Психолого-педагогическая помощь семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 20:39, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является исследование положения детей в неблагополучных семьях и семейное консультирование, как психолого-педагогическая помощь семьям в воспитании и социализации подрастающего поколения; в формировании общественно позитивных воспитательных функций семьи.

Содержание

Введение (стр.4-5)
Раздел I Особенности развития ребёнка в (стр.6-14)
неблагополучной семье

Раздел II Семейная консультация как один (стр.15-23)
из методов психолого-педагогической
работы с семьёй
Заключение (стр.24)

Список использованной литературы (стр.25)

Вложенные файлы: 1 файл

Мой курсак.doc

— 174.00 Кб (Скачать файл)

    Коррекция основана на эффектах непрямого, опосредованного воздействия. В присутствии ребёнка  занятого «специальным заданием» (какое-нибудь интересное для него дело),  родители по просьбе социального педагога воспроизводят заранее подготовленный и отрепетированный рассказ о ребёнке. Рассказ должен представлять собой композиционный, логически завершённый рассказ, содержать в себе исключительно правдивую , но только позитивную информацию о ребёнке. Ценностные позиции и эмоциональные реакции родителей в процессе рассказа должны быть согласованны.

    Использование этой методики позволит получить комплексный  эффект, включающий в себя коррекцию личностных особенностей ребёнка, оптимизацию родительско-детских отношений и отношений супружеской паре.

    Фиксация  родителей на проблемах в поведении ребёнка, и отношениях  ним приводит, к преобладанию , в оценках  ребёнка понятных высказываний. Положительные черты ребёнка оказываются на периферии сознания. Необходимость обнаружить реально существующие положительные черты ребёнка приводит к тому, что в фокусе внимания появляются не только негативные, но и позитивные , его способности. Коррекция межличностных отношений в супружеской паре связана с оптимизацией процессов общения . 

    Работа  завершается когда :

    • в супружеской паре согласованы правила семейной жизни, в том числе и воспитательные позиции;
    • установлено взаимное делегирование права предлагать правила;
    • выработаны механизмы согласования позиций и принятия решений;
    • отработанны механизмы эффективной обратной связи

    Изменение  параметров коммуникации внутри супружеской пары приводит к изменению всей  внутрисемейной коммуникации.

    Методика  может быть использована, как при  работе  с семьями , в которых  присутствуют оба родителя, так и в семьях где один родитель отсутствует.

    Противопоказаниями  к применению этой методики является: избалованность, завышенная невротическая самооценка у ребёнка.

    Правила семейного консультанта

    1. Осторожность : Профессиональные знания о том, как «глубоко» нужно входить семью, в её проблемы;
    2. Последовательность: работа с семьёй от поверхностной проблемы  - вглубь. Возможно сотрудничество социального педагога с социальными службами;
    3. Взаимодействие со всеми членами семьи: семья как особая структура действует на отдельные свои составляющие, и понимание каждого из членов семьи даёт наиболее полное понимание проблем и делает консультирование более успешным;
    4. гомеостаз и развитие: нужно учитывать инстинкт постоянства семьи и не производить мер по капитальному изменению структуры семьи;
    5. Зависимость членов семьи друг от друга учитывать взаимовлияние в семье.
    6. Нейтралитет: никогда не нужно становиться на чью-либо сторону;
    7. Совместный поиск путей решения проблемы
    8. Индивидуальный подход к каждому из членов семьи
    9. «Здесь и теперь» в центре внимания должно быть настоящее семьи.
 
 
 
 

     

Вывод: Вхождение в социального педагога  в семейную систему вызывает «мини   -  кризис», важное значение: жёсткие связи и отношения ослабляются, и это даёт семье шанс изменить состояние своих «границ», расширить их, а значит, и изменить свою структуру. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

Поскольку  семья это система, то не так важно  какой из её элементов изменяется. На практике  изменения в поведении любого из членов семьи влияют на семью в целом, и на другие входящие в неё подсистемы(других членов семьи). Оказывая помощь в семье в трудные периоды жизни важно путём конкретных целенаправленных действий изменить отношения между её членами. При удачно выбранной стратегии и тактике работы с семьёй  обстановка улучшается по мере того, как выполняются рекомендации специалиста. Перемены ведут и способствуют к уменьшению проявления симптома психологического неблагополучия у одного или нескольких членов семьи.

    Распространённые  ошибки родителей в воспитании приводят к росту отклонений в поведении детей, которые не могут быть отнесены к классу выраженной патологии, ни к классу нормы. Среди таких промежуточных состояний  - начальные проявления неврозов, начинающийся алкоголизм в форме привычного пьянства, токсикомания, агрессивное поведение. Подобные  проявления требуют психотерапевтического  воздействия,  т.е. в работу вмешиваются работники психологи.

    Из  исследования , можно выделить следующие  правила в психолого-педагогической помощи семье/ семейной консультации , которыми должен руководствоваться социальный педагог:

    1. При выборе способа организации работы с семьёй  и её консультированием следует ориентироваться на особенности семьи, а не последовательную реализацию определённого канона работы;
    2. Выбирая между директивным и не директивным стилем поведения, нужно выбирать стиль, который отвечает проблемам семьи, а не своим профессионально изученным методам.
 
 

       «Я советую быть открытым и принимать всё, что может оказаться полезным. Таков долг каждого, кто считает себя профессионалом»

В.Сатир 
 
 
 

Список  использованной литературы:

  1. Алишина Ю. Е. «Индивидуальное и семейное психологическое консультирование» - М,1994
  2. Алмазов Б.Н. «Психическая средовая дезадоптация несовершеннолетних» - Свердловск, 1986
  3. Байярд Р.Т., Байярд Дж. «Ваш беспокойный подросток» - М.,1991
  4. Божович Л.И. «Личность и её формирование в детском  возрасте» - М.,1968
  5. Бурменская Г. В., Карабалова О.А., Айдерс А.Г. «Возрастно-психологические развитие детей» - М.,1990
  6. Буянов М.И. «Ребёнок из неблагополучной семьи:Записки детского психиатра:Кн.для учителей и родителей» - М.1988
  7. Варга А. Я. «Системная семейная психотерапия: Краткий курс лекций » - М., 2001
  8. Винникотт Д. «Разговор с родителями» - М., 1992
  9. Галагузова М. А. «Социальная педагогика» - М.,2001
  10. Гребенщиков М. В. «Основы семейной жизни» - М., 1991
  11. Джайнотт Х. Дж. «Родители и дети» - М., 1992

    12.Осухова Н.Г. «Основы семейного консультирования// психология семейных отношений с основами семейного консультирования» - М., 2002

    13. Роджерс К.  «Консультация и психотерапия.Новейшие подходы в области практической работы» - М., 1999

    14.Раттер М.  «Помощь «трудным детям»», - М.,1987

    15.Сатир В. Как строить себя и свою семью – М.,1992

    16.Степонов В.Г. «Психология трудных школьников». – М.,1996

    17.Фромм А. «Азбука для родителей» - М., 1994 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Информация о работе Психолого-педагогическая помощь семье