Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2015 в 00:24, курсовая работа
Цель работы – определение психолого-педагогических условий, способствующих и препятствующих успешной адаптации к школьному обучению.
В связи с поставленной целью можно обозначить следующие задачи исследования:
1) изучить и проанализировать понятие и сущность психологической адаптации и дезадаптации;
2) рассмотреть особенности адаптации и дезадаптации первоклассников к школьному обучению;
3) подобрать диагностические методики и провести эмпирическое исследование условий успешной адаптации к школе;
4) разработать комплекс коррекционных мероприятий по снижению уровня дезадаптации первоклассников;
5) составить рекомендации по профилактике и коррекции школьной дезадаптации.
Введение…………………………………………………………………………3-5
Глава 1. Психолого-педагогические традиции изучения адаптации к школьному обучению....….……..................................................................6-26
1.1. Психологическая сущность понятий «адаптация» и «дезадаптация»...6-12
1.2. Психологическая готовность как основная предпосылка успешной адаптации к школьному обучению…………………………………….……12-19
1.3. Факторы и условия адаптации к школьному обучению ……………..20-26
Глава 2. Школьная дезадаптация как комплексное психолого-педагогическое явление……………………………………………………..............................27-42
2.1. Понятие и этиология психологической дезадаптации…………….…27-31
2.2. Виды, формы и уровни школьной дезадаптации………………….….32-37
2.3. Особенности психологической дезадаптации первоклассников …….37-42
Глава 3. Экспериментальное изучение психолого-педагогических условий, оказывающих влияние на школьную адаптацию и дезадаптацию……..…43-77
3.1. Цели, задачи и база проведения исследования……………………...…….43
3.2. Описание исследовательских методов и методик………………….…44-56
3.3. Анализ и обсуждение результатов констатирующего этапа эксперимента…………………………………………………………………57-62
3.4. Формирующий этап эксперимента……………………………..………62-71
3.5. Анализ и обсуждение результатов контрольного этапа эксперимента..71
3.6. Рекомендации учителю по профилактике и коррекции школьной дезадаптации……………………………………………………………..…..75-79
Заключение…..…………………………………………………………….…80-83
Список литературы…….. …………………………………………………...84-87
В конце игры можно предложить детям придумать разные варианты его имени (нежные, ласкательные). Можно также по очереди рассказать что-то хорошее о короле.
Занятие 10
Упражнение "Это я, узнай меня"
Цель: Развитие эмпатии, снятие агрессивности.
Проведение: Один ребенок поворачивается спиной к остальным сидящим. Дети по очереди подходят к нему, гладят его по спинке и называют ласковым именем. Водящий пробует угадать, кто его погладил и назвал.
Упражнение "Счастье"
Цели: Если большинство Ваших детей находятся в хорошем настроении, Вы можете провести эту игру, чтобы всем стало еще лучше и радостнее. Конечно, ни один человек не может быть счастливым постоянно, но настоящее сочувствие мы можем ожидать только от того человека, который чувствует себя счастливым – тогда у него достаточно энергии, чтобы замечать, как идут дела у других.
Материалы: Бумага для рисования и карандаши каждому ребенку.
Инструкция: Знаете ли вы какую-нибудь историю про счастливое животное? Знаете ли вы какого-нибудь человека, который практически всегда счастлив? Когда вы сами счастливы, что вы испытываете?
Я хочу, чтобы вы нарисовали картинку, которая покажет, что бывает, когда вы счастливы. Используйте краски и линии, формы и образы, которые выразят ваше понимание счастья...
А теперь давайте обсудим, что делает вас счастливыми. Диктуйте, я буду записывать.
Запишите слова на доске и дайте детям продолжить эту запись. Если Вы работаете со старшими детьми, которые хорошо пишут сами, то можно разложить разные листы по следующим категориям: люди, места, вещи, работа... Десятилетние могут перед этим описать что-то, что их осчастливило вчера. Они могут даже помимо этого сочинить стишок, в котором каждая строка начинается со слов: «Счастье – это...». Строки рифмовать не надо.
Анализ упражнения:
Почему мы не можем все время чувствовать себя счастливыми?
Что ты делаешь, чтобы после какой-нибудь неприятности снова стать радостным?
Когда ты испытываешь большое-большое счастье?
Делаешь ли ты иногда что-то, что делает счастливым другого?
Занятие 11
Упражнение "Я – Алла Пугачева"
Упражнение проводится по кругу. Каждый участник выбирает для себя роль значимого для него и в то же время известного присутствующим человека (Алла Пугачева, президент США, сказочный персонаж, литературный герой и т.д.). Затем он проводит самопрезентацию (вербально или невербально: произносит какую-либо фразу, показывает жест, характеризующий его героя). Остальные участники пытаются отгадать имя «кумира». После проведения упражнения проводится обсуждение, в ходе которого каждый участник вербализует те чувства, которые возникли у него в ходе презентации. Данное упражнение способствует повышению самооценки и может быть использовано при отработке навыка уверенного поведения.
Упражнение "Запомни порядок"
Играющие, выстраиваются друг за другом, в произвольном порядке. Ведущий, посмотрев на детей, должен отвернуться и перечислить, кто за кем стоит. Затем водящим становится другой.
Можно усложнить игру тем, что не только перечислить, кто за кем стоит, но и кто в какую одежду одет.
Занятие 12
Упражнение "Иди ко мне!"
Ведущий. А теперь ходите по комнате и время от времени, встречаясь с кем-нибудь, говорите: «Иди ко мне!» При этом вы можете улыбаться своему товарищу и звать его, показывая руками. Подойдя, друг к другу, обнимитесь и постойте так.
Упражнение " Если «Да» – похлопай, если «Нет» – потопай"
Взрослый называет предложения, а дети должны оценить их и показать свое отношение, похлопав в ладоши, если они согласны, или потопав ногами, если утверждение неверно.
«Рома навестил бабушку и так обрадовался, что обиделся на нее».
«Саша отнял игрушку у Пети и побил его, Петя поссорился с ним».
«Лене очень нравится Сережа, поэтому она его побила».
«Максим подарил Даше конфеты, и она очень обрадовалась».
«Сережа увидел, что Максим подарил Даше конфеты, обиделся, что сам не сделал этого и поэтому поссорился с Максимом».
Ситуации можно подбирать из непосредственной жизни детей. Наверняка их будет немало.
Эта игра способствует развитию коммуникативных навыков детей, а также развитию слухового внимания.
3.5. Анализ и обсуждение
результатов контрольного
Цель: выявление динамики уровня сформированности адаптации первоклассников к школе.
Данный этап реализовывался с помощью проективной методики «Школа зверей».
Полученные по методике данные (после проведения комплекса упражнений, направленных на преодоление скованности, напряженности и тревоги у первоклассников) можно представить в виде следующей диаграммы (см.приложение 3):
Рис.8. Сравнительные результаты исследования по методике «Школа зверей» до проведения комплекса упражнений
Динамику уровня адаптации можно представить в виде диаграммы:
Рис.9. Сравнительные результаты исследования по методике «Школа зверей» после проведения комплекса упражнений
Динамику уровня адаптации можно наглядно пронаблюдать на рисунках 7 и 8, представленных в виде диаграмм. В экспериментальной группе низкий уровень адаптации был 17,2 %, стал 13,7 %. В контрольной группе низкий уровень адаптации был 16 %, стол 12 %, это при том, что упражнения проводились небольшой период в течение 6 недель, по два занятия в неделю (в рамках проведения внеклассных занятий).
Можно увидеть разницу уровней адаптации первоклассников эксперементальной и контрольной группы на констатирующем и контрольном этапах исследования.
Видим, что уменьшилось количество испытуемых с низким и средним уровнем адаптации и увеличилось с высоким. Следовательно можно сделать вывод о том, что комплекс разработанных нами комплекс упражнений повышает уровень адаптации первоклассников и позволяет детям скорее привыкнуть к обучению в школе.
После проведения и апробирования комплекса упражнений, направленных на снижение уровня дезадаптации первоклассников, можно наблюдать изменения степени выраженности положительных и отрицательных эмоций у детей во внутрисемейных отношениях. Анализ результатов по методике «Рисунок семьи» показал: положительные эмоции между членами семьи преобладают в экспериментальной группе у 21 испытуемого (72,4%), в контрольной у 14 (56 %). Они отражают степень близости членов семьи (стоят рядом, взявшись за руки, делают что-то вместе). Отрицательные эмоции: в рисунках детей экспериментальной группы – у 8 испытуемых (27,6%) и в контрольной – у 11 (44%) - члены семьи хаотично изображены на плоскости листа, далеко отстоят друг от друга, сильно выражены отрицательные эмоции и т.д.
Рис.10. Динамика изменения результатов исследования по методике «Рисунок семьи» после проведения комплекса упражнений
Можно увидеть разницу между рисунками первоклассников, которые проводились в начале исследования и после комплекса проведенных упражнений: наметилась динамика «положительных» эмоций в экспериментальной (на 7%) и контрольной группе (10 %).
Следовательно можно сделать вывод о том, что комплекс разработанных нами упражнений помогает снизить отрицательные переживания ребенка по отношению к семье, связанные со школой (замечания, отметки и т.д.).
3.6. Рекомендации учителю по профилактике и коррекции школьной дезадаптации
Школьную дезадаптацию следует рассматривать и как одну из форм гораздо более сложного явления - социальной дезадаптации несовершеннолетних.
Противоправное поведение несовершеннолетних растет в два раза быстрее, чем среди взрослых. 95 процентов социально дезадаптированных детей имеют психические отклонения. И лишь 10 процентов нуждающихся в психокоррекционной помощи могут ее получить.[23]
Администрации школы и учителям начальных классов необходимо помнить о правильной организации режима школьной жизни первоклассников согласно требований СанПиНа. [33]
Оптимальный годовой
Учебный год разбит на 6 периодов обучения («четвертей»). Первое полугодие разделено на 3 периода по 5 недель каждый. Между I и II «четвертями» и между II и III - недельные каникулы. Второе полугодие также разбито на 3 периода обучения, но уже продолжительностью для первых классов по 6 учебных недель. Новогодние каникулы для 1-х классов - 2 недели.
Составленный календарный график не противоречит Типовому положению об общеобразовательном учреждении, Закону РФ «Об образовании».
Обучение весь год в 1-ю смену с 8.30 часов.
Пятидневный режим обучения с соблюдением требований к максимальному объему учебной нагрузки.
«Ступенчатый режим»
сентябре-октябре проводится ежедневно только по три урока по 35 минут каждый, а со второй четверти - 4 урока по 35 минут.
Облегченный день в середине учебной недели (учет биоритмологического
оптимума умственной и
35-минутный урок в течение всего учебного года.
Ежедневная 40-минутная динамическая пауза на свежем воздухе после 2-го урока.
Необходимо помнить об организации оздоровительно-
Медико-педагогическая диагност
• медицинский осмотр детей, поступающих в школу, врачами-специалистами
(педиатром, окулистом, отоларингологом, хирургом, гинекологом, неврологом);
• мониторинг состояния здоровья, заболеваемости первоклассников с целью
выявления наиболее часто
болеющих детей; определение причин
заболеваемости с целью
• диагностика устной и письменной речи (мониторинг речевого развития).
Профилактическая работа по пр
• проведение плановых и внеплановых прививок медработником школы (в
т.ч. вакцинация против гриппа, клещевого энцефалита);
• витаминизация;
• профилактика простудных заболеваний (элеутерококка, оксалиновой мази и т.д.);
• создание в школе условий для соблюдения санитарно-гигиенических навыков: мытья рук, переодевания сменной обуви и т.д.;
• соблюдение санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима;
• коррегирующие занятия с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата и зрения (программа «Как помочь ребенку с ослабленным здоровьем преодолеть школьные трудности»).
Максимальное обеспечение
• ежедневная физзарядка до занятий;
• подвижные игры на переменах;
• ежедневная прогулка и спортивный час в группе продленного дня;
Организация рационального
питания первоклассников
• назначение учителя, ответственного за организацию горячего питания в
школе, за родительскую плату и бесплатное питание;
• создание бракеражной комиссии в составе: медицинский работник школы,
диетсестра, учитель, ответственный за организацию питания;
• выполнение требований СанПиН к организации питания в общеобразовательных учреждениях;
• соблюдение основных принципов рационального питания:
соответствие энергетической ценности рациона возрастным физиологическим потребностям детей (учет необходимой потребности в энергии детей 7 лет при одноразовом горячем питании примерно 480 ккал);
сбалансированность рациона питания детей по содержанию белков, жиров и углеводов для максимального их усвоения в соотношении 1:1:4;
восполнение дефицита витаминов в питании школьников за счет корректировки рецептур и использования обогащенных продуктов; максимальное разнообразие рациона путем использования достаточного ассортимента продуктов и различных способов кулинарной обработки; соблюдение оптимального режима питания.
• создание благоприятных условий для приема пищи;
• организация дежурства детей в столовой, результаты которого отмечаются самими учащимися в Экране, где оценивается поведение в столовой и
чистота стола после завтрака;
• практически 100%-ный охват первоклассников горячим питанием;
• ежемесячные рейды общешкольного родительского комитета с целью про
верки организации питания учащихся в школе (проверяют наличие доку
ментов, санитарное состояние столовой, анализируют меню, интересуются
мнениями учащихся).[33]
Рекомендации по профилактике школьной дезадаптации заключается в следующем: