Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 10:08, контрольная работа
Дошкольный возраст - это период наиболее выраженных, «классических» проявлений детского аутизма. Это - время сложившейся картины проявлений синдрома. Ребенок уже сформировал способы аутистической защиты от вмешательства в его жизнь. К трем годам окончательно складывается и основные черты разных групп синдрома: сам аутизм как глубокая отрешенность, негатив, трудности организации взаимодействия. Попытки активного вмешательства взрослых в жизнь ребенка, нарушения сложившегося стереотипа жизни обычно заканчиваются драматически - фиксируется негатив ребенка, нарастают страхи, увеличиваются частота и интенсивность агрессивных и само агрессивных реакций, усиливаются и совершенствуются стереотипные способы аут стимуляции, закрывающие его от окружающего мира.
1 Психологическая характеристика детей с аутичным поведением. Причины появления детей с аутичным поведением.
2 Влияние аутичного поведения на возникновение трудностей в общении у детей дошкольного возраста.
3 Эффективные методы коррекции поведения и формирования коммуникативных навыков у детей с аутичным поведением
ГБОУ СПО Краснодарский
Заочное отделение
Домашняя контрольная работа
По дисциплине:
«Психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста»
Студентки 5 го курса группы «Г»
Карих Юли Александровны
Вариант №5
Тема: Психолого - педагогические условия организации общения детей аутичным поведением
1 Психологическая
характеристика детей с
2 Влияние
аутичного поведения на
3 Эффективные
методы коррекции поведения и
формирования коммуникативных
Аутизм - психическое расстройство, характеризующееся выраженным дефицитом личностных, социальных, речевых и других сторон развития и навыков общения. Характерны: склонность к самоизоляции, отгороженность от реального мира и утрата связей с ним, погружение в мир личных переживаний, отсутствие или утрата социальных навыков, полное или частичное отсутствие языковых навыков, повторяющиеся, стереотипные действия и интересы. Аутизм проявляется как отрыв от реальности, отгороженность от мира, отсутствие или парадоксальность реакций на внешние воздействия, пассивность и сверх ранимость в контактах со средой в целом
Дошкольный возраст - это период
наиболее выраженных, «классических»
проявлений детского аутизма. Это - время
сложившейся картины проявлений синдрома.
Ребенок уже сформировал способы аутистической
защиты от вмешательства в его жизнь. К
трем годам окончательно складывается
и основные черты разных групп синдрома:
сам аутизм как глубокая отрешенность,
негатив, трудности организации взаимодействия.
Попытки активного вмешательства взрослых
в жизнь ребенка, нарушения сложившегося
стереотипа жизни обычно заканчиваются
драматически - фиксируется негатив ребенка,
нарастают страхи, увеличиваются частота
и интенсивность агрессивных и само агрессивных
реакций, усиливаются и совершенствуются
стереотипные способы аут стимуляции,
закрывающие его от окружающего мира.
Общеизвестно, что при нормальном
развитии в этом возрасте происходит наиболее
активное освоение мира, способов взаимодействия
с ним, развития речи, мышления, творчества,
фантазии, становления характера; ребенок
начинает понимать эмоциональную сторону
отношений между людьми, осознавать себя.
В игре он выражает себя, готовится к будущему.
При
аутизме происходит нарушение адекватной
эмоциональной связи с людьми. Ребенок как будто то не замечает никого
вокруг. Он не откликается на вопрос, ничего
не спрашивает и ни о чем не просит, избегает
взгляда в глаза другого человека, часто
даже матери. Эти трудности очень ярко
выступают в контактах со сверстниками:
игнорирование, активный уход, созерцание
со стороны. При настойчивой попытке вовлечь
такого ребенка во взаимодействие у него
возникают тревога напряженность.
Поведение аутичного ребенка характеризуется
выраженной стереотипностью, однообразием
сосредоточенная поглощенность на одних
и тех же интересах; тенденция вступать
в контакт со средой и взаимодействие
с людьми одним и тем же привычным способом.
Попытки разрушить эти стереотипные условия
жизни ребенка вызывают у него агрессию
либо само агрессию. Обращает на себя внимание
недостаточность моторики этих детей,
движения носят угловатый, неловкий характер,
с трудом осваиваются простые навыки самообслуживания.
На фоне моторной неловкости нередко наблюдаются
двигательные стереотипии, вычурность
и манерность движении, своеобразные жесты,
трудно отличимые от навязчивых ритуалов.
Характерен внешний вид, в возрасте
2-7 лет больные отстают от сверстников
в росте. Болевой порог снижен, больные
могут не плакать, серьезно повредив себя.
Наибольшее значение имеют общий тревожный
фон настроения и многочисленные страхи:
отдельных лиц, вещей, очень часто шума
бытовых приборов, явлений природы. Нередки
страхи - болезни и смерти.
Ни один ребенок не имеет всех этих характеристик, или же не имеет всех их в одно и то же время - симптомы меняются с возрастом и умственным развитием. Необходимо отметить, что у людей с аутизмом неровное развитие, что может позволить им быть талантливыми в узкой области, например, в музыке или математике, тогда как у них может быть большой дефицит в умениях связанных с повседневной жизнью. В целом аутизм характеризуется нарушением в развитии мыслительных, социальных, речевых, языковых умений и ненормальной реакцией на ощущения: зрение, слух, осязание, реакция на боль и так далее.
Причины появления детей с аутичным поведением.
Долгое время считалось, что характерная
для аутизма триада симптомов вызывается
некоей общей причиной, действующей на генетическом, когнитивном уровнях. Однако в настоящее
время всё большую силу набирает предположение
о том, что аутизм, напротив, представляет
собой сложное расстройство, ключевые
аспекты которого порождаются отдельными
причинами, часто действующими одновременно.
В большой степени развитие аутизма связано с генами, однако генетика аутизма сложна и неясно, что оказывает главное влияние на появление расстройств аутистического спектра — взаимодействие множества генов либо редкие мутации, имеющие сильный эффект. Сложность обусловлена многосторонними взаимодействиями большого количества генов, внешней среды и эпигенетических факторов, которые сами по себе не меняют код ДНК, однако могут наследоваться и модифицировать экспрессию гена. Ряд генетических синдромов ассоциирован с расстройствами аутистического спектра, однако ни при одном из них симптомы не укладываются в точности в типичную для таких расстройств картину. Обнаружено множество генов-кандидатов, однако эффект каждого из них очень мал. Причиной появления большого числа аутистов в здоровых семьях могут быть вариации числа копий — спонтанные делеции и дупликации геномных участков при мейозе. Следовательно, значительное количество случаев может быть отнесено на счёт генетических изменений, которые в высокой степени наследуемы, но притом сами не были унаследованы: это новые мутации, вызвавшие аутизм у ребенка, но отсутствующие у родителей.
Опыты с заменой генов у мышей позволяют предположить, что симптомы аутизма тесно связаны с поздними этапами развития, на которых важную роль играет синоптическая активность и зависящие от неё изменения, а также то, что замена генов либо модулирование их активности после рождения может смягчить симптомы или обратить нарушения вспять. Все известные тератогены - вещества, вызывающие врождённые дефекты, связанные с риском аутизма, по имеющимся данным, оказывают своё воздействие в течение первых восьми недель после зачатия. Хотя эти данные не исключают возможности более позднего запуска механизмов аутизма либо влияния на них, они являются сильным свидетельством того, что основы расстройства лежат в самых ранних стадиях развития. Есть лишь отрывочные данные о других внешних факторах, могущих быть причиной аутизма, и они не подтверждены надёжными источниками, но в этом направлении ведется активный поиск. Высказывания о возможном вкладе в развитие аутизма или отягощении расстройства делались в отношении многих факторов внешней среды, и некоторые из предполагаемых взаимодействий оказались полезными в качестве объекта исследования. Среди таких факторов — определённые продукты питания, инфекционные заболевания, тяжёлые металлы, растворители, выхлопы дизельных двигателей, фенолы, используемые в производстве пластиков, пестициды, алкоголь, курение, наркотики, вакцины и перинатальный стресс. Время проведения стандартной вакцинации ребенка может совпасть с моментом, когда родители впервые замечают его аутистические симптомы.
Симптомы аутизма возникают вследствие изменений в различных системах мозга, происходящих во время его развития. Несмотря на обширные исследования, до полного понимания этого процесса еще далеко. В описании механизма расстройства можно выделить две области: патофизиология структур и процессов мозга, ассоциированных с аутизмом, и нейрофизиологические связи структур с поведенческими реакциями. Измененное поведение может обуславливаться многими патофизиологическими факторами.
Нарушения социальных взаимодействий отличают расстройства аутистического спектра от остальных расстройств развития. Дети с аутизмом уделяют меньше внимания социальным стимулам, реже улыбаются и смотрят на других людей, реже откликаются на собственное имя. В период обучения ходьбе ребенок еще заметнее отклоняется от социальных норм: он редко смотрит в глаза, не предвосхищает изменением позы попытку взять его на руки, а свои желания чаще выражает, манипулируя рукой другого человека. В возрасте от трёх до пяти лет такие дети реже демонстрируют способность к пониманию социальной обстановки, не склонны спонтанно приближаться к другим людям, реагировать на проявление ими эмоций или имитировать чужое поведение, участвовать в невербальном общении, действовать по очереди с другими людьми. В то же время они привязываются к тем, кто непосредственно о них заботится. Уверенность в привязанности у них умеренно снижена, хотя при более высоком интеллектуальном развитии или менее выраженном аутистическом расстройстве этот показатель нормализуется. Более взрослые дети с расстройствами аутистического спектра хуже справляются с задачами на распознавание лиц и эмоций.
Вопреки распространённому убеждению, дети-аутисты отнюдь не предпочитают одиночество — им сложно завязывать и поддерживать дружеские отношения. Согласно исследованиям, чувство одиночества у них связано, скорее, с низким качеством имеющихся отношений, нежели с небольшим числом друзей.
В
согласии с имеющимися ограниченными
данными аутизм у детей ассоциирован с
агрессией, уничтожением имущества и приступами
гнева. Уже в первый год жизни могут наблюдаться
такие отклонения, как позднее возникновение лепета, необычная
жестикуляция, слабая реакция на попытки
общения, разнобой при обмене звуками
с взрослым. На второй и третий годы жизни
дети-аутисты реже и меньше лепечут, в их речи меньше
согласных звуков, ниже словарный запас, они реже комбинируют
слова, их жесты реже сопровождаются словами.
Они реже обращаются с просьбами и делятся
своими переживаниями. Для овладения функциональной
речью, необходимо «совместное
внимание». Детям-аутистам может быть трудно, играть
в игры, требующие воображения, и переходить
от отдельных слов-обозначений к связному
языку. Игровая деятельность существенно
определяет психическое развитие ребенка
на всем протяжении его детства, особенно
в дошкольном возрасте, когда на первый
план выступает сюжетно – ролевая игра.
Дети с чертами аутизма ни на одном возрастном
этапе не играют со сверстниками в сюжетные
игры, не принимают социальных ролей и
не воспроизводят в играх ситуации, отражающие
реальные жизненные отношения: профессиональные,
семейные и др. Интерес и склонность к
воспроизведению такого рода взаимоотношений
у них отсутствует.
Недостаточная социальная направленность,
порождаемая аутизмом, у этих детей проявляется
в отсутствии интереса не только к ролевым
играм, но и к просмотру кинофильмов и
телепередач, отражающих межличностные
отношения.
Развитие сюжетно-ролевой игры
аутичного ребенка отличается рядом особенностей.
Во-первых, обычно без специальной организации
такая игра не возникает. Требуется обучение
и создание особых условий для игр. Однако
даже после специального обучения еще
очень долго присутствуют лишь свернутые
игровые действия — вот ребенок бегает
по квартире с пузырьком; увидев мишку,
быстро закапывает ему «капли» в нос, озвучив
это действие: «Закапать нос», и бежит
дальше; бросает в таз с водой кукол со
словами «Бассейн — плавать», после чего
принимается переливать воду в бутылку.
Во-вторых, развивается сюжетно-ролевая
игра очень постепенно, и в своем развитии
должна пройти несколько последовательных
этапов. Игра с другими детьми, как обычно
происходит в норме, сначала недоступна
аутичному ребенку. На начальном этапе
специального обучения с ребенком играет
взрослый. И лишь после долгой и кропотливой
работы можно подключать ребенка к играм
других детей. При этом ситуация организованного
взаимодействия должна быть максимально
комфортна для ребенка: знакомая обстановка,
знакомые дети.
3.Эффективные методы коррекции поведения и формирования коммуникативных навыков у детей с аутичным поведением
Специфическим
методом, зарекомендовавшим себя в качестве
эффективной методике по преодолению
основных эмоциональных проблем при аутизме,
является так называемый метод «холдинг-терапии»,
разработанный американским врачом М.Велш.
Суть метода состоит в том, что мать привлекает
к себе ребенка, обнимает его и крепко
удерживает, находясь с ним лицом к лицу,
до тех пор, пока ребенок не прекратит
сопротивление, расслабится и посмотрит
ей в глаза. Процедура занимать до одного
часа. Этот метод своего рода толчок к
началу взаимодействия с окружающим миром,
снижению тревоги, укреплению эмоциональной
связи ребенка с матерью, именно поэтому
психолог или психотерапевт не должен
осуществлять процедуру холдинга.
Физические упражнения могут
поднять активность ребенка и снять патологическое
напряжение. Такому ребенку необходима
специальная индивидуальная программа
физического развития, сочетающая приемы
работы в свободной, игровой и четкой структурированной
форме.
Поведенческая терапия - метод
предполагает создание внешних условий,
формирующих желаемое поведение в самых
различных аспектах: социально-бытовом
развитии, речи, овладении учебными предметами
и производственными навыками. На первых
этапах отрабатывается важнейшая реакция
оживления и слежения, формируется зрительно-моторный
комплекс. В последующем, в процессе манипуляций
с предметами развивают тактильное, зрительно-тактильное,
кинестетическое, мышечное восприятие.
Вырабатываются связи между определенными
частями тела и их словесными обозначениями,
видами движений, а также их словесными
определениями. У ребенка формируется
представление о собственном теле, его
частях, членах, сторонах. Затем проводится
работа по воспитанию навыков самообслуживания,
участия в направленной деятельности.
На следующем этапе задача усложняется
переходом от манипулятивной игры к сюжетной.
Наиважнейшей стороной работы остается
побуждение к деятельности, многократное
повторение игры, формирование игровых
штампов, с постоянным использованием
зрительно-моторного комплекса. Лишь постепенно
вводя от более простых более сложные
формы игр и самой моторной деятельности,
а также конкретно, последовательно, многократно
излагать порядок всех игровых действий.
Словесные комментарии необходимо давать
в краткой форме.
Собственно педагогические программы должны быть направлены на обучение детей понятиям числа, счету, определению временных категорий, углублению ориентировки в форме предметов, в пространстве. Аутисты с трудом переходят от одного вида движений к другому, не подражают, не воспроизводят последовательной цепи действий, в особенности моторных, сочетанных с речевыми ответами. Им трудно воспроизведение недавно усвоенных знаний, в особенности знаний из долговременной памяти по требованию. У них обнаруживается декодирование слов. Этап от этапа должна решаться задача усложнения деятельности, должен увеличиваться предлагаемый объем навыков и знаний. Наконец, следует обратить внимание на тот факт, что любые задания - должны предлагаться в наглядной форме, объяснения должны быть простыми, повторяющимися по несколько раз, с одной и той же последовательностью, одними и теми же выражениями. Речевые задания должны предъявляться голосом разной громкости, с обращением внимания на тональность. Только после усвоения одних и тех же программ, предлагаемых разными специалистами, примитивная, однообразная деятельность ребенка начинает разнообразиться, и становится направленной. Именно тогда дети переходят от пассивного к осознанному овладению режимных моментов, навыков.
Информация о работе Психолого - педагогические условия организации общения детей аутичным поведением