Психолого - педагогические условия организации общения детей аутичным поведением

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 10:08, контрольная работа

Краткое описание

Дошкольный возраст - это период наиболее выраженных, «классических» проявлений детского аутизма. Это - время сложившейся картины проявлений синдрома. Ребенок уже сформировал способы аутистической защиты от вмешательства в его жизнь. К трем годам окончательно складывается и основные черты разных групп синдрома: сам аутизм как глубокая отрешенность, негатив, трудности организации взаимодействия. Попытки активного вмешательства взрослых в жизнь ребенка, нарушения сложившегося стереотипа жизни обычно заканчиваются драматически - фиксируется негатив ребенка, нарастают страхи, увеличиваются частота и интенсивность агрессивных и само агрессивных реакций, усиливаются и совершенствуются стереотипные способы аут стимуляции, закрывающие его от окружающего мира.

Содержание

1 Психологическая характеристика детей с аутичным поведением. Причины появления детей с аутичным поведением.
2 Влияние аутичного поведения на возникновение трудностей в общении у детей дошкольного возраста.
3 Эффективные методы коррекции поведения и формирования коммуникативных навыков у детей с аутичным поведением

Вложенные файлы: 1 файл

п-п.docx

— 38.86 Кб (Скачать файл)

     Логопедическая работа должна начинаться с определения речевой патологии, свойственной детям аутистам. Соответствующая коррекция направлена на развитие слухового внимания, фонематического, речевого слуха. Осуществляется постановка звуков, их автоматизация, вводятся дыхательные, голосовые упражнения. Важной остается задача расширения словарного запаса, развитие способности к составлению предложений по картинкам, их сериям, как и работа над связным текстом, состоящим из бесед, пересказа, «проигрывания», драматизации разных тем, воспроизведение стихотворной речи и ряд других задач. 
 
    Психологическая коррекция также начинается с вовлечением аутистов в разные виды индивидуальной и совместной деятельности, формирование произвольной, волевой регуляции поведения. Освоение системы игровых штампов, творческая регуляция поведения и повышение предметно-практической ориентировки в окружающем мире. Психологическая - коррекция направлена на преодоление негативизма и установление контакта с ребенком, преодоление сенсорного и эмоционального дискомфорта, тревоги, беспокойства, страхов, а также отрицательных аффективных форм поведения: влечений, агрессии. 
 
    Особенное значение в воспитании аутичного ребенка имеет организация его целенаправленного поведения. Этой цели служит четкий распорядок дня, формирование стереотипного поведения в определенных ситуациях.

 

 

 

Практическая  часть

 

 

      1.Разработать коррекционно - развивающую программу работы с детьми с аутичным поведением

 

 

метод

 

Описание

 

Цель

 

Игра:

«Поймаю, Догоню»  

Проводятся сидя за столом. Взрослый делает вид, что хочет поймать руку или пальчик ребенка. Ребенок старается отнять руку.

Установление положительного эмоционального контакта с ребенком.

 

Упражнение:

"Тропинка"

пройти по воображаемой тропинке с  преодолением различных препятствий (мостик, лужи, ручей, камни). 

Преодоление негативных реакций на окружающую среду.

 

Занятие

"Порисуем вместе"

В процессе рисования предложить нарисовать объект, которого он боится (например, волка). Педагог с ластиком или белой краской "прогоняет" волка, стирая либо закрашивая его. Ребенок радуется, говорит: "Уходи, мы тебя не боимся!".

Выработка положительной эмоциональной  реакции на занятие. Освобождение от тревоги и напряжения

 

Игра: 

«Вырази себя»

ребята должны продемонстрировать известные  эмоции: гнев, раздражение, обида, изумление.

Обучение ребенка "языку чувств" (формирование эмоций).


 

       2.Коммуникативная игра с наглядным материалом.

 

    Коммуникативные игры обладают высокой степенью наглядности и позволяют активизировать изучаемый языковой материал в речевых ситуациях, моделирующих и имитирующих реальный процесс общения.

 

     Коммуникативная игра представляет собой учебное задание, включающее     языковую, коммуникативную и деятельностную задачи.

 

     Решение языковой задачи предусматривает формирование или совершенствование речевых навыков в процессе целенаправленного использования заданного языкового материала в речевой деятельности.

 Коммуникативная задача заключается в обмене информацией между участниками игры в процессе совместной деятельности.

   

      Коммуникативная компетентность         дошкольника включает в себя умение распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих,  а так же умение выражать собственные эмоции вербальными и невербальными средствами.

К старшему дошкольному возрасту ребёнок должен овладеть определёнными коммуникативными навыками: сотрудничество, умение слушать  и слышать, умение воспринимать и  понимать информации, умение говорить и общаться.

 

 

Ласковый  мелок

Цель: Игра способствует снятию мышечных зажимов. Развитию тактильных ощущений.

Содержание: Взрослый говорит ребенку следующее: «Мы с тобой будем рисовать друг другу на спине. Что ты хочешь, чтобы я сейчас нарисовал? Солнышко? Хорошо». И мягким прикосновением пальцев изображает контур солнца. «Похоже? А как бы ты нарисовал на моей спине или руке? «А хочешь, я нарисую тебе солнце «ласковым» мелком? И взрослый рисует едва касаясь поверхности тела. «Тебе приятно, когда я так рисую? А хочешь сейчас белка или лиса нарисует солнце своим «ласковым» хвостиком? А хочешь, я нарисую другое солнце, или луну. Или еще что-нибудь?». После окончания игры взрослый нежными движениями руки стирает все, что он нарисовал, при этом слегка массируя спину или другой участок тела.

 

 

 

 

  

Литература:

    1.Башина В.М. Аутизм в детском возрасте. — М., 1999.

    2.Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностика раннего детского аутизма. - М.: Просвещение, 1991. - 110 с.

    3.DevDelay.ru 2011

    4. Жизнь в ауте. Журнал «Вокруг Света», октябрь 2008 г.

    5.Шипицина А.М. Детский аутизм. Хрестоматия [Текст]: учеб. Пособие. Для студентов / А.М. Шипицина. – 2001

    6. Власовой, Т.А., Лебединского, В.В., Лебединской, К.С.. Ранний детский аутизм //Под ред. (ротапринт). М.: - 1981 - С.112.


Информация о работе Психолого - педагогические условия организации общения детей аутичным поведением