Психология сноведений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 18:11, реферат

Краткое описание

Психология относит сны к области бессознательного (области скрытых желаний, влечений, страхов и тревог). Трактовать сны пытались с древних времен. Считалось, что во сне человек имеет возможность контактировать с загробным миром, с душами усопших. И действительно, часто люди во сне разговаривают с умершими близкими. Но как психотерапевтический прием трактовку сновидений развил Фрейд, рассматривая сны, как подавленные влечения. О трактовке сновидений по Фрейду будет сказано ниже.

Содержание

Введение
Структура и физиология сновидений
Функции сновидений
Типология сновидений
Смысл сновидений по Фрейду
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

реферат психология.docx

— 49.24 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки РФ

Московский государственный  открытый

Социально-гуманитарный институт 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Психология»

студентки 1 курса отделения

филологического факультета

Кузнецовой  Валерии Витальевны

На  тему:

«ПСИХОЛОГИЯ СНОВИДЕНИЙ» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Коломна

2012

Содержание:

 
Введение
 

Структура и физиология сновидений 

Функции сновидений 

Типология сновидений 

Смысл сновидений по Фрейду 

Заключение 

Список литературы

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 

Люди спят примерно треть своей жизни. Что же такое  сон? Сон — естественный физиологический  процесс пребывания в состоянии  с максимальным уровнем мозговой деятельности и пониженной реакцией на окружающий мир, присущий млекопитающим, птицам, рыбам и некоторым другим животным, в том числе насекомым.

Психология относит  сны к области бессознательного (области скрытых желаний, влечений, страхов и тревог). Трактовать сны пытались с древних времен. Считалось, что во сне человек имеет возможность контактировать с загробным миром, с душами усопших. И действительно, часто люди во сне разговаривают с умершими близкими. Но как психотерапевтический прием трактовку сновидений развил Фрейд, рассматривая сны, как подавленные влечения. О трактовке сновидений по Фрейду будет сказано ниже.

Сновидения, как психический  феномен, являются достаточно слабо  изученным объектом. Сложности возникают  из-за малодоступности и, порой, невозможности  изучения явлений, а также трудностей с постановками опытов, лабораторных исследований, с сильно различающимися мнениями ученых. Последнее возникает  из-за многообразия мировоззрений, научных  концепций, философий, которых придерживаются разные ученые.

Сновидения имеют  много общего с такими психическими явлениями, как галлюцинации, иллюзии, видения, воображение, фантазии, гипнотические, онейроидные1 и другие изменённые состояния сознания. А это позволяет предположить существование некого единого механизма возникновения подобных феноменов. Очевидно то, что сновидения связаны с работой и проявлением и сознания, и психики человека в целом.

Современные научные  теории совсем не проливают дополнительный свет на проблематику природы сновидений. Единой, всеобщей, стройной, общепризнанной концепции снов до сих пор не существует (как не существует, впрочем, и единой психологической теории личности и  сознания)! И поэтому проблема научных  подходов к изучению сновидений, а  равно создание соответствующей  модели сознания остаётся открытой.

Научный интерес  к сновидениям (историческая справка).

Донаучный период интереса связан с суевериями, приметами, языческими и религиозными культами, верой в духов, божественные откровения и сообщения умерших предков с "того света". Исследования древних цивилизаций (их мифов, культов, легенд) позволяют свести весь коллективный опыт в одну концепцию - в сновидениях душа человека покидает тело и путешествует в неком нематериальном пространстве. Она может встречаться с душами других людей, а также получать информацию и принимать опыт от умерших предков, героев и духов.

На пике развития мировых религий сновидения стали  толковаться в соответствии с  религиозным складом того или  иного общества. Сменились лишь формы  и названия: во сне душа по-прежнему путешествует, но пришедшие в сновидение духи именуются бесами (в христианстве) или асурами (в буддизме). Значительный акцент делается на откровения Бога (или  соблазнение демонами). Согласно религиозному описанию, во сне возможно и явление  умершего святого, который передаст некую тайную информацию, откроет спящему будущее, окажет помощь, сообщит о нахождении некого старинного культового предмета (иконы) и пр.

Философы эпохи  Просвещения в рамках растущего  научного материалистического мировоззрения  пытались давать сновидениям свою характеристику: Т. Гоббс видел во снах фантомы  прошлых ощущений, обратную сторону  человеческого воображения; Р. Декарт считал, что это результат деятельности органов чувств спящего, отвечающие его желаниям. Впрочем, серия вещих снов подвела его к мысли, что в них спрятана более сокровенная тайна; И. Кант, как и Вольтер, был сторонником того, что сновидения - это бессмысленный предрассудок и следствие расстроенного пищеварения.

К началу двадцатого века наряду с открытиями в области  электричества, с развитием естествознания, биологии, физиологии формировались  физиологические модели сновидений. Величайшие открытия И.М. Сеченова и  И.П. Павлова в России поставили  понимание сновидений на стойкий  материалистический фундамент. И хотя такая научная деятельность активизировала множество исследований в области  психологии и послужила созданию целых научных направлений, возникла и реализовалась опасность редукционизма2 - сведения сложной проблемы сознания и психического только к физиологии.

Согласно Павлову, сновидения - это результат возбуждённых очагов нервных клеток головного  мозга в процессе торможения. "Сновидение есть следовое и притом большей частью давнее раздражение нервных следов". Такая теория хоть и дала понимание  о связи психического и соматического, но явилась достаточно ограниченной и ущербной, как и любая другая физиологическая модель, объясняющая  психику и сознание человека исключительно  с материалистической позиции.

Поэтому подлинной  революцией в изучении и осознании  психического (как многоуровневого  конструкта) стало параллельное исследование известного в мире основоположника  психоанализа - 3игмунда Фрейда. Он писал: "Я считаю своим долгом заявить, что сновидения действительно имеют  значение, и действительно возможен научный метод их толкования" (1900г.). С середины двадцатого века сны, наконец, заняли своё достойное и  видное место в общей психологической  структуре других множественных  психических проявлений.

 

Структура и физиология сновидений

 

Важным событием в 1927 г. явилось научное открытие Ганса Бергера, который показал, что разность электрических потенциалов мозга может быть измерена и записана в виде графика - энцефалограммы3. А в 1937 г. А. Лумис, Э. Харвей и Дж. Хобарт впервые осуществили электроэнцефалографическое описание сна. Теперь сон и сновидения можно было изучать лабораторно. Было выявлено пять фаз сна: 0 - дремота, 1 - лёгкий сон, 2 - полуглубокий сон, 3 и 4 - глубокий сон.

И только в 1953 г. Э. Азеринский и Н. Клейтман (учёные чикагского университета) открыли глазную активность во время сна, которая конкретно соответствует фазе ночных видений. Таким образом, появилась возможность более детального и научного изучения сновидений. Обнаружилась возможность записи следующих биологических параметров во время сна в лаборатории:

1) деятельности головного  мозга (электроэнцефалография).

2) глазной подвижности  (электроокулография).

3) мускульной деятельности (электромиография).

4) сердечной деятельности (электрокардиография).

5) дыхательного ритма  (пневмография).

6) психогальванического  рефлекса4.

Изучив и сопоставив эти полиграфические ряды, учёные У. Демент и Н. Клейтман в 1957 г. создают классическую схему циклов сна.

Дремота

Первая фаза —  дремота — наступает, когда мы укладываемся спать. Это совсем неглубокий сон и длится он до 5 минут, если, конечно, несчастного не одолевает бессонница. ЭЭГ этой фазы напоминает ту, что  регистрируется во время отдыха. Если дремлющего ничто не потревожит, то дремота переходит во вторую фазу.

Легкий сон

Вторая фаза –  легкий сон - длится до 20 минут, отличается от других появлением на ЭЭГ характерных  импульсных всплесков высокой частоты  и низкой амплитуды — сонных веретен.

Полуглубокий сон

Третья фаза —  полуглубокий сон. На ЭЭГ появляются высокоамплитудные волны низкой частоты — дельта-волны, их никогда не наблюдается во время бодрствования.

Глубокий сон

Четвертая фаза - глубокий сон. На ЭЭГ — дельта-волны, дыхание и сердечный ритм замедляются, температура тела и мозга немного снижается. И вдруг через 20-30 минут глубокого сна мозг вновь возвращается ко второй фазе неглубокого сна. Как будто мозг начинает обратный ход и старается проснуться. Но вместо просыпания, то есть возвращения в первую фазу сна, мозг переходит к пятой фазе, получившей название «РЕМ-сна». Характерный признак этой фазы — быстрое движение глаз из стороны в сторону (rapid eye movement — отсюда название фазы, в противоположность НРЕМ — nonrapid eye movement). У спящего почти полностью пропадает тонус мыщц — так называемая атония, остаются работать только крошечные мышцы слуховых косточек, глазодвигательные мышцы и диафрагма. Зато ЭЭГ мозга становится такой же, как у проснувшегося человека. Учащается сердечный и дыхательный ритм, поднимается температура и давление. РЕМ-сон длится в среднем 10 минут или около того.

К концу ночи в  последних циклах продолжительность  быстрого сна увеличивается. Получается, что у спящего при полной обездвиженности  мозг чрезвычайно активен. Из-за этого  удивительного сочетания признаков  РЕМ-сон получил свое второе название — «парадоксальный сон». После  того как фаза РЕМ заканчивается, снова следуют в строгой очередности вторая, третья и четвертая фазы.

 

Функции сновидений

 

Сновидения –  сложная функционирующая система. Как и у любой другой системы, у сновидений свои функции. Насчитывается  около 51 таких функций. В данной работе будут представлены 30 самых, по моему мнению, важных. Отдельные проявляются автономно, но большинство функций тесно взаимосвязаны.

Адаптивно-эволютивная, потребностная, (она же генетическая, природная), исторически сложившаяся - является одной из самых значительных и фундаментальных функций сновидения. При длительном лишении или ограничении потребности видеть сон - а такие опыты проводились - человек становится всё более невротичным и раздражительным. Он быстро устаёт, истощается. А по истечении более длительного периода отсутствия сна (включая накапливаемый недостаток сновидений) наступают, пока ещё обратимые, но уже серьёзные изменения и нарушения сознания: бред, галлюцинации, амнезия, сенсорно-моторные расстройства. Сновидения и сон не относятся к одному и тому же понятию, но ограничение или невозможность видеть именно сновидения приводят к аналогичному негативному изменению, к серьёзному, возможно, необратимому расстройству психики. Характерно и то, что как только у организма появляется возможность спать полноценно, фаза парадоксального сна начинает резко активизироваться и восстанавливает пропущенное время, увеличивая количество и продолжительность сновидений.

Функция соматического (физиологического) и нейрофизиологического  проявления. Физиологическая функция  сновидений отвечает естественному  расслаблению человеческого организма  и переходу всех соматических процессов  в пассивный режим действия. А  это в свою очередь позволяет  ослабленным или перенапряжённым  органам перейти к самовосстановлению или отдыху.

Компенсаторная функция - выражается в самой общей психологической  защите, которая заключается в  работе сновидения по восстановлению необходимого психического баланса, снятию нервного напряжения и устранению внутриличностного конфликта. Одной из сторон такой работы может быть реализация во сне дневных желаний.

Семантическая функция. Эта функция заключается в  создании проекций, организации форм, разделении или дроблении психического материала на отдельные составляющие - образы, в результате чего и происходит узнавание, ориентация и выявляется смысл.

Символическая функция - отражает не только смысловые элементы психологического состояния самого субъекта, и не только текущие и  наступающие события его жизни (см. прогностическую функцию). Она также реализует и перевод, перекодирование в символы (и психические образы) различные сигналы, поступающие из тела (состояние мышечного тонуса, пульсации, изменения в биологических органов), и из внешней среды (в виде раздражителей: звуки улицы, холод в комнате и т. д.). В этом случае символическая функция объединяется с физиологической.

Мифологическая, архетипическая функция. Архетипическое проявление материала  сновидений - более глобально, чем  просто символическое выражение. Оно  относится к функции судьбы, к  жизненному пути сновидца, к функции  личного мифа, который отражает основные, переломные этапы жизни, возможные  ходы и пути сюжетного развития. Это главные вехи, масштабные периоды  жизни и очертания личной судьбы в её ключевом и наиболее вероятностном  смысле.

Религиозная функция  сновидений. Она отражает религиозное  сознание тех людей, которые в  самой полной мере погружёны в какую-либо историческую духовную традицию. Соответственным образным и смысловым значением будет обладать и содержание сновидений верующих людей. Религиозная функция передаст и общую картину мира спящего и отдельные духовные смыслы.

Художественно-изобразительная  функция сновидения с акцентом на эстетическую область. Существует такой  тип снов, который можно отнести  к счастливым (пиковым) сновидениям. В таких сюжетах сновидец неминуемо  сталкивается с особой, неповторимой красотой, поэтикой, изобразительным  искусством (сна) - в них много  света и яркие краски. Подобные сновидения всегда связаны с особыми  переживаниями любви, лучезарного  счастья, окрылённости и небывалого душевного подъёма. Пиковые сны также могут сопровождаться особой, проникновенной, но светлой и тихой печалью, сентиментальностью.

Информация о работе Психология сноведений