Психолого-педагогические условия адаптации и дезадаптации к школьному обучению старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2015 в 00:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – определение психолого-педагогических условий, способствующих и препятствующих успешной адаптации к школьному обучению.
В связи с поставленной целью можно обозначить следующие задачи исследования:
1) изучить и проанализировать понятие и сущность психологической адаптации и дезадаптации;
2) рассмотреть особенности адаптации и дезадаптации первоклассников к школьному обучению;
3) подобрать диагностические методики и провести эмпирическое исследование условий успешной адаптации к школе;
4) разработать комплекс коррекционных мероприятий по снижению уровня дезадаптации первоклассников;
5) составить рекомендации по профилактике и коррекции школьной дезадаптации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3-5
Глава 1. Психолого-педагогические традиции изучения адаптации к школьному обучению....….……..................................................................6-26
1.1. Психологическая сущность понятий «адаптация» и «дезадаптация»...6-12
1.2. Психологическая готовность как основная предпосылка успешной адаптации к школьному обучению…………………………………….……12-19
1.3. Факторы и условия адаптации к школьному обучению ……………..20-26
Глава 2. Школьная дезадаптация как комплексное психолого-педагогическое явление……………………………………………………..............................27-42
2.1. Понятие и этиология психологической дезадаптации…………….…27-31
2.2. Виды, формы и уровни школьной дезадаптации………………….….32-37
2.3. Особенности психологической дезадаптации первоклассников …….37-42
Глава 3. Экспериментальное изучение психолого-педагогических условий, оказывающих влияние на школьную адаптацию и дезадаптацию……..…43-77
3.1. Цели, задачи и база проведения исследования……………………...…….43
3.2. Описание исследовательских методов и методик………………….…44-56
3.3. Анализ и обсуждение результатов констатирующего этапа эксперимента…………………………………………………………………57-62
3.4. Формирующий этап эксперимента……………………………..………62-71
3.5. Анализ и обсуждение результатов контрольного этапа эксперимента..71
3.6. Рекомендации учителю по профилактике и коррекции школьной дезадаптации……………………………………………………………..…..75-79
Заключение…..…………………………………………………………….…80-83
Список литературы…….. …………………………………………………...84-87

Вложенные файлы: 1 файл

27 Никитина диплом.doc

— 809.50 Кб (Скачать файл)

Анализ школьной адаптации первоклассников позволит наметить пути преодоления нарушений в процессе приспособления детей к школе с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, поможет выявить типичные сложности, испытываемые учениками в этот период, и наметить пути их преодоления. Важным условием успешной социальной адаптации первоклассника является психологическая готовность ребенка к школьному обучению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Школьная дезадаптация как комплексное психолого-педагогическое явление

2.1. Понятие и этиология  психологической дезадаптации

Термин «дезадаптация» встречается большей частью в психиатрической литературе и обозначает нарушение процессов взаимодействия человека с окружающей средой. Дезадаптация трактуется как процесс, протекающий вне патологии и связанный с отвыканием от одних условий жизни и привыканием к другим; как нарушения, выявляемые при акцентуациях характера или под влиянием психогенов [31].

Дезадаптация личности как психологическое явление проявляется в поведении, состоянии человека, а также в свойствах характера дезадаптированного человека.

Дезадаптация как феномен, относящийся к человеку, изучается с позиций разных научных дисциплин. В медицине дезадаптация рассматривается как следствие патологических изменений в организме человека, сопряженных с психологическими деформациями личности. При психологическом подходе выделить психологическую дезадаптацию, как изолированное психологическое явление, не представляется возможным.

В схематическом виде процесс дезадаптации развертывается по принципу: «замкнутого порочного круга», где пусковым механизмом, как правило, является резкое изменение условий жизни, привычной среды, наличие стойкой психотравмирующей ситуации. Вместе с тем не малое значение имеют и те особенности или недостатки в индивидуальном развитии человека, которые не позволяют ему выработать адекватные к новым условиям формы поведения и деятельности.[20]

Психологические проявления дезадаптации и психологической дезадаптированности человека как субъекта деятельности характеризуются путем рассмотрения интегративного действия психофизиологических, психологических и социальных факторов на сознание, поведение индивида в деятельности, общении и познании. Особенностью дезадаптации личности является негативный оттенок ее проявлений, выражающийся в большей или меньшей степени и являющийся следствием деформации функционирования психофизиологических, психологических механизмов, определяющих состояние и поведение человека, его развитие. С точки зрения социальной психологии дезадаптация личности выражается в нарушении нормальных взаимоотношений с людьми и возникает вследствие несоответствия установок, ценностных ориентации личности требованиям и нормам поведения общества, в котором человек живет.[6]

Поскольку адаптация в психологии признается как биологическое, психологическое, социальное приспособление человека к внутренним и внешним условиям существования индивида, и рассматривается как условие нормальной жизнедеятельности, то дезадаптация выражается в деформировании биологических, психологических и социальных механизмов жизнедеятельности человека. Поскольку дезадаптация, таким образом, проявляется как в свойствах личности, так и в ее состоянии, она имеет сложную многоуровневую, многостороннюю структуру и функционирует в сложной системе взаимосвязи внутренних психических и внешних природных и социальных факторов.

Природа адаптации, так же как и природа дезадаптации зависит от предрасположенности человека к адаптации, данный процесс можно представить в виде схемы:

Рис.2.  Предрасположенность человека к адаптации [6]

Вопрос сущности дезадаптации остается актуальным на протяжении многих лет.

Чаще всего в психологических и педагогических исследованиях дезадаптации применялся именно системный подход, так как сама природа дезадаптации предполагает наличие системности.

Как отмечает Б.Ф. Ломов, что «природа психического может быть понята только на основе системного подхода, т.е. рассмотрения психического в том множестве внешних и внутренних отношений, в которых оно существует как целостная система». [28]

Наибольшее внимание к использованию системного подхода к исследованию адаптации (а понять сущность дезадаптации, вследствие недостаточной ее изученности можно исходя от противного, от адаптации) обращено в исследованиях В.А. Петровского. [14]

Итак, дезадаптацию личности мы рассматриваем как психологическую систему, охватывающую биологическую, психологическую и социальную ее стороны. При этом системообразующим признаком, единым для явления дезадаптации личности, должны быть различные состояния и уровни предрасположенности (предуготовленности) индивида к восприятию условий деятельности, а также поведенческая готовность, направляющая его деятельность.[28]

Рассматривая дезадаптацию личности на психологическом уровне, авторы выделяют три основные разновидности дезадаптированности личности:

а) устойчивая ситуативная дезадаптированность, которая имеет место тогда, когда личность не находит путей и средств адаптации в определенных социальных ситуациях (например, в составе тех или иных малых групп), хотя предпринимает такие попытки - это состояние можно соотнести с состоянием неэффективной адаптации;

б) временная дезадаптированность, которая устраняется с помощью адекватных адаптивных мероприятий, социальных и внутрипсихических действий, что соответствует неустойчивой адаптации.

в) общая устойчивая дезадаптированность, отражающее состояние общей фрустрированности, обусловленной патологическими защитными механизмами.[22]

Среди проявлений психической дезадаптации отмечают так называемую неэффективную дезадаптацию, которая выражается в формировании психопатологических состояний, невротических или психопатических синдромов, а также неустойчивую адаптацию как периодически возникающие невротические реакции, заострение акцентуированных личностных черт.

Результатом  психологической дезадаптации является состояние дезадаптированности личности.

Основу дезадаптированного поведения составляет конфликт, а под его влиянием постепенно формируется неадекватное реагирование на условия и требования среды в форме тех или иных отклонений в поведении как реакция на систематически, постоянно провоцирующие факторы, справиться с которыми ребенок не может. Началом является дезориентация ребенка: он теряется, не знает, как ему поступить в данной ситуации, выполнить данное непосильное требование, и он либо никак не реагирует, либо реагирует первым попавшимся способом. Таким образом, на начальной стадии ребенок как бы дестабилизирован. Через некоторое время эта растерянность пройдет и он успокоится; если такие проявления дестабилизации повторяются довольно часто, то это приводит ребенка к возникновению стойкого внутреннего (недовольство собой, своим положением) и внешнего (по отношению к среде) конфликта, который ведет к устойчивому психологическому дискомфорту и, как результат такого состояния, к дезадаптивному поведению.[11]

Этой точки зрения придерживаются многие отечественные психологи. Авторы определяют отклонения в «поведении через призму психологического комплекса средового отчуждения субъекта, и, следовательно, не имея возможности сменить среду, пребывание в которой тягостно для него самого, осознание своей некомпетентности побуждает субъекта к переходу на защитные формы поведения, созданию смысловых и эмоциональных барьеров в отношении с окружающими, снижению уровня притязаний и самооценки». [11,105]

Эти исследования лежат в основе теории, рассматривающей компенсаторные возможности организма, где под психологической дезадаптированностью понимается психологическое состояние, обусловленное функционированием психики на пределе ее регуляторных и компенсирующих возможностей, выражающееся в недостаточной активности индивида, в затруднении реализиции его основных социальных потребностей (потребность в общении, признании, самовыражении), в нарушении самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей, в неадекватной ориентации в ситуации общения, в искажении социального статуса дезадаптированного ребенка.[14]

В рамках зарубежной гуманистической психологии критикуется понимание дезадаптации как нарушения адаптации - гомеостатического процесса и выдвигается положение об оптимальном взаимодействии личности и среды.

Форма психологической дезадаптации, по их понятиям, такова: конфликт - фрустрация - активное приспособление. По К. Роджерсу дезадаптация - это состояние несоответствия, внутреннего диссонанса, причем главный его источник заключается в потенциальном конфликте между установками «Я» и непосредственным опытом человека.[28]

 

 

 

2.2. Виды, формы и уровни  школьной дезадаптации

 

Существуют различные виды, формы и уровни школьной дезадаптации. Рассмотрим школьную дезадаптацию как нарушение взаимодействия между личностью ребёнка и школьной средой.

 Т. Д. Молодцова предложила свою  классификацию видов школьной дезадаптации, основанную на общих причинах, возрастных особенностях и степени выраженности дезадаптивных состояний:

· рассматриваются виды по «институтам», где произошла дезадаптация: школьная, семейная, групповая;

· по возрастным особенностям – дошкольная, младших школьников, отроческая, подростковая и др.;

· по степени выраженности: трудновоспитуемые, педагогически запущенные, подростки-правонарушители и несовершеннолетние преступники;

·различие видов дезадаптации: патогенную, психологическую, психосоциальную, социально-психологическую (или социально-педагогическую) и социальную.

В связи с тем, что существуют некоторые расхождения в понимании причин школьной дезадаптации, существуют и определенные терминологические различия.

Н.Г. Лусканова выделяет три формы дезадаптации.[22]

    1. Психологическая школьная дезадаптация. В ее основе — внутренние факторы (асинхронии в развитии, патологии воспитания и т.п.).
    2. Школьная фобия (или школьный невроз). Заключается в преобладании неадекватных способов реагирования на школьные ситуации.
    3. Дидактогенный невроз, как следствие нарушения отношений в системе учитель-ученик.

Степень выраженности дезаптационного процесса может быть различной в зависимости от степени сложности психотравмирующей ситуации. В зависимости от этого выделяется 5 групп школьной дезадаптации с присущими им внешними характеристиками:

Группы школьной дезадаптации [30]

Группа 1. (Условно называемая “норма”). В нее входят дети без явных признаков дезадаптации. Их отличает:

а) уровень интеллекта, соответствующий норме, что помогает им хорошо справляться со школьными нагрузками;

б) фактическое отсутствие проблем в сфере межличностных отношений;

в) отсутствие жалоб на ухудшение состояния здоровья;

г) отсутствие асоциальных форм поведения.

В период начального обучения у этих детей адаптация проходит успешно.

Группа 2. (“Группа риска”). Дети  данной группы обычно неплохо справляются с учебной нагрузкой, не проявляют видимых  нарушений социального поведения. В связи с этим они сложно выявляемы.

Психологическим показателем принадлежности к данной группе является нарушение сферы общения. Сигналом к дифференцированию детей данной группы может служить заниженная самооценка при повышенном уровне школьной мотивации, а также участившиеся заболевания. Благополучие этой группы во многом будет зависеть от эмоционально-психологического климата в учебном коллективе.

Группа 3. (“Неустойчивая школьная дезадаптация”).

Дети этой группы отличаются прежде всего тем, что не могут успешно справляться с учебной нагрузкой. Неуспеваемость в данном случае влечет за собой нарушение процесса социализации. Это сопровождается существенным изменением психосоматического здоровья детей и серьезными проблемами в сфере межличностных отношений, такими как:

а) “уходы в болезнь” в ответственных ситуациях, особенно в конце четверти или в период напряженной учебной работы;

б) низкая культура организации собственной деятельности, высокая напряженность, тревожность;

в) высокая конфликтность, непродуктивность общения.

Группа 4. (“Устойчивая школьная дезадаптация”) У детей данной группы к школьной неуспешности прибавляется асоциальное поведение. Для них характерно:

а) постоянная готовность к уходу от продуктивной деятельности;

б) провокации в ходе учебной ситуации, срывы уроков, демонстративные отказы от выполнения какой-либо работы;

в) перепады настроения и работоспособности и низкая культура организованности и дисциплинированности.

Группа 5. (“Патологические нарушения”).

Дети данной группы имеют как явные, так и неявные патологические отклонения в развитии: незамеченные, проявившиеся в результате обучения или, в некоторых случаях, умышленно скрываемые родителями, а также приобретенные в результате перенесенного заболевания.

А теперь посмотрим, как психологи рассматривают процесс адаптации.

Венгер А.Л. описывает три уровня адаптации к школьному обучению.[10]

Информация о работе Психолого-педагогические условия адаптации и дезадаптации к школьному обучению старших дошкольников