Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 15:02, реферат
Цель настоящей работы состоит в том, чтобы рассмотреть психологию религии как область научного познания, исследования.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Систематизировать и обобщить научные подходы к данной проблеме.
2. Исследовать религию как психологический феномен.
3. На основании теоретического анализа выявить место психологии религии в системе научного знания.
Введение
1. Современная структура исследований. Деление по предмету и методу
1.1 Научное исследование: структура, этапы и уровни
1.2 Религия как психологический феномен
1.3 Психология религии как область научного познания
2. Метод опроса в исследованиях религиозности в России
Заключение
Список используемой литературы
Специфика научной деятельности в значительной мере определяется общенаучными и специальными методами исследования. Метод познания – это искусственная, не существующая в природе система правил и операций, которые, однако, обусловлены объективными свойствами познавательной системы «субъект – объект». Метод не есть нечто внешнее по отношению к субъекту или нечто, стоящее между субъектом и объектом, он включен в содержание понятия «субъект познания», выступает как его свойство, возникает и развивается в результате творческой, активной деятельности субъекта по преобразованию и познанию мира. Являясь открытой системой, метод постоянно развивается вслед за развитием производственной и информационной техники, в зависимости от постановки новых проблем и задач. научное исследование религия опрос
Формы и методы
познавательной деятельности, вырабатываемые
субъектом познания, не только не исключают
возможность получения
Определение
метода научного исследования должно
отражать как роль метода в системе
субъектно-объектных отношений, адекватность
его объекту исследования, так
и механизмы достижения соответствия
метода объективным законам, а также
предусматриваемые им операции. Применение
тех или иных методов в научном
исследовании носит не случайный
характер, но всегда обоснован как
с точки зрения предмета исследования,
так и в контексте философско-
Методологический анализ процесса научного познания позволяет выделить два типа приёмов и методов исследования: во-первых, приёмы и методы, присущие человеческому познанию в целом, на базе которых строится как научное, так и обыденное познание. К ним можно отнести анализ и синтез, индукцию и дедукцию, абстрагирование и обобщение и др.; во-вторых, существуют особые приёмы и методы, характерные только для научного познания, – научные методы исследования. Они, в свою очередь, подразделяются на две основные группы: методы построения эмпирического знания и методы построения теоретического знания.
Человек в своем религиозном поведении, мышлении и чувствах является предметом изучения психологии религии. Религия представляет собой не только социальный, но и психологический феномен, а потому должна быть рассмотрена в ее отношении к внутреннему миру человека, с теми процессами, которые происходят в человеческой душе. Это и есть предмет психологии религии. Религия является предметом психологического анализа в той мере, в какой речь идет о переживаниях индивида или группы людей, в какой мере и каким образом влияет на них религия, каков их религиозный опыт. Религия рассматривается психологией как переживания индивида, как фактор, способный влиять на переживания и через них на действия индивида или группы людей. Основными вопросами, на которые стремится найти ответ психология религии, являются проблемы связи размышлений о Боге, выраженных в понятиях, с переживаниями, не поддающимися выражению на языке интеллекта и абстракций, а также проблемы различения религиозных переживаний от переживаний, вызванных музыкой, танцами, наркотиками. Можно назвать два основных подхода к решению обозначенных проблем.
Теологический подход заключается в том, что религиозные переживания — это переживания особого предмета, которые не сводятся к человеческим эмоциям. Науке психологии в этом случае остается мало места, поскольку приходится только констатировать притязания или убежденность верующего в том, что он живет вместе с «живым» Богом. Но научная психология может заниматься только тем, что переводимо на язык науки, тем, что составляет содержание психической жизни «имеющих религию людей». Поэтому другой подход состоит в том, что психология изучает не связь с Богом, а веру человека в сверхъестественные силы (т.е. не то, что кажется верующему человеку реальностью, а саму реальность). Психологический анализ религиозных верований состоит в том, что исследователь «выносит за скобки» вопрос об их истинности, оставляя его философии и теологии. При том, что психология религии изучает человека, она учитывает то, что сама религия остается социальным феноменом и не сводится к субъективному и психическому: индивидуальный религиозный опыт всегда опосредован для индивида — социально или исторически — той или иной традицией. То, что индивидом понимается и обозначается как религиозное, зависит от того понимания религии, которое существует в общественном сознании.
Психология религии изучает субъективную сторону религии:
1) религиозность индивида в его социальных связях, прежде всего в функциональных.
Религиозная
вера в отличие от суждений науки
не требует обоснования, доказательства,
проверки и подтверждения посредством
соотнесения с реальной действительностью.
Она поддерживается силой традиции
и «социальным соглашением». В
психологии вера рассматривается «
Религиозная
вера как психологический феномен
существует в виде религиозных верований,
которые не обязательно связаны
с «религиозными знаниями», но обязательно
— с внутренней уверенностью в
приобщении к «тайне». Такая вера
является переживанием, которому в
отличие от интеллектуального акта
логика и доказательства не нужны. Психологически
верования отличаются от знаний тем,
что они «сопротивляются» ясному
и четкому отделению
2)мотивы и установки, обусловливающие религиозные представления; состояние сознания. Между церковным учением, «религиозным знанием» и непосредственной религиозностью, переживанием чувства соприкосновения с Богом стоит религиозный опыт: медитация, экстаз, мистические видения. Любой религиозный опыт можно описать, опираясь на три основных элемента:
- мировоззрение, чувства, представления и отношения с внешним миром индивидуума, переживающего опыт;
- раскрываемый в данном опыте объект религиозного поклонения;
- социальные формы религиозного опыта, определяемые тем, что личность стремится сделать свой опыт достоянием других людей.
Понятие религиозного
опыта охватывает все многообразие
его индивидуальных проявлений, в
том числе и чувство
3)религиозное поведение и действия; религиозные отношения (внутри общины, с внешним миром). При изучении религиозного поведения имеют в виду такие внешние проявления, как частота посещения церкви, регулярность соблюдения религиозных ритуалов, следование моральным предписаниям, чтение священных книг. Речь в данном случае идет именно о поведенческих аспектах религиозности, а не о влиянии религии на деятельность человека в различных сферах его жизни. Таким образом, с середины прошлого века благодаря исследованиям мифа, социологии и психологии религии, ее сравнительно-историческому анализу формируется представление о религии как о психологическом феномене. Оказалось, что и религия поддается научному описанию и объяснению. Психологический анализ религиозности включает в себя изучение: во-первых, психических мотивов и установок, обусловливающих специфически религиозные представления, состояния сознания (вера, догма, исповедание); во-вторых, религиозное поведение и действия (молитва, медитация, ритуалы и т. д.); в-третьих, религиозные отношения (внутри общины, с внешним миром).
Как уже было отмечено, психология религии ориентирована на изучение религиозного человека и те проявления, которые выражают его религиозную сущность (особенности религиозного сознания, структуру, функции и типы религиозности, специфику религиозного опыта, религиозных чувств, религиозной веры, религиозное развитие человека, также социально-психологические факторы веры, психологические аспекты жизни религиозных общин, религиозных культов и многое другое). С одной стороны, такой предмет изучения предполагает необходимость взаимосвязи со многими науками, а с другой стороны, уточнение специфики предмета психологии религии.
Сегодня, наряду
с общей психологией, успешно
развиваются научные
Возникает вопрос: на каком уровне психологического исследования, и с помощью, какой науки, можно выявить психологические особенности верующих? На уровне физиологии выявить психологические особенности религиозных людей проблематично, то, возможно, это можно сделать на уровне общей психологии, с помощью ее средств и методов исследования психики?
Ответить на этот вопрос позволит краткий анализ двух особенностей общей психологии, которые имеют важное значение для определения предмета психологии религии. Первая особенность состоит в том, что общая психология изучает человеческую психику в основном процессуально, функционально, а не содержательно. Это значит, что общую психологию интересуют общие законы функционирования психических процессов: мышления, восприятия, эмоций, воли и т. д. Происходит абстрагирование от вопроса о том, каково содержание человеческих мыслей или восприятия, какова направленность чувств или воли личности. Вторая особенность общей психологии заключается в том, что она рассматривает последнюю в ее общих чертах и закономерностях, свойственных людям любой эпохи, принадлежащим к любому классу, социальной группе и т. п. Она не изучает те или иные социальные типы личности, особенности психики каждого из этих типов, взаимодействие личности с социальной группой. А верующие представляют собой особый социальный тип личности, который может быть понят лишь в его социальном контексте, т.е. исходя из анализа определенной эпохи, социальной микро- и макросреды, роли и места верующего в религиозной общине, психологического воздействия на него единоверцев. Все это говорит о том, что психологические особенности верующих нельзя выявить на основе общепсихологического исследования.
Предмет психологии религии представляет собой изучение психологических закономерностей возникновения, развития и функционирования религиозных явлений индивидуальной, групповой и общественной психологии (потребностей, чувств, настроений, традиций), содержание, структуру, направленность этих явлений, их место и роль в религиозном комплексе и влияние на вне религиозные сферы жизнедеятельности индивида, группы, общества.
По мнению известного отечественного исследователя психологии религии Д.М. Угриновича, предмет психологии религии в самом общем виде можно определить «как изучение психологических особенностей религиозных людей, отличающих их от людей нерелигиозных и реализующихся в их поведении». Общее представление о предметном поле психологии религии представляет собой совокупность следующих моментов:
1) учение
о психологических основах
2) совокупность
положений, раскрывающих
3) изучение
многообразия религиозно-
4) анализ
психологических аспектов
5) методика
психологических исследований
Психология религии представляет особую отрасль знаний в ряду дисциплин, изучающих религию. Дело в том, что подавляющее большинство концепций, интерпретирующих религию, носит социологический характер. Это действительно важно и необходимо для исследований религии. Но психология представляет собой ту перспективу изучения религии, которая позволяет по-новому определить сущность последней. Такой подход представлен в литературе отечественным исследователем Е.А. Торчиновым, который достаточно своеобразно и оригинально обозначает предмет психологии религии. Это не значит, что выше обозначенные предмет и предметное поле психологии религии неверны, а значит, что в рамках психологии религии формируется новый подход в понимании предмета этой дисциплины, который, если так можно выразиться, обозначает «чисто психологическую природу» религии.
Как полагает Е.А. Торчинов, все основные направления религиоведения, сложившиеся на Западе в течение последнего столетия, являются социологическими. Это справедливо и относительно веберианской школы, тем более что именно М. Вебер считается основоположником социологии религии как одной из важнейших религиоведческих дисциплин.
В еще большей степени это верно относительно концепции Э.Дюркгейма, которая настаивает на чрезвычайно жесткой социальной детерминации всех явлений духовной культуры.
Информация о работе Психология религии как область научного знания