Психология процесса и эмоционально выявленная устойчивость сотрудников ОВД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 13:14, реферат

Краткое описание

Профессиональная деятельность сотрудников органов внутренних дел характеризуется рядом особенностей по сравнению с другими видами профессиональной деятельности. К ним относятся: исключительная социальная значимость решаемых задач; своеобразие целей (уничтожение противника путем применения оружия и боевой техники); влияние мощных средовых факторов - экстремальных условий (особых и сложных), опасности (направленности действия факторов среды на уничтожение субъекта
профессиональной деятельности); внезапности (неожиданных и резких изменений значимой обстановки).

Вложенные файлы: 1 файл

ОТ МАРИНЫ деятельность_сотрудников_овд.doc

— 117.50 Кб (Скачать файл)

Развитие положительных  эмоционально-волевых качеств личности, обучение сотрудников приемам саморегуляции и самоуправления. Формирование психологической устойчивости и умения владеть собой в напряженных ситуациях предполагает выработку у сотрудников определенных эмоционально-волевых качеств личности, таких как ответственность, стойкость к неудачам, склонность и устойчивость к риску, самообладание, выдержка и т.д. Сотрудник должен владеть приемами самоконтроля поведения, управлять своим поведением и эмоциями. В процессе занятий и тренировок сотрудники должны овладеть приемами саморегуляции, снятия нервного напряжения, активизации внутренних ресурсов на выполнение поставленной задачи.

Формирование волевой  активности и навыков волевых  действий. В практической деятельности сотрудникам органов внутренних дел приходится сталкиваться с различными трудностями, препятствиями, которые затрудняют качественное выполнение работы, а порой и препятствуют достижению поставленной цели. В этих ситуациях им приходится проявлять волевую активность, побуждающую их на преодоление этих трудностей и препятствий. Развитию навыков волевых действий способствует включение в процесс занятий определенных элементов, помех, препятствующих реализации поставленной задачи. Опыт волевой активности, накопленный в процессе таких тренировок, будет влиять на развитие воли, волевых качеств личности.

Подготовка к психическим  перегрузкам в работе. Деятельность сотрудников органов внутренних дел характеризуется также тем, что воздействующие на них различные  факторы, зачастую носят стрессовый характер, приводят к чрезмерным нагрузкам и перегрузкам нервной системы. Это в свою очередь сказывается на эффективности осуществляемой ими деятельности. Поэтому необходимо, чтобы сотрудники были ознакомлены с основными закономерностями протекания этих процессов и приемами (в частности, приемами психорегулирующей тренировки), которые позволяют в короткое время восстановить работоспособность и снять излишнее психическое напряжение.

2.Деятельность и особое поведение сотрудников ОВД

Проводящиеся в стране политические, экономические реформы ведут к процессу изменений в социальной жизни общества и государства, способствуют переоценке гражданами нравственных и духовных ценностей. Складывающаяся в связи с этим принципиально новая социально-правовая ситуация объективно востребовала новых научных и практических подходов к оптимальному вовлечению в этот процесс всех членов общества, его социальных институтов и организаций, поиску наиболее эффективных приемов и способов гармонизации интересов человека с целями и задачами реформы.

Эта проблема коснулась и органов внутренних дел, как одного из важных элементов в системе общественно-правовых отношений. Исходными противоречиями здесь выступают противоречия между объективными общественными ожиданиями от данной социальной организации и реальными возможностями по их реализации, между набирающими силу и общественное одобрение декларируемыми государством социальными ценностями, в основу которых положен принцип «приоритета личного интереса человека над государственным» и старой системой осуществления правоохранительных задач, основанной на совершенно обратных принципиальных установках. Их информирование в ходе проведения реформ с неизбежностью привело к огромному числу социальных проблем, переживаемых сегодня органами внутренних дел, его структурными подразделениями.

Одним из перспективных  направлений в решении этой проблемы является дальнейшее развитие научного социального знания о совокупности приемов, методов и воздействий, применяемых органами внутренних дел  для достижения поставленных целей, которые не получили достаточно научной и теоретической проработки. Психотехнологии относятся к одним из инновационных средств оптимизации практической деятельности органов внутренних дел.

В современной России сложилось острое противоречие между потребностью общества в квалифицированных кадрах сотрудников органов внутренних дел (ОВД) и имеющимися недостатками системы подготовки специалистов в вузах МВД России. Рост преступности в современных социально-экономических условиях заставляет учитывать изменяющиеся индивидуальные потребности, мотивы и цели совершения преступлений. В связи с этим в процессе подготовки специалистов возникает необходимость формирования у обучающихся тенденции к саморазвитию индивидуальности, которая является предпосылкой формирования мотивации профессионального становления сотрудников ОВД. Осознание собственной мотивации способствует распознанию мотивации преступника, что, в свою очередь, увеличивает вероятность повышения эффективности деятельности сотрудников органов внутренних дел.

В настоящее время высшие учебные заведения МВД России перестраивают процесс профессиональной подготовки специалистов высшей квалификации для органов внутренних дел и внутренних войск в соответствии с внедряемой в России многоуровневой системой высшего профессионального образования. Однако решение организационных и управленческих задач в вузах осуществляется на основе прежних моделей обучения с использованием традиционных методик, чаще всего не способствующих актуализации именно мотивации профессионального становления, являющейся предпосылкой успешности формирования профессиональной компетентности сотрудников ОВД.

в изменившихся социально-экономических  условиях в деятельности органов  внутренних дел возрастает потребность  в теоретическом обосновании  содержания и методов реализации воспитательной функции руководителей. По данной теме отсутствуют научные исследования на уровне докторских диссертаций.  
Практическая актуальность исследования состоит в обеспечении разработки конкретных рекомендаций по организации и проведению воспитания личного состава органов внутренних дел в новых социально-экономических условиях.  

Деятельность руководителей  органов внутренних дел, направленная на организацию выполнения подчиненными ему сотрудниками своих профессиональных задач, связана с реализацией большого объема педагогических функций (профессиональная подготовка личного состава, воспитание необходимых профессиональных качеств у сотрудников, забота о службе и быте подчиненных, формирование служебных и внеслужебных отношений в коллективе и др.).

В условиях современной  социальной, правовой, экономической, психологической действительности воспитательно-управленческая деятельность все в большей мере становится фактором повышения эффективности  работы ОВД. Современные условия  требуют новых подходов к воспитанию сотрудников ОВД. Основными из них являются: повышение психолого-педагогической составляющей в деятельности и подготовке руководителей ОВД; разработка концептуальных и технологических основ воспитания личного состава ОВД в современный период.  
Сложившаяся система воспитания и профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел может и должна выполнять стоящие перед ней задачи при условии: изменения психолого-педагогической установки руководителей на объекты воспитательных воздействий и понимания сущности управленческой деятельности как создания психолого-педагогических условий для развития и самосовершенствования личности сотрудника; внедрение принципа педагогики, теории воспитания в специфических условиях деятельности органов внутренних дел (изменившаяся социальная среда, изменившийся статус объекта и субъекта воспитания и др.); учета влияния общественного мнения населения, роли коллективов сотрудников, передового педагогического опыта, накопленного в органах внутренних дел и перенесенного из социально-педагогической практики.

Деятельность руководителей  ОВД будет эффективной, если она  будет основана на разработках педагогической науки и в ней будут реализованы  концептуальные и технологические  основы воспитания личного состава ОВД.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Анохин ПК. Теория функциональной системы.//Успехи физиологических наук. 1970. Т. 1. № 1. Стр. 33.
  2. Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступника и расследования преступлений
  3. Еникеев М.И. Структура и система категорий юридической психологии
  4. Исаков И.С. Избранные труды. М., 1984. Стр. 42.
  5. Олейник А.М. Основы конфликтологии. Психологические средства деятельности сотрудников органов внутренних дел в ситуации конфликтов.
  6. Прикладная юридическая психология. Под ред. А.М.Столяренко. - Лучшее учебное пособие по юридической психологии, написанное лучшими специалистами в этой области.
  7. Шиханцов Г.Г.  Юридическая психология.

1 Анохин ПК. Теория функциональной системы.//Успехи физиологических наук. 1970. Т. 1. № 1. Стр. 33.

2 Исаков И.С. Избранные труды. М., 1984. Стр. 42.




Информация о работе Психология процесса и эмоционально выявленная устойчивость сотрудников ОВД