Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 09:37, практическая работа
1. Психология управления как отрасль практической психологии.
Психология управления ориентирована не на создание теории, а на решение конкретных практических задач. Это же можно сказать и иначе — современная психология управления построена на осознании того, что использование человеческого фактора в производстве, человеческого измерения в менеджменте выгодно экономически. Не важно, как это выглядит в теории, важно, что это работает на практике и приносит пользу, — такой весьма прагматический и, конечно, не бесспорный взгляд предопределил развитие психологии управления как отрасли практической психологии.
Классификация по типу темперамента: холерики, сангвиники, меланхолики, флегматики. По акцентуациям характера: гиперактивный, дистимичный (пессимистичный, замкнутый), циклотимичный (подверженный циклическим спадам и подъемам настроения), эмотивный, демонстративный, возбудимый, застревающий, педантичный, тревожный, экзальтированный, интровертированный, конформный [Самыгин, Столяренко, 1997]. Эти типологии достаточно относительны, так как чистые виды темперамента или акцентуации характера встречаются редко.
7. Какие личностные
ограничения руководителей
Авторы концепции выделяют 11 потенциальных ограничений.
Неумение обучать
8. Какова
структура управленческой
Управленческая деятельность включает компоненты:
9. Какие действия
совершает руководитель? Какие функции
управления реализуют эти
Стиль руководства оказывается реальным способом управления. Можно обозначить следующие схемы действий руководителя:
10.Каковы этапы
принятия управленческих
Выделяют пять этапов принятия управленческих решений.
I. Ориентировочный этап: выявление проблемной ситуации и определение цели решения.
Для формулировки целей рекомендуется использовать принципы SMART.
II. Информационный этап:
сбор, переработка и анализ
III. Этап выработки и принятия решений включает следующие подэтапы:
1) выработку критериев
принятия решений (это могут
быть экономичность,
2) оценку альтернативных решений;
3) выбор оптимального решений среди альтернатив.
IV. Организационный этап: доведение принятого решения и сроков его реализации до исполнителей, назначение ответственных, организация их взаимодействия. На этом этапе руководителю необходимо активно использовать действия по делегированию полномочий.
V. Контролирующий этап: учет и контроль выполнения решения.
11.Можно ли
оптимизировать процесс
Все множество методов векторной оптимизации можно разбить на 5 классов.
Методы, основанные на формализации, в виде задач математического программирования.
Методы, основанные на реинжинировании критериев и их последовательном применении.
Методы, использующие обобщенный критерий для сравнительной оценки альтернатив.
Методы, не использующие обобщенный критерий для сравнительной оценки альтернатив.
Методы, реализующие процессы структуризации и адаптации при выборе рациональных решений.
Методы расположены в порядке возрастания их потенциальной характеристики (классификационный признак — полнота реализации принципа системности). Методы 1-го и 2-го класса не реализуют в полной мере принцип системности. Методы 3-го класса достаточно конструктивны (их легко использовать), однако не всегда удается обосновать и построить обобщенный критерий. Методы 4-го класса более прогрессивны, т.к. они предусматривают активное использование ЛПР в процессе анализа альтернатив. Методы 5-го класса отражают современные тенденции в области векторной оптимизации и находят применение в современных перспективных интерактивных автоматизированных системах.
12.От чего зависит эффективность процесса принятия решения?
Эффективность решения. В теории менеджмента подчеркиваются два основных фактора эффективности принятия решения. Первый – выбор наилучшей из альтернатив с учетом возможностей исполнителей принятого решения (фактор качества «К»). Второй – степень принятия этого решения людьми (фактор «П»). Отсюда эффективность решения определяется по формуле: ЭР = П Ч К (рис. 3). Когда один из выделенных факторов снижается, эффективность решения падает.
13.Каковы принципы
и этапы делегирования
Руководителю необходимо уметь делегировать полномочия сотрудникам. Некомпетентный руководитель берет на себя выполнение действий по достижению плана, тем самым снижая эффективность и скорость достижения цели. Таким образом, по качеству делегирования судят о компетентности руководителя.
Делегируются:
14.Какие существуют виды контроля?
Предварительный или входной контроль производится еще до фактического начала рабочего процесса. Целью данного действия является обеспечить все необходимые условия для бесперебойного функционирования предприятия, то есть определить, готовы ли персонал, система управления, производственная сфера компании к началу работ. Если смотреть с точки зрения управления персоналом, то этот вид контроля в менеджменте позволяет ответить на вопрос, можно ли с помощью данного штата сотрудников решить поставленные перед организацией задачи.
Текущий контроль
Следующая форма контроля в менеджменте – текущая оценка, которая проводится непосредственно в процессе хозяйственной деятельности компании. Основное предназначение данной процедуры – усовершенствовать производственный процесс и максимально скорректировать его для скорейшего достижения поставленной цели. На данном этапе необходимо выявить все отклонения от заданных рабочих параметров и устранить их. Есть две формы текущего контроля в менеджменте – стратегическая и оперативная. Оперативный контроль проводится в то же время, когда происходит выполнение основной работы, здесь происходит оценка распределения времени, соблюдения последовательности производственных операций, качества труда персонала. Что касается стратегической составляющей, она показывает эффективность использования ресурсов предприятия в рамках достижения глобальной цели. Выясняется, происходит ли во всех подразделениях внедрение новых методов работы, ведется ли поиск более совершенных технологий и т.д.
Заключительный контроль
Третий вид
контроля в менеджменте –
15.Что такое
«стиль руководства (лидерства)
Как мы уже видели, успешные руководители могут обладать разным набором индивидуально-личностных качеств. Для того чтобы личные качества не мешали, а способствовали осуществлению деятельности, руководители вырабатывают индивидуальный стиль деятельности – специфический способ осуществления действий наиболее эффективным для данного индивида способом. Индивидуальный стиль деятельности руководителя принято называть стилем руководства (или лидерства). Стиль руководства, или лидерства, включает индивидуально-типологические особенности системы методов воздействия на подчиненных.
Проблемой стиля лидерства
занимался Курт Левин [Levin, 1947]. Он выделил
общую психологическую
16.Какие стили лидерства и руководства вы знаете?
17.Что описывает
«решетка менеджмента» Блейка-
Р. Блейк и Д. Моутон разработали так называемую «решетку менеджмента», описывающую пять типов руководителей или стилей руководства
18.Существует
ли оптимальный стиль
Задания по теме:
Задание 1. Напишите отчет по теме. Разделите лист пополам. Справа выпишите все ваши качества, которые помогают вам руководить людьми, слева – те, что мешают. Каких качеств больше? Составьте программу самоизменений. Если возникнет желание, обсудите результаты в группе, если не хотите – сдайте листок преподавателю.
Задание 2. Выберите ситуацию, связанную с руководством знакомым вам коллективом (это может быть вуз или любое знакомое вам предприятие). Если вы работаете, можете проанализировать позицию руководителя на своем предприятии. Выберите позицию руководителя любого уровня, о деятельности которого вы имеете представление, и составьте анализ структуры его деятельности (деятельность – мотив – цель – действия – операции – условия). Подробно проанализируйте, какие действия направлены на осуществление основных функций руководства.
Задание 3. Выберите любую проблемную ситуацию. Разработайте решение этой ситуации на основе модели «Семь ступеней». Для этого ответьте на семь вопросов.
1. В чем заключается проблема?
2. Какие данные мне необходимо получить и проанализировать, чтобы четко сформулировать проблему?
3. Какие альтернативные варианты решения существуют?
4. К каким последствиям приведет тот или иной вариант решения?
5. Какое решение
является лучшим (выберите критерии:
краткосрочный или
6. Как будет осуществляться контроль над результатом?
7. Возможное
изменение решения в
Результаты решения доложите на занятии в группе.