Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 16:42, курсовая работа
По мнению некоторых психологов, эксперимент как способ получения научных данных психологии, заимствовала у естественных наук: в начале развития этой науки психологический эксперимент значительно отличался от эксперимента в физике, биологии, химии. По мнению Забродина Ю.М., эксперимент в психологии, с самого начала оказался психологическим. Из естественных наук была привнесена идея экспериментирования как направленного контроля и измерения, переменных в исследуемом объекте и его взаимодействии с окружающей средой. Эти переменные имели различную природу: внешние, объективные и внутренние, субъектные. Вопреки распространённому методу, эксперимент не был заимствован психологией из естествознания.
Введение 3
Основная часть 6
Глава 1. Экспериментальное общение 6
Глава 2. Проявления личности экспериментатора 14
Глава 3. Особенности деятельности испытуемого в эксперименте 18
Заключение 21
Глоссарий 24
Список использованных источников 26
4. Действие «эффекта Зайонца» описывается законом оптимума активации Йеркса – Додсона. Присутствие внешнего наблюдателя (экспериментатора) повышает мотивацию испытуемого. Следовательно, оно может улучшить продуктивность или привести к «перемотивации» и вызвать срыв деятельности. Необходимо различать мотивацию участия в исследовании от мотивации, возникающей у испытуемых по ходу эксперимента при общении с экспериментатором.
5. Во время исследования,
«тревожные» испытуемые, при
выполнении более сложных и
новых заданий, требующих
Для контроля влияния личности испытуемого и эффектов общения на результаты общения существует ряд следующих методических приёмов:
Существует два вида
Человек включается в
эксперимент как в целую
Эксперименты бывают исследовательские, поисковые, подтверждающие. Так же используются понятия: «пилотажный эксперимент», «критический эксперимент», «полевое исследование». Эксперименты проводятся с помощью различных методов, которые делятся на экспериментальные и не экспериментальные. К не экспериментальным методам относятся: беседа, наблюдение, «архивный» метод. Основными этапами проведения эксперимента являются:
- подготовка эксперимента;
- постановка цели и задач;
- инструктирование и мотивирование испытуемых;
- экспериментирование;
- определение результатов.
Рассматривая эксперимент, как деятельность испытуемого, Г.Е.Журавлёв выделяет несколько планов его описания:
- люди, участвующие в эксперименте;
- объекты, которыми манипулирует испытуемый;
- средства, которыми для этого располагает испытуемый;
- условия и обстановка,
в которых происходит
- способы действия, предписанные испытуемому;
- необходимый уровень компетентности испытуемого;
- критерии оценки качества деятельности испытуемого;
- временные характеристики проведения эксперимента и деятельности испытуемого.
- описание целей исследования;
- способов и правил действий;
- общения с экспериментатором;
- знакомство с мотивационной установкой, оплатой и так далее.
Таким образом, следует помнить, что нет идеального метода, все они хороши или плохи в зависимости от конкретной ситуации. Ни один не даёт достоверного знания.
А.Анастази утверждал, что в большинстве проведённых исследований, влияние личности экспериментатора оказывает влияние на результаты исследования. Большинство психологов были согласны с этим мнением и имели следующие свои убеждения: с позиции деятельностного подхода, эксперимент – это деятельность экспериментатора, который воздействует на испытуемого, изменяя условия его деятельности, для того, чтобы выявить особенности психики испытуемого. В процедуре эксперимента экспериментатор организует работу испытуемого, даёт ему задание, оценивает результаты, координирует условия эксперимента, регистрирует поведение испытуемого, результаты его деятельности и так далее. Следовательно, в эксперименте экспериментатор исполняет роль руководителя, учителя, инициатора, а испытуемый предстаёт в качестве подчинённого, исполнителя, ученика.
Если исследователь заинтересован в подтверждении или опровержении своей гипотезы, он может неосознанно вносить искажения в ход эксперимента и интерпретацию данных, добиваясь, чтобы испытуемый работал «под гипотезу», создавая привилегированные условия только для экспериментальной группы.
Подобные действия экспериментатора являются источником артефактов. Такое явление было названо «эффектом Пигмалиона» в честь персонажа греческого мифа.
Исследователь, заинтересованный в подтверждении своей теории, действует непроизвольно так, чтобы она была подтверждена. Но подобное явление можно контролировать: для этого следует привлекать к проведению эксперимента экспериментаторов-ассистентов, которые не знают целей и гипотез. Результаты можно перепроверить с помощью других исследователей, критически относящихся к гипотезе автора эксперимента. Хотя и в этом случае мы не застрахованы от артефактов, так как все экспериментаторы люди и не застрахованы от ошибок. Экспериментаторы все по–разному наблюдают, фиксируют и оценивают результаты эксперимента. И если поведение испытуемого в эксперименте отклоняется от ожиданий исследователя, то он может проявить враждебность или раздражение к испытуемому.
Основные проявления эффекта Пигмалиона заключаются в том, что ожидания экспериментатора могут приводить его к неосознанным действиям, модифицирующим поведение испытуемого. Известный психолог Розенталь установил, что значимое влияние экспериментатора на результат эксперимента выявлено в следующих экспериментах: в психофизических экспериментах, в экспериментах с обучением, при диагностике способностей, проведении проективных тестов, в лабораторных исследованиях трудовой деятельности, при исследовании социальной перцепции.
Испытуемый может догадываться об ожиданиях экспериментатора по поведению, которое регулируется неосознанно, например кивки головой, улыбка, взгляд и другие. Так же важную роль играют речевые способы воздействия на испытуемого: интонация при чтении инструкции, тон, экспрессия и так далее.
Ещё до начала эксперимента, при первой беседе, чтении инструкции, экспериментатор сильно влияет на испытуемого, создавая модель «первого впечатления». Имеет значение и внимание, проявляемое экспериментатором к действиям испытуемого. Это внимание повышает продуктивность деятельности испытуемого. Тем самым исследователь создаёт первичную установку испытуемого на исследование и формирует отношение к себе.
Существуют разные точки зрения по поводу «эффекта Пигмалиона»:
Существуют исследования, которые подтверждают наличие других фактов, влияющих на результаты эксперимента:
- биосоциальные качества (пол, возраст, раса, этническая принадлежность и другие);
- психосоциальные качества (тревожность, агрессия, дружелюбность, интеллект, социальный статус, потребность в социальном одобрении и другие);
- ситуационные переменные (знакомство с испытуемым, настроение и другие).
Установлено, что маленькие дети всегда охотнее работают с экспериментаторами – женщинами, а взрослые испытуемые с экспериментаторами – мужчинами, которые вызывают у испытуемых больше действий, направленных на осмысление своей ситуации и поиск новой информации. Женщины – экспериментаторы вызывают желание «раскрыть душу», стремление к откровенности, поэтому поведение испытуемых становится более эмоциональным и выразительным. Так же на испытуемого могут влиять другие переменные: возраст, симпатия, статус, доброжелательность и другие. В различных экспериментах данные переменные могут влиять по–разному.
В экспериментах по психологии личности и социальной психологии влияние личности экспериментатора максимально и минимально в психофизиологических и психофизических экспериментах, а так же в исследованиях сенсорики и перцепции. При исследовании индивидуальных процессов: мотивации, интеллекта и других, проявляется «среднее» влияние экспериментатора.
Существуют некоторые рекомендации, которые необходимо использовать в методах контроля влияния экспериментатора:
Влияние экспериментатора невозможно полностью устранить, так как это противоречит сути психологического эксперимента, но может быть в той или иной мере учтено и проконтролировано.