Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 15:10, творческая работа

Краткое описание

Маркетизация, этика рынка, усиливающая ориентацию детей на потребление, а также адопция, отрывающая ребенка от культурных традиций общества и его истории.
Маргинализация, то есть неравный доступ к образовательным ресурсам в мегаполисе и провинции, рост девиаций, стремление родителей ограничивать активность и самостоятельность ребенка.

Вложенные файлы: 1 файл

Презентация Фельдштейна.ppt

— 515.50 Кб (Скачать файл)

Психолого-педагогические  проблемы построения новой школы  в условиях значимых изменений  ребенка и ситуации его развития

 

 

Д.И. Фельдштейн

Вице-президент  РАО

 

1

  •  Среда выступает «в  смысле   развития личности и ее специфических человеческих свойств, не как обстановка, а играет роль источника развития» (Л.С. Выготский)
  • «Каждый век, кроме нашего, имел свой идеал», - «… святой, герой, джентльмен, рыцарь, мистик. А то, что предложили мы, - хорошо  приспособленный    человек   без проблем      –     это    очень    бледная   и сомнительная замена» (А. Маслоу)

 

 

2

   Материалы  исследований, проведенных на   факультете   психологии    МГУ   имени   М.В.  Ломоносова,     в      Психологическом  институте   РАО,   Московском   психолого -педагогическом   университете,  Институте психологии         РАН,     Гуманитарно  -художественном институте Нижегородского архитектурно-строительного университета.

 

3

  •  Маркетизация, этика рынка, усиливающая ориентацию детей на потребление, а также адопция, отрывающая ребенка от культурных традиций общества и его истории.
  • Маргинализация, то есть неравный доступ к образовательным ресурсам в мегаполисе и   провинции, рост   девиаций,  стремление родителей     ограничивать     активность   и самостоятельность ребенка.

 

4

  •  Медикализация, выражающаяся в том, что детям    ставят    диагнозы,   которые   ранее ставили   взрослым,     при     использовании антидепрессантов для агрессивных  детей; повышенный уровень тревожности и страхов ребят,   а   в    ряде случаев – повышенную агрессивность    под   действием     фактора милитаризации  и   развития компьютерных игр,    снижающих     контроль     детей     за собственным поведением   и формирующих зависимость.

 

5

  •  Мобилизация, заключающаяся в том, что подростки, предъявляющие уже свой взгляд на мир, свой голос, позиционируют себя по отношению к миру детей и миру взрослых, создавая  разнообразные   неформальные объединения,     удовлетворяющие      их потребность в   самовыражении,  эпатаже, вызове и демонстрации своих отношений к миру.

 

6

  •     Во-первых,    в    минимально     короткий пятилетний период   с   2005   до 2009 годов резко    снизилось    когнитивное  развитие детей дошкольного возраста.
  •      Во-вторых,    снизилась     энергичность детей, их желание активно действовать. При этом возрос эмоциональный дискомфорт.
  •      В-третьих,   отмечается сужение уровня развития       сюжетно-ролевой         игры дошкольников, что приводит к недоразвитию мотивационно-потребностной сферы ребенка, а также его воли и произвольности.

 

 

 

 

7

 

  • В-четвертых, обследование познавательной сферы старших дошкольников выявило крайне низкие   показатели   в   тех   действиях  детей, которые    требуют    внутреннего     удержания правила и оперирования в плане образов.

 

Четко фиксируется неразвитость внутреннего плана действия и сниженный уровень детской любознательности   и воображения.   Детям оказывается недоступным   то,   с   чем  легко справлялись  их  ровесники три десятилетия назад.

 

8

 

  •   В-пятых, обращает   на   себя внимание неразвитость тонкой моторики руки старших дошкольников,      отсутствие     графических навыков.

 

Дефицит произвольности – как в умственной, так   и  в   двигательной сфере дошкольника является   одним   из   наиболее   тревожных факторов,       достоверно       установленных учеными РАО.

 

9

 

  •     В-шестых, отмечается недостаточная социальная  компетентность   25% детей младшего     школьного      возраста,      их беспомощность      в      отношениях       со сверстниками,   неспособность   разрешать простейшие конфликты.   Прослеживается опасная    тенденция,   когда    более   30% самостоятельных решений, предложенных детьми, имеют явно агрессивный характер.

 

10

 

  •      В-седьмых, тревогу вызывают факты и факторы, связанные с приобщением детей к телеэкрану,     начиная    с     младенческого возраста.   Возникает особая потребность   в экранной   стимуляции,   которая  блокирует собственную деятельность ребенка.

 

11

 

  •    В-восьмых, неблагоприятной тенденцией выступает      обеднение       и      ограничение общения детей, в том числе и подросткового возраста,   со  сверстниками,    рост   явлений одиночества,   отвержения,   низкий уровень коммуникативной компетентности, включая несформированность       мотивов      общения, сотрудничества и кооперации у значительной части растущих людей.

 

12

 

  •  В-девятых, все больше становится детей с       эмоциональными     проблемами,     с проявлениями эмоциональных нарушений – тревожные дети, находящиеся в состоянии аффективной         напряженности      из-за постоянного     чувства    незащищенности, отсутствия опоры в близком окружении и потому беспомощности.

 

13

  •       В-десятых,   у   детей   подросткового возраста         происходят       регрессивные изменения      в     мозговом     обеспечении познавательной           деятельности,         а обусловленная   гормональным   процессом повышенная       активность      подкорковых структур приводит к ухудшению механизмов произвольного регулирования.

 

 

14

  •      В-одиннадцатых,      наблюдения    в динамике за физическим развитием детей выявили    тенденцию    к   прогрессивному снижению темпов   их   продольного роста, нарастанию   астенизации    телосложения, отставанию в приросте мышечной силы.

 

 

15

 

  • В-двенадцатых, в популяции современных растущих людей большую группу составляют дети,         для       которых       характерно неблагоприятное, проблемное течение психического развития в онтогенезе.

 

 

16

  •   В-тринадцатых,    имеется   значительное число детей с ограниченными возможностями здоровья,         где         общее      психическое недоразвитие   (олигофрения)   отмечается   у 22,5%; задержанное психическое развития – у 19,8%; дефицитарное психическое развитие – у   27,5%;     а    дисгармоническое     развитие (психопатии) отмечается у 26,5%.

 

17

 

  •    В-четырнадцатых, все увеличивающуюся составляет категория одаренных детей, среди них и дети с особо развитым мышлением, и дети,   способные  влиять на других людей – лидеры,   и   дети  «золотые руки»,   и  дети, способные представлять мир    в    образах   – художественно   одаренные    дети,    и   дети, обладающие двигательным талантом.

 

18

 

  •   В-пятнадцатых, знаменательно, что на первый    план   у     современных   детей подросткового      возраста     выходят    не развлечения,   а   поиск    смысла     жизни, возрастает их критичность по отношению к взрослым,     то есть   фиксируются  новые характеристики в их социальном развитии.

 

 

19

20

 

  • В-шестнадцатых, отмечаются серьезные изменения  ценностных  ориентаций  детей, подростков,     юношества   не   только     по сравнению   с   серединой  90-х годов, но  и началом нового столетия.  Так,    с    2007 г. начиная,   на   первый   план   выдвигаются интеллектуальные     (1 место),    волевые       (2 место)       и     соматические    (3 место) ценностные ориентации.

 

  Весьма   тревожно,    что эмоциональные  и нравственные      ценности      –       чуткость, терпимость,          умение         сопереживать  занимают последние места в  этой иерархии. Наблюдается       негативная        динамика культурных   и   общественных ценностных ориентаций школьников.

 

21

 

   Изменения современного ребенка связаны и     с интенсивным эволюционным саморазвитием современного человека,   проявляющемся    в морфологических           изменениях,           так называемых      «секулярных      трендах»     -- астенизации,    деселерации,     тенденции    к леворукости,    ювенилизации,  грацилизации, андрогонии.

 

 

 

 

22

Секулярный  тренд (от лат. secular trend - вековая тенденция) - это изменение человеческого вида, связанное с увеличением длины тела, репродуктивного периода, продолжительности жизни и других важнейших свойств человека в определенные (длительные) интервалы времени.

 

23

   Астенизация выражается в увеличении в популяции астенического или астеноидного типа.      Процесс        астенизации       идет необычайно быстрыми темпами: если среди населения старше    50   лет доля астеников составляет только 30-35%, то среди юношей и    подростков    -    уже около  40%, а среди дошкольников и детей  младшего школьного возраста - около 50%!

 

24

Начиная с 80-х  гг. прошлого века стало наблюдаться  не только снижение темпов  акселерации, но и обратный процесс - деселерация. замедление скорости биологического развития, включая как период первого – предростового скачка, так и  сроков полового созревания.

 

25

Ювенилизация выражается в усилении мозгового    черепа    или    нейрокрана      и, одновременно,   в   ослаблении  или  редукции лицевого     черепа   -    спланхнокрана.    У современного человека, напротив, сохраняется как   бы        детское       или       «ювенильное» соотношение   этих   двух   отделов,   потому  и процесс    формирования   скелета   черепа    и головы человека называется  ювенилизацией.  Эта    эволюционная    направленность   в наши  дни  выражена столь отчетливо,  что она обнаруживается   даже    в    пределах    одного поколения.

 

26

Грацилизация - утончение скелета и общее ослабление опорно-двигательного аппарата - костей и поперечно - полосатых мышц, а также уменьшение силы мышц. Более грацильными в наши дни становятся не только астеники, но и представители других конституциональных типов - атлетики и пикники.

 

27

Андрогиния или гинандроморфия заключается в частичном сглаживании половых различий или полового диморфизма. 

 

28

Первый скачок, называемый предростовым спуртом,    в    наши    дни приходится не на старший дошкольный возраст – шесть- шесть с половиной лет, как тридцать лет назад, а на семь-восемь    лет,    то    есть   на    младший школьный возраст.

 

Второй скачок, называемый пубертатным спуртом, связанный   с   процессом полового созревания,   также   отодвинулся   с   пятого-шестого    на    восьмой-девятый   класс    для девочек и девятый-десятый для мальчиков.

 

29

Перед      всем    педагогическим     научным сообществом остро встает вопрос о норме  и вариантах развития современного детства.

Важно понять, как оно изменилось   в   своих системных характеристиках, установив общую картину его реального состояния, особенности его    возрастных  этапов    и    межвозрастных переходов.

 

30

    Чрезвычайно         важно        тщательно проанализировать изменения    в   развитии сознания,   самосознания    детей,   раскрыв особенности восприятия, памяти, мышления современного   ребенка, выявив характер   и последствия изменяющейся работы мозга.

 

31

Сегодня, когда  не просто расширилось, а качественно       изменилось       знаниевое пространство, по-прежнему непреложной остается истина,   что   только   целостная, стоящая на фундаменте культуры и науки система знаний,   дает личности свободу мысли,   превращает «человека толпы» в личность.

 

 

32

Особого  внимания   требует     разработка научных          -         психологических, психофизиологических,   психолого  -дидактических основ построения учебников и учебных книг качественно нового поколения, установления их взаимосвязи  с новейшими информационными технологиями,  включая Интернет.

 

 

33

   Важно определить  условия   сочетания существующего информационного прессинга и    организованной    системы   образования детей,   ведя  поиск оснований организации процесса обучения в современных условиях, требующих      раскрытия       возможностей выработки       у      детей,      избирательного отношения      к     информации,    умения ее ранжировать в процессе самостоятельного присвоения знаний.

Информация о работе Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития