Психология управления как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 09:37, практическая работа

Краткое описание

1. Психология управления как отрасль практической психологии.
Психология управления ориентирована не на создание теории, а на решение конкретных практических задач. Это же можно сказать и иначе — современная психология управления построена на осознании того, что использование человеческого фактора в производстве, человеческого измерения в менеджменте выгодно экономически. Не важно, как это выглядит в теории, важно, что это работает на практике и приносит пользу, — такой весьма прагматический и, конечно, не бесспорный взгляд предопределил развитие психологии управления как отрасли практической психологии.

Вложенные файлы: 1 файл

Психология управления.doc

— 149.00 Кб (Скачать файл)

Практическое  занятие 1.1.

Тема:  «Психология управления как наука»

Вопросы для обсуждения:

1.  Психология  управления как отрасль практической  психологии.

Психология управления ориентирована не на создание теории, а на решение конкретных практических задач. Это же можно сказать и иначе — современная психология управления построена на осознании того, что использование человеческого фактора в производстве, человеческого измерения в менеджменте выгодно экономически. Не важно, как это выглядит в теории, важно, что это работает на практике и приносит пользу, — такой весьма прагматический и, конечно, не бесспорный взгляд предопределил развитие психологии управления как отрасли практической психологии. Шутка профессиональных психологов: «У нас много разных средств для решения проблем — что-нибудь кому-нибудь время от времени помогает» обрела реальный смысл.

 

2.  Предмет  современной психологии управления.

Предметом психологии управления являются следующие проблемы человеческих взаимоотношений и  взаимодействий с точки зрения ситуаций управления:

  • Личность, ее самосовершенствование и саморазвитие в процессе труда.
  • Управленческая деятельность и ее организация с точки зрения психологической эффективности.
  • Групповые процессы в трудовом коллективе, и их регуляция

 

3.  Уровни управления:

  • Высшее руководство
  • Руководители средних звеньев
  • Технический персонал

 

4.  Функции  управления.

  • целеполагание
  • планирование
  • организация
  • стимулирование
  • контроль

5.  История  становления психологии управления.

Основные этапы:

  • Зарождение мысли об управленческой деятельности.
  • Осознание механизмов управления в истории развития человеческой мысли.
  • Основные школы и теории управления в контексте психологии управления.

В первой половине XX в. оформились четыре школы управленческой деятельности [Розанова, 2008].

1. Школа научной  организации труда.

2. Административная  школа.

3. Школа «человеческих  отношений».

4. «Наука управления».

  • Появление современных научных подходов.
  • Возникновение и развитие современных тенденций управления.
  • Основные теоретические подходы в рамках науки управления.

 

 

Вопросы для самоконтроля:

1.  Что является  объектом и субъектом психологии  управления?

Объект- человек

Субъект - взаимоотношения  между людьми

 

2.  Что представляет  собой предмет психологии управления?

Предметом психологии управления являются следующие проблемы человеческих взаимоотношений и взаимодействий с точки зрения ситуаций управления:

    • Личность, ее самосовершенствование и саморазвитие в процессе труда.
    • Управленческая деятельность и ее организация с точки зрения психологической эффективности.
    • Групповые процессы в трудовом коллективе, и их регуляция

 

3.  Как проявляется  предмет психологии управления  на различных уровнях управленческих  проблем?

 

4.  Какие вы  знаете первые теории управления?

  • Теория ситуационного лидерства

 

Эта теория родилась в результате многолетних наблюдений американских психологов, которые, стремясь показать, что такое эффективное управление, записывали и анализировали, как эффективные и неэффективные менеджеры выполняют свои ежедневные задачи. После обработки данных был получен ошеломительный результат: эффективен только тот руководитель, который обладает таким управленческим качеством, как лидерство. Только лидер может быть эффективным управленцем вне зависимости от стиля управления, особенностей задачи и других условий.

  • Теория научения

 

В работах И. П. Павлова, Д. Б. Уотсона, Б. Ф. Скиннера обосновывается система поощрений  и наказаний (теория научения), определяется разумная сфера деятельности исполнителя  в соответствии с его способностями, обосновывается необходимость обратной связи между руководителем и подчиненными. В основе теории научения лежит понятие рефлекса, т. е. ответа организма на внешнее раздражение. Рефлексы подразделяются на врожденные (безусловные) и условные, которые вырабатываются опытом. Врожденные чаще всего проявляются в бессознательных актах, в сложной гамме чувств, эмоций, желаний, а также формируют поведенческие акты, требующие проявления воли и решимости. Безусловные рефлексы определяют инстинктивное поведение личности, которое под влиянием воспитания, обучения и социального опыта тормозится и ограничивается в своих проявлениях. Условный рефлекс, с точки зрения сторонников этой теории, формирует стереотип мышления и поведения и является основным компонентом мотивационной системы человека.

  • Теория психоанализа

 

Любые школы  современной теории управления особое внимание уделяют человеку, приоритету личности при изучении любых социальных процессов. Каждый человек убежден, что его способ мышления оптимален, поскольку он результативен, но эффективность творчества всегда снижается из-за обилия ложных путей, ограничений и предубеждений, боязни новизны или чрезмерной авантюрной смелости. Резервы способностей человека, его интеллект, его психика сложнее любого компьютера, космической ракеты. Не случайно еще древние мыслители сформулировали сверхсложную задачу: «Познай самого себя».

 

5.  В чем  состоит сущность «тейлоризма»?

Тейлор выдвинул четыре основные черты научной организации труда.

 

Во-первых, администрация  берет на себя выработку научного фундамента, заменяющего старые традиционные и сугубо практические методы для каждого отдельного действия во всех различных разновидностях труда, применяемых на предприятии.

 

Во-вторых, администрация  производит на основе научно установленных  признаков тщательный отбор рабочих, а затем обучает и развивает способности каждого отдельного рабочего, в то время как ранее рабочий сам выбирал себе специальность и сам обучался так, как умел.

 

В-третьих, администрация  осуществляет доверительное сотрудничество с рабочими в целях достижения соответствия принципов отдельных отраслей производства научным принципам, которые были ею ранее выработаны.

 

В-четвертых, устанавливается  почти равномерное распределение  труда и ответственности между  администрацией предприятия и рабочими. Администрация выполняет те виды труда, для которых она лучше приспособлена, чем рабочие, тогда как ранее почти весь труд и большая часть ответственности были возложены на рабочих.

 

Все эти принципы осуществлялись применительно к  отдельному предприятию.

 

6.  Каково значение хоторнских исследований?

Мэйо провел серию экспериментов. В одном  из них участвовало шесть женщин-сборщиц. Они работали в отдельном помещении, поэтому там обеспечивались все  условия для «чистого» эксперимента: варьировалось освещение, изменялась окраска помещений и оборудования, отрабатывался режим труда и отдыха, организовывались разные формы оплаты (групповая и индивидуальная) и т. д. Было замечено, что каждое нововведение поднимало производительность труда. Затем экспериментальную группу переводили в обычное помещение, где не применялось никакого стимулирования. Но производительность труда не падала, напротив, продолжала расти, достигая наивысшего уровня. Этот феномен назвали «хотторнским эффектом». Мэйо объяснил его следующим образом. Производительность труда зависит не столько от условий работы, сколько от социально-психологических факторов. Когда рабочие экспериментальной группы осознавали, что являются предметом внимания со стороны руководства, то их производительность труда повышалась. Обнаруженный эффект дал толчок к исследованиям психологического климата в организации, мотивации к труду, влиянию межличностных отношений на производительность труда. Основной целью этого подхода стало повышение эффективности деятельности организации за счет реализации личностного потенциала работников. Такой подход приобрел особую популярность в 1960-е годы.

7.  Какие существуют  направления в исследованиях  управленческой деятельности в  настоящее время?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задания по теме:

 

Задание 1. Обсудите в микрогруппах вопрос: может ли быть управление без манипуляции? Представьте результаты своего обсуждения.

Задание 2.  Проанализируйте процесс управления на знакомом вам уровне (школа, вуз, предприятие, где вы работали или работаете) с точки зрения его структуры и функций.

Задание 3.  Работа в малых группах. Каждая группа – сторонник одной из теорий. Нужно привести как можно больше аргументов в пользу «своей» теории.

Задание 4. Выберите теорию, которая вам близка. Продумайте, как можно воплотить ее принципы на известном вам предприятии (если вы нигде не работаете, то в университете). Результаты доложите на занятии.

 

 

 

 

                                                                 Практическое занятие 1.2.

Тема:  «Модели управления»

Вопросы для обсуждения:

1.  Сущность  традиционной модели управления  – модель Х.

В этой теории управление предполагает, что работники изначально ленивы и будут по возможности  избегать работы. Из-за этого работники  должны быть под пристальным наблюдением, для чего разрабатываются комплексные системы контроля. Необходима иерархическая структура с пониженной нормой управляемости на каждом уровне. Согласно этой теории, работники проявляют мало амбиции без привлекательной программы поощрения и избегают ответственности, если это возможно.

 

2.  Сущность  модели Y, предложенной Д. Макгрегором.

Правление предполагает, что работники могут быть амбициозными, иметь внутренние стимулы, стремится  взять на себя больше ответственности  и осуществлять самоконтроль и самоуправление. Считается, что сотрудники получают удовольствие от своих обязанностей, связанных как с умственным, так и физическим трудом. Считается также, что работники испытывают желание проявлять творческое и прогрессивное мышление в производстве, если представляется возможность. Существует шанс повысить производительность, предоставляя служащим свободу работать по мере своих возможностей, не увязая в правилах.

 

3.  Сущность  модели управления Z.

Синтез американской и японской модели управления. Предполагает сочетание индивидуалистических социальных ценностей, свойственных американской модели с групповыми формами воздействия, характерными для японской модели. Наем работников пожизненный, тякучесть кадров низкая, принятие решений на основе конценсуса, но при этом ответственность должна быть индивидуальной.

 

4.  Стратегии  японского менеджмента.

 

В современном  бизнесе будущее компаний зависит  от активного стремления к долгосрочным перспективам и достижению слаженных  и умелых действий каждого сотрудника компании. По нашему мнению, японская стратегия кайдзен, основанная на непрерывном совершенствовании всех процессов в компании, — это ключ к успеху!

 

Постоянное  совершенствование процессов и  операций в стиле кайдзен имеет  пошаговый характер и основывается на движении к полному устранению потерь, не добавляющих реальную ценность для потребителя. Например, в производственных процессах к потерям относят: перепроизводство, потери времени из-за ожидания, ненужная транспортировка и перемещение, лишняя обработка и избыток запасов, выпуск дефектной продукции. Такие потери не так просто увидеть, и действительно трудно полностью от них избавиться.

 

Кайдзен концентрирует  внимание именно на постепенном улучшении  процессов, но это не означает улучшение  ради улучшений. Результат важен, но процесс его достижения значит ничуть не меньше.

 

На практике это обеспечивается пошаговым выполнением  цикла Деминга PDCA: Планируй  >  Делай  >  Проверяй  >  Воздействуй

 

5.  Специфические  особенности управленческой деятельности.

Управленческая деятельность обладает определенными чертами:

 

a) Она носит  прикладной характер. Сама по  себе она не имеет ценности, а предназначена для реализации  целей и функций государственного  управления. Поэтому её можно  представить как совокупность  выработанных людьми навыков,  умений, способов, средств и действий человека в сфере управления.

 

b) Отличается  интеллектуальным содержанием. Это  качество двояко проявляется:  с одной стороны - выработка  решения и его реализация не  возможно без интеллектуальной  деятельности должностных лиц  органов государственного управления, с другой стороны - требует того же от управляемого объекта - людей, осознания ими управленческого воздействия. Помимо этого, главный смысл управленческой деятельности заключается в получении нового качества управляемого процесса, что невозможно без умственных, творческих усилий.

 

c) Информационность. В своей основе управленческая  деятельность во многом связана  с поиском и обработкой огромного  массива информации, на основе  которого принимаются управленческие  решения. В современных условиях  поток информации возрос во много раз, поэтому приемы работы управленческого аппарата с информацией должны постоянно совершенствоваться, вырабатываться новые приемы и способы, новые технические средства программы и системы обработки информации. От качества информации, ее достоверности зависит эффективность принимаемых решений и в целом государственное управление.

Информация о работе Психология управления как наука