Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 14:41, контрольная работа
Задачи данной работы: ознакомиться с понятием «характер», определить его формирование, ознакомиться с его чертами и узнать что общего между темпераментом и характером.
Цель контрольной работы – изучить психологию характера.
Ведение …………………………………………………………………. 3
1. Черты характера …………………………………………………….. 5
2. Характер и темперамент ……………………………………………. 7
3. Формирование характера …………………………………………. 10
Заключение …………………………………………………………….. 15
Список используемой литературы …………………………………… 17
Содержание
Ведение …………………………………………………………………. 3
Заключение …………………………………………………………….. 15
Список используемой литературы …………………………………… 17
Введение
Каждый человек наряду с множеством присущих ему особенностей обладает наиболее выраженными чертами и свойствами, лучше всего проявляющимися в его деятельности и общении с людьми, а потому и характеризующими его личность. Совокупность этих ярких особенностей называют характером.
Характер - это сложившийся и укрепившийся под влиянием жизненных воздействий и воспитания определенный стиль отношений и поведения человека.1 Характер того или иного человека выражает определенный склад его потребностей и интересов, стремлений и целей, чувств и воли, проявляющихся в избирательности его действительности и поведения, в отношениях и манерах поведения. В характере различают следующие основные качества: моральную воспитанность, полноту, цельность, определенность, силу, уравновешенность.
Характер человека достаточно многогранен. Это видно уже в процессе деятельности человека: один делает все быстро, другой медленно и основательно, тщательно обдумывает, действуя наверняка, а третий сразу же хватается за работу, не подумав, и только через какой – то период времени, не решив проблему с наскока, осматривается и координирует свои действий с учетом обстоятельств. Эти особенности, выделяемые в поведении человека, называют чертами, или сторонами, характера. Любая черта есть некоторый устойчивый стереотип поведения.
В буквальном переводе с греческого характер означает чеканка, отпечаток. В психологии под характером понимают совокупность индивидуально – своеобразных психических свойств, которые проявляются у личности в типичных условиях и выражаются в присущих ей способах деятельности в подобных условиях. Характер – это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении, в его поступках. Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями. Темперамент на форму проявления характера, своеобразно окрашивая те или иные его черты. Так, настойчивость у холерика выражается кипучей деятельности, у флегматика в сосредоточенном обдумывании.
С характером неразрывно связаны и способности. Высокий уровень способностей связан с такими чертами характера, как коллективизм – чувство неразрывной связи с коллективом, желание работать для его блага, вера в свои силы и возможности, соединенная с постоянной неудовлетворенностью своими достижениями, высокой требовательностью к себе, умением критически относиться к своему делу. Расцвет способностей связан с умением настойчиво преодолевать трудности, не падать духом под влиянием неудач, работать организованно, проявлять инициативу. Связь характера и способностей выражается и в том, что формирование таких черт характера, как трудолюбие, инициативность, решительность, организованность, настойчивость, происходит в той же деятельности ребенка, в которой формируются и его способности. Например, в процессе труда как одного из основных видов деятельности развивается, с одной стороны, способность к труду, а с другой – трудолюбие как черта характера.
Задачи данной работы: ознакомиться с понятием «характер», определить его формирование, ознакомиться с его чертами и узнать что общего между темпераментом и характером.
Цель контрольной работы – изучить психологию характера.
1. Черты характера
Во взаимоотношениях человека с окружающей действительностью,
в его деятельности формируется и выявляется
бесконечное множество различных индивидуально
– психологических особенностей.2 Многие из них бывают несущественны,
как, например, плохо развитые вкусовые
ощущения. Другие индивидуальные особенности,
хотя и очень существенные, могут оказаться
кратковременными, скоропроходящими —
например, вялость и медлительность после
болезни. Третьи (допустим, плохая механическая
память) могут не влиять на отношение человека
к окружающему и даже не сказываться на
его деятельности, компенсируясь другими
чертами.
Но существуют и такие индивидуально –
психологические особенности человека,
которые проявляются достаточно устойчиво
и представляют собой существенные черты
всего его поведения. Таковы, например,
осторожность, выдержанность, спокойствие,
впечатлительность. Трудная переключаемость
внимания может в связи с определенным
отношением к окружающему и с известным
поведением стать рассеянностью.
Некоторые из этих общих черт непосредственно связаны с большим или меньшим развитием и особенностями определенных психических процессов. Таковы, например, внимательность, рассеянность, наблюдательность, легкомыслие, критичность, фантазерство, ловкость, медлительность, веселость, раздражительность, трусливость, решительность, упрямство, настойчивость.
Все черты характера — это свойства личности; но свойства личности только тогда становятся чертами характера, когда они выражены отчетливее других, тесно взаимосвязаны, определяют друг друга и свойственный данному человеку стиль действий и отношения к окружающему. Большинство особенностей характера вообще не может быть сведено к типичным особенностям отдельных психических процессов. Именно к таким чертам характера относятся общительность, молчаливость, откровенность, недоверчивость, скромность, хвастливость, вежливость, требовательность, аккуратность, небрежность, трудолюбие, осторожность, завистливость, хитрость, честность и т. д.
У каждого человека число
отдельных характерологических
черт может быть чрезвычайно велико, а количество
оттенков каждой из них необозримо. Так,
аккуратность имеет оттенки: пунктуальность,
педантичность, чистоплотность, опрятность,
подтянутость и т. д.3 Однако какие-то свойства всегда будут
ведущими, и именно по ним можно охарактеризовать
человека.
Кроме того, надо учесть, что не у всех
учащихся действия и поступки определяются
свойственными им личными особенностями.
Поведение некоторых из них зависит только
от внешних обстоятельств, от хорошего
или плохого влияния на них товарищей,
от их конформности. О таких людях говорят
как о бесхарактерных, т. е. лишенных внутренней
определенности. Но надо помнить, что и
бесхарактерность — это тоже свойство
характера.
Наиболее отчетливо в характере проявляются
особенности направленности личности
и ее отношений. Но стержень характера
составляет воля: ее особенности, переходя
в свойства личности, образуют существеннейшие
черты характера. Поэтому обычно выражения
«человек сильной воли» и «человек с сильным
характером» звучат как синонимы. Тем
не менее воля и характер не тождественны.
Воля непосредственно связана по преимуществу
с силой характера, его твердостью, настойчивостью,
решительностью. Но сила не исчерпывает
всего характера — он имеет свое содержание,
направляющее его силу.
Отдельные привычки и темперамент также могут входить в характер. Но трудолюбивым или нерадивым, честным или мошенником может оказаться учащийся любого темперамента, с различными особенностями внимания или памяти и с разным опытом.
2. Характер и темперамент
Характер нередко сравнивают с темпераментом, а в некоторых случаях и подменяют эти понятия друг другом. В науке среди господствующих взглядов на взаимоотношения характера и темперамента можно выделить четыре основных:
1. отождествление характера и темперамента (Э. Кречмер, А. Ружицкий) ;
2. противопоставление характера и темперамента, подчеркивание антагонизма между ними (П.Викторов, В.Вирениус) ;
3. признание темперамента элементом характера, его ядром, неизменной частью (С.Л.Рубинштейн, С.Городецкий) ;
4. признание темперамента природной основой характера (Л.С.Выготский, Б.Г.Ананьев).
Исходя из материалистического понимания человеческих явлений, следует отметить, что общим для характера и темперамента, является зависимость от физиологических особенностей человека. Формирование характера существенно зависит от свойств темперамента, более тесно связанного со свойствами нервной системы. Кроме того, черты характера возникают тогда, кода темперамент уже достаточно развит. Характер развивается на основе, на базе темперамента. Темперамент определяет в характере такие черты, как уравновешенность или трудность вхождения в новую ситуацию, подвижность или инертность реакции и т.д. Однако темперамент не предопределяет характер. У людей с одинаковыми свойствами темперамента может быть совершенно различный характер. Особенности темперамента могут способствовать или противодействовать формированию тех или иных черт характера.
Свойства темперамента могут в какой – то степени даже приходить в противоречие с характером.
У человека со сформировавшимся характером темперамент перестает быть самостоятельной формой проявления личности, а становится его динамической стороной, заключаясь в определенной эмоциональной направленности свойств характера, определенной скорости протекания психических процессов и проявлений личности, определенной характеристике выразительных движений и действий личности. Здесь же следует отметить влияние, оказываемое на формирование характера динамическим стереотипом, т.е. системой условных рефлексов, образующих в ответ на устойчиво повторяющуюся систему раздражителей. На формирование динамических стереотипов у человека в различных повторяющихся ситуациях влияет его отношение к обстановке, в результате чего могут изменятся возбуждение, торможение, подвижность нервных процессов, а, следовательно, общее функциональное состояние нервной системы. Необходимо также отметить роль в образовании динамических стереотипов также определяющую роль в образовании динамических стереотипов второй сигнальной системы, через которую осуществляют социальные воздействия.
Черты темперамента и характера органически связаны и взаимодействуют друг с другом в целостном едином облике человека, образуя неразделимый сплав – интегральную характеристику его индивидуальности.4
Несмотря на то, что характер относят к индивидуальным особенностям личности, в структуре характера можно выделить черты, общие для определенной группы людей.5 Даже у самого оригинального человека можно найти какую – то черту (например, необычность, непредсказуемость поведения), обладание которой позволяет отнести его к группе людей с аналогичным поведением.
В данном случае нужно говорить о типических чертах характера Н.Д.Левитов считает, что тип характера – это конкретное выражение в индивидуальном характере черт, общих для некоторой группы людей.
Характер не является врожденным, он формируется в жизни и деятельности человека как представителя определенной группы, определенного общества. Поэтому характер человека – это всегда продукт общества, чем и объясняется сходство и различие в характерах людей, принадлежащих к различным группам.
В индивидуальном характере
отражаются многообразные типические
черты: национальные, профессиональные,
возрастные. Типические черты нередко
фиксируются обыденным
Несмотря на устойчивость, тип характера обладает определенной пластичностью, Под влиянием жизненных обстоятельств и воспитания, требований общества тип характера изменяется и развивается.
3. Формирование характера
Как отмечалось, характер формируется, развивается и изменяется в практической деятельности человека, отражает условия и образ его жизни.
Формирование характера начинается с раннего детства. Уже в дошкольном возрасте обрисовываются первые контуры характера, начинает складываться привычный образ поведения, определенные отношения к действительности. Проявления коллективизма, настойчивости, выдержки, смелости в дошкольном возрасте формируются прежде всего в игре, особенно в коллективных сюжетных играх с правилами.
Большое значение имеют простейшие виды доступной дошкольнику трудовой деятельности. Выполняя некоторые несложные обязанности, ребенок приучается уважать и любить труд, чувствовать ответственность за порученное дело. Под влиянием требований родителей и воспитателей, их личного примера у ребенка постепенно складываются понятия о том, что можно и чего нельзя, и это начинает определять его поведение, закладывает основы чувства долга, дисциплины, выдержки; ребенок приучается давать оценку собственному поведению.
С поступлением в школу начинается новый этап формирования характера. Ребенок впервые сталкивается с рядом строгих правил и школьных обязанностей, определяющих все его поведение в школе, дома, в общественных местах.