Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 12:38, шпаргалка
Вопросы и ответы к экзамену по Психологии Труда
1.Предмет и задачи психологии труда.
2.Методы исследования в психологии труда
3. История развития психологии труда.
4.Место психологии труда в системе наук.
5.Общая характеристика труда
6.Психологическая структура профессиональной деятельности.
7.Основные виды профессиональной деятельности.
8.Эргатическая система и эргатические функции.
9. Трудовой пост в организации и его компоненты.
10.Человек как субъект труда.
11.Социальная группа как субъект труда.
12.Развитие человека как субъекта труда.
13.Когнитивные процессы в структуре профессиональной деятельности
14.Регулятивные процессы в структуре профессиональной деятельности.
15.Коммуникативные процессы в структуре профессиональной деятельности.
16.Психические состояния человека в труде.
17.Трудовая мотивация и удовлетворенность трудом
18.Психологическая характеристика профессии и профессионализма
19.Сущность,принципы и необходимость профессионального психологического отбора.
20.Виды и методы психологического описания профессий.
21.Профессиограмма, ее функции и содержание.
22. Сущность психологической готовности к труду.
23.Профессиональный отбор.
24.Профессиональная ориентация.
25.Проессиональная аттестация.
26.Профессиональная адаптация.
27.Индивидуальный стиль трудовой деятельности.
28.Психологические причины профессионального стресса и средства его коррекции.
29. Особенности и виды профессиональных конфликтов.
30.Влияние производственной и социальной среды на безопасность труда.
31.Операционаня сфера профессионального труда.
32.Ассоциативно-рефлекторная теории профессионального труда.
33.Психология организации режима труда и отдыха.
34.Психологическая сущность трудовой экспертизы.
35.Пихологические условия рационализации трудовой деятельности.
36.Способности как фактор профессиональной деятельности.
37.Понятие и психологическая характеристика профессионально важных качеств личности человека.
38.Физиологические основы трудовых процессов.
2. Конфликт ролей.
Конфликт ролей возникает
Конфликт ролей может также произойти в результате нарушения принципа единоначалия. Два руководителя в иерархии могут дать работнику противоречивые указания. Например, директор завода может потребовать от начальника цеха максимально увеличить выпуск продукции, в то время как начальник отдела технического контроля требует соблюдения стандартов качества.
Конфликт ролей может также возникнуть в результате различий между нормами неформальной группы и требованиями формальной организации. В этой ситуации индивидуум может почувствовать напряжение и беспокойство, потому что хочет быть принятым группой, с одной стороны, и соблюдать требования руководства - с другой.
3. Неопределенность ролей .
Неопределенность ролей
4. Неинтересная работа.
Некоторые исследования показывают, что индивидуумы, имеющие более интересную работу, проявляют меньше беспокойства и менее подвержены физическим недомоганиям, чем занимающиеся неинтересной работой. Однако взгляды на понятие “интересная” работа у людей различается: то, что кажется интересным или скучным для одного, совсем не обязательно будет интересно другим.
5. Существуют также и другие факторы.
Стресс может возникнуть в результате
плохих физических условий, например,
отклонений в температуре помещения,
плохого освещения или
К факторам, связанным с понижением вероятности стресса, относятся соблюдение надлежащего питания, поддержание себя в форме с помощью физических упражнений и достижение общего равновесия в жизни.
Если говорить о причинах, связанных с особенностями самого работника, то это в первую очередь несоответствие индивидуальных особенностей человека выполняемой им работе. Другими словами можно сказать, что поручаемую сотруднику работу он просто не может делать из-за собственных психофизиологических ограничений или психологических установок. Например:
Интроверта перевели в отдел продаж, где нужно много и энергично общаться с клиентами.
Человеку-профессионалу, основной мотив которого является достижение, постоянно поручают элементарную работу, которую может выполнить стажер, ущемляя достоинство.
Курьеру-инвалиду нужно в день разнести столько почты, сколько и здоровому.
«Чистого исполнителя» поставили руководителем, и он естественно плохо себя чувствует в этой роли.
Сюда можно отнести
Если говорить о причинах, связанных
с недостаточным уровнем
Сотруднику поручают задание, с которым он раньше никогда не сталкивался, а поддержки более компетентных коллег нет.
Или сотрудника посылают на сложные переговоры, а он никогда раньше не вел переговоров, а только отвечал на звонки клиентов.
В компании за один день поменяли основную учетную программу, а обучить сотрудников не успели.
Можно также говорить о недостатке или отсутствии мотивации. Это когда сотрудник не хочет делать работу вообще или делает «спустя рукава». Например:
Сотруднику нужно, но он не хочет идти к крупным клиентам, потому что ранее была неудача. И он боится повторения.
Сотрудник потерял интерес к работе из-за ее недостаточной сложности.
Сотрудник не хочет брать на себя дополнительную ответственность.
«Зачем стараться, если это все равно никто не оценит».
Сюда же можно отнести причины, источником которых являются причины, относящиеся к работе компании. На них могут влиять организационные факторы, такие как: цели деятельности (реальность, ясность, противоречивость и т. д.), неопределенность ролей и ответственности в организации, обратная связь по результатам деятельности, прозрачность процессов, формализация заданий, кадровая политика, возможность продвижение по службе, мотивационная программа (оплата труда, штрафы), программа развития (оценка деятельности, возможности для развития и самореализации), организация работы (график рабочих смен, режим работы, охрана труда и техника безопасности, командировки).
Если говорить о характере и условиях работы, влияющих на проявления стресса, то это большой объем работы (величина рабочей нагрузки), сложность задания, ответственность и опасность заданий, временные ограничения, высокая скорость и интенсивность в работе, высокий уровень физических, интеллектуальных, эмоциональных нагрузок, плохие физические условия работы, травматичность, риск на работе, факторы опасности и вредности, микроклимат и газовый состав воздуха на рабочем месте, шум, вибрация, освещенность, конструкция рабочего места, обзор, досягаемость до органов управления.
Стоит обращать внимание и на социальные условия работы, такие как: психологический климат в коллективе, совместимость, сплоченность, межличностные отношения (конфликты), отношение с руководством, ролевой статус в коллективе, конкуренция, личное доверие, общественное признание, одобрение, социальная ответственность
Дополнять причины стресса на работе могут так же проблемы в семье, возрастные кризисы.
По степени активности противодействия стрессу выделяют три группы основных адаптивных психологических механизмов (В.А. Ташлыков). Первая группа близка к так называемым копинг-механизмам, т.е. попыткам самостоятельно справиться с ситуациями, представляющими психологическую угрозу для личности. Компенсаторные психологические приемы гиперкомпенсации, замещения, «бегства в работу» можно рассматривать как самостоятельные попытки справиться с трудностями путем переключения на другие задачи.
Вторая группа объединяет психологические защитные механизмы по типу вытеснения, отрицания, проекции, характеризующиеся автоматизированностью. Механизмы вытеснения приводят к тому, что подавленные, аффективно сильно заряженные переживания могут вызвать дезорганизацию вегетосоматических процессов, появление психосоматических расстройств. Механизм интеллектуализации основан на изоляции аффективного компонента переживания от его интеллектуального содержания и обычно наблюдается у лиц, предпочитающих прежде всего логический подход ко всему, что происходит с ними, и опасающихся неконтролируемых, по их мнению, влияний эмоциональных реакций.
Третью группу составляют такие защитные механизмы, как рационализация, «бегство в болезнь», фантазирование, отражающие пассивный характер попыток справиться с психологическим стрессом при неопределенной позиции относительно неприемлемых для «Я» мыслей, чувств, мотивов. Рационализация заключается в оправдании собственной несостоятельности в работе. «Бегство в болезнь» – это один из самых неконструктивных способов приспособления, влекущих за собой усугубление беспомощности, избегание ответственности, утрату самостоятельности. Механизм фантазирования уводит человека от реальности в мир грез.
Особое значение в активизации адаптационного процесса в труде занимает тревога. Тревога рассматривается как ощущение неопределенной угрозы (характер или время возникновения которой не поддаются предсказанию), как чувство диффузного опасения и тревожного ожидания, неопределенное беспокойство. Тревога может служить сигналом нарушения психической адаптации субъекта труда. Функции тревоги в общем адаптационном процессе различны и даже в некоторых случаях антагонистичны. С одной стороны, тревога может активизировать личность, с другой стороны, она может оказывать и деструктивное влияние, изменять поведение человека, делая его менее адаптивным. Определяющая роль при этом отводится именно личностным факторам.
Различают тревогу как личностную черту, обусловливающую готовность к тревожным реакциям, и актуальную тревогу, входящую в структуру психического состояния в данный конкретный момент (Ю.Л. Ханин). Анализируя различные варианты тревоги, Ф.Б. Березин описал развитие этого состояния (так называемый тревожный ряд), когда в порядке нарастающей тяжести человек проходит следующие ступени: 1) ощущение внутренней напряженности; 2) гиперстезические реакции; 3) собственно тревога; 4) страх; 5) ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы; 6) тревожно боязливое возбуждение.
Таким образом, стресс и первая его стадия – тревога – оказывают значительное влияние на активацию субъекта в процессе труда, динамику его работоспособности. Одной из характерных особенностей современных профессий является перерастание стресса в дистресс, отрицательно влияющий на трудовой процесс. Не только медицинские, но и различные отрицательные социально-экономические последствия дистресса, такие как неудовлетворенность работой, снижение производительности труда, аварии, прогулы, текучесть кадров, акцентируют внимание на необходимости изучения состояния психологического стресса и дистресса. Оптимизация любого вида труда предполагает использование комплекса профилактических мер, направленных на исключение или максимальное ограничение причин возникновения сильного стресса.
29. Особенности и виды профессиональных конфликтов.
В настоящий момент существует самостоятельная отрасль психологии труда, изучающая трудовой конфликт как составляющий элемент групповой динамики. Под конфликтом понимается столкновение интересов индивида с индивидом, группой, обществом. На уровне индивид-индивид конфликт обычно основывается на несоответствии индивидуальных психологических «карт» восприятия действительности, конкуренции за определенную цель; на уровне индивид-группа конфликт зачастую основывается на индивидуальных качествах личности, малой профессиональной адаптивности индивида, слабых коммуникативных связях или несоответствии профессиональной подготовки; на уровне индивид-общество по большей части индивид вносит противоправный элемент в трудовую деятельность (в том числе и нарушение норм и ценностей данного профессионального сообщества).
В то же время конфликт является неотъемлемой частью трудового процесса и показывает уровень группового развития и закономерности совместной деятельности.
На данный
момент конфликтология (наука о конфликтах)
предлагает пути выхода из конфликтных
ситуаций, модели решения конфликтов,
тренинги по повышению уровня толерантности
и коммуникативных
Под психологической напряженностью понимается психическое состояние, отражающее повышенный уровень тревожности, отсутствие психологического комфорта в определенных условиях труда и, с другой стороны, готовность действовать. Факторами могут выступать переход в новый коллектив, трудовые конфликты, личностные проблемы индивида. Имеет сильное влияние на эффективность деятельности, качество труда и работоспособность в целом. Виды конфликта:
1) внутриличностный – несоответствие внутренних ожиданий и притязаний должностным обязанностям или статусу работника;
2) межличностный – несоответствие норм, правил и ценностей двух работников, либо конкуренция работников с одинаковыми показателями по какому-либо вопросу;
3) между работником и коллективом – несоответствие норм, правил и ценностей работника нормам и ценностям коллектива или организации;
4) межгрупповой – конфликт между двумя и более группами из-за конкуренции, различных норм, ценностей, правил поведения и личностных характеристик членов группы;
5) между организацией и коллективом – обычно происходит из-за несоответствия требований к работникам и оплаты труда за выполняемые работы либо неприятия политики руководства по какому-либо вопросу.
30.Влияние производственной
и социальной среды на
Жизнь и деятельность человека протекают в окружающей его среде, прямо или
косвенно воздействующей на его здоровье.
В окружающей среде принято выделять такие понятия, как среда обитания и среда
производственной деятельности человека.
В среде обитания деятельность человека не связана с созданием материальных,
духовных и общественных ценностей. Среда обитания — это жилой дом, место
отдыха, больница, салон транспортного средства и т. д. Деятельность человека
в среде обитания происходит вне производства.
Научно-технический прогресс существенно изменил и улучшил наш быт.
Централизованное тепло и водоснабжение, газификация жилых зданий,
электроприборы, бытовая химия и многое другое облегчили и ускорили выполнение
многих домашних
работ, сделали жизнь более
Вместе с тем желание жить в условиях все большего комфорта неизбежно приводит
к снижению безопасности и повышению риска. Так, внедрение в жизнь некоторых
достижений научно-технического прогресса дало не только положительные
результаты, но одновременно принесло в наш быт целый комплекс неблагоприятных
факторов: электрический ток, электромагнитное поле, повышенный уровень
радиации, токсичные вещества, пожароопасные горючие материалы, шум. Таких