Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2012 в 14:57, контрольная работа
Психодиагностика - и теоретическая дисциплина, и сфера практической деятельности психолога.
Как теоретическая дисциплина общая психодиагностика рассматривает закономерности вынесения валидных и надежных диагностических суждений, правила «диагностических умозаключений», с помощью которых осуществляется переход от признаков или индикаторов определенного психического состояния, структуры, процесса к констатации наличия и выраженности этих психологических «переменных».
1.Психодиагностика как наука и как практическая деятельность 3
2.Диагностика конфликтов и управление конфликтами 7
Список использованных источников 13
1.Психодиагностика как
наука и как практическая
2.Диагностика конфликтов и управление конфликтами 7
Список использованных источников 13
1 ПСИХОДИАГНОСТИКА КАК
НАУКА И КАК ПРАКТИЧЕСКАЯ
Психодиагностика - и теоретическая дисциплина, и сфера практической деятельности психолога.
Как теоретическая дисциплина
общая психодиагностика рассматривает
закономерности вынесения валидных
и надежных диагностических суждений,
правила «диагностических умозаключений»,
с помощью которых
Психодиагностика как
теоретическая дисциплина тесно
связана с соответствующими предметными
областями психологической
Выделяемая для
Связь психодиагностики, с
одной стороны, и теоретико-экспериментальной
психологии - с другой, имеет двусторонний
характер. Психодиагностика в целом
- не только воплощение понятий соответствующих
дисциплин в конкретных методиках, но
и способ проверки истинности теоретико-психологических
построений. Если, например, предполагается,
что деятельность людей существенно отличается
по мотивам, то должны быть найдены методы,
выявляющие различные мотивы у разных
людей. Если предполагается, что не существует
психически здорового человека, который
не имел бы какой-либо мотивации, то не
может существовать валидных методов,
которые бы диагностировали отсутствие
всякой мотивации у конкретного лица,
не являющегося психически больным. Если
бы относительно некоторых теоретически
выделенных мотивов оказалось невозможным
обнаружить дифференциально-
Общая психодиагностика преимущественно связана с общей, социальной и дифференциальной психологиями, частная психодиагностика - с такими областями психологии, как медицинская, возрастная, консультативная, юридическая, военная психология, психология труда, спорта и т. д.
Психология соответствующей
предметной области составляет одну
из составных частей психодиагностики.
Другая базовая дисциплина, являющаяся
фундаментом общей
Третье основание
Таким образом, теоретическая
психодиагностика обусловлена тремя
областями психологического знания:
предметной областью психологии, изучающей
данные явления, психометрикой –
наукой об измерении индивидуальных
различий в диагностируемых переменных
и практикой использования
Практическая психодиагностика относится к теоретической так же, как инженерная эксплуатация технических устройств к их разработке и конструированию. Как и всякая эксплуатация достаточно сложных устройств в реальных, «полевых» условиях, практическая психодиагностика предполагает полезные навыки, интуицию, богатый клинический, да и житейский, опыт. Помимо этого практическая психодиагностика предполагает свод правил применения психодиагностических инструментов, основанных на знании свойств измеряемых переменных и измеряющих инструментов, на знании этических и профессиональных норм психодиагностической работы. Так, практик-психодиагност должен понимать и уметь квалифицировать условия проведения обследования и учитывать их при сопоставлении индивидуальных данных с нормативами. Например, если при проведении обследования какие-то элементы обстановки насторожили обследуемого и ситуация обследования превратилась для него в ситуацию экспертизы, то это обстоятельство может сделать невозможным сопоставление индивидуального результата с нормами, если последние были получены в ситуации доверительного контакта. И наоборот, если нормы получены в ситуации экспертизы, а конкретное обследование имеет доверительный характер, то соотнесение с нормами также становится некорректным. Все это психодиагност должен не только знать - он должен выяснить, как воспринимает ситуацию обследуемый. Практическая психодиагностика предполагает также учет мотивации клиента на обследование и знание способов ее поддержания, умение оценить состояние обследуемого в целом, знание и навыки сообщения информации обследуемому о нем самом, чуткость к действиям, которые непроизвольно могли бы нанести вред обследуемому, способность интерпретировать полученную информацию и многое другое.
2 ДИАГНОСТИКА КОНФЛИКТОВ И УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ
Управлению конфликтом должна
предшествовать стадия его диагностики,
т.е. определение основных составляющих
конфликта, причин, его породивших.
В большинстве случаев
истоков конфликта, субъективных или объективных переживаний сторон, способов “борьбы”, противоречия мнений, событий, затронутых потребностей и интересов;
биографии конфликта, т.е. его история, фон, на котором он прогрессировал, нарастание конфликта, кризисы и поворотные точки в его развитии;
участников конфликтного взаимодействия: личностей, группы, подразделений;
позиций и отношений сторон, их взаимозависимости, ролей, ожиданий, личных отношений;
исходных отношений к конфликту - хотят и могут ли стороны сами решить конфликт, каковы их надежды, ожидания, установки, условия, либо конфликт спровоцирован специально в интересах одной из сторон, которая постоянно поддерживает уровень напряженности.
Прояснение сути конфликтной ситуации, ее адекватное понимание каждой из сторон может послужить основой выработки дальнейшего решения.
При проведении диагностики конфликта достаточно сложным является выявление субъектов конфликта, их затронутых потребностей, интересов, опасений, причин конфликтного взаимодействия.
Для выявления причин конфликта
возможно использовать метод картографии
конфликта, суть которого состоит в
графическом отображении
На первом этапе проблема описывается в общих чертах, определяется предмет конфликта. Если, например, речь идет о несогласованности в работе, о том, что кто-то не “тянет лямку” вместе со всеми, то проблему можно отобразить как “распределение нагрузки”. Если конфликт возник из-за отсутствия доверия между личностью и группой, то проблему можно выразить как “взаимоотношения”. На данном этапе важно определить саму природу конфликта и пока неважно, что это не полностью отражает суть проблемы.
На втором этапе выявляются главные участники (субъекты) конфликта. В список можно внести отдельные лица или целые команды, отделы, группы, организации. В той мере, в которой вовлеченные в конфликт люди имеют общие потребности по отношению к данному конфликту, их можно объединить вместе. Допускается также объединение групповых и личных категорий.
Например, если составляется карта конфликта между двумя сотрудниками в организации, то в карту можно включить этих работников, а оставшихся специалистов объединить в одну группу либо выделить отдельно еще и начальника данного подразделения.
Третий этап предполагает перечисление основных потребностей и опасений, связанных с этой потребностью, всех основных участников конфликтного взаимодействия. Необходимо выяснить мотивы поведения, стоящие за позициями участников в данном вопросе. Поступки людей определяются их желаниями, потребностями, мотивами, которые необходимо определить.
Графическое отображение
потребностей и опасений расширяет
возможности и создает условия
для более широкого круга решений,
возможных после окончания
Предварительный анализ
ситуации является необходимым
компонентом эффективного
Организационные способы
управления конфликтом характеризуются,
прежде всего, целенаправленным воздействием
управленческих органов на подразделения
организации и отдельных
Образование подгрупп внутри конфликтующих сторон, когда структурное подразделение целенаправленно разбивается на ряд достаточно автономных образований с различными, но пересекающимися целями. Этот способ направлен на снижение сплоченности одной из сторон конфликта. Такой способ управления конфликтом применяется для уменьшения конфликта между администрацией и подчиненными.
Введение независимых
контролирующих элементов, когда создаются
комиссии по разрешению спорных вопросов,
экспертные советы или независимые
группы, которые призваны осуществлять
связь между
Замена лидеров или руководителей отдельных групп, подразделений. Отсутствие лидера, организующего конфликтные взаимодействия, как правило, приводит к нарушению координации действий в отношении соперника. При этом у рядовых членов группы появляется желание исключить возникающую неопределенность в собственных действиях путем или выхода из конфликтной ситуации, или поиска нового лидера, способного отстаивать интересы группы.
Ротация - перемещение членов организации из одной структурной единицы в другую. Этот чисто организационный способ, по сути, состоит в замене наиболее активных членов конфликтующих групп. Здесь важно учитывать пространственный принцип перемещения, т.е. зачастую достаточно разделить членов конфликтующих сторон по территориальному признаку, чтобы снизить интенсивность конфликтных взаимодействий или вообще погасить конфликт.