Психология учителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 16:33, реферат

Краткое описание

В организации учебно-воспитательного процесса нельзя пройти мимо такого мощного педагогического фактора, как характер воспитателя, свойства и качества его личности. У одного педагога слишком твердый характер и крепкая воля, большая общественная активность. Он стремится все сделать сам, подавляет спонтанность детей, оставляет их непричастными и равнодушными зрителями. У другого - мягкий, он не способен потребовать от учащихся элементарного порядка. Плохое знание педагогики и психологии, нежелание преодолеть себя, формировать свой характер в соответствии с педагогическими требованиями дают простор непосредственному проявлению натуры: вспыльчивости, жесткости или бесхарактерности, нетребовательности.

Вложенные файлы: 1 файл

психология учителя.docx

— 36.94 Кб (Скачать файл)

 Таким образом, высокая  нравственность, духовная цельность  и убежденяость, эрудиция и интеллектуальная развитость, человеческая притягательность являются важнейшими условиями формирования педагогического авторитета воспитателя, классного руководителя.

 

3. Общие и специальные  способности педагога

 Обозначим необходимость  и широту общих, но совершенно  необходимых способностей педагога. Авторитетный педагог поворачивается  к детям разными сторонами  своей многогранной личности: выступает  в качестве организатора, заинтересованного  наблюдателя, советчика, демократа, принципиального, непреклонного, требовательного руководителя, товарища и друга.

 Завоевание и поддержание  авторитета педагогом - сложная, кропотливая  работа по совершенствованию  им своего духовного и физического  состояния. За авторитет надо  бороться ежесекундно, ежечасно, ежедневно. Если педагог перестает быть  в курсе событий, не следит  за собой, опускается в быту, встает  в отношениях с детьми на  путь панибратства и формализма, отчуждается от детей, каким бы  непререкаемым не был сначала  его педагогический авторитет, он  истлевает вместе с распадающейся  личностью воспитателя. Поэтому  для педагога важно постоянно  поддерживать свою «авторитетную»  форму, осуществлять духовное, нравственное  восхождение. Это значит нужно  серьезно анализировать свои  отношения с детьми, критически  осмысливать свое поведение, преодолевать  душевные слабости, тупость, черствость, дешевое самомнение и гордыню, сохранять человеческое достоинство  и педагогическую честь, держать  свою совесть в состоянии чуткого  реагирования. Авторитет вырастает  из честных и чистых отношений, характеризуется скромностью. Авторитет  воспитателя не самоцель и  не самоценность. Он приобретает педагогический смысл и действенность не тогда, когда используется как мощная сила административного воздействия, противодействия детям, поддержания внешнего порядка. Его ценность раскрывается с наибольшей полнотой, когда его духовная сила направлена на развитие в воспитаннике внутреннего человека, свободной нравственной воли, таланта, ответственности, самоутверждения и творческого самопроявления.

 Прежде всего авторитет воспитателя эффективно и активно действует на фоне авторитета всего педагогического коллектива. Авторитетность педагогического коллектива возрастает, когда у него есть свое лицо, когда он состоит из единомышленников в отношении целей, содержания, форм и методов воспитания, когда в нем объединяются творчески мыслящие индивидуальности, по-своему, оригинально решающие методические проблемы воспитательных отношений. Педагогический коллектив авторитетен, когда в нем есть лидеры, новаторы среди опытных мастеров, думающей молодежи и каждый учитель по-своему утверждается как педагог профессионал. Важно, чтобы в коллективе были эрудиты, увлеченные каким-либо хобби и увлекающие детей, чтобы каждый педагог имел свой характер, заявлял о себе как яркая личность. Целеустремленность, гражданственность, компетентность, педагогическое творчество, заинтересованность в судьбах детей и единстве с ними - вот что вызывает у школьников уважение к педагогическому коллективу, рождает стремление к общению и взаимодействию с учителями.

 Авторитет педагогического  коллектива естественно предполагает  наличие авторитета у каждого  входящего в него учителя. Уважение  к учителю обеспечивается высоким  профессионализмом, требующим глубокого  знания своего предмета, далеко  выходящего за узкие рамки  программных требований, способности  преподавать свой предмет углубленно. Успех преподавателя обеспечивается  также увлеченностью и самоотверженностью, проявлением себя как личности  и индивидуальности, выражающей  собственный взгляд на изучаемый  предмет, отстаивающей его в обсуждениях  с детьми. Наконец, необходима психологическая  совместимость и контактность  учителя с учащимися, способность  стимулировать личностные проявления  школьников в учебном труде, обеспечивать  доброжелательную обстановку в  учебной работе.

 Общественный, гражданский, человеческий авторитет необходим  и коллективу детскому. Он достигается  развитием коллективной целеустремленности, ребячьей самостоятельности и  самодеятельности, всеми оберегаемыми  правовым статусом самоуправления. Огромное значение имеет сплоченность  детей, обеспечение им возможности  индивидуально-личностного проявления  и социально-психологического самоутверждения. Авторитетность школьного воспитательного  коллектива предполагает развитие  многообразия общественных отношений  в детской среде - ответственности  и взаимопонимания, дисциплины и  творческой свободы, права и нравственности, дружбы и товарищества. Его авторитет  становится непоколебимым, если  в нем торжествует справедливое  общественное мнение, внешняя и  внутренняя сознательная дисциплина, обеспечивающая личные права, свободы  и полную защищенность отдельной  личности.

 Авторитет воспитателя, учителя, классного руководителя, без  которого немыслим подлинный  педагог, превращается в тончайший  и эффективнейший инструмент  педагогического действия, когда  он формируется в системе взаимодействующих  авторитетов педагогического и  детского коллективов, всех воспитателей  и учителей, каждого отдельного  воспитанника.

 Обозначим специальные  способности педагога. К моральному  облику учителя предъявляются  высокие требования. Ему необходимо  обладать человеческими нравственными  качествами и быть хорошим  организатором, умело регулирующим  и направляющим взаимоотношения, деятельность детей и взрослых  в коллективе. Педагогическая деятельность  именно педагога немыслима без  нравственной чистоты, стремления  к творческому труду, любви к  детям, единства слова и дела, инициативы и ответственности, требовательности  к себе и товарищам. Созданию нормального нравственного климата в общешкольном воспитательном коллективе активно способствуют такие человеческие качества, как искренность, честность, прямота, сердечность, дружелюбие, доброжелательность, справедливость, правдивость, принципиальность. Систематическое идейно-нравственное самосовершенствование педагога придает высокий социальный смысл его организаторским способностям и талантам, не позволяет ему скатываться на позиции формализма, бюрократизма и делячества.

 В детском коллективе  педагог способствует организации  ученического самоуправления, установлению  деловых отношений ответственной  зависимости, развитию отношений  по интересам. Он взаимодействует  с детьми на основе уважения, взаимной требовательности, внимательности, сочувствия, взаимопомощи и справедливости. С коллективом учителей, работающих  в классе, педагог обменивается  информацией, договаривается о единых  действиях, требованиях и совместных  формах работы. Взаимодействия с  родительским коллективом строятся  на обмене информацией, единстве  требований, осуществлении родительского  педагогического всеобуча, участии  родителей в отдельных формах  педагогической работы с детьми. Отношения с трудовым коллективом  организуются как шефские, деловые  и свободного общения.

 Непосредственное общение  с детьми, идейное, духовно-ценностное  влияние на них требует от  классного руководителя повышенного  внимания к психическим переживаниям  и состояниям детей, формированию  их идеалов, взглядов, убеждений, личностных  качеств и индивидуальных способностей. Ребенок формируется как личность  и индивидуальность тогда, когда  педагоги стремятся перевести  внешние социально-ценные стимулы  во внутренние мотивы его поведения, когда он сам добивается общественно  ценных результатов, проявляя при  этом целеустремленность, волю и  мужество. Воспитательный эффект  велик, когда воспитание, на каждом  этапе возрастного развития, перерастает  в самовоспитание, а ребенок из  объекта воспитания превращается  в его субъект.

 К выбору форм работы  педагог подходит творчески, с  учетом условий жизни школы, возможностей  и особенностей детей, содержания  детской жизни, которую предстоит  вместе с детьми осмысливать, анализировать, обобщать и корректировать. Планируемые им формы, различного  содержания «классные часы», призваны  охватить анализом весь целостный  учебно-воспитательный процесс, кристаллизовать  его ведущие идеи в сознании  детей, помочь дать оценку формирующимся  идеалам, ценностным ориентациям, вкусам, выразить принципиальное отношение  к наносному, чуждому, вредному.

 

4. Индивидуальный  стиль деятельности педагога

 В современной педагогике  произошло противопоставление понятий  коллективизма и индивидуализма.

 На общем фоне одних  только коллективных отношений  блекнет и нивелируется интимный  мир каждого отдельного ребенка, его натура не находит выхода  к общению. самоутверждению, обогащению. Как ни парадоксально, но такое состояние воспитания обедняет ребенка, противостоит действительной коллективности, суть которой во взаимообогащающих взаимодействиях здоровых индивидуальностей, личностей сильного и творческого духа.

 Подлинный мастер, педагог-воспитатель, организуя жизнь детского коллектива  по всем законам коллективообразования, одновременно выходит и на обустройство личной жизни, стабилизацию духа каждого ребенка с помощью индивидуально-личностного, парного взаимодействия детей и причастных к воспитанию взрослых. Успех парного взаимодействия не может быть достигнут за счет усилий только одного воспитателя, классного руководителя. Его задача, конечно, в том, чтобы войти в контакт с каждым своим воспитанником, но она и в том, чтобы обеспечить каждого ребенка возможностью педагогически целесообразного, парного и многостороннего, удовлетворяющего его, индивидуально-личностного, духовно-нравственного общения. Необходимо создать систему подвижного, творческого, взаимообогащающего и взаимоудовлетворяющего парного взаимодействия. Система парного общения, ставшая привычной, помогает завоевать доверие ребенка, проникнуть в святая святых его внутреннего мира, помочь ему в трудном и сложном деле самостановления.

 Цель индивидуально-личностного  взаимодействия взрослых и детей  расслаивается на две одинаково  важные: внешнюю, очевидную для взрослых  и детей - деловую, лежащую в основе  общения, и внутреннюю, скрытую, духовно-нравственную, педагогическую. Деловая, внешняя цель  состоит в том, что наставник-воспитатель  делится с ребенком своим жизненным  опытом, знаниями, умениями и навыками. Он учит работать на станке, машине, тракторе, комбайне, выращивать фрукты и овощи, ходить в походы, работать в лаборатории, на компьютере, рисовать, петь, играть на инструменте, печь хлеб, готовить еду, содержать дом, выбирать и читать книги, развлекаться, нести службу, общаться с людьми и служить их интересам, руководить группой помощи престарелым, играть в спортивные игры, овладевать актерским мастерством, ухаживать за животными.

 Это своеобразная форма  шефства, индивидуального наставничества. Реальный критерий успешности  такого парного взаимодействия-овладение школьниками конкретными знаниями, умениями, навыками, отношения доверительности и товарищества с педагогами в совместном труде.

 Внутренняя, собственно  педагогическая цель состоит  в том, чтобы на основе взаимной  приязни, симпатии и эмпатии наладить человеческий доверительный духовно-нравственный контакт, желание и стремление обмениваться в процессе взаимодействия опытом духовной жизни, обсуждать проблему идеалов, потребностей, интересов, давать оценку событиям общественной жизни, анализировать ход личной жизни, многообразные отношения с миром.

 В таком индивидуально-личностном  взаимодействии воспитателю легко  изыскать средства и способы  утверждения в ребенке нравственной  устойчивости, оказания духовной  поддержки, формирования оптимистической  психологической установки. Товарищеская  привязанность позволяет эффективно  влиять на мотивы, пробуждать  общественные и личные стимулы, раскрывать жизненную перспективу, удержать от бурных эмоциональных  порывов, необузданных страстей  и необдуманных действий, стабилизировать  психику. Конечно, очень важен подбор  психологически совместимых людей, объекта и субъекта парного  воспитательного взаимодействия  с учетом их интересов и  индивидуальных особенностей. Большое  значение имеет и то обстоятельство, что мальчишки испытывают нужду  в твердой и надежной мужской  руке, а девочки - в чутком и  отзывчивом сердце. В разные периоды  своей жизни и экстраординарных  ситуациях мальчишки и девчонки  чувствуют потребность одновременно  и в мужской требовательности, и в сдержанной женской ласке.

 Какие же сферы жизни  ребенка, его духовного мира естественно  включаются в орбиту парного, детей и взрослых, педагогического  осмысления, что является содержанием  субъект-объектного и субъект-субъектного взаимодействия? Область проявления детских потребностей, интересов, эмоциональных переживаний, размышлений, перспективных устремлений широка и многообразна. Совместная целесообразная деятельность двух субъектов воспитания и жизни направлена прежде всего на утверждение и самоутверждение статуса ребенка в мире общественных отношений, явлений, предметов, и вещей. Вместе с юным другом педагог осмысливает и помогает ему обрести смысл существования, жизненную перспективу, понимание того, зачем жить и к чему стремиться, как добиться нормального положения в коллективе, защищенности, сознания своих человеческих прав и нравственно-правовой ответственности. Воспитатель содействует школьнику в достижении успеха в учебе, повседневных делах, удовлетворении здоровых интересов, развитии контактности и избежании конформизма. В результате ребенок постепенно обретает чувство свободы, осознание необходимости и желание отстаивать ее.

 Парное общение и  взаимодействие становятся сегодня  едва ли не важнейшим каналом  формирования отношения к событиям  в обществе. Педагогу и любому  гражданину как естественному  воспитателю необходимо разбираться  во всех актуальных проблемах  общественной жизни не только  с коллективом, на уровне массового  восприятия, но и с каждым ребенком  в отдельности. Для эффективного  воспитательного воздействия недостаточно  просто дать школьнику формальные  ответы на злободневные вопросы. Важно выявить разные взгляды, поспорить, побудить высказать свои  суждения, эмоционально рассказать  о собственных мнениях и убеждениях.

 Интимное парное общение  охватывает и область увлечений, интересов, проявления способностей, таланта в творческой деятельности. На почве индивидуально-личностного творческого самопроявления сближение между взрослыми и ребенком происходит особенно быстро, становится продуктивным, рождает сотворчество, остается длительным, выдерживает проверку временем. Дети, особенно мальчики и девочки подростки, высоко ценят людей увлеченных, талантливых, удачливых, оптимистичных, способных одарить и обогатить их. Они без раздумья вручают свою судьбу таким людям, верят им, смело идут за ними. Индивидуально-личностные творческие отношения между детьми и взрослыми возникают на почве совместного увлечения каким-либо ремесленным искусством (выжиганием, резьбой по дереву, вышиванием, рисованием, ваянием, ковкой металла, лепкой, гончарным делом, художественно-изобразительным промыслом, плетением из. прутьев и т. п.).

Информация о работе Психология учителя