Министерство общего и профессионального
образования Ростовской области
государственное
бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Ростовской области
Допущен к защите
________
Защита
с отметкой:________
Протокол №
______ от _____
Выпускная квалификационная работа
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
В ПЕРИОД ПРОХОЖДЕНИЯ КРИЗИСА 7 ЛЕТ И
ПОДРОСТКОВОГО КРИЗИСА
.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение |
|
3 |
Глава I. Теоретическое изучение кризисов
7 лет и подросткового возраста |
|
7 |
§ 1. Исследование кризисов возрастного
развития в отечественной и психологии |
|
7 |
§ 2. Понятие и отличительные особенности
кризиса. Структура возрастного кризиса |
|
19 |
§ 3. Характеристика возрастных кризисов 7 лет и подросткового
возраста |
|
33 |
§ 4. Психолого-педагогическая помощь
человеку в период возрастных кризисов
7 лет и подросткового возраста |
|
37 |
4.1. Содержание коррекционной работы
в кризисные периоды |
|
37 |
4.2. Стратегии психологического консультирования
в период возрастных кризисов |
|
43 |
§ 5. Сопровождения человека в период
прохождения возрастных кризисов в опыте
работы социальных педагогов и психологов
школы |
|
46 |
Глава II. Эмпирическое исследование психолого-педагогического
сопровождения человека в период прохождения
возрастных кризисов 7-лет и подросткового
возраста |
|
48 |
1. Методологический аппарат исследования |
|
48 |
2.Иследование проявлений кризиса |
|
52 |
3.Коррекционная программа по сопровождению
человека в период прохождения возрастных
кризисов |
|
57 |
4.Эффективность программы |
|
62 |
Заключение |
|
64 |
Список литературы |
|
69 |
Приложения |
|
|
ВВЕДЕНИЕ
В психологических теориях категория
«возрастной кризис» используется в многочисленных
контекстах, отличается по своему содержанию
и связывается с различными характеристиками
психического развития человека.
Суть возрастных кризисов заключается
в изменении системы связей человека с
окружающей действительностью и его отношения
к ней, в смене ведущей деятельности. В
отличие от кризисов невротического или
травматического типа, они относятся к
нормативным изменениям, необходимым
для нормального поступательного хода
психического развития.
В период возрастных кризисов резко изменяется
эмоциональный фон, появляются элементы
депрессивной симптоматики, выраженной
тревожности, напряженности, снижения
работоспособности, дезадаптированности
и др. Все это является следствием рассогласования
в системе самопрогнозирования, уровня
притязаний личности: человек не может
обеспечивать продуктивное выполнение
индивидуальных программ. Реализация
этих программ начинает требовать огромных
энергетических усилий.
Если рассматривать возрастные кризисы
с точки зрения перемен, наступающих в
поведении ребенка, то все они характеризуются
некоторыми общими чертами. В критические
периоды дети становятся непослушными,
капризными, раздражительными: часто вступают
в конфликт с окружающими взрослыми, особенно
родителями и воспитателями; у них возникает
отрицательное отношение к ранее выполнявшимся
требованиям, доходящее до упрямства и
негативизма.
Проблематика возрастных кризисов в
онтогенезе является актуальной, чрезвычайно
интересной и в то же время недостаточно
разработанной в теоретическом и экспериментальном
плане. Само понятие «возрастной кризис»
является одним из наименее четко определенных
и, часто не имеет законченной формы. Тем
не менее, термин широко употребляется
и среди психологов, и среди педагогов.
С содержательной точки зрения периоды
возрастных кризисов представляют интерес,
поскольку отличаются специфическими
особенностями процесса психического
развития (наличие резких изменений в
психике, обострение противоречий, негативный
характер развития и т. д.).
Кризисный период оказывается трудным
для ребенка, а также для окружающих его
взрослых - педагогов и родителей, которым
становится необходимо вырабатывать стратегии
воспитания и обучения на основе происходящих
с ребенком кардинальных изменений в психике.
Поведение детей в эти периоды характеризуется
трудновоспитуемостью и представляет
особую сложность для взрослых. Для того
чтобы подобрать адекватные воспитательные
меры, необходимо проанализировать предпосылки
возникновения кризиса, особенности социальной
ситуации развития, сущность происходящих
с ребенком изменений, новообразования
кризисного периода. Возрастные кризисы
характерны не только для детского возраста,
выделены также нормативные кризисы взрослости.
Эти кризисы отличаются особым своеобразием
в протекании периода, в характере личностных
новообразований человека и т. д.
Понятие возрастного кризиса было введено
Л.С. Выготским [4]. Среди отечественных
психологов наибольший вклад в изучение
вопроса возрастных кризисов внесли: Л.С.
Выготский [4], Д.Б. Эльконин [26], Л.И. Божович
[1], К.Н. Поливанова [13] и др. В исследованиях
описывается структура возрастного кризиса,
отмечаются основные отличия процесса
психического развития в стабильные и
критические периоды.
Сущность возрастных кризисов раскрыта
в работах отечественных психологов, но
специфика возрастных кризисов такова,
что они изменяются под действием социальных
факторов, требований и общественных мнений,
учебных и профессиональных нагрузок.
Современным педагогам и психологам, организующим
работу с людьми разного возраста, необходимо
учитывать эту особенность.
Объект исследования – возрастные
кризисы человека.
Предмет исследования – направления
психолого-педагогического сопровождения
человека в период прохождения возрастных
кризисов 7 лет и подросткового возраста.
Цель исследования – изучить
содержание психолого-педагогического
сопровождения человека в период прохождения
возрастных кризисов 7 лет и подросткового
возраста.
Гипотеза исследования: при
осуществлении психологического сопровождения
(оказании своевременной психологической
поддержки) человека в период прохождения
возрастных кризисов, негативные проявления
кризиса будут сглажены, а происходящие
качественные изменения будут способствовать
развитию личности и познавательных процессов.
Задачи исследования
Теоретические:
- изучить литературу по проблеме;
- рассмотреть подходы к проблеме в работах отечественных авторов;
- изучить понятие и структуру возрастного кризиса;
- охарактеризовать специфику развития в период возрастных кризисов 7 лет и подросткового возраста
- охарактеризовать содержание психологического воздействия на человека в период возрастного кризиса;
- составить психолого-педагогические рекомендации сопровождения человека в период возрастных кризисов.
- Эмпирические:
- подобрать диагностический инструментарий согласно целям исследования;
- разработать план проведения исследования;
- разработать и реализовать программу сопровождения человека в период прохождения возрастных кризисов;
- выявить эффективность программы.
- Методы исследования
- Теоретические: анализ литературы, обобщение.
- Эмпирические:
- Психодиагностические методы:
- - стандартизированное наблюдение;
- - проективные методы: методика
выявления школьных неврозов «Школа зверей»; методика изучения самооценки «Лесенка» В.М. Лисина [27];
- - тестирование: диагностика
самооценки и уровня притязаний (модификация
методики Дембо - Рубинштейн, автор А.М.Прихожан)
[28];
- База исследования: исследование проводилось на базе МБОУ НОШ им.А.С. Пушкина в первых классах и в МБОУ ЗСОШ №10 в 6 классах.
- Практическая значимость исследования заключается
в том, что материалы исследования могут
быть использованы в работе практических
психологов образования, а также разработанные
практические рекомендации для педагогов
и преподавателей начальной школы, учебных
заведений, работающих с детьми данного
возрастного периода, могут применяться
в целях профилактики кризиса 7 лет и подросткового
кризиса.
- Структура работы
- Выпускная квалификационная работа состоит из введения, где
представлена актуальность темы и методологический
аппарат, двух глав, в которых представлены
результаты теоретического и эмпирического
исследований, заключения, списка литературы
и приложений.
- ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ КРИЗИСОВ 7 ЛЕТ И ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
- § 1. ИССЛЕДОВАНИЕ КРИЗИСОВ ВОЗРАСТНОГО
РАЗВИТИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
- Основные положения концепций возрастных кризисов в отечественной психологии.
- Первое обоснованное деление онтогенеза на отдельные возрасты дал в отечественной психологии П.П.Блонский. Он же обращает внимание на особые - переходные - возрасты и подчеркивает, что эти так называемые «переходные возрасты» представляют в педагогическом отношении
трудности. Нередко их называют также
критическими возрастами. Название «критический возраст» утвердилось прочнее всего
за возрастом полового созревания. П.П.Блонский
указывает на неустойчивость нервной
системы и неуравновешенное, немотивированное
поведение детей в критические периоды.
- «Развитие ребенка происходит
непрерывно только некоторое количество
времени, после которого происходит скачок
в развитии («кризис»). Поэтому, действительно, непрерывная
кривая дает неверное представление о
ходе развития ребенка, которое идет временами
непрерывно, а временами в определенные
моменты имеет известную прерывность,
т.е. делает скачки» [7; 85]. Анализ Блонского базировался
преимущественно на обобщении эмпирических
данных о специфике поведенческих характеристик
в критические периоды.
- Л.С.Выготский опирается на представления П.П.Блонского, но подходит к анализу возрастной динамики и месту кризисов в общем ходе развития со стороны общей теоретической модели развития.
- В работе «Проблема возраста» Л.С.Выготский наряду с общими вопросами
определения возраста и построения новой
периодизации развития в онтогенезе вводит
и теоретическое представление о двух
типах возрастов - критическом и стабильном.
- «В относительно устойчивые,
или стабильные, возрасты развитие совершается
главным образом за счет микроскопических
изменений личности ребенка, которые,
накапливаясь до известного предела, затем
скачкообразно обнаруживаются в виде
какого-то возрастного новообразования» [3; 249].
- Стабильные возрасты, как полагает Выготский, изучены гораздо полнее, чем те, которые характеризуются другим типом развития - кризисами.
- Характеризуя кризис, Л.С.Выготский подчеркивает, что развитие ребенка принимает бурный, стремительный, иногда катастрофический характер и напоминает революционное течение событий, как по темпу происходящих изменений, так и по смыслу совершающихся перемен.
- На основании эмпирических данных Л. С. Выготский выделяет следующие критические периоды: кризис новорожденности, одного года, трех лет, семи лет, тринадцати лет (подростковый), кризис семнадцати лет (юношеский). В настоящее время подростковый кризис относят к одиннадцати-двенадцати годам, юношеский - к пятнадцати (по периодизации Д.Б.Эльконина).
- Различение стабильных и критических возрастов Выготский основывает на анализе социальной ситуации развития как фактического определения возраста: стабильный период определяется гармонией между средой и отношением ребенка к ней, критический же период - дисгармонией, противоречием «Силы, движущие развитие ребенка
в том или ином возрасте, с неизбежностью
приводят к отрицанию и разрушению самой
основы развития всего возраста, с внутренней
необходимостью определяя аннулирование
социальной ситуации развития, окончание
данной эпохи развития и переход к следующей,
или высшей, возрастной ступени» [3; 260].
- Развитие в стабильный период приводит к возникновению новой структуры личности - новообразованию. Это новообразование приводит к нарушению гармонии между ребенком и окружающей его действительностью. Возникает противоречие, поскольку ребенок, изменивший строение личности, уже другой ребенок, социальное бытие которого не может не отличаться существенным образом от бытия ребенка более раннего возраста. Это-то противоречие и задает условия для своего разрешения и, как следствие, преодоления, определяя специфику критического возраста. Преодоление этого противоречия есть условие взрывного, революционного характера развития в критические периоды. По определению Л.С.Выготского, в кризисные периоды ребенок в относительно короткий промежуток времени меняется весь целиком, причем, добавим, изменения, о которых идет речь, не латентные, а определенно заметные окружающим.
- Сами происходящие изменения относительны. Действительно, ни один поведенческий акт, ни одна психологическая характеристика, взятые в своей отдельности и биографической уникальности, не являются репрезентативными для возрастного кризиса как полного акта развития. Само по себе изменение поведенческого портрета ребенка не является достаточным, чтобы утверждать, что ребенок переживает возрастной кризис. Выготский, говоря об особенностях кризисных периодов в развитии, подчеркивал, что в критические периоды ребенок становится относительно трудновоспитуемым, но было бы величайшим заблуждением полагать, что этим исчерпывается значение кризисных возрастов. Здесь главное слово - «относительно». Действительно, суть не в
трудно (или легко) воспитуемости, но в
изменении, в том, что ребенок становится
иным по отношению к самому себе прежнему.
- Внешние поведенческие особенности кризисов следующие:
- - границы, отделяющие начало
и конец кризисов от смежных возрастов,
крайне неотчетливы. Кризис возникает
незаметно, его начало трудно диагностировать;
- - как правило, в середине кризисного
периода наблюдается его кульминация,
наличие этой кульминационной точки отличает
критический период от других;
- - отмечаются выраженные особенности
поведения ребенка; дети как бы выпадают
из системы педагогического воздействия,
обнаруживается падение школьной успеваемости,
интереса к занятиям. Возможны острые
конфликты с окружающими; со стороны внутренней
жизни - болезненные и мучительные конфликты
и переживания.
- Таким образом, по мнению Л.С. Выготского, кризис представляется кульминацией микроизменений, накапливаемых на протяжении предшествующего стабильного периода.
- Анализ своеобразия поведения детей обнаруживает и более глубинные характеристики: развитие, в отличие от устойчивых возрастов, совершает скорее разрушительную, чем созидательную, работу; прогрессивное развитие личности ребенка в периоды кризиса как бы затухает, временно приостанавливается; на первый план выдвигаются процессы свертывания, распада и разложения того, что образовалось на предшествующей ступени; ребенок не столько приобретает, сколько теряет из приобретенного прежде; он теряет прежние интересы; прежде сложившиеся формы внешних интересов как бы запустевают.
- Еще одно важнейшее положение Л.С. Выготского относительно критических возрастов касается их симптоматики. Речь идет о трудновоспитуемоести как наиболее ярком признаке переходных возрастов. Это положение оказывается наиболее «проблемным», поскольку именно трудновоспитуемость
в дальнейших исследованиях критических
возрастов отечественными психологами
станет предметом пристального внимания
(Л.И.Божович, Т.В.Драгунова, Д.Б.Эльконина
и др.).
- По мысли Л.С. Выготского, в переломные периоды развитие характеризуется «свертыванием, отмиранием». Возникновение нового в развитии есть
обязательно одновременно и распад старого.
Л.С.Выготский полагал такое разрушение
необходимым.
- Анализ текстов Л.С. Выготского приводит к заключению, что новое отношение ребенка к окружающей его действительности, прежде всего социальной, возникает как отрицание старого отношения и потому требует особой работы «разрушения», «инволюции», «отмирания».
- Понятие социальной ситуации развития, ключевое для определения возраста, дает возможность задать два типа возрастов стабильные и критические. В стабильный период развитие происходит внутри социальной ситуации развития, характерной для данного возраста. Критический возраст - момент смены старой социальной ситуации развития и образования новой.
- Если признать, что кризис есть единство процессов созидания и деструкции, то можно вести разговор о кризисе как о норме развития. По мнению Л<