Психология учителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 16:33, реферат

Краткое описание

В организации учебно-воспитательного процесса нельзя пройти мимо такого мощного педагогического фактора, как характер воспитателя, свойства и качества его личности. У одного педагога слишком твердый характер и крепкая воля, большая общественная активность. Он стремится все сделать сам, подавляет спонтанность детей, оставляет их непричастными и равнодушными зрителями. У другого - мягкий, он не способен потребовать от учащихся элементарного порядка. Плохое знание педагогики и психологии, нежелание преодолеть себя, формировать свой характер в соответствии с педагогическими требованиями дают простор непосредственному проявлению натуры: вспыльчивости, жесткости или бесхарактерности, нетребовательности.

Вложенные файлы: 1 файл

психология учителя.docx

— 36.94 Кб (Скачать файл)

   Введение 

 

 В широком значении  слова педагог - это мыслитель, общественный  деятель, формирующий взгляды и  убеждения людей, помогающий им  находить свои пути в жизни. Нередко педагоги являются зачинателями  новых общественных идей. Учителями  целых поколений молодежи были  русские революционные демократы  А. И. Герцен, В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов.

 Педагогом часто называют  человека, чья мудрость и жизненный  опыт оставили глубокий след  в развитии отдельной личности  и ее судьбе. В педагогическом, а следовательно, более узком и непосредственном значении педагог-учитель - это специалист, ведущий учебно-воспитательную работу с учащимися. Его задачи и функции, роль и место в общественной жизни менялись на различных этапах развития общества, но всегда народный учитель подвергался эксплуатации и преследованиям за участие в борьбе народа. Крайне тяжелым и унизительным было положение учителя в царской России.

 Только после революции 1917 года педагог-учитель занял  почетное, хотя и не «хлебное»  место в обществе. Сейчас в  России около 2 млн. учителей. Педагоги  воспитывают нового человека - всесторонне  и гармонически развитого, образованного, подготовленного к жизни. Учитель  преподает, организует учение детей, воспитывает их, помогает детским  общественным организациям и, конечно, поддерживает постоянную связь  с родителями. Много сил, знаний, душевной теплоты отдают педагоги  детям. Но их великий труд не  заменяет труда родителей. Есть  еще отсталые люди, которые рассуждают  так: «Мы заняты на работе, по  дому, нам недосуг заниматься  воспитанием детей, есть школа - пусть  она воспитывает». Такие представления  приносят большой вред детям.

 Школа и семья проводят  единую линию в воспитании, осуществляют  ее совместно. Настоящий педагог  всегда поможет отцу и матери  понять сильные и слабые стороны  ребенка, даст необходимый совет. Чутко и внимательно прислушиваться  к совету педагога-учителя-святая обязанность родителей. В этом ключ к правильному воспитанию детей и усовершенствованию самих родителей как воспитателей. Дух любви и искреннего уважения к школьному педагогу должен царить в каждой семье. Свои чувства признательности к тому, кто открывает мир растущему человеку, и родители и дети проносят через всю жизнь. «Учитель! Слово-то какое!.. - лирично писал А. Фадеев в «Молодой гвардии».- В нашей стране, где учится каждый ребенок, учитель - это первый человек. Будущее наших детей, нашего народа - в руках учителя, в его золотом сердце. Мы б должны, завидев его на улице, за пятьдесят метров шапку снимать из уважения к нему...».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Место педагога  в современном обществе

 

 Педагогическая деятельность  есть особый вид общественно  полезной деятельности взрослых  людей, сознательно направленной  на подготовку подрастающего  поколения к жизни в соответствии  с экономическими, политическими, нравственными, эстетическими целями.

 Педагогическая деятельность  представляет собой самостоятельное  общественное явление, единое с  воспитанием, но отличное от него.

 Педагог, вооруженный  осознанным воспитательским опытом, педагогической теорией и системой  специальных учреждений, сознательно  вмешивается в объективный процесс  воспитания, организует его, ускоряет  и улучшает подготовку детей  к жизни. Воспитание людей всегда, на любой стадии общественного  развития осуществляется всем  обществом, всей системой общественных  отношений и форм общественного  сознания. Оно вбирает в себя  и отражает всю совокупность  общественных противоречий. Педагогическая  деятельность как общественная  функция возникает в недрах  объективного процесса воспитания  и осуществляется педагогами, специально  подготовленными и обученными  людьми. В отличие от них, многие  взрослые, участвующие в воспитательном  процессе, не осознают огромного  воспитательного значения своих  взаимоотношений с детьми, действуют  и поступают вопреки педагогическим  целям.

 Иногда педагог может  отставать от требований жизни, от объективного воспитательного  процесса, вступать в противоречие  с прогрессивными социальными  тенденциями. Научная педагогическая  теория изучает законы воспитания, воспитательного влияния жизненных  условий и их требования. Тем  самым она вооружает педагога  достоверными знаниями, помогает  ему стать глубоко сознательным, эффективным, способным к разрешению  возникающих противоречий.

Педагогическая деятельность как органическая, сознательная и целенаправленная часть воспитательного процесса - одна из важнейших функций общества.

 Для того, чтобы эффективно воздействовать на детей, вступать с ними в воспитательные взаимодействия, стимулировать их самодеятельность, необходимо глубокое знание законов, по которым происходит процесс усвоения знаний, умений и навыков, формирования отношений к людям и явлениям мира. Педагогу необходимо научиться пользоваться этими знаниями на практике, овладеть опытом, мастерством, искусством их умелого применения. Педагогическая практика нередко требует оценки сложившейся ситуации и срочного педагогического реагирования. На помощь учителю приходит интуиция, представляющая собой сплав опыта и высоких личностных качеств. В воспитательском опыте вырабатывается умение выбрать из арсенала педагогических качеств именно то, которое отвечает требованиям данного момента.

 Важным компонентом  педагогической деятельности является  высочайшая политическая, нравственная, эстетическая культура ее носителя. Вне такой культуры все другие  компоненты в педагогической  практике оказываются парализованными, малоэффективными. Эта общая функция  включает в себя ряд более  конкретных. К ним относятся: а) передача знаний, умений и навыков, формирование на этой основе мировоззрения; б) развитие их интеллектуальных сил и способностей, эмоционально-волевой и действенно-практической сфер; в) обеспечение сознательного усвоения воспитуемыми нравственных принципов и навыков поведения в обществе; г) формирование эстетического отношения к действительности; д) укрепление здоровья детей, развитие их физических сил и способностей. Все эти функции неразрывно взаимосвязаны. Передача ребенку знаний, умений и навыков, организация его многообразной и разнообразной деятельности закономерно влечет за собой развитие его сущностных сил, потребностей, способностей, дарований.

 Педагогическая деятельность  как общественное явление реализуется  диалектически, в противоречиях. Именно  противоречия являются движущей  силой ее развития, возникновения  передового начала.

 

2. Психологические  требования к личности педагога

 В организации учебно-воспитательного  процесса нельзя пройти мимо  такого мощного педагогического  фактора, как характер воспитателя, свойства и качества его личности. У одного педагога слишком  твердый характер и крепкая  воля, большая общественная активность. Он стремится все сделать сам, подавляет спонтанность детей, оставляет  их непричастными и равнодушными  зрителями. У другого - мягкий, он  не способен потребовать от  учащихся элементарного порядка. Плохое знание педагогики и  психологии, нежелание преодолеть  себя, формировать свой характер  в соответствии с педагогическими  требованиями дают простор непосредственному  проявлению натуры: вспыльчивости, жесткости или бесхарактерности, нетребовательности.

 Педагогика определяет  оптимальную форму проявления  и развития дисциплины и демократии  в воспитании, которые реализуются  специально подготовленной и  обладающей педагогическим авторитетом  личностью. Дети добровольно идут  за тем воспитателем, которого  они уважают. В любом другом  случае педагогические отношения  держатся на сугубо формальных  основаниях, внешних требованиях, утрачивают  свой позитивный воспитательный  смысл и оказывают негативное  влияние.

 Понятие «авторитет»  буквально означает общепризнанное  значение человека, его влияние  на людей, поддержку его идей  и деятельности общественным  мнением, проявление уважения, доверия  к нему, даже веры в него: в  его ум, волю, нравственность, способность  сотворить благо, отдать все силы  общему делу. Сущность, специфические  особенности и функции собственно  педагогического авторитета обусловлены  тем, что десятки и сотни ребячьих  глаз, как рентгеном, насквозь просвечивают  и выявляют нравственное состояние  личности педагога. У настоящего  воспитателя нет другого морального  выбора кроме чистоты, искренности, открытости и прямоты. В противном  случае учитель неизбежно утрачивает  свое влияние на детей и  право быть их воспитателем. Суть  педагогического авторитета в  постоянном развитии педагогом  в себе гражданской, творческой, человеческой личности, подлинной  духовности и интеллигентности. Ребенок авансирует воспитателю  свое уважение, доверие, расположение, исходя из естественного предположения  о высоком качестве его личности, и это доверие необходимо оправдать.

 Аванс доверия возмещается прежде всего высокой нравственностью. В современных условиях, видя вокруг себя безнравственность в различных слоях общества, даже в собственной семье и школе, впитывая витающую в воздухе мещанскую мораль, одни ребята научились третировать и даже презирать простые нормы общечеловеческой нравственности, другие овладели искусством общественного лицемерия и обмана. Образовался острый дефицит нравственности в детской и молодежной среде. В этой экстремальной ситуации нравственное самосовершенствование, высокая требовательность педагога к самому себе - главный путь укрепления самоуважения. Рано или поздно нравственная принципиальность, определенность и настойчивость педагога возобладают в сознании детей и дадут ему безусловное педагогическое преимущество, право предъявления нравственных требований к своим воспитанникам.

 Другим важным условием  личности педагога является духовность  воспитателя, его глубокая гражданская  убежденность, способность открыто  обсуждать с детьми самые острые  проблемы общественной жизни, убеждать  их, мужественно признавать свои  ошибки и промахи.

 В современных условиях  в целях завоевания педагогического  авторитета у детей воспитателю  необходимо сделать выбор, занять  общественную позицию: в отношении  истории нашего общества; политических  процессов, происходящих в нем; процессов  межнациональных взаимодействий; прав  человека; возрождения церкви и  других. На убеждения детей можно  повлиять только убежденностью, принципиальностью. И пусть некоторые  ребята будут не согласны с  классным руководителем. Но уважаемый  детьми воспитатель, смело и честно, без давления и запугивания, открыто  вступающий с воспитанниками  в диалог, дискуссию, спор, всегда  заставит их задуматься над  обсуждаемой проблемой, будет иметь  возможность оказать идейное  влияние.

 Авторитет нравственности  и духовно-ценностной культуры  педагога необходимо дополняется  авторитетом интеллектуальной развитости, независимости суждений и образованности. Сегодня неизмеримо возрос поток  разнообразной информации в различных  областях жизни. Значительная ее  часть приходит в острое противоречие  со сложившимися стереотипами  и штампами в сознании и  мышлении. Это ставит воспитателя, духовного наставника детей и  юношества в очень сложное  положение. Чтобы глубоко понять  духовный мир молодого поколения, быть властителем дум, нужно преодолевать  в самом себе противоречия  между сложившимися канонизированными  взглядами на культуру, способами  ее освоения ребенком и реальной, порой не укладывающейся ни  в какие рамки, социокультурной ситуацией. Лучшим средством налаживания воспитательного взаимодействия, укрепления авторитета педагога, будет в этом случае его терпимость, отсутствие категоричности в оценках и давления на психику. Вовлеченность ребенка в диалог заставит размышлять, сомневаться, обратиться к источникам информации, произведениям литературы и искусства, духовно развиваться в направлении самостоятельного и критического отношения к культуре. По мере созревания детей, их духовного богатства во взглядах и убеждениях воспитателя и воспитанника будет образовываться все больше общих оценок и суждений. Оставшиеся разногласия также сыграют свою воспитательную позитивную укрепляющую авторитет педагога роль. Ведь суть воспитания не в том, чтобы непременно добиться единомыслия, вбить в сознание детей официальные догмы и стереотипные представления. Она в том, чтобы ребенок проявил самостоятельность мысли, стремление докопаться до истины, выработать в себе независимость суждений, самостоятельность собственной личности. Диалог воспитателя с детьми по вопросам культуры, в котором господствует только одна сила - сила мысли, знания, аргументации, делает авторитет воспитателя естественным и прочным.

 Эффективная организация  педагогического процесса воспитателем  невозможна без авторитета человеческой  притягательности, без доброжелательности  и взаимной, педагога и детей, симпатии. Нравственно-эстетическое  взаимопритяжение есть самая благоприятная и эффективная атмосфера педагогического взаимодействия. Эффект человеческой притягательности возникает в учителе не только благодаря его эрудиции и интеллектуальной развитости. Он образуется как следствие таланта человеческого интереса, любви учителя к другому человеку. Это талант уважения личности ребенка, сочувствия к его проблемам и переживаниям, требовательной помощи ему в развитии духовности, интеллигентности, достоинства и самоуважения. Истинная педагогическая любовь есть глубоко предчувственная ответственность за жизнь и будущее детей, твердая решимость вести их к добру, гражданскому и личному счастью через преодоление самих себя и внешних препятствий. Только любящий педагог, истинный воспитатель отдает все силы тому, чтобы организовать творческую трудовую жизнь детей, научить их целеустремленности, дисциплинированности, требовательности к себе. Он учит их дружбе, доброте, пониманию красоты мужественного труда души и тела. Он испытывает радость и нравственно-эстетическое удовлетворение от общения с детьми, переживает мгновения счастья, видя трудовые успехи своих воспитанников.

Информация о работе Психология учителя