Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 16:42, курсовая работа
По мнению некоторых психологов, эксперимент как способ получения научных данных психологии, заимствовала у естественных наук: в начале развития этой науки психологический эксперимент значительно отличался от эксперимента в физике, биологии, химии. По мнению Забродина Ю.М., эксперимент в психологии, с самого начала оказался психологическим. Из естественных наук была привнесена идея экспериментирования как направленного контроля и измерения, переменных в исследуемом объекте и его взаимодействии с окружающей средой. Эти переменные имели различную природу: внешние, объективные и внутренние, субъектные. Вопреки распространённому методу, эксперимент не был заимствован психологией из естествознания.
Введение 3
Основная часть 6
Глава 1. Экспериментальное общение 6
Глава 2. Проявления личности экспериментатора 14
Глава 3. Особенности деятельности испытуемого в эксперименте 18
Заключение 21
Глоссарий 24
Список использованных источников 26
Версия шаблона |
2.1 |
Филиал |
Иркутский, Чунский (СГБ) |
Вид работы |
Курсовая работа |
Название дисциплины |
Методология и методы психолого-педагогических исследований |
Тема |
Психология эксперимента |
Фамилия студента |
|
Имя студента |
Ольга |
Отчество студента |
Николаевна |
№ контракта |
10009091101061 |
Введение
Основная
часть
Глава
1. Экспериментальное общение
Глава
2. Проявления личности экспериментатора
Глава
3. Особенности деятельности испытуемого
в эксперименте
Заключение
Глоссарий
Список
использованных источников
Приложения
В течение ряда последних лет, количество проводимых психологических экспериментов во всём мире неуклонно возрастает. Экспериментом обычно называют метод психологического исследования, характеризующийся активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одной или несколькими переменными (факторами) и регистрацию сопутствующих изменений в поведении изучаемого объекта. Экспериментатор сам вызывает изучаемое явление, а не ждёт, когда оно спонтанно проявит себя. Он может варьировать количественные соотношения отдельных факторов и получать данные, допускающие математическую обработку. Соответственно, психологический эксперимент во многом отличается от экспериментов в других областях науки, так как в нём оказывается важна личность экспериментатора: нередко у одного экспериментатора люди показывают одни результаты, у другого – другие. Это очевидно, что подача инструкции осуществляется по-своему разными людьми. Испытуемым важно отношение к ним, люди тонко реагируют на внушения от экспериментатора, которые он сам может не осознавать. Следовательно, от конструктивности построенных отношений экспериментатора с испытуемым, будет зависеть в целом успех всего исследования. Плохо организованное взаимодействие между экспериментатором и испытуемым приводит к искажению фактов. К сожаленью, экспериментаторы нередко небрежно относятся к установлению раппортных отношений с подэкспертным. В итоге, получая недостоверные факты, используются ими, тем самым, нанося непоправимый вред личности испытуемого и развитию науки.
Таким образом, актуальность изучения психологии эксперимента не вызывает сомнения. Цель нашей курсовой работы – рассмотреть сущность экспериментального общения в психологическом исследовании. Объект исследования – экспериментальное общение. Предмет - особенности взаимодействия экспериментатора и испытуемого.
В данной курсовой работе дан теоретический анализ психологии эксперимента, а также в качестве практической части, предложен ряд рекомендаций психологу – исследователю по организации эффективных отношений с испытуемым для оптимизации эксперимента.
Рубинштейн, в своих исследованиях, считал основной задачей психологического эксперимента – сделать доступным для объективного внешнего наблюдения особенности внутреннего психологического процесса. Для этого нужно, варьируя условиями среды, найти такую ситуацию, при которой внешнее протекание акта адекватно отражалось бы в его внутреннем психологическом содержании, то есть задача экспериментального варьирования условий заключается в том, чтобы вскрыть правильность одной психологической интерпретации действия и поступка, исключая возможность всех остальных.
По мнению некоторых психологов, эксперимент как способ получения научных данных психологии, заимствовала у естественных наук: в начале развития этой науки психологический эксперимент значительно отличался от эксперимента в физике, биологии, химии. По мнению Забродина Ю.М., эксперимент в психологии, с самого начала оказался психологическим. Из естественных наук была привнесена идея экспериментирования как направленного контроля и измерения, переменных в исследуемом объекте и его взаимодействии с окружающей средой. Эти переменные имели различную природу: внешние, объективные и внутренние, субъектные. Вопреки распространённому методу, эксперимент не был заимствован психологией из естествознания. Была заимствована идея экспериментирования. Психологический эксперимент формировался самостоятельно. Особенностью стало наличие инструкции испытуемому.
Проводимые исследования показали, что на поведение испытуемого в эксперименте кроме инструкции оказывает влияние установки разного типа, возникающие во взаимодействии двух людей. М.Д.Читашвили утверждал, что «эти установки не осознаются, но изменяют характер исследуемого феномена».
Вундт считал, что экспериментальному изучению подлежат элементарные психические процессы (ощущения, простейшие чувства), но это убеждение было отвергнуто учениками Вундта, которые доказали, что такие сложные процессы, как воля, мышление, то же открыты для экспериментального анализа, как и элементарные.
Е.А.Будилова и В.А.Кольцова, считали, что, обсуждая проблему экспериментального метода, необходимо иметь в виду, что в разных научных дисциплинах эксперимент имеет специфические черты, что обусловлено характером объекта и предметом исследования.
Данная проблема представляет для меня новизну и интерес, так как мне это может пригодиться в педагогической практике.
Глава 1. Экспериментальное общение
Американский психолог Роберт Вудвортс определял эксперимент, как упорядоченное исследование, в ходе которого исследователь непосредственно изменяет некий фактор и наблюдает результаты систематических явлений.
Общение испытуемого и экспериментатора является неотъемлемой частью любого эксперимента в психологии. Б.Ф.Ломов рассуждал: «Человек активен. Включаясь в эксперимент, испытуемый не просто реагирует на экспериментальные внешние воздействия и решает те или иные задачи, но и выполняет определённую деятельность. В эксперименте проявляются его установки, интересы, личностные ориентации, субъективные отложения. Иначе говоря, испытуемый включается в психологический эксперимент как личность. Любой психологический эксперимент, какая бы техника в нём не использовалась, всегда выступает в форме общения между исследователем и испытуемым. Испытуемые подвергаются влиянию со стороны экспериментатора, условий и процедуры эксперимента. Как бы мы не стремились нивелировать этот момент общения, используя самые современные средства автоматизации, полностью сделать это не удаётся. Таким образом, очевидна необходимость при организации психологического эксперимента учета, по крайней мере, трёх моментов: деятельности испытуемого; особенностей его личности; характеристики общения исследователя и испытуемых».
Основоположником изучения
социально-психологических
- Ошибки «отношения
к наблюдаемому», которые
- Ошибки, связанные с
мотивацией испытуемого,
- Ошибки личностного
влияния, связанные с
Психологический эксперимент – это совместная деятельность экспериментатора и испытуемого, которая организуется экспериментатором и направлена на исследование психики испытуемых. Экспериментатор организует работу испытуемого, даёт ему задание, оценивает результаты, фиксирует поведение испытуемого.
Процессом, который организует
и регулирует совместную деятельность
между экспериментатором и
Общение – сложный
многоплановый процесс
С позиции деятельности экспериментатора схема эксперимента представляется следующей моделью: - стимул – промежуточные переменные – реакция. Для осуществления экспериментального общения испытуемый приходит к экспериментатору, имея свои жизненные планы, мотивы, цели участия в эксперименте. Экспериментатор организует работу испытуемого, давая ему какое-то задание, испытуемый (промежуточные результаты) его выполняет. Оценивая поведение испытуемого во время эксперимента, экспериментатор регистрирует результаты его деятельности. На результат исследования будут влиять особенности и качества личности испытуемого, проявляющиеся в общении с экспериментатором.
Уникальная особенность и значимая характеристика психологического эксперимента состояла в том, что в нём, как в опытном методе возникла инструкция испытуемому. В инструкции ставится задача испытуемому, которую он должен понять и принять. В различных видах экспериментальной деятельности инструкция имеет разную форму, например: правила игры, трудовая задача, учебное задание, упражнение и другие.
Но инструкция не во всех экспериментах является обязательной. При эксперименте с детьми инструкция включена в общий текст общения исследователя с ребёнком, либо является составной частью задания или отсутствует вообще (эксперимент на детях до 2 лет). Так же бывают ситуации, когда испытуемый не знает, что над ним проводится психологический эксперимент. Обычно это встречается в судебно-психологической практике, в детской, медицинской, социальной психологии, так как это является единственным возможным способом провести исследование и избавиться от «реакции на эксперимент» со стороны испытуемых. Главная задача экспериментатора – выявление исследуемого психологического феномена и его закономерностей, а для испытуемого – проблемная ситуация. Во время проведения опыта, при общении экспериментатора и исследуемого, второй субъект – экспериментатор рассматривает и анализирует душевный мир испытуемого. Следовательно, испытуемый выполняет не только ту задачу, которая регламентируется инструкцией, но и реализует конкретную личностную активность в конкретной ситуации в соответствии с его индивидуальными особенностями.
Проводимые исследования показали, что на поведение испытуемого в эксперименте кроме инструкции, влияют установки разного типа, возникающие в эксперименте на основе взаимодействия двух людей. Эти установки не осознаются, но меняют характер исследуемого феномена.
Участие в эксперименте испытуемых, порождает у них ряд поведенческих проявлений, которые являются причинами артефактов. К ним относятся: «эффект плацебо», «эффект Хоторна», эффект социальной фасилитации (или эффект аудитории).
Эффект плацебо, обнаруженный медиками, проявляется в том, что испытуемые считают, что препарат или действия врача способствуют их выздоровлению и у них наблюдается улучшение состояния. Эффект основан на механизмах внушения и самовнушения.
Эффект Хоторна проявился при проведении социально-психологических исследований на фабриках. Привлечение к участию в эксперименте, проводимого психологами, расценивалось испытуемым, как проявление внимания к нему лично. Участники эксперимента вели себя так, как ожидали от них экспериментаторы. Эффект Хоторна можно избежать, если не сообщать испытуемому гипотезу исследования или дать ложную, а так же знакомить с инструкциями, применяя более безразличный тон.
Во время проведения эксперимента присутствие любого внешнего наблюдателя изменяет поведение человека, выполняющего ту или иную работу, что соответствует эффекту социальной фасилитации (усиления) или эффекту аудитории, обнаруженному Г.Зайонцем. Данный эффект ярко проявляется у спортсменов на соревнованиях: разница в результатах, показываемых на публике и тренировке. Зайонц определил, что во время обучения присутствие зрителей смущает испытуемых и снижает их результативные показатели. Когда деятельность освоена или сводится к простому физическому усилию, то результат улучшается. После проведения дополнительных экспериментальных исследований были установлены такие зависимости:
1. Влияние оказывает не любой наблюдатель, а лишь компетентный, значимый для исполнителя и способный дать оценку. Чем более компетентен и значим наблюдатель, тем эффект существеннее.
2. Влияние тем больше, чем труднее задача. Новые навыки и умения, интеллектуальные способности более подвержены воздействию (в сторону снижения эффективности). Наоборот, старые, простые персептивные и сенсомоторные навыки легче проявляются, продуктивность их реализации в присутствии значимого наблюдателя повышается.
3. Соревнования и совместная деятельность, увеличение количества наблюдателей, более усиливает эффект (как положительную, так и отрицательную тенденцию).