Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 18:11, реферат
Психология относит сны к области бессознательного (области скрытых желаний, влечений, страхов и тревог). Трактовать сны пытались с древних времен. Считалось, что во сне человек имеет возможность контактировать с загробным миром, с душами усопших. И действительно, часто люди во сне разговаривают с умершими близкими. Но как психотерапевтический прием трактовку сновидений развил Фрейд, рассматривая сны, как подавленные влечения. О трактовке сновидений по Фрейду будет сказано ниже.
Введение
Структура и физиология сновидений
Функции сновидений
Типология сновидений
Смысл сновидений по Фрейду
Заключение
Список литературы
иллюзии - в отличие от галлюцинаций и видений, как несуществующих в данности предметного, вещественного мира, есть искажённое восприятие подлинных реальных объектов. Это ментально-визуальные проекции субъекта на плотные, грубые тела или явления;
онейроидные состояния являются сновидениями, которые проецируются индивидом на дневной мир с полной одновременной автономией двух миров - сновидного и объективного, при этом критическое отношение к обоим субъективным реальностям сохраняется;
свободные ассоциации
(практически
измёненные состояния сознания (ИСС) вследствие духовных упражнений. К таким духовным упражнениям относятся: молитва, медитация, концентрация, визуализация и др. Тип этих изменений также соответствует сновидению в более широком понятии. Кроме того, под воздействием духовной практики акцентируются и активно видоизменяются, собственно, и сами ночные сновидения.
Смысл сновидений по Фрейду
Прежде всего, наука во времена Фрейда была склонна считать сновидение болезненным процессом, нарушением нормального сна. Здоровый сон — сон без сновидений. Считалось, что сновидения являются ответом на какое-либо внешнее или внутреннее раздражение.
Считалось, что если психическая деятельность в сновидении и имеет место, то она глубоко дефектна, регрессивна в сравнении с бодрствующей психикой. Сновидения представлялись лишенными и физиологической функции, и психологического смысла. Тем не менее, в научной литературе XIX в. интерес к проблеме сновидений был значителен.
Каковы же воззрения Зигмунда Фрейда на природу сновидений?
Сновидения не являются
болезненным проявлением, они —
не следствие патологического
Внешние раздражения или раздражения со стороны внутренних органов скорее «включаются» в смысловую ткань сновидения, чем являются истинной причиной сновидений. Отсюда отрицание «рефлекторной» природы сновидений, которые являются закономерным продуктом психической деятельности спящего.
По мнению Фрейда, большинство мыслей и впечатлений, выявленных при анализе, интимно участвуют в формировании образов сновидения. Ассоциативные ряды как бы расходятся от отправных точек — элементов сновидения, но затем, на определенном уровне, вновь конвергируют7, сходясь к нескольким «точкам». Мысли, объединяющие ассоциативные ряды, чрезвычайно важны для личности, имеют эмоциональную значимость. Эти мысли неохотно сообщаются пациентом и в обычном состоянии редко осознаются им.
Эти бессознательные мысли и составляют «скрытый смысл сновидения». Явное содержание и скрытый смысл сновидения не совпадают. Эту мысль З. Фрейд также считает одной из главных в своей теории, но плохо осознанной его современниками. То, что сновидения имеют смысл, предопределяет и наличие определенной психологической функции сновидений (функции сновидений изложены выше).
Формирование сновидений — активная переработка информации. Эту переработку З. Фрейд называет работой сна (деятельность сновидения). Предполагается, что психоанализ воспроизводит эти процессы «в обратном» порядке. Работа сна противоположна работе анализа.
Переработка информации в сновидении сводится в основном к трем процессам.
Первый процесс — сгущение (концентрация) образов вплоть до их «контаминации» (наложения друг на друга). З. Фрейд писал, что «сгущение происходит благодаря тому, что:
определенные скрытые элементы вообще опускаются;
в явное сновидение переходит только часть некоторых комплексов скрытого сновидения;
скрытые элементы, имеющие что-то общее, в явном сновидении соединяются, сливаются в одно целое»8.
Второй процесс искажающей деятельности сновидения — смещение (передвигание). Скрытый элемент проявляется не какой-либо своей частью, а отдаленной ассоциацией, «намеком». Этот механизм можно наблюдать в психогенезе остроумия, однако в остроте «намек» сохраняет связь с основным контекстом, в сновидении эта связь утрачивается. Возможно поэтому, сновидения часто бывают страшными, но почти никогда — смешными.
Третий процесс - символизация. Сновидение — осуществление желания. Это главный смысл сновидения, определяющий и его психологическую функцию: освобождение от психологических конфликтов бодрствования. Неправильно считать, что в сновидении осуществляются лишь желания сексуального характера; спектр переживаний, проходящих через «круг сновидения», гораздо более разнообразен: здесь и семейные конфликты, и профессиональные, и личные проблемы. Следует отметить, что Фрейд определял процесс символизации чрезвычайно просто: «превращение мысли в зрительные образы» («мышление зрительными образами»).
Фрейд никогда не призывал к непосредственной, прямой трактовке символов. Лишь свободные ассоциации могут указать на символическое значение того или иного элемента сновидения. Сама по себе «константность» символов делает их надличностными и транскультурными. Направленность же психоанализа — сугубо личностная. Непосредственная дешифровка сновидений по «Соннику Зигмунда Фрейда», равно как и немедленное разъяснение больному смысла его психопатологического симптома, соответствует так называемому дикому психоанализу. Термин этот предложил сам Фрейд, столкнувшись с тем, что неквалифицированные психоаналитики «с плеча» сообщают больному азы психоанализа, вместо того, чтобы помочь пациенту осознать свои проблемы.
Заключение
Сновидения являются тем самым
главным перекрёстком, областью познания
или узлом, в которых одновременно
стянуты полотна философии, психологии
и религии. Сновидения - главный ключ
к тайне человека, разгадка его
сознания и психики.
Целую треть жизни (!) человек пребывает во сне, а наука до сих пор не может объяснить, почему он спит и что такое сон. Наука располагает кое-какими физиологическими объяснениями ночных феноменов. Однако психическое никак не сводимо к соматическому.
Сновидения не поддаются
или плохо вписываются в рамки
строго научного метода. Но не научный
метод должен диктовать, каким должен
быть предмет исследования. Как раз,
наоборот, столь хрупкая, тонкая, душевная
ткань - психическая организация
в общей структуре
Пренебрежением темы духовности - главным, чем отличается человек от животного, - можно объяснить "потерю души" наукой о душе. Следствием этого является, мягко говоря, неточное определение базовых понятий в академической психологии - понятия о сознании, психике, а также их соотношении.
Сновидения, безусловно, есть самодостаточная, целостная, многоуровневая, многомерная, многоплановая, многофункциональная система духовных, психических и физиологических актов в работе сознания.
Сновидение есть
синтез описанных феноменов. Оно
в полной мере отражает субъективную
реальность человека. Это ни в коей
мере не означает, что каждое сновидение
нагружено всеми перечисленными
функциями. Необходимо рассматривать
каждого человека и каждый период
его жизни индивидуально и
отдельно. Помимо всеобщих, обязательных,
основных функций, у отдельных людей
сон будет задействовать больше
одни функции, у других спящих - другие.
В любом случае сновидения остаются
индикатором духовного роста
человека, показателем зрелости личности,
уровнем его духовного
Список литературы
Смирнов Терентий Леонидович – Психология сновидений. Осознанное сновидение.
Библиотека Якова Кротова - Зигмунд Фрейд, «Толкование сновидений»
Херсонский Б.Г. Смысл сновидений по Фрейду, «Автобиография бессознательного», 1991
Карл-Густав Юнг «Архетип и символ», 1991
Психологический словарь 2000
Философский словарь 2010
Джеймс Хилман «Хрестоматия по глубинной психологии» (Терапия, сны, воображение),1996
1 Онейроидное состояние сознания - расстройство сознания. Характеризуется сочетанием образов реального мира и фантастических представлений. В качестве физиологической основы онейроидного состояния сознания указывают тормозное состояние коры головного мозга, при котором и сильные, и слабые раздражения начинают вызывать одинаковую реакцию или слабые раздражители приводят к более сильной реакции, чем сильные раздражители. Наиболее часто наблюдается при инфекционных, некоторых психических заболеваниях, при глубоко расположенных опухолях мозга.
(с) Психологический словарь. 2000.
2 Редукционизм (от лат. reductio) - методологический принцип, согласно которому сложные явления могут быть полностью объяснены на основе законов, свойственных более простым (напр., биологические явления - с помощью физических и химических законов; социологические - с помощью биологических и т. п.). Редукционизм абсолютизирует принцип редукции (сведения) сложного к более простому, игнорируя специфику более высоких уровней организации. Вместе с тем обоснованная редукция может быть плодотворной (напр., планетарная модель атома).
(с) Большой Энциклопедический словарь. 2000.
3 Энцефалограмма - запись электрической активности мозга головного или его отдельных участков в течение некоего промежутка времени, выполненая посредством специального прибора - энцефалографа (электроэнцефалографа).
(с) Психологическая энциклопедия
4 Психогальванический
рефлекс - снижение электрической
сопротивляемости кожи или
(с)Психологическая энциклопедия
5 Дивергентный ( от лат. divergenium - точка разделения) расходящийся в разные стороны. (с) Философский энциклопедический словарь 2010
Дивергентное мышление - метод поиска решения задачи или проблемы. Заключается в поиске не одного, а множества решений для одной конкретной задачи.
6 Континуальный - непрерывный, постоянный
7 Ковергировать - сближать, собирать.
8 (Фрейд З. Введение
в психоанализ. Лекции. — М. Наука, 1989.
— с.107.)