Психология управления как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 09:37, практическая работа

Краткое описание

1. Психология управления как отрасль практической психологии.
Психология управления ориентирована не на создание теории, а на решение конкретных практических задач. Это же можно сказать и иначе — современная психология управления построена на осознании того, что использование человеческого фактора в производстве, человеческого измерения в менеджменте выгодно экономически. Не важно, как это выглядит в теории, важно, что это работает на практике и приносит пользу, — такой весьма прагматический и, конечно, не бесспорный взгляд предопределил развитие психологии управления как отрасли практической психологии.

Вложенные файлы: 1 файл

Психология управления.doc

— 149.00 Кб (Скачать файл)

Классификация по типу темперамента: холерики, сангвиники, меланхолики, флегматики. По акцентуациям характера: гиперактивный, дистимичный (пессимистичный, замкнутый), циклотимичный (подверженный циклическим  спадам и подъемам настроения), эмотивный, демонстративный, возбудимый, застревающий, педантичный, тревожный, экзальтированный, интровертированный, конформный [Самыгин, Столяренко, 1997]. Эти типологии достаточно относительны, так как чистые виды темперамента или акцентуации характера встречаются редко.

 

7.  Какие личностные  ограничения руководителей выделяют  М. Вудкок и Д. Фрэнсис?

Авторы концепции выделяют 11 потенциальных ограничений.

  • Неумение управлять собой
  • Размытые личные ценности
  • Смутные личные цели
  • Остановленное саморазвитие.
  • Недостаточность навыка решать проблемы.
  • Недостаток творческого подхода.
  • Неумение влиять на людей
  • Недостаточное понимание особенностей управленческого труда
  • Слабые навыки руководства.

Неумение обучать

  • Низкая способность формировать коллектив.

 

8.  Какова  структура управленческой деятельности?

 

Управленческая  деятельность включает компоненты:

 

 

  • действия по постановке целей (перед собой и подчиненными), включая планирование этапов их достижения;

 

  • действия по мотивированию сотрудников;

 

  • действия по определению и постановке задач перед сотрудниками;

 

  • делегирование;

 

  • действия по контролю за выполнением задач;

 

  • рефлексию.

 

9.  Какие действия  совершает руководитель? Какие функции  управления реализуют эти действия?

Стиль руководства  оказывается реальным способом управления. Можно обозначить следующие схемы действий руководителя:

    • самостоятельно принимает и объявляет решение;
    • предлагает варианты решения подчиненным сотрудникам;
    • предлагает новые идеи и организует обсуждение, а затем выбирает вариант решения;
    • определяет условия и поручает принять решение персоналу;
    • делегирует решение проблемы персоналу.

 

 

10.Каковы этапы  принятия управленческих решений?

Выделяют пять этапов принятия управленческих решений.

I. Ориентировочный этап: выявление проблемной ситуации и определение цели решения.

Для формулировки целей  рекомендуется использовать принципы SMART.

II. Информационный этап: сбор, переработка и анализ информации, касающейся проблемной ситуации, а также ограничений, мешающих  ее разрешению.

III. Этап выработки и принятия решений включает следующие подэтапы:

1) выработку критериев  принятия решений (это могут  быть экономичность, надежность, оперативность и др.);

2) оценку альтернативных  решений;

3) выбор оптимального  решений среди альтернатив.

IV. Организационный этап: доведение принятого решения и сроков его реализации до исполнителей, назначение ответственных, организация их взаимодействия. На этом этапе руководителю необходимо активно использовать действия по делегированию полномочий.

V. Контролирующий этап: учет и контроль выполнения решения.

 

11.Можно ли  оптимизировать процесс принятия  решения? Как?

Все множество  методов векторной оптимизации  можно разбить на 5 классов.

Методы, основанные на формализации, в виде задач математического  программирования.

Методы, основанные на реинжинировании критериев и их последовательном применении.

Методы, использующие обобщенный критерий для сравнительной  оценки альтернатив.

Методы, не использующие обобщенный критерий для сравнительной  оценки альтернатив.

Методы, реализующие процессы структуризации и адаптации при выборе рациональных решений.

 

Методы расположены  в порядке возрастания их потенциальной  характеристики (классификационный  признак — полнота реализации принципа системности). Методы 1-го и 2-го класса не реализуют в полной мере принцип системности. Методы 3-го класса достаточно конструктивны (их легко использовать), однако не всегда удается обосновать и построить обобщенный критерий. Методы 4-го класса более прогрессивны, т.к. они предусматривают активное использование ЛПР в процессе анализа альтернатив. Методы 5-го класса отражают современные тенденции в области векторной оптимизации и находят применение в современных перспективных интерактивных автоматизированных системах.

 

 

12.От чего  зависит эффективность процесса принятия решения?

Эффективность решения. В теории менеджмента подчеркиваются два основных фактора эффективности  принятия решения. Первый – выбор  наилучшей из альтернатив с учетом возможностей исполнителей принятого  решения (фактор качества «К»). Второй – степень принятия этого решения людьми (фактор «П»). Отсюда эффективность решения определяется по формуле: ЭР = П Ч К (рис. 3). Когда один из выделенных факторов снижается, эффективность решения падает.

 

13.Каковы принципы  и этапы делегирования полномочий?

Руководителю необходимо уметь делегировать полномочия сотрудникам. Некомпетентный руководитель берет  на себя выполнение действий по достижению плана, тем самым снижая эффективность  и скорость достижения цели. Таким  образом, по качеству делегирования  судят о компетентности руководителя.

Делегируются:

  • рутинная работа;
  • специализированные действия;
  • частные вопросы;
  • подготовительная работа.
  • Алгоритм процесса делегирования полномочий:
  • подготовить подчиненного;
  • объяснить задачу;
  • показать, как ее решать и что делать;
  • доверить дальнейшее ее решение подчиненному;
  • осуществлять контроль над исполнением.

 

14.Какие существуют  виды контроля?

Предварительный или входной контроль производится еще до фактического начала рабочего процесса. Целью данного действия является обеспечить все необходимые условия для бесперебойного функционирования предприятия, то есть определить, готовы ли персонал, система управления, производственная сфера компании к началу работ. Если смотреть с точки зрения управления персоналом, то этот вид контроля в менеджменте позволяет ответить на вопрос, можно ли с помощью данного штата сотрудников решить поставленные перед организацией задачи.

Текущий контроль

 

Следующая форма  контроля в менеджменте – текущая  оценка, которая проводится непосредственно  в процессе хозяйственной деятельности компании. Основное предназначение данной процедуры – усовершенствовать производственный процесс и максимально скорректировать его для скорейшего достижения поставленной цели. На данном этапе необходимо выявить все отклонения от заданных рабочих параметров и устранить их. Есть две формы текущего контроля в менеджменте – стратегическая и оперативная. Оперативный контроль проводится в то же время, когда происходит выполнение основной работы, здесь происходит оценка распределения времени, соблюдения последовательности производственных операций, качества труда персонала. Что касается стратегической составляющей, она показывает эффективность использования ресурсов предприятия в рамках достижения глобальной цели. Выясняется, происходит ли во всех подразделениях внедрение новых методов работы, ведется ли поиск более совершенных технологий и т.д.

 

Заключительный  контроль

 

Третий вид  контроля в менеджменте – заключительный, который производится после окончания  производственного процесса. Происходит подведение итогов, изучается поведение руководителя и анализируются результаты работы, чтобы скорректировать планы организации на будущее.

 

 

15.Что такое  «стиль руководства (лидерства)»?

Как мы уже видели, успешные руководители могут обладать разным набором индивидуально-личностных качеств. Для того чтобы личные качества не мешали, а способствовали осуществлению деятельности, руководители вырабатывают индивидуальный стиль деятельности – специфический способ осуществления действий наиболее эффективным для данного индивида способом. Индивидуальный стиль деятельности руководителя принято называть стилем руководства (или лидерства). Стиль руководства, или лидерства, включает индивидуально-типологические особенности системы методов воздействия на подчиненных.

Проблемой стиля лидерства  занимался Курт Левин [Levin, 1947]. Он выделил  общую психологическую составляющую деятельности лидеров (руководителей), назвав ее лидерством. С тех пор  это понятие употребляется в  социальной психологии. Выделенные К. Левином стили лидерства рассматривались через призму власти. Первую классификацию стилей лидерства Левин заимствовал из сферы государственного управления: авторитарный, демократический, анархический (либерально-попустительский). Эта классификация остается наиболее популярной и в настоящее время (с некоторыми вариациями в названии стилей).

 

16.Какие стили  лидерства и руководства вы  знаете?

  • Авторитарный стиль основан на позиции руководителя «сверху», субъект-объектном общении, подчиненный воспринимается как исполнитель. Контроль жесткий.
  • Либерально-попустительский стиль фактически исключает управление как таковое, руководитель отстраняется от руководства, и подчиненные оказываются предоставлены сами себе. Контроль слабый или отсутствует.
  • Демократический стиль управления предполагает взаимодействие между подчиненными и руководителем на основе сотрудничества, позиция руководителя «на равных», подчиненный воспринимается как личность, а не только как исполнитель, решения принимаются коллегиально, подчиненным предоставляется определенная свобода выбора в рамках своей компетенции, но контроль присутствует.

 

17.Что описывает  «решетка менеджмента» Блейка-Моутон?

Р. Блейк и Д. Моутон разработали так называемую «решетку менеджмента», описывающую пять типов  руководителей или стилей руководства

  • Код 9:1 – «менеджмент заданий» – полностью ориентирован на производство и уделяет минимум внимания людям. Это жесткий курс администратора, для которого главное результат, человек является лишь исполнителем.
  • Код 1:9 – стиль «деревенского клуба» – противоположный тип: уделяет основное внимание людям и отношениям, дело часто страдает.
  • Код 5:5 – стиль «середины дороги» – часто ищут компромиссов и ориентируются на средние достижения. Такие руководители склонны к манипулированию людьми.
  • Код 1:1 – «убогий менеджмент». Склонны плыть по течению, не вмешиваясь в процесс. Часто это случайные люди в менеджменте.
  • Код 9:9 – командный стиль. Авторы модели считают этот тип самым продуктивным. Он учитывает и нужды производства, и интересы людей. Устремлен к инновациям и развитию организации.

 

18.Существует  ли оптимальный стиль лидерства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задания по теме:

 

Задание 1. Напишите отчет по теме. Разделите лист пополам. Справа выпишите все ваши качества, которые помогают вам руководить людьми, слева – те, что мешают. Каких качеств больше? Составьте программу самоизменений. Если возникнет желание, обсудите результаты в группе, если не хотите – сдайте листок преподавателю.

Задание 2. Выберите ситуацию, связанную с руководством знакомым вам коллективом (это может быть вуз или любое знакомое вам предприятие). Если вы работаете, можете проанализировать позицию руководителя на своем предприятии. Выберите позицию руководителя любого уровня, о деятельности которого вы имеете представление, и составьте анализ структуры его деятельности (деятельность – мотив – цель – действия – операции – условия). Подробно проанализируйте, какие действия направлены на осуществление основных функций руководства.

Задание 3. Выберите любую проблемную ситуацию. Разработайте решение этой ситуации на основе модели «Семь ступеней». Для этого ответьте на семь вопросов.

1.  В чем  заключается проблема?

2.  Какие данные  мне необходимо получить и  проанализировать, чтобы четко сформулировать  проблему?

3.  Какие альтернативные  варианты решения существуют?

4.  К каким  последствиям приведет тот или  иной вариант решения?

5.  Какое решение  является лучшим (выберите критерии: краткосрочный или долгосрочный  эффект; объем материальных и  человеческих ресурсов; оправдает  ли результат затраченные усилия; необходима ли поддержка кого-то из сотрудников; поможет ли данный вариант решить проблему или устранит только ее симптомы)?

6.  Как будет  осуществляться контроль над  результатом?

7.  Возможное  изменение решения в результате  контроля?

Результаты  решения доложите на занятии в группе.


Информация о работе Психология управления как наука