Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 18:19, курсовая работа
В исследованной литературе было выявлено, что у большинства детей 10-11 лет наблюдается повышенная тревожность. Основная тревожность детей этого возраста - это школьная тревожность, связанная с ведущим видом деятельности – учебной деятельностью. Причинами школьной тревожности могут быть неадекватные или завышенные требования со стороны взрослых в семье и школе. Выявлена боязнь опасных людей, смерти, болезней.
Коррекцию тревожности необходимо осуществлять по следующим направлениям:
-развитие основных новообразований (прежде всего произвольности), способствующих успешности в школе;
-формирование необходимых учебных умений и навыков;
Введение ………………………………………………………………3
Глава 1.
Психолого-педагогические аспекты проблемы коррекции тревожности младших школьников
1.1.
Проблема коррекции тревожности в психолого-педагогической литературе……………………………………………………………..6
1.2.
Возрастные особенности детей младшего школьного возраста…..15
1.3.
Особенности проявления тревожности младших школьников…...20
1.4.
Психолого-педагогическая коррекция тревожности младших школьников…………………………………………………………..29
Выводы по главе I……………………………………………………36
Глава 2.
Исследование уровня тревожности младших школьников
2.1.
Этапы, методы и методики опытно-экспериментального исследования…………………………………………………………37
2.2.
Характеристика выборки и анализ результатов исследования…...43
Выводы по главе II…………………………………………………..52
Глава 3.
Опытно-экспериментальное исследование коррекции уровня тревожности младших школьников
3.1.
Программа психолого-педагогической коррекции тревожности младших школьников……………………………………………….53
3.2.
Анализ результатов опытно-экспериментального исследования..58
Выводы по главе III…………………………………………………69
Заключение…………………………………………………………..70
Список литературы………………………………………………….72
Приложение………………………………………………………….79
5.Страх ситуации проверки знаний:
№2,7,12,16,21,26, Σ=6;
6.Страх несоответственность ожиданиям окружающих: №3,8,13,17,22,Σ=5;
7.Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу: № 9, 14, 18, 23, 28,Σ=5;
8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями: № 2, 6, 11, 32, 35, 41, 44, 47,Σ=8.
Ключ к вопросам
‘‘+’’ - Да
‘‘-’’ - Нет
1 - |
9 - |
17 - |
25 + |
33 - |
41 + |
49 - |
57 - |
2 - |
10 - |
18 - |
26 - |
34 - |
42 - |
50 - |
58 - |
3 - |
11 - |
19 - |
27 - |
35 + |
43 + |
51- |
|
4 - |
12 - |
20 + |
28 - |
36 + |
44 + |
52 - |
|
5 - |
13 - |
21 - |
29 - |
37 - |
45 - |
53 - |
|
6 - |
14 - |
22 + |
30+ |
38 + |
46 - |
54 - |
|
7 - |
15 - |
23 - |
31 - |
39 + |
47 - |
55 - |
|
8 - |
16 - |
24 + |
32 - |
40 - |
48 - |
56 - |
Методика диагностики тревожности Ч.Д. Спилбергера
Бланк для ответов
Шкала тревожности
(Ч. Д. Спилбергера, Ю. Л. Ханин)
Фамилия___________________ Дата___________________
Инструкция: «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справка и зависимость от того, КАК ВЫ ЧУВСТВУЕТЕ СЕБЯ В ДАННЫЙ МОМЕНТ. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет».
1 - Нет, это не так.
2 - Пожалуй, так.
3 - Верно.
4 - Совершенно верно.
1. Я спокоен.......................
2. Мне нечто не угрожает.........
3. Я нахожусь в напряжении....................
4. Я испытываю сожаление.....................
5. Я чувствую себе
свободно......................
6. Я расстроен.....................
7. Меня волнуют возможные неудачи.....1 2 3 4
8. Я чувствую себя отдохнувшим............1 2 3 4
9. Я встревожен....................
10. Я испытываю чувства внутреннего
удовлетворения...............
11.Я уверен в себе............
12.Я нервничаю................
13.Я не нахожу себе места........................1 2 3 4
14.Я взвинчен.................
15.Я не чувствую скованности,
напряжения....................
16.Я доволен..................
17.Я озабочен.................
18.Я слишком возбужден и мне
не по себе..........................
19.Мне радостно...............
20.Мне приятно................
Методика диагностики тревожности Ч.Д. Спилберга
Бланк для ответов Шкала тревожности
(Ч. Д. Спилбергера, Ю. Л. Ханин)
Фамилия___________________ Дата___________________
Инструкция: «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справка и зависимость от того, КАК ВЫ ЧУВСТВУЕТЕ СЕБЯ В ДАННЫЙ МОМЕНТ. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет».
1 – Почти никогда.
2 - Иногда.
3 - Часто.
4 – Почти всегда.
21.Я испытываю удовольствие..................
22.Я очень быстро устою.........................
23.Я легко могу заплакать.....................
24. Я хотел бы быть таким же счастливым, как и
другие........................
25. Нередко я проигрываю из-за того, что
недостаточно быстро принимаю решения........1 2 3 4
26.Обычно я чувствую себя бодрым..................1 2 3 4
27.Я спокоен, хладнокровен и собран................1 2 3 4
28. Ожидаемые трудности обычно очень
тревожат меня................
29.Я слишком переживаю из-за пустяков.........1 2 3 4
30. Я вполне счастлив.............
31.Я принимаю все слишком
близко к сердцу...............
32.Мне не хватает уверенности в себе...........1 2 3 4
33.Обычно я чувствую себя в
безопасности.................
34.Я стараюсь избегать
критических ситуаций......................
35.У меня бывает
хандра........................
36.Я доволен..................
37.Всякие пустяки отвлекают
и волнуют меня...............
38. Я так сильно переживаю свои разочарования,
что потом долго не могу о них забыть..........1 2 3 4
39.Я уравновешенный человек...................... 1 2 3 4
40.Меня охватывает сильное беспокойство,
когда я думаю о
своих делах и заботах.........
Методика теста «Несуществующее животное»
Показатели и интерпретации:
Положение рисунка на листе. В норме рисунок расположен по средней линии вертикально поставленного листа. Лист бумаги лучше всего взять белый или слегка кремовый, не глянцевый. Пользоваться карандашом средней мягкости. Положение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем ближе, тем более выражено) трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в социуме, недостаточностью признания со стороны окружающих, как претензия на продвижение и признание, тенденция к самоутверждению. Положение рисунка в нижней части - обратная тенденция: неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешимость, незаинтересованность в своем положении в социуме, в признании, отсутствие тенденции к самоутверждению.
Центральная часть фигуры (голова или замещающая ее деталь).
Голова повернута вправо - устойчивая тенденция к деятельности, действенности: почти все, что обдумывается, планируется - осуществляется или, по крайней мере, начинает осуществляться. Испытуемый активно переходит к реализации своих тенденций. Голова повернута вправо - тенденция к рефлексии, к размышлениям. Это не человек действия: лишь незначительная часть замыслов реализуется или хотя бы начинает реализоваться. Нередко также боязнь перед активным действием и нерешительность. Положение «анфас», т.е. голова направлена на рисующего, трактуется как эгоцентризм. На голове расположены детали, соответствующие органам чувств - уши, рот, глаза. Значение детали «уши» - прямое: заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе. Дополнительно по другим показателям и их сочетанию определяется, предпринимает ли испытуемый что-либо для завоевания положительной оценки или только продуцирует на оценке окружающих соответствующую эмоциональную реакцию (радость, гордость, обида, огорчение, не изменяя своего поведения).
Приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии прорисовки губ трактуется как большая речевая активность (болтливость), в сочетании с прорисовкой губ - как чувственность; иногда то или другое вместе. Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно - зачерченный, трактуется как легкость возникновения опасения и страхов, недоверия. Рот с зубами - вербальная агрессия, в большинстве случаев - защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему отрицательного свойства, осуждение, порицание). Для детей и подростков характерен рисунок зачерченного рта округлой формы (боязливость, тревожность).
Особое значение имеют глаза. Это символ присущего человеку переживания страха: подчеркивается резкой прорисовкой радужки. Обратить внимание на наличие или отсутствие ресниц. Ресницы - истероидно-демонстративные манеры поведения; для мужчин: женственные черты характера с прорисовкой зрачка и радужки совпадают резко. Ресницы - также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большое значения.
Увеличенный (в соответствии с фигурой в целом) размер головы говорит о том, что испытуемый ценит рациональное начало (возможно, и эрудицию) в себе и окружающих. На голове также бывают, расположены дополнительные детали: например, рога - защита, агрессия. Определить по сочетанию с другими признаками - когтями, щетиной, иглами - характер этой агрессии: спонтанная или защитно-ответная. Перья - тенденция к самоукрашению и самооправданию, к демонстративности: грива, шерсть подобие прически - чувственность, подчеркивание своего пола, иногда, ориентировка на свою сексуальную роль.
Несущая, опорная часть
фигуры (ноги, лапы, иногда - постамент).
Рассматривается
а) основательность, обдуманность, рациональность принятия решения, пути к выводам, формирования суждения, опора на существенные положения и значимую информацию;
б) поверхностность суждений,
легкомыслие в выводах и
Части, поднимающиеся
над уровнем фигуры. Могут быть
функциональными или
Чем больше составных частей и элементов (помимо самых необходимых), тем выше энергия. В обратном случае экономия энергии, астеничность организма, хроническое соматическое заболевание. Обратный же характер линий - жирная с нажимом - не является полярным: это не энергия, а тревожность. Следует обратить внимание на резко продавленные линии, видимые даже на обратной стороне листа (судорожный, высокий тонус мышц рисующей руки) - резкая тревожность. Обратить внимание также на то, какая деталь, какой символ выполнен таким же образом (т.е. к чему привязана тревога).
Оценка характера линии (дубляж линии, небрежность, неаккуратность соединений, «островки» из находящих друг на друга линий, зачернение частей рисунка, «запачкивание», отклонение от вертикальной оси, стереотипности линий и т. д.). Оценка осуществляется также, как и при анализе пиктограммы. Тоже - фрагментарность линий и форм, законченность, оборванность рисунка.
Степень
агрессивности выражена
Фигура круга (особенно ни чем заполненного). Символизирует и выражает тенденцию к скрытости, замкнутости, закрытость своего внутреннего мира, не желание давать сведение о себе окружающим, на конец не желание подвергаться тестированию. Такие рисунки обычно дают очень ограниченное количество данных для анализа.
Обратить внимание на случаи вмонтирования механических частей в тело «животного» - постановка животного на постамент, тракторные или танковые гусеницы, треножник; прикрепление к голове пропеллера, винта; вмонтирование в глаз электролампы в тело и конечности животного рукояток, клавиши антенн это наблюдается чаще у больных шизофренией и глубоких шизоидов.
Хвосты. Выражают отношения к собственным действиям, решениям, выборам, к своей вербальной продукции - судя по тому, повернуты ли эти хвосты вправо (на листе) или влево. Хвосты повернуты вправо - отношение к своим действиям и поведению. Влево - отношение к своим мыслям, решениям; к упущенным возможностям, к собственной нерешительности. Положительная или отрицательная окраска это отношения выражена направлением хвостов вверх (уверенно, положительно, бодро) или падающим движением вниз (недовольство собой, сомнение в собственной правоте, сожаление о сделанном, раскаяние и т. п.). Обратим внимание на хвосты, состоящие из нескольких, иногда повторяющихся звеньев, на особенно пышные хвосты, особенно длинные и иногда разветвленные.
Контуры фигуры. Анализируется по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), зарисовки и затемнения линии контура. Это защита от окружающих, агрессивная - если она выполнена в острых углах; со страхом и тревогой - если имеет место затемнение, «запачкивание» контурной линии; с опасением, подозрительностью - если поставлены щиты, «заслоны», линия удвоена.
Направленность такой защиты - соответственно пространственному расположению; верхний контур фигуры - против вышестоящих, против лиц, имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, т. е. против старших по возрасту, родителей, учителей, начальников, руководителей; нижний контур - защита против насмешек, непризнания, отсутствие авторитета у нижестоящих подчиненных, младших, боязнь осуждения; боковые контуры - недифференцированная опасность и готовность к самозащите любого порядка и в разных ситуациях; тоже самое - элементы «защиты», расположенные не по контуру, а внутри контура на самом корпусе животного. Справа - больше в процессе деятельности (реальной), слева - больше защита своих мнений, убеждения, вкусов.
Название может выражать рациональное соединение смысловых частей (летающий заяц, «бегекот», мухожер», и т. д.). другой вариант словообразование с книжно-научным, иногда латинским суффиксом или окончанием («раттолетиус»). Первое - рациональное, конкретная установка при ориентировке и адаптации; второе - демонстративность, направленная главным образом на демонстрацию собственного разума, эрудиции, знаний.
Информация о работе Психолого-педагогическая коррекция уровня тревожности младших школьников