Психология труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 12:38, шпаргалка

Краткое описание

Вопросы и ответы к экзамену по Психологии Труда

Содержание

1.Предмет и задачи психологии труда.
2.Методы исследования в психологии труда
3. История развития психологии труда.
4.Место психологии труда в системе наук.
5.Общая характеристика труда
6.Психологическая структура профессиональной деятельности.
7.Основные виды профессиональной деятельности.
8.Эргатическая система и эргатические функции.
9. Трудовой пост в организации и его компоненты.
10.Человек как субъект труда.
11.Социальная группа как субъект труда.
12.Развитие человека как субъекта труда.
13.Когнитивные процессы в структуре профессиональной деятельности
14.Регулятивные процессы в структуре профессиональной деятельности.
15.Коммуникативные процессы в структуре профессиональной деятельности.
16.Психические состояния человека в труде.
17.Трудовая мотивация и удовлетворенность трудом
18.Психологическая характеристика профессии и профессионализма
19.Сущность,принципы и необходимость профессионального психологического отбора.
20.Виды и методы психологического описания профессий.
21.Профессиограмма, ее функции и содержание.
22. Сущность психологической готовности к труду.
23.Профессиональный отбор.
24.Профессиональная ориентация.
25.Проессиональная аттестация.
26.Профессиональная адаптация.
27.Индивидуальный стиль трудовой деятельности.
28.Психологические причины профессионального стресса и средства его коррекции.
29. Особенности и виды профессиональных конфликтов.
30.Влияние производственной и социальной среды на безопасность труда.
31.Операционаня сфера профессионального труда.
32.Ассоциативно-рефлекторная теории профессионального труда.
33.Психология организации режима труда и отдыха.
34.Психологическая сущность трудовой экспертизы.
35.Пихологические условия рационализации трудовой деятельности.
36.Способности как фактор профессиональной деятельности.
37.Понятие и психологическая характеристика профессионально важных качеств личности человека.
38.Физиологические основы трудовых процессов.

Вложенные файлы: 1 файл

Психология Труда_Травина.doc

— 593.50 Кб (Скачать файл)

профессиональной реальности;

    • пути получения человеком новых знаний о разных сторонах труда;
    • приемы постановки, формулирования и решения профессиональных задач;
    • этапы принятия и реализации решений в профессиональной деятельности;
    • приемы целеобразования и планообразования в ходе труда, вы-

работка новых стратегий профессиональной деятельности.

Рассмотрим отдельные виды мышления и их возможное включение в профессиональную деятельность:

    • теоретическое мышление, направленное на выявление отвлеченных закономерностей, правил, на системный анализ развития данной области труда;
    • практическое мышление, прямо включенное в практику человека, связано с целостным видением ситуации в профессиональной деятельности, сопровождается «чутьем» ситуации
    • репродуктивное мышление, воспроизводящее определенные способы, приемы профессиональной деятельности по образцу;
    • продуктивное, творческое мышление, в ходе которого ставятся проблемы, выявляются новые стратегии, обеспечивающие эффективность труда, противостояние экстремальным ситуациям;
    • наглядно-действенное мышление, при котором решение профессиональных задач происходит с помощью реальных действий в наблюдаемой ситуации;
    • наглядно-образное мышление, при котором ситуация и изменения в ней представляются человеку как образ желаемого результата;
    • словесно-логическое мышление, где решение профессиональных задач связано с использованием понятий, логических конструкций, знаков;
    • интуитивное мышление, которое характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выделенных этапов, минимальной осознанностью.

 

32.Ассоциативно-рефлекторная теория профессионального обучения.

Ассоциативно - рефлекторная теория обучения.  

В соответствии с этой теорией сформулированы дидактические  принципы, разработано подавляющее  большинство методов обучения. В  основе ассоциативно - рефлекторной теории обучения лежат выявленные И.М. Сеченовым и И.П.Павловымзакономерности условно - рефлекторной деятельности головного мозга человека. Согласно их учению, в мозгу человека идет постоянный процесс образования условно - рефлекторных связей - ассоциаций. От того, какие ассоциации будут устойчивыми и закрепятся в сознании, зависит индивидуальность каждой личности. На основе учения о физиологии умственной деятельности известные отечественные ученые - психологи, педагоги С.Л. Рубинштейн, А.А. Смирнов, Ю.А. Самарин, П.А. Шеварев и др. разработали ассоциативно - рефлекторную теорию обучения.  

Кратко смысл данной теории можно выразить следующими положениями:

  1. Усвоение знаний, формирование навыков и умений, развитие личностных качеств человека есть процесс образования в его сознании различных ассоциаций - простых и сложных.
  2. Приобретение знаний, формирование навыков и умений, развитие способностей имеет определенную логическую последовательность и включает в себя следующие этапы:
    • восприятие учебного материала;
    • его осмысление, доведенное до понимания внутренних связей и противоречий;
    • запоминание и сохранение в памяти изученного материала;
    • применение усвоенного в практической деятельности.
  3. Основным этапом процесса обучения выступает активная мыслительная деятельность обучаемого по решению теоретических и практических учебных задач.
  4. Наивысший результат в обучении достигается при соблюдении ряда условий:
    • формирование активного отношения к обучению со стороны обучаемых;
    • подача учебного материала в определенной последовательности;
    • демонстрация и закрепление в упражнениях различных приемов умственной и практической деятельности;
    • применение знаний в учебных и служебных целях, и т. п.

 

  Из  данных теоретических положений  можно сделать практические выводы:

  1. Овладение учебным материалом начинается с его восприятия. Для улучшения восприятия учебной информации важно привлечь органы чувств:
    • слуховые;
    • зрительные;
    • двигательные и др.
  2. Если учебный материал содержит большое количество блоков, то для его восприятия лучше применять специальные приемы:
    • выделять главное;
    • применять подчеркивание;
    • использовать цвет;
    • предлагать обратить особое внимание и т. д.
  3. Для активизации процесса осмысления учебного материала важно, чтобы он был:
    • доступным;
    • логически взаимосвязанным;
    • правильно понятым;
    • актуализированным.
  4. В процессе обучения важно обеспечить не только восприятие и осмысление учебного материала, но и его закрепление в памяти. Для этого необходимо:
    • составление конспекта изученного;
    • повторение;
    • рассказ;
    • объяснение;
    • показ усвоенного товарищу;
    • применение полученных знаний в практической деятельности.
  5. Основой процесса овладения знаниями является их применение на практике.

33.Психология организации  режима труда и отдыха.

Один из основных вопросов установления рациональных режимов труда и  отдыха - это выявление принципов  их разработки.  Таких принципов три;               

· удовлетворение потребности производства;              

· обеспечение наибольшей работоспособности человека;              

· сочетание общественных и личных интересов.

Первый  принцип заключается в том, что при выборе  оптимального режима труда и отдыха требуется определить такие параметры, которые способствуют лучшему использованию производственных фондов и обеспечивают наибольшую эффективность производства. Режимы труда и отдыха строятся применительно к наиболее рациональному производственному режиму, с тем чтобы обеспечить нормальное течение технологического процесса, выполнение заданных объемов производства, качественное и своевременное проведение планово-профилактического ремонта и осмотра оборудования при сокращении его простоев в рабочее время.             

Второй принцип гласит, что нельзя строить режимы труда и отдыха без учета работоспособности человека и объективной потребности организма в отдыхе в отдельные периоды его трудовой деятельности.  В целях учета физиологических возможностей человека (в рамках установленных законом предписаний по охране труда и продолжительности рабочего времени) следует  разрабатывать  такой порядок чередования времени труда и отдыха, определять такую их длительность, которые  обеспечивали бы наибольшую работоспособность и производительность труда.             

Третий принцип предполагает, что режим труда и отдыха должен быть ориентирован на учет и обеспечение  в определенной степени удовлетворения личных интересов трудящихся и отдельные  категорий работников (женщин, молодежи, учащихся и т.д.).

Таким образом, при выборе оптимального режима труда и отдыха нужен комплексный  социально-экономический подход. Целью  подобного подхода является полная и всесторонняя оценка его оптимизации  с точки зрения  учета личных и общественных интересов, интересов производства и физиологических возможностей человека.              

В связи с этим следует  отметить, что научно обоснованным режимом труда и отдыха на предприятиях является такой режим, который наилучшим  образом  обеспечивает  одновременное сочетание повышения работоспособности и производительности труда, сохранение здоровья  трудящихся,  создания благоприятных условий для всестороннего развития человека.

 

 

34.Психологическая сущность  трудовой экспертизы.

Трудовая экспертиза — это определение специалистами пригодности человека к труду по конкретной профессии. 
Пригодность к тому или иному виду труда (профпригодность) обусловливается: возрастом; состоянием здоровья; уровнем подготовленности; наличием необходимых знаний, навыков и умений; призванием как совокупностью нужных профессиональных способностей и желания работать по данной профессии. Но зависит она и от социальных условий, и от пола свидетельствуемого. 
В каждой профессии все перечисленные условия своеобразны, поэтому цели и формы трудовой экспертизы различны. Для экспертизы привлекаются различные специалисты и организации: врачи, психологи, педагоги, инженеры и другие специалисты, приемные комиссии, отделы кадров, вербовщики рабочей силы, военкоматы, врачебно-трудовые экспертные комиссии (ВТЭК), военно-врачебные комиссии (ВВК), комиссии по отбору машинистов локомотивов, шоферов, шахтеров и т. д. 
Трудовая экспертиза независимо от ее организационных форм решает следующие общие вопросы: 1) может ли данный человек начинать выполнение определенной работы; 2) может ли он продолжать работать в занимаемой им должности; 3) на какой работе данного человека лучше использовать; 4) если произошел несчастный случай, то в какой степени он зависел от особенностей работника и не была ли, в частности, сделана ошибка при допуске его к работе. 
Эти вопросы определяют задачи трудовой экспертизы по данной профессии и методы их решения. 
Основные задачи трудовой экспертизы во всех видах трудовой деятельности: 1. Предотвратить поступление человека на работу, к которой он не способен по возрасту, состоянию здоровья, образованию, психологической неспособности или по каким-либо другим причинам. 2. Отобрать для работы по данной профессии наиболее работоспособных людей, могущих успешно выполнять трудовые обязанности по специальности без ущерба для своего здоровья и с надлежащей производительностью труда. 3. Своевременно отстранять от работы лиц, почему-либо оказавшихся неспособными к выполняемому ими виду труда, для отдыха, лечения или перевода на другую, более посильную им работу. 4. Определять, к какому виду труда тот или иной человек наиболее способен, с тем чтобы рекомендовать ему тот или иной вид трудовой деятельности в порядке профессиональной консультации. 
35.Психологические условия рационализации трудовой деятельности.

Психология управления (раздел психологии, изучающий психологические закономерности управленческой деятельности. Основная задача психологии управления — анализ психологических условий и особенностей управленческой деятельности с целью повышения эффективности и качества работы в системе управления)

Мотивы профессиональной деятельности. (Широкое распространение в зарубежной психологии получила теория иерархии потребностей А. Маслоу. Он выделяет пять уровней потребнос тей человека:

1. Основные (базисные или первичные) физиологические потребности.

2. Потребность в безопасности.

3. Потребность в любви и социальной активности.

4. Потребность в уважении и  самоуважении.

5.Потребность в самореализации.)

1. Безопасность. Опасность, с которой  работник сталкивается при выполнении  работы, можно разделить на три  группы:

1) физическая опасность, угрожающая  здоровью или жизни работника;

2) материальная опасность, связанная  с возможным денежным ущербом;

3) угроза общественных мер воздействия,  в результате которых может  пострадать общественное положение  работника или его профессиональный  престиж, когда он может потерять уважение товарищей и т. п.

Томашевский считает, что отсутствие безопасности нельзя рассматривать  просто как нечто противоположное  выгоде. Многие данные свидетельствуют  о том, что поощрение действует  иначе, нежели санкция, и что применение поощрений гораздо более эффективно, чем применение санкций.

2. Удобство. Человеку присуще естественное  стремление выбирать среди доступных  ему способов выполнения какого-либо  задания самый простой, требующий  минимального физического или  умственного напряжения. Это,  однако, не означает, что люди всегда предпочитают лишь самую простую работу и стремятся получить такое задание, которое не требовало бы от них никаких особых усилий. Любимой работой является та, степень трудности которой соответствует индивидуальным возможностям работника. Однако, в границах этих возможностей человек стремится избежать ненужных усилий.

3. Удовлетворенность. Известно, что  люди выполняют многие работы  или берутся за выполнение  тех или иных заданий потому, что сам процесс их выполнения  приносит им удовлетворение (например, управление механизма ми, их сборка и разборка и т. д.). Такая склонность может быть изменена, люди приобретают или теряют ее при выполнении определенных действий. Однако каждая специальность состоит из операций,  не только приносящих удовлетворение, но также и скучных, а иногда даже неприятных. Именно поэтому разные люди, работающие в одной и той же области, выполняют различные необходимые операции с неодинаковым усердием.

4. Мнение товарищей. Совершая  те или иные поступки или воздержи ваясь от них, каждый человек учитывает мнение своих товарищей. Этот мотив следует отличать от ранее описанного общественного мнения или социальной выгоды, поскольку в этом случае человек не ожидает получения награды или наказания со стороны своих товарищей. На человека влияет уже тот факт, что другие поступают определенным образом, имеют определенную точку зрения, ожидают или опасаются чего-то.(польский  психолог Т. Томашевский)

 

Проблемы взаимоотношений в трудовом коллективе. (Проблема взаимоотношений в трудовых коллективах возникла на базе более общей проблемы – взаимодействия людей в процессе совместной деятельности с ее частными (например, ролевое ожидание) и общими (структурными) аспектами. )

 

Как уже упоминалось ранее, психические состояния утомления и монотон ности являются отрицательными состояниями человека в трудовой деятель ности, снижающими его работоспособность. Условия труда в значительной степени обусловливают возникновение этих состояний. Отсюда следует, что рационализация условий труда является средством борьбы с отрицательными психическими состояниями, а значит, и средством повышения производи тельности труда. 
 
Социальная среда влияет на динамику мотивов трудовой деятельности непосредственно, - через групповую мораль, установки, взаимоотношения в группе, и опосредованно - через состояние человека. Также опосредованно - через изменения состояния человека - влияет на его отношение к труду и физическая среда (санитарно-гигиенические факторы, организация рабочего места, режим труда и отдыха и т. д.). 
 
Можно выделить следующие способы воздействия на отрицательные психические состояния и их предупреждение: улучшение организации трудового процесса, эстетической и санитарно-гигиенической обстановки, соз дание благоприятного психологического климата в коллективе, рационализация режима труда и отдыха и т.п., т.е. изменение условий труда в широком смысле. 
 
Что касается факторов физической среды, то их специально изучают гигиенисты, физиологи, врачи, инженеры. Психологов интересует влияние условий физической среды на психическое состояние работающих.  
 
Замечено, что при дополнительном освещении производительность труда может повыситься даже не потому, что повысилась зрительная чувствитель ность, а потому, что работать в светлом помещении приятнее. Света, падающего на рабочее место, должно быть достаточно во избежание лишнего напряжения зрения во время работы. Большая освещенность требуется при работе с мелкими деталями. Согласно проведенным исследованиям, острота зрительной чувствительности повышается с усилением освещения, но до каких пределов усиления освещения продолжается эта закономерность еще неясно. 
 
Повысить зрительную чувствительность на работе можно не только усилив источник света, но и применив контрасты. Белое на черном фоне при несколько пониженной освещенности может ощущаться лучше, чем белое на сером фоне при нормальной освещенности. На психическое состояние человека плохо действует неравномерность освещения (появление в рабочей зоне блесков, ярких световых пятен, вызывающих раздражительность и утомление). Поэтому рекомендуется использовать матовые поверхности осветительных приборов, по этой же причине равномерный дневной свет (если его достаточно) лучше искусственного света. У гигиенистов существо вало мнение, что вредно одновременное сочетание искусственного освещения с естественным. Сейчас это мнение подвергается сомнению. Ясно, что сумеречное естественное освещение, требующее напряженной адаптации - неблагоприятно для работы и поэтому следует включать дополнительное искусственное освещение. 
 
Проводились специальные исследования о том, какой свет осветительно го прибора лучше влияет на работу и прежде всего на психическое состояние работающего. Был сделан вывод, что предпочтительнее белое или желтовато-белое освещение, а из цветных - зеленое имеет преимущество перед синим и особенно перед красным. Во время работы на состояние человека влияют и атмосферные условия: температура, состав воздуха, давление, движение воздуха, его физико-химические свойства и т.д. Следующий фактор, неблагоприятно влияющий на психику, - шум. Чем сложнее работа, тем отрицательнее действуют на нее посторонние звуки. Когда рабочие действия совершаются в большей или меньшей степени автоматически (как прочно сформировавшийся навык) посторонние звуки, если они нерезки и неразно образны, не оказывают неблагоприятного действия на состояние человека и влияют на продуктивность его труда. На этом наблюдении основывается применение функциональной музыки. Продолжительный и однообразный шум обладает свойствами, порождающими ощущение монотонии. Зафиксировано снижение скорости и точности сенсомоторных процессов и внимания под воздействием такого рода шума. Таким образом, даже из короткого перечня фактов понятно, насколько важны факторы физической среды для поддержания нормального психического состояния работающих. Однако не менее важными, а иногда и определяющими, становятся факторы социальной среды, взаимоотношения между людьми в процессе труда.

Информация о работе Психология труда