Психолого-педагогическая помощь семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 20:39, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является исследование положения детей в неблагополучных семьях и семейное консультирование, как психолого-педагогическая помощь семьям в воспитании и социализации подрастающего поколения; в формировании общественно позитивных воспитательных функций семьи.

Содержание

Введение (стр.4-5)
Раздел I Особенности развития ребёнка в (стр.6-14)
неблагополучной семье

Раздел II Семейная консультация как один (стр.15-23)
из методов психолого-педагогической
работы с семьёй
Заключение (стр.24)

Список использованной литературы (стр.25)

Вложенные файлы: 1 файл

Мой курсак.doc

— 174.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Украины

Луганский национальный педагогический университет 

имени  Тараса Шевченко 

Кафедра  социальной педагогики и социальной работы 
 
 

Курсовая  работа 

На  тему: «Психолого-педагогическая помощь семье »

          
 
 

                              

Выполнил

Студент исторического

Факультета

специальности: «Социальная

 педагогика  и история»

III курса

Научный руководитель:

Кандидат  педагогических наук,

                                                                    доцент     
 
 
 
 
 

Луганск – 2004 
 
 
 
 
 

Содержание 
 

    Введение                                                                  (стр.4-5)                  

    Раздел I Особенности развития ребёнка в           (стр.6-14)

    неблагополучной семье

     

    Раздел II Семейная консультация как один         (стр.15-23)

     из методов  психолого-педагогической

     работы  с  семьёй  

    Заключение                                                              (стр.24)

     

    Список использованной литературы                    (стр.25) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Целью работы является  исследование положения детей в неблагополучных семьях и семейное консультирование, как психолого-педагогическая помощь семьям  в воспитании и социализации подрастающего поколения; в формировании общественно позитивных воспитательных функций  семьи. 
 

      В соответствии с целью работы, поставлены следующие задачи:  
 

    1. Рассмотреть особенности развития ребёнка в  неблагополучной семье.
 
    1. Исследовать психолого-педагогическую помощь семье  рассматривая один из методов психолого-педагогической помощи, как семейное консультирование.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

        Вопрос о роли семьи  в формировании человека привлекал  внимание многих учёных. Античные философы, в частности Платон, утверждали, что всё зло мира, сословное  неравенство протекает, прежде всего, из наличия неравных условий воспитания в семье. Немереная любовь родителей к собственному чаду плодит индивидуализм, корыстолюбие и другие пороки. Философы Нового времени по разному оценивали роль  семьи.  Например,  Т. Компанелла и Ш. Фурье считали, что счастье людей нельзя достичь при сохранении моногамной (единобрачной)семьи, а воспитание детей в семье рассматривали, как абсолютное зло. Т.Мор и Г.Мабли выступали за единобрачную семью и сочетание семейного и общественного воспитания. Т. Дезами и Р. Оуэн видели идеал будущего в свободном союзе свободных людей и основным считали общественное воспитание (в семье надлежит жить только младенцам). Идея приоритетной роли общественного воспитания преобладала в советской теории коммунистического воспитания. Современные учёные в большинстве стран мира считают, что гармоническое развитие ребёнка наиболее полно осуществляется при сочетании семейного и общественного воспитания.

        В любой семье  человек проходит стихийную социализацию, результаты которой определяются её объективным характеристиками  (уровнем образования, социальным  статусом,  материальными условиями и пр.), ценностными установками (про социальными, асоциальными, антисоциальными ), стилем жизни и взаимоотношений членов семьи. Семейное воспитание во многом определяется личностными ресурсами семьи (состав семьи, состояние здоровья, образование членов семьи, индивидуальные интересы, уровень притязаний и пр. ). От личностных ресурсов зависят цели и стиль семейного воспитания, они не всегда соответствуют общественно одобряемым установкам.

        Статистика свидетельствует , что переход  к рыночной системе  хозяйствования весьма болезненно отразился  на состоянии семьи как социального  института (с 1991 года). Демографы фиксируют  катастрофическое падение рождаемости, социологи отмечают рост числа асоциальных семей и предсказывают снижение жизненного уровня, падение нравственных устоев семейного воспитания.

        Во все века семья  испытывала потребность получать поддержку  в воспитании своих детей. История  свидетельствует, что когда люди жили большими семьями, то необходимые знания и навыки семейной жизни передавались от поколения к поколению естественно и буднично. В современном индустриальном обществе, когда связи семьи между поколениями нарушены, передача необходимых знаний о формировании семьи и воспитании детей становится одной из важных забот общества. Элементарной  помощью общества, может являться психолого-педагогическая литература для родителей и психолого-педагогическое консультирование социальным педагогом (психологом) школы (социальной службы).

        Актуальность данной тематики касается всей мировой общественности в целом и каждой семьи отдельно, так как воспитание детей это перспектива завтрашнего дня.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Раздел  I

Особенности развития ребёнка в неблагополучной семье 

Семья - первый устойчивый коллектив (группа) в жизни каждого человека. В процессе формирования личности семья играет главенствующую роль: это первая ступенька социализации и самосознания личности. Здесь ребёнок приобретает умения и навыки в общении и человеческом взаимопонимании, здесь закладывается нравственный облик и происходит профессиональное самоопределение.

  В историческом плане мы живём в  период, когда все внешне заданные системы ценностей (политические, экономические, нравственные, религиозные и др.) оказались фальшивыми, нет ничего «святого». Поиск и утверждение истинных человеческих ценностей идёт медленно. От этого более всего страдают дети.

  Несомненно, какое бы большое место в развитии ребёнка ни занимала школа, родители остаются первыми педагогами своих детей и несут главную ответственность за их воспитание. Ребёнок эмоционально привязан к родителям, его формирующееся "Я" теснейшим образом и ключик) в семейное "Мы." В детстве, отрочестве и юности, дети усваивают из семьи всё то, что им потребуется па этапе взрослой социализации. Анализ влияния социальных факторов на личность показал (анкетирование было проведено в проблемных группах родителей городской родительской школы, участвовало 112 человек), что на 60% в их жизни повлияла семья, на 20 - средства массовой информации, на 10 - школа, на 10% - улица.

  Какую бы сторону развития ребёнка мы не взяли, всегда решающую роль на том или ином возрастном этапе играет семья.

  Что же собой представляет процесс развития ребёнка в неблагополучной семье? По мнению Л.И. Божович, развитие личности ребёнка - это базисный модус её существования, включающий в себя все процессы становления, всю сферу возможного: и планы, и перспективы, и надежды, и мечты, и желания, и опасения, и страхи, и ощущения угрозы. В развитии любой личности существуют как позитивные, так и негативные, так называемые минусовые, фазы, когда отношения с миром обедняются, временные перспективы сужаются, возможности самореализации сокращаются. Таким периодом в жизни ребёнка может быть пребывание в неблагополучной семье.

Жизнь ребёнка в большинстве случаев  копируется и отражается от бытия взрослого её окружения, так как в усвоении социального опыта для него важную роль играют имитация и идентификация, т.е. подражание поведению значимых для него других людей, ведущее к принятию их ценностей, установок, норм и образов поведения. Если рядом - неблагополучная среда, где отсутствует система жизненных ценностей и ребёнок растёт сам по себе, то очень скоро он подхватывает все её болезни. Болезни, источником, которых - является отсутствие истинных человеческих ценностей по-разному: аморальность, цинизм, моральное разложение, социальная запущенность... Последняя, отражает безразличие общества к судьбам тех, кто сегодня особо нуждается в помощи и поддержке, - к несовершеннолетним детям. Не по своей воле они растут в семьях наркоманов, алкоголиков, проституток, токсикоманов, в псевдоблагополучных семьях. Их родители - это люди, больные физически или морально. По мнению В. И. Нефедова дети не рождаются плохими, но становятся такими, если перед их глазами - ежедневный дурной пример родителей. Они ничего не забывают, а если забывают слова, то всё же остаётся глубокий след в душе. И из этих следов «формируется фундамент души» ребёнка. Позиция по отношению к социально запущенному ребёнку из неблагополучной семьи обусловливается многочисленными составляющими:

  • определением своей классификации неблагополучных семей; появлением в ней таких типов семей, которые 
    становятся неблагополучными по причине нездоровья 
    самого ребёнка, а затем усугубляют его психическое состояние;
  • выделением симптомокомплекса психологических 
    и психопатологических особенностей, которые обуславливают 
    чрезмерное реагирование детей на семейное не 
    благополучие;
  • влиянием семейного неблагополучия на ребёнка, 
    склонного к обострённому реагированию на всевозможные неблагоприятные факторы
 

          Неполноценная семья однозначно не занимается воспитанием детей - здесь дети безнадзорны. Анализ обстановки четырех микрорайонов города Севастополя показал (в основу изучения положен анализ статистики социальной паспортизации семей школ и семьи по месту жительства, службы по делам несовершеннолетних и социально-демографической информации РЭПов), что каждая четвертая семья не в состоянии правильно воспитывать своих детей, каждая десятая - формирует правонарушителей.

  По  мнению М.И. Буянова, «разные бывают семьи, разные встречаются дети, так что только система отношений «семья - ребёнок» имеет право рассматриваться как благополучная или неблагополучная».

  Неблагополучная семья в психолого-педагогической литературе рассматривается прежде всего с точки зрения влияния своего нравственного потенциала на развитие и формирование личности ребенка. Неблагополучная семья чаще всего является причиной появления социально запущенных детей и подростков с девиантным поведением, хотя необходимо признать, что есть случаи, когда в таких семьях вырастают нравственно совершенные люди.

Неблагополучная для ребёнка семья - это не синоним асоциальной семьи. Конечно, семья пьяницы или семья наркомана для любого ребёнка будет неблагополучной, но понятие неблагополучия следует рассматривать только  в соотношении с конкретным ребёнком, на ком это благополучие отражается. Для одного ребёнка семья может быть подходящей, а для другого эта семья станет причиной  душевных переживаний и даже психического заболевания. Душа маленького человека очень ранима и требует постоянного внимания. Протест ребёнка выражается в бродяжничестве, самовольных уходах из дома, выборе нежелательных друзей, появлении разных видов зависимостей, противоправных действиях. Если семья не делает ребёнку необходимых жизненных «прививок», то он легко приобретает формы нарушенного поведения: озлобленность, отсутствие самостоятельности, склонность к пьянству, социальной пассивности.

  В современной психолого-педагогической научной литературе имеется несколько классификаций неблагополучных семей. Эти классификации в основном не противоречат, а дополняют друг друга. Они систематизированы в учебном пособии В.Г. Степанова [, с.226-229]. Л.С. Алексеева различает следующие виды неблагополучных семей: конфликтная, аморальная, педагогически некомпетентная и асоциальная семьи. Г.П. Бочкарёва  выделяет виды семей,  в основу содержания которых положены переживания ребёнка: 1) семья с неблагополучной эмоциональной  атмосферой, где родители не только равнодушны, но и грубы,  неуважительны по отношению к своим детям, подавляют их волю; 2) семья, где отсутствуют эмоциональные контакты между её членами, где имеет место безразличие к потребностям  ребёнка при внешнем благополучии отношении. Ребёнок в такой семье стремится найти эмоционально значимые отношения вне семьи; 3) семья с нездоровой нравственной атмосферой, где ребёнку прививаются социально нежелательные потребности и интересы, идёт вовлечение взрослыми в аморальный образ жизни.

Информация о работе Психолого-педагогическая помощь семье