Психология управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 18:11, контрольная работа

Краткое описание

Психология управления как наука продуцирует психологические знания, применяемые при решении проблемы управления деятельностью трудового коллектива. Отличительную особенность психологии управления составляет то, что ее объектом является организованная деятельность людей. Организованная деятельность — это не просто совместная деятельность людей, объединенных общими интересами или целями, симпатиями или ценностями, это деятельность людей, объединенных в одну организацию, подчиняющихся правилам и нормам этой организации и выполняющих заданную им совместную работу в соответствии с экономическими, технологическими, правовыми, организационными и корпоративными требованиями.

Содержание

1.Введение………………………………………………………………………………………………..........
2. Охарактеризуйте предмет и объект науки «Психология управления». Психология управления изучает психологические закономерности процесса управления людьми и группами людей…………………………………………………………..
3. Назовите понятие, которое является основной категорией дисциплины «Психология управления». Проанализируйте его……………………………………………
4. Рассмотрите, насколько справедливо утверждение о том, что противоречия и парадоксы управления в современном обществе имеют психологические причины. Ответ проиллюстрируйте……………………………………..
5.Заключение……………………………………………………………………………………………………..
6.Список литературы………………………………………………………………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего.docx

— 73.94 Кб (Скачать файл)

- мотивационная: обеспечение рационального  воздействия на совокупность  внешних и внутренних условий  деятельности подчинённых, вызывающих  их активность и определяющих  направленность этой деятельности;

- руководства: руководитель берёт  ответственность за свои решения  (принятые на основе официальных  правовых актов или внутригруппового  соглашения) и результаты деятельности;

- организации: обеспечение реализации  целей и задач управления;

- обучения: передача знаний, навыков,  умений подчинённым;

- воспитания: обеспечение формирования  личности и коллектива в соответствии  с целями управления;

- контроля: отражение соответствия  поведения и деятельности сотрудников  задачам управления;

- оценки: обеспечение отражения  степени рассогласования между  потребными и достигнутыми параметрами  ситуации и поведения участников  деятельности;

- коррекции: внесение необходимых  изменений в цели и программу  управления.

Многофункциональность управленческой деятельности в определённой степени  отражает сложность и специфику  человека как объекта управления, заключающуюся в особенностях его  активности.

Во-первых, каждый человек уникален и неповторим в силу невозможности  генетической идентичности, своеобразия  жизненной ситуации  развития.

Во-вторых, человек (и тем более  группы людей) обладает возможностью сознательного  и бессознательного - в результате субъективных предпочтений - искажения  информации о своём состоянии, потребностях, результатах деятельности и других переменных.

В-третьих, у человека (группы людей) могут изменяться параметры деятельности в зависимости от степени заинтересованности в ней. Будучи хорошо подготовленным к выполнению определённых действий, незаинтересованный, обиженный сотрудник может выполнять её не качественно и, наоборот, добиваться высоких результатов в случае заинтересованности.

 

 

 

 

3.Рассмотрите,  насколько справедливо утверждение  о том, что противоречия и  парадоксы управления в современном  обществе имеют психологические  причины. Ответ проиллюстрируйте.

В любой компании важнейшим вопросом является принятие решений. Еще со времен Ф.У. Тейлора ставился вопрос о том, нужно ли допускать простых работников к участию в принятии решений. Высказывалась мысль о том, что "пускай рабочий думает, но не решает!". Д. Катц и Р. Кан отметили: "Если у рабочих нет известной свободы в решениях, участие может стать неэффективными или превратиться в бумеранг. Если их заставляют тратить время и энергию на обсуждение пустяков, в то время как важные вопросы остаются под запретом, это может их только привести в ярость"

Американский социальный психолог Д. Мак Грегор заявлял, что "... если работникам позволят влиять на решения, их касающиеся, то скоро они захотят участвовать в таких решениях, до которых им нет дела" .

Многие управляющие понимают, что  работники способны к изобретательской деятельности, но изобретения являются своеобразным "оружием" против ускорения  работы по сравнению с установленной  нормой. Умные и думающие руководители понимают, что промышленность очень  много теряет, лишая рабочего творческого  отношения к труду.

Многое из того, что персонал знает  о работе техники на предприятиях, он пытается скрыть от своих руководителей, чтобы использовать эти знания против повышения норм выработки. Между  рабочими и администрацией на зарубежных предприятиях идет непрекращающаяся "тихая  война", которая снижает эффективность  деятельности организации.

Для организации наиболее выгодным считается умеренное сочетание  соперничества и сотрудничества, как определенных стратегий поведения. Самыми желательными для руководителей  являются такие группы работников, которые готовы идти на сотрудничество. Если в группах преобладающей является стратегия соперничества, то это является благодатной почвой для возникновения конфликтов.

Противоречием в системе управления является также явление солидарности рабочих. С одной стороны, она рассматривается как сплоченность рабочих в условиях производственной деятельности, а с другой стороны, ее можно рассматривать как наличие собственной иерархии, наряду с управленческой, которая узаконена социальным статусом менеджера.

Исходя из различного поведения  работников, необходимо применять дифференцированный подход как к отдельному исполнителю, так и к целым группам, внутри которых имеется свой неформальный лидер.

Ярким проявлением управленческого  противоречия является отсутствие положительной  связи между удовлетворенностью трудом и производительностью труда  отдельно взятого работника. Как  показали отечественные и зарубежные исследования, нет гарантии того, что  неудовлетворенные работники трудятся хуже, чем удовлетворенные.

Противоречия в деятельности руководителя

1. Деятельность руководителя проходит  в условиях наличия строго  структурированных планов (стратегических, тактических, оперативных), осуществляемых  людьми.

2. Дилемма выбора руководителем  тактик решения поставленных  целей между рискованными и  устоявшимися, отработанными, стереотипными  действиями.

3. Положение руководителя в организации  в условиях постоянно меняющихся  внутренних и внешних переменных  может поставить под сомнение  его компетентность, которая может  не соответствовать новым условиям  деятельности.

4. Отсутствие адекватной оценки  способностей и личностного роста  руководителя в условиях постоянно  меняющихся организационных ситуаций.

5. Выбор неэффективных стратегий  поведения руководителем в условиях  решения управленческих конфликтов.

6. Принятие управленческих решений  без учета мнения исполнителей.

7. Строгое требование выполнять  инструкции в ущерб стремлению работников проявлять творчество.

8. Рассогласование индивидуальной  мотивации руководителя, ориентированного  на достижение успеха в деятельности, и отсутствие положительной мотивации  поведения работников.

Из анализа литературы по вопросам практического менеджмента следует, что руководители ценят в себе в большей степени профессиональные и деловые качества. Оценка своих  личностных свойств уходит на второй план, а критика в свой адрес  удаляется на самое последнее  место.

На первое место в этой оценке ставят личностные качества, которые  показывают отношение руководителя к работникам в высказываниях  такого типа: "приятный в общении", "внушающий доверие", "отзывчивый" и т.д.

По мере повышения статуса руководителя число критических оценок в адрес  подчиненных резко возрастает. Интерес  руководителя к персоналу заключается, главным образом, в профессионально-деловых  качествах работников. При этом увеличивается  количество негативных оценок в адрес  исполнителей по сравнению с позитивными.

Это проявление психологического фактора  обезличенного взгляда руководителей  на подчиненных. Индивидуальность работника  нивелируется, что отрицательно характеризует  руководителя.

Если же руководитель переходит  в другую профессиональную категорию  со снижением его статуса, то его  оценки быстро изменяются как по отношению  к вышестоящим менеджерам, так  и к персоналу. В центр его  внимания попадают уже не профессиональные качества руководителя, а поведенческие  реакции. Он будет теперь оценивать, как его руководитель общается с  исполнителями, насколько он к ним  внимателен, доброжелателен, готов  ли помочь в трудной ситуации, насколько справедливо оценивает трудовой вклад работников.

Область межличностных отношений  всегда остается для руководителя постоянной сферой неопределенности в силу своего субъективизма, поэтому руководитель чувствует себя в ней не очень  уверенно.

Получив отрицательную оценку, работник непроизвольно снижает активность в труде, отказывается от инициативы.

При положительной оценке работника  повышается мотивационная сфера, желание  трудиться лучше. Руководители, обладая определенным статусом, несут на себе морально-психологическую нагрузку в виде права на оценку своих подчиненных и результатов их труда, от которой в значительной степени зависит трудовая активность персонала.

В конечном итоге организация служит людям, но, если она начинает работать в режиме сбоев, тогда люди будут  вынуждены изменить ее.

На рисунке 1 показана организация  деятельности группы по успешному выполнению целей компании, а в таблице 1 —  факторы, способствующие устранению противоречий внутри управления организацией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    Заключение

На рубеже XX и XXI веков психология управления переживает интенсивное  развитие, ее идеи и практические рекомендации становятся модным поветрием. Именно в  этот период появилось множество  книг по психолого-управленческой проблематике. Для данного периода характерен ряд черт:

• прикладной характер разрабатываемых  проблем психологии управления. Большинство  изданной в этот период литературы является по сути дела настольной для  управленцев различных ступеней;

• интеграция психолого-управленческого  знания, идущая путем объединения  достижений различных отраслей науки. Образно говоря, психологии управления еще только начинается и сделаны  лишь первые шаги в этом направлении;

• главный упор делается на рассмотрение особенностей управления в сфере  бизнеса и деловых отношений, относительно меньше внимания уделяется другим отраслям знаний. Предпринимаются попытки свести психологию управления к психологии менеджмента.

Чем сложнее управление, тем больше внимания уделяется предмету и задачам психологии управления. Ежегодно растут требования к психическим процессам и умственным способностям человека, начиная от восприятия и внимания, и заканчивая ответственностью за человеческие жизни. Именно эти задачи и решает управленческая психология.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           Список литературы

  1. Аксененко Ю.М., Каспарян В.Н., и др. Социология и психология управления.- Ростов-на-Дону,2001.
  2. Вересов Н.Н. Психология управления.-М..2001.
  3. Урбанович А.А. Психология управления.-Минск,2003.
  4. Касьяник И.М. Психология управления: Конспект лекций.-М.: АСТ, СПб.: Сова,2005.

 

 

Дата окончания работы    13.03.2013                         Подпись


Информация о работе Психология управления