Психология религии как область научного знания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 15:02, реферат

Краткое описание

Цель настоящей работы состоит в том, чтобы рассмотреть психологию религии как область научного познания, исследования.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Систематизировать и обобщить научные подходы к данной проблеме.
2. Исследовать религию как психологический феномен.
3. На основании теоретического анализа выявить место психологии религии в системе научного знания.

Содержание

Введение
1. Современная структура исследований. Деление по предмету и методу
1.1 Научное исследование: структура, этапы и уровни
1.2 Религия как психологический феномен
1.3 Психология религии как область научного познания
2. Метод опроса в исследованиях религиозности в России
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

СРС1 Молдыбаева.docx

— 62.77 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и  науки Республики Казахстан

Казахский Национальный университет  им. Аль-Фараби

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СРС № 1

Реферат на тему: «Психология религии как область научного знания»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Молдыбаева Елена 3 курс психология

Проверила: Кунанбаева М. Н.

 

 

 

 

 

Алматы 2013 
Оглавление

 

Введение

1. Современная  структура исследований. Деление  по предмету и методу

1.1 Научное  исследование: структура, этапы и  уровни

1.2 Религия  как психологический феномен

1.3 Психология  религии как область научного  познания

2. Метод опроса  в исследованиях религиозности  в России

Заключение

Список используемой литературы

 

 

Введение

 

Психология  религии является одной из самых  молодых прикладных отраслей социальной психологии. Предмет и методологические основы психологии религии можно понять, лишь определив ее место в системе научного знания. Как наука она складывалась на стыке философии, социологии, общей психологии, всеобщей истории, лингвистики, этнологии и ряда других наук. В СССР психология религии разрабатывалась преимущественно философами в рамках истории и теории религии и атеизма (т.е. научного атеизма). В настоящее время психология религии занимает междисциплинарный статус. С одной стороны, она разрабатывается как отрасль социальной психологии, а с другой – как раздел комплексной относительно самостоятельной науки – религиоведения. Актуальные проблемы религиозной психологии исследуются также социологами, философами, этнографами и другими учеными в рамках своих наук.

Проблемами  изучения изменения и трансформации  религии, а также её интеграции в  различные сферы человеческой деятельности в разное время занимались многие ученые. Психологический подход к изучению религии оформляется в самостоятельную дисциплину к концу XIX в., в первую очередь, благодаря работам американца У.Джеймса и немца В.Вундта, а затем и З.Фрейда. Ее предмет составляли индивидуальные чувства, связанные с религией (религиозный опыт индивида), и «религиозное общение», обретение веры или переход из одной веры в другую, воздействие религиозной веры на поведение индивидов или групп людей. Религия рассматривается как стержень, основа внутренней духовной жизни личности, а затем и как средство групповой и социальной интеграции (социальная психология).В первой половине XX в. сложились три подхода к объяснению человеческого поведения (в частности религиозного): один из них сводил все к врожденным инстинктам; другой - утверждал, что врожденных стимулов не существует и человеческое поведение является результатом социальных условий; наконец, третий подход был представлен психоанализом, идущим от работ З.Фрейда. Сторонником первого подхода был У.Джеймс в работе «Многообразие религиозного опыта» утверждал, что религия имеет эмоциональную, а не интеллектуальную природу. Религиозность является результатом особенностей психики того или иного человека, корни религии лежат в области индивидуальных чувств и настроений.

Психология  религии стремится решить следующие задачи:

- описать  исследуемые объекты, под которыми  могут подразумеваться как всеобщая  религиозная практика (например, традиционные  ритуальные церемонии), так и индивидуальные  переживания, воззрения и поведение;

- объяснить  на языке психологии происхождение  таких феноменов;

- выяснить  влияние этих феноменов на  жизнь людей и всего общества.

Однако многие области религии и в настоящее время остаются неисследованными психологией. Хотя религия играют большую роль в жизни многих людей, остаётся невыясненным, почему в одних случаях они ведут к положительным результатам, а в других — к отрицательным. Этим и обусловлена необходимость исследования того, каким образом и в каком направлении религия оказывает влияние на жизнь людей. Таким образом, тема «Современная структура исследований. Деление по предмету и методу» в изучении предмета «Психология религий» по-прежнему является достаточно актуальной.

Цель настоящей работы состоит в том, чтобы рассмотреть психологию религии как область научного познания, исследования.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1. Систематизировать и обобщить научные подходы к данной проблеме.

2. Исследовать  религию как психологический  феномен.

3. На основании  теоретического анализа выявить место психологии религии в системе научного знания.

Методологической  основой является анализ теоретической базы взаимоотношений религии и общества, что позволяет осуществить разностороннее изучение объекта, предмета и методов исследования психологии религии.

1. Современная структура исследований. Деление по предмету и методу

 

Предмет и  методологические основы психологии религии  можно понять, лишь определив ее место в системе научного знания. Сложность систематизации знаний в такой области, как психология религии, связана прежде всего с тем, что она является структурным подразделением двух наук — психологии и религии. Психология религии представляет собой применение психологических исследовательских методов и интерпретационных моделей к различным религиозным традициям, формам духовности, а также к религиозным и нерелигиозным индивидуумам. Данная наука стремится точно описать детали и происхождение религиозных верований и религиозного поведения, а также связанные с ними обычаи.

В то же время  понимание современного этапа развития этой дисциплины с его стремлением  к интеграции невозможно без ее научного исследования. Именно исследование является способом научной деятельности, обеспечивающим получение новых знаний. Поэтому, прежде всего, необходимо рассмотреть структуру научно-исследовательской деятельности: из каких компонентов она состоит, какова её динамика и уровни?

1.1 Научное исследование: структура, этапы и уровни

 

К структурным  компонентам научно-исследовательской  деятельности относятся субъект, объект и средства. В этом случае гносеологическая система «субъект-объект» конкретизируется как «исследователь - средства исследования - объект исследования».

Субъект научной  деятельности функционирует в современном  обществе на трех взаимодействующих  уровнях. На первом из них субъект  выступает как индивид – исследователь, ученый, научный труд которого не обязательно  носит совместный характер, но всегда является всеобщим трудом, так как  он обусловливается частью кооперацией  современников, частью использованием труда предшественников. Таким образом, ученый – это не абстрактный индивид, но «продукт» социально-исторического  развития; его индивидуальная творческая деятельность, будучи достаточно автономной, в то же время всегда социально детерминирована. На втором уровне субъектом научного познания выступает коллектив, научное сообщество, в котором осуществляется интеграция многих умов, т.е. он действует как «совокупный ученый» (лаборатория, институт, академия и др.). Наконец, на третьем уровне субъектом научного познания оказывается общество в целом, на первый план здесь выдвигается проблема социальной организации науки и ее особенности в различных социально-экономических структурах. Таким образом, вычленение уровней позволяет отразить объективную диалектику индивидуального и коллективного в субъекте научного познания. Каждый из этих уровней представлен в науке по-своему.

Объект научной  деятельности становится таковым лишь вследствие активной материально-практической и теоретической деятельности исследователя. Фрагмент реальности, став объектом познания, подвергается, прежде всего, предметно-орудийному воздействию, например в ходе физического  эксперимента, а для того чтобы  он стал объектом теоретического мышления, его «превращают» в идеальный  объект путем представления через  сеть научных понятий, специально созданную  систему научных абстракций.

Отсюда возникает  необходимость введения понятия  «предмет науки», которое фиксирует  признаки объекта познания, необходимые  для его познания в ходе активной познавательной деятельности, в целом  общественно-исторической практики субъекта. Один и тот же объект познания может  стать основой для формирования предмета ряда наук, например, человек стал предметом исследования нескольких сотен наук, естественных и социально-гуманитарных, то же можно сказать и о таких объектах, как язык, наука, техника и т.д. В дальнейшем может возникнуть необходимость создания общей теории данного объекта, что возможно лишь на основе объединения данных разных наук путем применения принципов системного подхода и ведет к созданию новой научной дисциплины. Так было, и в случае психологии религий.

Средства  научной деятельности включают материально-технические  приборы, инструменты, установки и  т. д., а также различного рода знаковые средства, в первую очередь язык – специальный научный и естественный. К средствам должны быть отнесены и методы получения, проверки, обоснования  и построения знания, которые, как  и язык, выделены в самостоятельный  фактор в силу их специфики и особой значимости в научно-познавательной деятельности. Следует особо отметить принципиальное изменение всех средств  научной деятельности в связи  с происходящим техническим перевооружением  науки информационной техникой, радикальным  совершенствованием технических средств  в области общественного обмена информацией. Принципиальными моментами  становятся наличие персональных компьютеров  и Интернета, подключающих исследователя  не только к базам данных, но и  к экспертным системам для консультаций; возможность интегрировать национальные и международные информационные базы данных и обеспечить принципиально  новый уровень знаний в различных  областях.

Рассмотренные компоненты научной деятельности раскрывают ее статическую структуру, тогда  как анализ структуры деятельности в динамике предполагает вычленение основных этапов научного исследования. В самом обобщенном виде можно  выделить следующие этапы:

- постановку  проблемы, вычленение объекта и  предмета исследования; эксперимент; 

- описание  и объяснение фактов, полученных  в эксперименте, – создание гипотезы (теории);

- предсказание  и проверка полученного знания.

Очевидно, что  этапы исследования варьируются  в зависимости от специфики науки  исследования. Для структурного разграничения  целостной системы научного знания и познавательной деятельности в  методологии существуют понятия  эмпирического и теоретического уровней. Рассмотрим эти понятия. Эмпирическое не сводится к обыденно-практическому знанию, так как является уровнем специализированного научного познания, предполагающего, в отличие от обыденного, целенаправленную систематизированную деятельность на основе специальных методов и системы понятий. По этой же причине нельзя всякую умственную деятельность считать теоретической. Неправомерно также отождествлять эмпирическое и теоретическое с чувственным и логическим. Как стороны единого процесса, чувственное и логическое характеризуют любое познание, непосредственное отношение субъекта к объекту, особенности индивидуальной познавательной деятельности. Деление на чувственность и мышление опирается на данные физиологии высшей нервной деятельности и психологии, тогда как деление на эмпирическое и теоретическое отвлекается от процессов такого рода, относится к научному познанию и классифицирует методы и формы знания, типы исследований. Наконец, что особенно важно подчеркнуть, чувственное и логическое представлено и определенным образом сочетается как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях научного познания.

Эмпирический  и теоретический уровни различаются, во-первых, по способам и методам  деятельности. В основе эмпирического  уровня лежит предметно-орудийная, научно-практическая деятельность, благодаря  которой обеспечивается накопление и первичное обобщение исходного  познавательного материала; в основе теоретического уровня – абстрактно-теоретическая  деятельность по созданию идеальных  моделей и построению различных  систем знаний. Во-вторых, уровни научного знания различаются по характеру  и формам знания: на эмпирическом уровне формируются фактуальное знание, эмпирические обобщения, непосредственно отражающие свойства и отношения явлений действительности в единстве существенного и несущественного; на теоретическом уровне в логически организованной форме теоретического знания отражаются существенные характеристики явлений, их закономерности.

Относительность деления научного познания на уровни проявляется в том, что они  находятся в тесной взаимосвязи, взаимозависимости. Ни один вид эмпирического  исследования невозможен без теоретических  предпосылок, которые представляют своего рода исходный «концептуальный  каркас», систему понятий и принципов, воспроизводящую определенные представления  о предмете исследования. Эта система  координат выступает как предпосылка  и ориентир эмпирического исследования. Ни одна отрасль знания не является бес пред посылочной относительно исходных концептуальных представлений о своем предмете. Точно также любая теория, сколь ни была бы она абстрактной, в конечном счете, опирается, как известно, на практику, на эмпирические данные, что не требует особого доказательства.

Противопоставление  эмпирического и теоретического относительно, является видом абстракции, результатом методологической конструктивной деятельности, позволяющей структурировать  «по этажам» виды деятельности и  формы знания. При этом всегда имеется  в виду глубокая внутренняя связь, реально  существующая между единичным и  общим, явлением и сущностью, эмпирическими  фактами и их теоретическим объяснением, что делает возможным эмпирическое, практическое подтверждение теории. Соответственно, необходимо иметь в  виду, что абстракции эмпирического  и теоретического уровней достаточно приблизительны и не отражают в полной мере структурные компоненты реального  знания. Так, деление на «уровни», по существу, не учитывает такую важную составляющую научного познания, как  философско-мировоззренческие предпосылки  и основания, через которые, в  конечном счете, проявляется социально-культурная обусловленность всего познавательного  процесса. Каждый из уровней характеризуется  своим набором методов и форм знания, вместе с тем ряд методов  применяются и на том и на другом уровнях.

Информация о работе Психология религии как область научного знания