В.П. Давыдов, В.Я. Слепов, В.И. Хальзов, В.В. Шеляг и др.). Термин «психологическая устойчивость» употребляется как синоним понятия «морально-психологическая устойчивость» или «эмоционально-волевая устойчивость».

  Эмоционально-волевая устойчивость может рассматриваться как один из важнейших показателей психологической подготовленности сотрудников к профессиональной деятельности. Под ней понимается способность сохранять в сложных условиях благоприятное для успешной работы психическое состояние. Эмоционально-волевая устойчивость проявляется в:

отсутствии у сотрудника в экстремальных ситуациях психологических  реакций, снижающих эффективность  действий и порождающих неточности, промахи, ошибки;

натренированности в  безукоризненном выполнении профессиональных действий в психологически сложных  условиях;

умении сохранять профессиональную бдительность, проявлять разумную настороженность  и внимание к риску, опасности, неожиданностям;

неподатливости к психологическому давлению со стороны третьих лиц, пытающихся влиять на строго законное ведение юридических дел;

умении вести напряженную  психологическую борьбу с лицами, противодействующими предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений;

умении владеть собой в психологически напряженных, конфликтных, провоцирующих ситуациях.

В современных условиях деятельности сотрудников органов  внутренних дел успех выполняемой  ими работы, эффективность совместного  труда сотрудников, психологический  климат в коллективе в значительной степени зависят от умения регулировать свое поведение, сдерживать чувства, контролировать настроение, считаясь с требованиями ситуации и окружающих.

Сотрудникам органов  внутренних дел особенно необходимы четкий самоконтроль, высокое самообладание, способность принимать оперативные решения, управлять служебными операциями, поведением и эмоциями.

Не вызывает сомнения, что умение путем саморегуляции  снять эмоциональное напряжение, подавить чувство страха и неуверенности, сконцентрировать внимание и мобилизовать все силы для выполнения поставленной задачи является чрезвычайно важным качеством сотрудника органов внутренних дел. Частое пребывание в опасных, а иногда и угрожающих жизни, ситуациях требует от этих лиц умения владеть собой, быстро оценивать сложные ситуации и принимать наиболее адекватные решения, что будет способствовать более эффективному выполнению поставленных задач и уменьшению чрезвычайных происшествий и срывов профессиональной деятельности среди личного состава органов внутренних дел.

Неумение сотрудника регулировать психическое состояние  и действия приводят к отрицательным, а зачастую и тяжелым последствиям как для него самого, так и для  окружающих. Неумение управлять своим  поведением снижает способность  социально-психологической адаптации личности к данным условиям среды, является серьезной помехой в реализации ее жизненного потенциала.

На сотрудников органов  внутренних дел ежедневно оказывают  воздействие различные факторы (зачастую имеющие стрессовый характер), что, в свою очередь, может привести к появлению усталости, переутомления, возникновению различных отрицательных эмоциональны состояний, к расстройствам профессионально-служебной деятельности.

В процессе оперативно-служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел очень часто возникают такие ситуации, в которых необходимо регулировать свое состояние. В тех случаях, когда психические и физические нагрузки бывают слишком велики, а сотрудник плохо управляет своим состоянием, возникает чрезмерное психическое напряжение, которое снижает эффективность деятельности и может привести ее к дезорганизации, к существенным ошибкам и промахам в работе. Повторение таких случаев нередко приводит к срывам, потере уверенности в себе, нервной депрессии. Проводимое нами исследование, например, показало, что среди опрошенных сотрудников уголовного розыска 30% предъявляют жалобы на нарушение сна, более 80% опрошенных отмечают у себя один или несколько симптомов проявления невротических состояний, которые проявляются к концу рабочего дня: усталость (70%), снижение внимания (30%), раздражительность (20%), головные боли и головокружения (10%), сонливость и слабость (10%) и т.д.

В этой связи, овладение  сотрудниками приемами и методами эмоционально-волевой  саморегуляции является весьма актуальной задачей современного дня. Больших успехов в служебной деятельности добиваются те сотрудники, у кого крепче нервы, кто лучше умеет настроиться на борьбу с противником (преступником), кто умеет более рационально распоряжаться не только своими физическими и умственными ресурсами, но и сохранять на оптимальном уровне нервно-психическую активность, проявлять в сложных ситуациях оперативно-служебной деятельности свою волевую активность.

Основной целью эмоционально-волевой  саморегуляции является формирование особых психических состояний, способствующих наиболее оптимальному использованию сотрудником своих внутренних возможностей, раскрытию его творческого потенциала, более широкого и эффективного проявления его профессиональных качеств и способностей. Это достигается за счет специальных центрально-мозговых перестроек, в результате чего создается такая интегративная деятельность организма, которая концентрировано и наиболее рационально направляет все его возможности на решение конкретных задач. Для сотрудника органов внутренних дел это, в конечном счете, достижение успеха в раскрытии и расследовании преступления, одержание превосходства в противоборстве с преступником и т.п.

Таким образом, возможность (в определенных пределах) самостоятельно активно изменять процессы, происходящие в собственном организме, и управлять ими имеет важное значение. Путем саморегуляции можно на короткое время применительно к ситуации активизировать или затормозить психические процессы, а также повысить качество подготовки и эффективность выполняемой деятельности. Например, при задержании вооруженного преступника сотрудник может подавить возникающее чувство страха, неуверенности, поднять свой боевой дух, мобилизоваться и т.д. С помощью различных форм саморегуляции можно воздействовать как на познавательные, так и на мотивационные процессы; повышать действенность мотивов и установок (например, при работе с высокими нагрузками, сопровождающимися ощущениями монотонности и сильным утомлением). Это важно для развития боеспособности и твердости духа в деятельности сотрудников органов внутренних дел, когда нельзя ожидать немедленного достижения результата (иногда раскрытие и расследование преступления может затягиваться на недели, месяцы, а то и годы), в ситуациях, субъективно воспринимаемых как рискованные или опасные, а также при мобилизации работоспособности в экстремальных условиях деятельности.

Принципиально психическая  саморегуляция имеет две целевые  установки: с одной стороны, создание максимально благоприятных психологических  предпосылок для успешного выполнения служебной деятельности, с другой - облегчение перехода к отдыху. При этом следует различать применение простых психорегуляторных приемов, найденных самим сотрудником в результате большого опыта ("наивная" психорегуляция), и овладение научно обоснованными тренировочными методами. Под овладением психорегуляторными тренировочными методами подразумевается, как правило, целенаправленное изменение автономных процессов, т.е. произвольно не управляемых обычными средствами. Желательный эффект достигается только путем планомерно повторяемой тренировки.

Информация о работе Психология процесса и эмоционально выявленная устойчивость сотрудников ОВД