Таким образом, высокая
нравственность, духовная цельность
и убежденяость, эрудиция и интеллектуальная
развитость, человеческая притягательность
являются важнейшими условиями формирования
педагогического авторитета воспитателя,
классного руководителя.
3. Общие и специальные
способности педагога
Обозначим необходимость
и широту общих, но совершенно
необходимых способностей педагога.
Авторитетный педагог поворачивается
к детям разными сторонами
своей многогранной личности: выступает
в качестве организатора, заинтересованного
наблюдателя, советчика, демократа, принципиального,
непреклонного, требовательного руководителя,
товарища и друга.
Завоевание и поддержание
авторитета педагогом - сложная, кропотливая
работа по совершенствованию
им своего духовного и физического
состояния. За авторитет надо
бороться ежесекундно, ежечасно, ежедневно.
Если педагог перестает быть
в курсе событий, не следит
за собой, опускается в быту, встает
в отношениях с детьми на
путь панибратства и формализма,
отчуждается от детей, каким бы
непререкаемым не был сначала
его педагогический авторитет, он
истлевает вместе с распадающейся
личностью воспитателя. Поэтому
для педагога важно постоянно
поддерживать свою «авторитетную»
форму, осуществлять духовное, нравственное
восхождение. Это значит нужно
серьезно анализировать свои
отношения с детьми, критически
осмысливать свое поведение, преодолевать
душевные слабости, тупость, черствость,
дешевое самомнение и гордыню,
сохранять человеческое достоинство
и педагогическую честь, держать
свою совесть в состоянии чуткого
реагирования. Авторитет вырастает
из честных и чистых отношений,
характеризуется скромностью. Авторитет
воспитателя не самоцель и
не самоценность. Он приобретает педагогический
смысл и действенность не тогда, когда
используется как мощная сила административного
воздействия, противодействия детям, поддержания
внешнего порядка. Его ценность раскрывается
с наибольшей полнотой, когда его духовная
сила направлена на развитие в воспитаннике
внутреннего человека, свободной нравственной
воли, таланта, ответственности, самоутверждения
и творческого самопроявления.
Прежде всего авторитет
воспитателя эффективно и активно действует
на фоне авторитета всего педагогического
коллектива. Авторитетность педагогического
коллектива возрастает, когда у него есть
свое лицо, когда он состоит из единомышленников
в отношении целей, содержания, форм и
методов воспитания, когда в нем объединяются
творчески мыслящие индивидуальности,
по-своему, оригинально решающие методические
проблемы воспитательных отношений. Педагогический
коллектив авторитетен, когда в нем есть
лидеры, новаторы среди опытных мастеров,
думающей молодежи и каждый учитель по-своему
утверждается как педагог профессионал.
Важно, чтобы в коллективе были эрудиты,
увлеченные каким-либо хобби и увлекающие
детей, чтобы каждый педагог имел свой
характер, заявлял о себе как яркая личность.
Целеустремленность, гражданственность,
компетентность, педагогическое творчество,
заинтересованность в судьбах детей и
единстве с ними - вот что вызывает у школьников
уважение к педагогическому коллективу,
рождает стремление к общению и взаимодействию
с учителями.
Авторитет педагогического
коллектива естественно предполагает
наличие авторитета у каждого
входящего в него учителя. Уважение
к учителю обеспечивается высоким
профессионализмом, требующим глубокого
знания своего предмета, далеко
выходящего за узкие рамки
программных требований, способности
преподавать свой предмет углубленно.
Успех преподавателя обеспечивается
также увлеченностью и самоотверженностью,
проявлением себя как личности
и индивидуальности, выражающей
собственный взгляд на изучаемый
предмет, отстаивающей его в обсуждениях
с детьми. Наконец, необходима психологическая
совместимость и контактность
учителя с учащимися, способность
стимулировать личностные проявления
школьников в учебном труде, обеспечивать
доброжелательную обстановку в
учебной работе.
Общественный, гражданский,
человеческий авторитет необходим
и коллективу детскому. Он достигается
развитием коллективной целеустремленности,
ребячьей самостоятельности и
самодеятельности, всеми оберегаемыми
правовым статусом самоуправления.
Огромное значение имеет сплоченность
детей, обеспечение им возможности
индивидуально-личностного проявления
и социально-психологического самоутверждения.
Авторитетность школьного воспитательного
коллектива предполагает развитие
многообразия общественных отношений
в детской среде - ответственности
и взаимопонимания, дисциплины и
творческой свободы, права и нравственности,
дружбы и товарищества. Его авторитет
становится непоколебимым, если
в нем торжествует справедливое
общественное мнение, внешняя и
внутренняя сознательная дисциплина,
обеспечивающая личные права, свободы
и полную защищенность отдельной
личности.
Авторитет воспитателя,
учителя, классного руководителя, без
которого немыслим подлинный
педагог, превращается в тончайший
и эффективнейший инструмент
педагогического действия, когда
он формируется в системе взаимодействующих
авторитетов педагогического и
детского коллективов, всех воспитателей
и учителей, каждого отдельного
воспитанника.
Обозначим специальные
способности педагога. К моральному
облику учителя предъявляются
высокие требования. Ему необходимо
обладать человеческими нравственными
качествами и быть хорошим
организатором, умело регулирующим
и направляющим взаимоотношения,
деятельность детей и взрослых
в коллективе. Педагогическая деятельность
именно педагога немыслима без
нравственной чистоты, стремления
к творческому труду, любви к
детям, единства слова и дела,
инициативы и ответственности, требовательности
к себе и товарищам. Созданию нормального
нравственного климата в общешкольном
воспитательном коллективе активно способствуют
такие человеческие качества, как искренность,
честность, прямота, сердечность, дружелюбие,
доброжелательность, справедливость,
правдивость, принципиальность. Систематическое
идейно-нравственное самосовершенствование
педагога придает высокий социальный
смысл его организаторским способностям
и талантам, не позволяет ему скатываться
на позиции формализма, бюрократизма и
делячества.
В детском коллективе
педагог способствует организации
ученического самоуправления, установлению
деловых отношений ответственной
зависимости, развитию отношений
по интересам. Он взаимодействует
с детьми на основе уважения,
взаимной требовательности, внимательности,
сочувствия, взаимопомощи и справедливости.
С коллективом учителей, работающих
в классе, педагог обменивается
информацией, договаривается о единых
действиях, требованиях и совместных
формах работы. Взаимодействия с
родительским коллективом строятся
на обмене информацией, единстве
требований, осуществлении родительского
педагогического всеобуча, участии
родителей в отдельных формах
педагогической работы с детьми.
Отношения с трудовым коллективом
организуются как шефские, деловые
и свободного общения.
Непосредственное общение
с детьми, идейное, духовно-ценностное
влияние на них требует от
классного руководителя повышенного
внимания к психическим переживаниям
и состояниям детей, формированию
их идеалов, взглядов, убеждений, личностных
качеств и индивидуальных способностей.
Ребенок формируется как личность
и индивидуальность тогда, когда
педагоги стремятся перевести
внешние социально-ценные стимулы
во внутренние мотивы его поведения,
когда он сам добивается общественно
ценных результатов, проявляя при
этом целеустремленность, волю и
мужество. Воспитательный эффект
велик, когда воспитание, на каждом
этапе возрастного развития, перерастает
в самовоспитание, а ребенок из
объекта воспитания превращается
в его субъект.
К выбору форм работы
педагог подходит творчески, с
учетом условий жизни школы, возможностей
и особенностей детей, содержания
детской жизни, которую предстоит
вместе с детьми осмысливать,
анализировать, обобщать и корректировать.
Планируемые им формы, различного
содержания «классные часы», призваны
охватить анализом весь целостный
учебно-воспитательный процесс, кристаллизовать
его ведущие идеи в сознании
детей, помочь дать оценку формирующимся
идеалам, ценностным ориентациям, вкусам,
выразить принципиальное отношение
к наносному, чуждому, вредному.
4. Индивидуальный
стиль деятельности педагога
В современной педагогике
произошло противопоставление понятий
коллективизма и индивидуализма.
На общем фоне одних
только коллективных отношений
блекнет и нивелируется интимный
мир каждого отдельного ребенка,
его натура не находит выхода
к общению. самоутверждению, обогащению.
Как ни парадоксально, но такое состояние
воспитания обедняет ребенка, противостоит
действительной коллективности, суть
которой во взаимообогащающих взаимодействиях
здоровых индивидуальностей, личностей
сильного и творческого духа.
Подлинный мастер, педагог-воспитатель,
организуя жизнь детского коллектива
по всем законам коллективообразования,
одновременно выходит и на обустройство
личной жизни, стабилизацию духа каждого
ребенка с помощью индивидуально-личностного,
парного взаимодействия детей и причастных
к воспитанию взрослых. Успех парного
взаимодействия не может быть достигнут
за счет усилий только одного воспитателя,
классного руководителя. Его задача, конечно,
в том, чтобы войти в контакт с каждым своим
воспитанником, но она и в том, чтобы обеспечить
каждого ребенка возможностью педагогически
целесообразного, парного и многостороннего,
удовлетворяющего его, индивидуально-личностного,
духовно-нравственного общения. Необходимо
создать систему подвижного, творческого,
взаимообогащающего и взаимоудовлетворяющего
парного взаимодействия. Система парного
общения, ставшая привычной, помогает
завоевать доверие ребенка, проникнуть
в святая святых его внутреннего мира,
помочь ему в трудном и сложном деле самостановления.
Цель индивидуально-личностного
взаимодействия взрослых и детей
расслаивается на две одинаково
важные: внешнюю, очевидную для взрослых
и детей - деловую, лежащую в основе
общения, и внутреннюю, скрытую, духовно-нравственную,
педагогическую. Деловая, внешняя цель
состоит в том, что наставник-воспитатель
делится с ребенком своим жизненным
опытом, знаниями, умениями и навыками.
Он учит работать на станке, машине, тракторе,
комбайне, выращивать фрукты и овощи, ходить
в походы, работать в лаборатории, на компьютере,
рисовать, петь, играть на инструменте,
печь хлеб, готовить еду, содержать дом,
выбирать и читать книги, развлекаться,
нести службу, общаться с людьми и служить
их интересам, руководить группой помощи
престарелым, играть в спортивные игры,
овладевать актерским мастерством, ухаживать
за животными.
Это своеобразная форма
шефства, индивидуального наставничества.
Реальный критерий успешности
такого парного взаимодействия-овладение
школьниками конкретными знаниями, умениями,
навыками, отношения доверительности
и товарищества с педагогами в совместном
труде.
Внутренняя, собственно
педагогическая цель состоит
в том, чтобы на основе взаимной
приязни, симпатии и эмпатии наладить
человеческий доверительный духовно-нравственный
контакт, желание и стремление обмениваться
в процессе взаимодействия опытом духовной
жизни, обсуждать проблему идеалов, потребностей,
интересов, давать оценку событиям общественной
жизни, анализировать ход личной жизни,
многообразные отношения с миром.
В таком индивидуально-личностном
взаимодействии воспитателю легко
изыскать средства и способы
утверждения в ребенке нравственной
устойчивости, оказания духовной
поддержки, формирования оптимистической
психологической установки. Товарищеская
привязанность позволяет эффективно
влиять на мотивы, пробуждать
общественные и личные стимулы,
раскрывать жизненную перспективу,
удержать от бурных эмоциональных
порывов, необузданных страстей
и необдуманных действий, стабилизировать
психику. Конечно, очень важен подбор
психологически совместимых людей,
объекта и субъекта парного
воспитательного взаимодействия
с учетом их интересов и
индивидуальных особенностей. Большое
значение имеет и то обстоятельство,
что мальчишки испытывают нужду
в твердой и надежной мужской
руке, а девочки - в чутком и
отзывчивом сердце. В разные периоды
своей жизни и экстраординарных
ситуациях мальчишки и девчонки
чувствуют потребность одновременно
и в мужской требовательности,
и в сдержанной женской ласке.
Какие же сферы жизни
ребенка, его духовного мира естественно
включаются в орбиту парного,
детей и взрослых, педагогического
осмысления, что является содержанием
субъект-объектного и субъект-субъектного
взаимодействия? Область проявления детских
потребностей, интересов, эмоциональных
переживаний, размышлений, перспективных
устремлений широка и многообразна. Совместная
целесообразная деятельность двух субъектов
воспитания и жизни направлена прежде
всего на утверждение и самоутверждение
статуса ребенка в мире общественных отношений,
явлений, предметов, и вещей. Вместе с юным
другом педагог осмысливает и помогает
ему обрести смысл существования, жизненную
перспективу, понимание того, зачем жить
и к чему стремиться, как добиться нормального
положения в коллективе, защищенности,
сознания своих человеческих прав и нравственно-правовой
ответственности. Воспитатель содействует
школьнику в достижении успеха в учебе,
повседневных делах, удовлетворении здоровых
интересов, развитии контактности и избежании
конформизма. В результате ребенок постепенно
обретает чувство свободы, осознание необходимости
и желание отстаивать ее.
Парное общение и
взаимодействие становятся сегодня
едва ли не важнейшим каналом
формирования отношения к событиям
в обществе. Педагогу и любому
гражданину как естественному
воспитателю необходимо разбираться
во всех актуальных проблемах
общественной жизни не только
с коллективом, на уровне массового
восприятия, но и с каждым ребенком
в отдельности. Для эффективного
воспитательного воздействия недостаточно
просто дать школьнику формальные
ответы на злободневные вопросы.
Важно выявить разные взгляды,
поспорить, побудить высказать свои
суждения, эмоционально рассказать
о собственных мнениях и убеждениях.
Интимное парное общение
охватывает и область увлечений,
интересов, проявления способностей,
таланта в творческой деятельности.
На почве индивидуально-личностного
творческого самопроявления сближение
между взрослыми и ребенком происходит
особенно быстро, становится продуктивным,
рождает сотворчество, остается длительным,
выдерживает проверку временем. Дети,
особенно мальчики и девочки подростки,
высоко ценят людей увлеченных, талантливых,
удачливых, оптимистичных, способных одарить
и обогатить их. Они без раздумья вручают
свою судьбу таким людям, верят им, смело
идут за ними. Индивидуально-личностные
творческие отношения между детьми и взрослыми
возникают на почве совместного увлечения
каким-либо ремесленным искусством (выжиганием,
резьбой по дереву, вышиванием, рисованием,
ваянием, ковкой металла, лепкой, гончарным
делом, художественно-изобразительным
промыслом, плетением из. прутьев и т. п.).