Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2012 в 14:03, контрольная работа
На сегодняшний день в связи с социально-экономическими изменениями возрастает необходимость изучения теоретических и прикладных аспектов управления обществом, его сферами, организациями, учреждениями и т.д. Без компетентного постоянно совершенствующегося управления невозможно преодолеть трансформации, которые происходят в нашем обществе. Современная ситуация требует уделять все большее внимание социально-психологическим проблемам управления.
Введение 2
Организация как объект управления 4
Вывод 18
Литература 19
Оглавление
Введение 2
Организация как объект управления 4
Вывод 18
Литература 19
На сегодняшний день в
связи с социально-
Управление организационными
и социально-психологическими
Значение психологических
знаний для совершенствования
Психология изучает
человека, его психику как свойство
мозга, отражать объективную
Психологию управления
интересует, главным образом,
Организационные и социально-психологические
аспекты управленияпредставляют собой
знание того, как работать с людьми,
воздействоватьна них, управлять ими.
Через управление людьми, осуществляется
иуправление экономическими и техническими
объектами. В этом смыслеуправление организационно-
В современном мире в острой
конкурентной борьбе выживают только
эффективные организации. Большая
часть действующих моделей
- использование психологических
возможностей персонала в
- взаимодействие и интеграция
мотивационной сферы
Рассмотрение проблемы организации
как объекта управления, оценка психологических
и социально-психологических
Применение данного подхода
означает, что организация является
целостным образованием, ее элементы
составляют достаточно сложные взаимосвязанные
и взаимообусловленные
Психологическая оценка деятельности организации предполагает анализ ее уровней: личности работника, малой группы, уровня межгруппового взаимодействия.
С момента осознания человеком себя социальным существом основные виды его жизнедеятельности носят совместный характер. Поэтому люди объединяют свои усилия. Формы таких объединений многочисленны. В социальной психологии они сведены к трем основным видам: общности, группы, социальной организации.
Проблемы функционирования группы как субъекта и объекта управления в большей степени рассматриваются социальной психологией. Проблемы социальных общностей, наряду с социальной психологией, рассматриваются социологией. Социальных организаций - психологие управления. В то же время необходимо подчеркнуть, что основу любой социальной организации составляет социальная группа. Но социальная организация имеет целый ряд специфических особенностей.
Фундамент «классической» теории организаций был заложен Ф. Тейлорм, М. Вебером, А. Файолем. По их мнению, эффективная организация - это система, построенная на строго формальных принципах. Социальная организация выступает наиболее сложным типом организационных систем. Это обусловлено ее двойственностью.
Что же понимается под социальной организацией в психологии управления?
Социальная организация
- специфическая форма
Объединение людей в социальную организацию предполагает наличие у них хотя бы одного общего интереса. Но чем больше интересов совпадает у сотрудников организации, тем выше уровень ее сплоченности, тем выше эффективность ее деятельности. Исторически подтверждено, что организованное меньшинство, как правило, одержит победу над неорганизованным большинством.
В социальной организации ее сотрудники рассматриваются с функциональной точки зрения. Они не столько личности, сколько носител определенных социальных статусов и социальных ролей. По мнению М. Белбина, каждый сотрудник организации играет две основные роли.
Функциональная роль связана с социальным статусом, выполнением функциональных обязанностей и вытекает из формальной структуры организации.
Групповая - менее очевидная, однако существенно важная для успешной деятельности коллектива. Она связана с тем, как человек выполняет функциональную роль, и какой вклад он вносит в развитие группы, организации.
Важным показателем освоения той или иной профессионально-функциональной роли является состояние адаптированности личности к социально-производственным условиям труда. Адаптация основывается не только на пассивно-приспособительных, но и на активно-преобразующих связях личности с окружающей средой, представляя собой неразрывное единство тех и других форм связи. По мнению Е. А. Климова, в ходе адаптации складывается соответствующий индивидуальный стиль деятельности личности, что позволяет ей выполнять с определенным успехом свою профессионально-функциональную роль.
В основе возникновения организации лежат два социальных феномена:
- Феномен синергии - при
объединении усилий и воли
участников организации
- Феномен фасилитации
(фацилитации) - повышение скорости
или продуктивности
Реальное или воображаемое присутствие других, не вмешивающихся в действия индивида, может приводить и к ухудшению результатов деятельности. Это явление получило название социальной ингибиции (подавления).
Присутствие других положительно влияет, как правило, на количественные характеристики деятельности и отрицательно - на качественные. Соответственно этот феномен повышает результативность относительно простых видов деятельности и затрудняет выполнение трудных действий и решение сложных задач.
Выявлена зависимость социальной фацилитации от пола, возраста, статуса и других характеристик субъекта, а также от его отношения к присутствующим.
Руководитель должен грамотно учитывать влияние этих двух феноменов на функционирование организации.
Основные принципы функционирования организации:
- Принцип координации
- согласование должностных
- Скалярный принцип (scalaris - ступенчатый) - иерархичность построения организаций.
- Принцип функциональности
- должностные обязанности на
каждой ступени управления
- Принцип порядка - соответствие людей структуре. В настоящее время структуру организации часто создают под конкретных людей.
- Принцип единоначалия -
административная
- Принцип департаментализации
- построение организации «снизу
вверх», взвешенный, продуманный подход
при создании новых по~ разделений.
Он определяет структуру
- Принцип диапазона контроля
- руководитель физической
- Принцип соответствия -
равенство власти и
- Принцип личной
Также организации могут классифицироваться на основе их внутренней организационной структуры, на взаимодействии структурных элементов. Вместе с тем, следует подчеркнуть, что не существует единственно правильной и лучшей формы организации.
Формальная структура организации - форма отношений внутри официально сформированного коллектива, предполагающая систему отношений, зафиксированных должностными инструкциями, положениями, приказами и распоряжениями. Она предполагает соблюдение утвержденных норм поведения и взаимодействие сотрудников в рамках соответствующего коллектива.
Должностная структура - штатно-должностной состав организации.
Социальная структура
- формы внутреннего
Функциональная структура -управленческий персонал.
Социально-демографическая
структура -возраст, пол,
Профессионально-
Знание особенностей и
специфики формальной структуры
организации позволяет
Существуют соответствующие
структуры организационных
Иерархические организационные структуры - вертикаль управленческих отношений, начиная от ее низших уровней (руководители первичного звена) и кончая высшим уровнем руководства. Это достаточно традиционная структура организации отношений, которую называют первой формой управления в организации: она делится на отдельные блоки а управленческие полномочия передаются по вертикали.
Линейная организационная структура - расстановка конкретных руководителей во главе отдельных подразделений.
Матричная структура (матричная
организация) - это двойное подчинение
рабочей группы. Группы подчиняются
одновременно и руководителю проекта,
и руководителю того функционального
подразделения, в котором они
работают постоянно. Руководитель проекта
oбладает так называемыми
Конгломератная структура
(организация конгломератное»
Неформальная структура возникает, как правило, стихийно. Сотрудники группируются вокруг одного человека и регулярно вступают в межличностные отношения между собой.
Неформальная структура- система межличностных связей, возникающая на основе взаимного интереса индивидов друг к другу вне связи с функциональными нуждами. Она основана на личном выборе связей и ассоциаций между собой (товарищеские отношения, взаимная симпатия, любительские интересы и т.п.). Выделяют три основные черты неформальной структуры: спонтанность возникновения, наличие межличностных отношений, параллельное функционирование с формальной структурой.
Основные причины, обуславливающие возникновение неформальной подструктуры организации:
- неудовлетворенность некоторых
потребностей сотрудников
- в неформальной подструктуре больше возможностей оказать или попросить помощь у коллег;
- в микрогруппе реализуется потребность быть ближе к тем, кому мы симпатизируем.
Начичие формальной и неформальной
подструктур порождает ряд