Психология характера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 14:41, контрольная работа

Краткое описание

Задачи данной работы: ознакомиться с понятием «характер», определить его формирование, ознакомиться с его чертами и узнать что общего между темпераментом и характером.
Цель контрольной работы – изучить психологию характера.

Содержание

Ведение …………………………………………………………………. 3
1. Черты характера …………………………………………………….. 5
2. Характер и темперамент ……………………………………………. 7
3. Формирование характера …………………………………………. 10
Заключение …………………………………………………………….. 15
Список используемой литературы …………………………………… 17

Вложенные файлы: 1 файл

Психология характера.doc

— 84.50 Кб (Скачать файл)

Эти правила, обязанности  развивают у школьника организованность, систематичность, целеустремленность, настойчивость, аккуратность, дисциплинированность, трудолюбие. Исключительно важную роль в формировании характера играет школьный коллектив. В школе ребенок вступает в новые для него отношения с учителями, в отношения содружества и взаимопомощи с товарищами. У него развивается сознание долга и ответственности перед коллективом своего класса, школы, чувство товарищества, коллективизм. Особенно интенсивно развиваются черты характера у подростков. Подросток в значительно большой мере, чем младший школьник, участвует в жизни взрослых, к нему предъявляют более высокие требования. Подросток в своей учебной и общественной деятельности уже гораздо больше начинает руководствоваться мотивами общественного порядка – чувством долга и ответственности перед коллективом, желанием поддержать честь школы, класса.

Решающее влияние на характер ребенка оказывает воспитание. Не существует детей, характер которых нельзя было бы перевоспитать и которым нельзя было бы привить определенные положительные качества, устранив даже как будто бы уже укоренившиеся у них отрицательные черты.6

Необходимым условием воспитания характера является формирование мировоззрения, убеждений, и идеалов. Мировоззрением определяется направленность человека, его жизненные цели, устремления, из мировоззрения вытекают моральные установки, которыми люди руководствуются в своих поступках. Задача формирования мировоззрения, убеждений должна решаться в единстве с воспитанием определенных форм поведения, в которых могла бы воплотиться система отношений человека к действительности. Поэтому для воспитания общественно ценных черт характера необходима такая организация игровой, учебной, трудовой деятельности ребенка, при которой он бы мог накопить опыт правильного поведения.

В процессе формирования характера надо закреплять не только определенную форму поведения, но и  соответствующий мотив этого поведения, но и соответствующий мотив этого поведения, ставить детей в такие условия, чтобы их практическая деятельность соответствовала их идейному воспитанию, чтобы они применяли на практике усваиваемые принципы поведения. Если условия, в которых жил и действовал ребенок, не требовали от него, например, проявления выдержки или инициативности, то соответствующие черты характера у него и не выработаются, какие бы высокие моральные идеи ни прививались ему словесно. Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог и должен был проявить мужество. Воспитание, устраняющее все трудности на жизненном пути ребенка, никогда не может создать сильного характера.

Важнейшим средством  воспитания характера является труд. В серьезном и общественно значимом труде, связанном с преодолением трудностей, воспитываются лучшие черты характера – целеустремленность, коллективизм, настойчивость. Важнейшее условие правильной организации воспитательных мероприятий – тесная согласованность учебно – воспитательной работы школы с соответствующими влияниями семьи.

На воспитание характера  влияют литература и искусство. Образы литературных героев и их поведение  часто служат для школьника своеобразным образцом, с которым он сравнивает свое поведение.

На воспитание характера  влияет и личный пример воспитателя, будь то родите ли или педагоги. То что  делают воспитатели, часто гораздо  больше влияет на жизнь ребенка, чем  то, что они ему говорят. Как  учитель относится к работе, как он следует общественным нормам поведения, владеет ли собой и своими чувствами, каков стиль его работы – все это имеет огромное значение для воспитания характера детей.7

Важную роль в формировании характера играет живое слово  учителя, воспитателя, с которым он обращается к ребенку. Значительное место занимают, в частности, этические, или моральные, беседы. Их цель – формировать у детей правильные моральные представления и понятия. Для более старших школьников один из путей формирования характера –самовоспитание. Однако и у младших школьников учитель должен воспитывать стремление изжить у себя те или иные недостатки, нежелательные привычки, выработать полезные привычки. Особенно важна необходимость индивидуального подхода в воспитании характера

Индивидуальный подход требует выбора и осуществления таких воспитательных мероприятий, которые соответствовали бы особенностям личности школьника и состоянию, в котором он в данное время находится.

Совершенно необходимо принимать во внимание мотивы поступков, так как различия в мотивах определяют и различия в воспитательных мероприятиях, которые должны быть осуществлены учителем в ответ на тот или иной поступок учащегося. Индивидуальный подход требует опоры на то положительное, что уже есть у каждого ребенка в области его интересов, отношений к людям, к отдельным видам деятельности и т. д. Всемерно развивая уже имеющиеся ценные черты, поощряя положительные поступки, педагог легче может добиться преодоления отрицательных черт характера у детей.

Взаимодействие людей  при длительном общении часто накладывает значительный отпечаток на их характеры. Общность дела, одинаковость требований профессии создают общность и некоторых черт у представителей тех или иных специальностей, обозначаемую как профессиональный характер, отчетливо видный при сравнении, например, работника торговли, шахтера и монтажника – высотника. Общение с другими людьми создает предпосылки и для самовоспитания характера.

Характер проявляется  и формируется в делах и  поступках человека. Отсюда важное правило воспитания характера: одними словами, объяснениями, указаниями и уговорами, не реализующимися в делах и не служащими образцом, руководством для последующих действий, сформировать характер нельзя. Но нельзя и недооценивать слово как силу, воспитывающую характер человека. Слова, дающие знание как руководство к действиям, помогающие создать идеал как цель деятельности и самосовершенствования, призывающие стимулировать деятельность и, наконец,- способствующие правильной оценке общественного значения сделанного, — такие слова необходимы для формирования характера. Все это и выражает психологическую сущность правильно поставленного идейно – политического воспитания, в процессе которого формируются лучшие черты характера сознательного квалифицированного рабочего. Характер человека, несомненно, обусловливается объективными обстоятельствами жизненного пути, но сами обстоятельства создаются и изменяются поступками человека; поступки и обстоятельства жизни, обусловливающие эти поступки,, глубоко взаимосвязаны. Поэтому нелепо ссылаться на характер человека в оправдание дурных и неправильных поступков. Характер не врожденное качество личности, он создается, формируется и преобразуется в течение жизни. Человек сам участвует в выработке своего характера и сам должен всегда нести ответственность за него.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Характер — это  совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к  людям, к выполняемой работе. Характер проявляется в деятельности и  общении (как и темперамент) и  включает в себя то, что придает поведению человека специфический, характерный для него оттенок (отсюда название «характер»).

Характер может обнаруживаться в особенностях деятельности, которыми человек предпочитает заниматься. Одни люди предпочитают наиболее сложные и трудные виды деятельности, для них доставляет удовольствие искать и преодолевать препятствия; другие выбирают наиболее простые, беспроблемные пути. Для одних существенно, с какими результатами они выполнили ту или иную работу, удалось ли при этом превзойти других людей. Для остальных это может быть безразличным, и они довольствуются тем, что справились с работой не хуже других, добившись посредственного качества.

В общении с людьми характер человека проявляется в  манере поведения, в способах реагирования на действия и поступки людей. Манера общения может быть более или менее деликатной, тактичной или бесцеремонной, вежливой или грубой. Характер в отличие от темперамента обусловлен не столько свойствами нервной системы, сколько культурой человека, его воспитанием.

Характер человека —  это то, что определяет его значимые поступки, а не случайные реакции  на те или иные стимулы или сложившиеся  обстоятельства. Поступок человека с  характером почти всегда сознателен и обдуман, может быть объяснен и  оправдан, по крайней мере с позиций действующего лица. Говоря о характере, мы обычно вкладываем в представление о нем способность человека вести себя самостоятельно, последовательно, независимо от обстоятельств, проявляя свою волю и настойчивость, целеустремленность и упорство. Бесхарактерный человек в этом смысле — тот, кто не проявляет подобные качества ни в деятельности, ни в общении с людьми, плывет по течению, зависим от обстоятельств, управляется ими.

В своем формировании, развитии и функционировании характер человека тесным образом связан с темпераментом. Последний представляет собой динамическую сторону характера. Характер, как и темперамент, является достаточно устойчивым и малоизменяемым.8

Существует разделение черт личности человека на мотивационные  и инструментальные. Мотивационные побуждают, направляют деятельность, поддерживают ее, а инструментальные придают ей определенный стиль. Характер можно отнести к числу инструментальных личностных свойств. От него больше зависит не содержание, а манера выполнения деятельности. Правда, как было сказано, характер может проявляться и в выборе цели действия. Однако, когда цель определена, характер выступает больше в своей инструментальной роли, т.е. как средство достижения поставленной цели.

В данной контрольной  работе: мы ознакомились с понятием «характер», определили его формирование, ознакомились с его чертами и узнали что общего между темпераментом и характером.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

1. Батаршев, А. В. Диагностика темперамента и характера. – Спб.: Питер, 2007. – 368 с.

2. Левитов, Н.Д. Вопросы психологии характера. – М.: СГУ, 2009. – 296с.

3. Накиндоров, В. В. Психология. – М.: Проспект, 2007. – 912 с.

4. Столяренко, Л. Д. Основы психологии. – М.: Феникс, 2009. – 671 с.

5. http://psychology.net.ru/ [электронный ресурс]

6. http://www.follow.ru/ [электронный ресурс]

1http://psychology.net.ru/ [электронный ресурс]

2 Батаршев, А. В. Диагностика темперамента и характера. – Спб.: Питер, 2007. – 67 с.

3 Батаршев, А. В. Диагностика темперамента и характера. – Спб.: Питер, 2007. – 89 с.

4 Столяренко, Л. Д. Основы психологии. – М.: Феникс, 2009. – 312 с.

5 Столяренко, Л. Д. Основы психологии. – М.: Феникс, 2009. – 314 с.

6 Накиндоров, В. В. Психология. – М.: Проспект, 2007. – 714 с.

7 Накиндоров, В. В. Психология. – М.: Проспект, 2007. – 734 с.

8 http://www.follow.ru/ [электронный ресурс]




Информация о работе Психология характера