Психопрофилактика как направление деятельности практического психолога и вид психологической помощи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 01:24, контрольная работа

Краткое описание

Психопрофилактика подразумевает работу по предупреждению дезадаптации (нарушений процесса приспособления к среде) персонала организации или детей в образовательном учреждении, просветительскую деятельность, создание благоприятного психологического климата в учреждении, осуществление мероприятий по предупреждению и снятию психологической перегрузки людей и т. п.

Содержание

Введение 3
1 Цели и задачи психопрофилактики 4
2 Уровни психопрофилактики 7
3 Содержание, формы и методы проведения психопрофилактических мероприятий 10
Заключение 15
Литература 16

Вложенные файлы: 1 файл

КР_основыПсихПомощи.docx

— 49.06 Кб (Скачать файл)

Белорусский Государственный  Университет

 

Факультет философии и  социальных наук

 

Кафедра психологии

 

 

 

 

Контрольная работа

 

Психопрофилактика как направление  деятельности практического психолога  и вид психологической помощи

 

по дисциплине «Основы психологической помощи»

 

 

 

 

Выполнил:

студентка 2 курса       Бабушкина Ю. Н.

 

Проверил:

к.п.н., доцент        Степанова Л.Г.

 

 

 

 

Минск 2012 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение 3

1 Цели и задачи психопрофилактики 4

2 Уровни психопрофилактики 7

3 Содержание, формы и методы проведения психопрофилактических мероприятий 10

Заключение 15

Литература 16

 

 

 

Введение

Психопрофилактика подразумевает работу по предупреждению дезадаптации (нарушений процесса приспособления к среде) персонала организации или детей в образовательном учреждении, просветительскую деятельность, создание благоприятного психологического климата в учреждении, осуществление мероприятий по предупреждению и снятию психологической перегрузки людей и т. п.

Психопрофилактическая работа – пока еще мало разработанный вид деятельности практического психолога, хотя важность ее признается всеми учеными и практиками, особенно имеющими отношение к психологической службе образования.

 

  1. Цели и задачи психопрофилактики

Психопрофилактика (от греч. prophylaktikos – предохранительный) – область медицинской психологии, задачей которой является предоставление специализированной помощи практически здоровым людям с целью предотвращения нервно-психических и психосоматических заболеваний, а также облегчения острых психотравматических реакций [1]. Методы психопрофилактики включают психокоррекционную работу в рамках консультативных центров, «телефонов доверия» и других организаций, ориентированных на психологическую помощь здоровым людям; массовые обследования с целью выявления так называемых групп риска и профилактической работы с ними; информирование населения и т. д. Специальными задачами психопрофилактики являются помощь людям в кризисных ситуациях семейного, учебного или производственного характера, работа с молодыми и распадающимися семьями и т. п.

Психическое здоровье – это совокупность установок, качеств и функциональных способностей, которые позволяют индивиду адаптироваться к среде.

Психологи, особенно детские  и подростковые, работают для того, чтобы восстановить либо развить  какие-то личные качества, психические  функции, индивидуальные психические  особенности, утерянные или как-то иначе разрушенные в связи  со стрессом, психотравмой, продолжительной  депрессией, неблагоприятным психологическим  климатом, или психическим заболеванием.

Существуют разные виды психологической  помощи: консультирование, психологическая  коррекция, психотерапия, психопрофилактика, психологическая реабилитация, психологическое  развитие или формирование новых  психических операций или психических  образований. Для сохранения здоровья людей очень важно предупреждение заболеваний.

Психопрофилактика является одной из разновидностей психологической помощи, направленной на предупреждение психических заболеваний, реабилитацию психически больных людей, а также на сохранение, улучшение и укрепление психического здоровья (психогигиена). К психопрофилактике можно отнести и психологическое просвещение (лектории, семинары и т.д.). Профилактика психического здоровья состоит в предупреждении возникновения зависимостей от других людей, пищевой зависимости, курения, алкоголя, наркозависимости, и т.п. Особенно важно проводить такую работу среди людей, находящихся в группе риска [2].

Под психопрофилактикой в  медицине «принято понимать систему  мероприятий, направленных на изучение психических воздействий на человека, свойств его психики и возможностей предупреждения психогенных психосоматических болезней».

Психопрофилактикой называют также систему предупредительных мер, призванных обеспечить эффективное функционирование человека, группы, организации.

Задачи психопрофилактической работы заключаются в следующем: [3]

  • работа по адаптации персонала организации (особенно новичков и молодых специалистов) или членов новой социальной системы к условиям профессиональной или иной деятельности в условиях данной конкретной организации;
  • создание специальных программ (в частности, обучающих) для работы с разными категориями персонала и отдельными сотрудниками;
  • создание условий, содействующих предупреждению дезадаптации при смене места работы, должности, профессии (подготовку членов коллектива к изменениям и введению новых подходов в работе, создание условий для нормального функционирования обучающихся или работающих в организации);
  • проведение различных видов работ по созданию благоприятного психологического климата в учреждении;
  • осуществление мероприятий по предупреждению и снятию психологической перегрузки персонала и др.

Психопрофилактика в системе образования – это специальный вид деятельности детского психолога, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного и школьного детства. Она предполагает, как ответственность за соблюдение в детском образовательном учреждении психологических условий, необходимых для полноценного психического развития и формирования личности ребенка на каждом возрастном этапе, так и своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в его интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях [4].

Задачи деятельности психолога в русле психопрофилактики в рамках службы практической психологии в системе образования четко определены: [3]

  • работа по адаптации детей, подростков и молодежи к условиям образовательных учреждений, выработка конкретных рекомендаций педагогам, родителям, воспитателям и др. по оказанию помощи детям в адаптационный период;
  • создание программ индивидуальной работы с участниками образовательного процесса, предназначенные для адаптации учащихся к процессу обучения и обеспечения всестороннего и гармоничного развития личности;
  • создание условий, содействующих предупреждению дезадаптационных состояний при переходе на новые ступени в системе образования (из начальной школы в неполную среднюю, из неполной средней в среднюю образовательную, из средней образовательной в профессиональную и пр.);
  • проведение различных видов работ по созданию благоприятного психологического климата в учреждении образования;
  • осуществление мероприятий по предупреждению и снятию психологической перегрузки педагогического коллектива и др. [3].

Психопрофилактическая работа имеет  целью формирование у педагогов, детей, родителей или лиц, их заменяющих, общей психологической культуры, желания использовать психологические знания в работе с детьми или в интересах собственного развития; создание условий для полноценного развития ребенка на каждом возрастном этапе; своевременное предупреждение нарушений в становлении личности и интеллекта [5].

 

 

 

  1. Уровни психопрофилактики

По терминологии Всемирной  Организации Здравоохранения, профилактика делится на первичную, вторичную и третичную [6].

Первичная психопрофилактика – это комплекс мероприятий, направленных на предупреждение вредных воздействий на человеческую психику. На этом уровне система психопрофилактики состоит в изучении выносливости психики к воздействию вредных агентов окружающей среды и возможных путей увеличения этой выносливости, а также предупреждении психогенных заболеваний. Первичная психопрофилактика тесно связана с профилактикой общей и предусматривает комплексное участие в ней большого круга специалистов: социологов, психологов, физиологов, гигиенистов, врачей. По сути, это диспансеризация здорового населения с осуществлением широкого комплекса психогигиенических мероприятий, поскольку способствовать возникновению нервно-психических нарушений могут как неблагоприятные социально-психологические условия существования человека (информационные перегрузки, психическая травматизация и микросоциальные конфликты, неправильное воспитание в детстве и т.п.), так и факторы биологического характера (соматические болезни, травмы мозга, интоксикации, действие вредностей в период внутриутробного развития мозга, неблагоприятной наследственности и т.п.).

Первичная психопрофилактика «включает охрану здоровья будущих поколений, изучение и прогнозирование возможных наследственных заболеваний гигиену брака зачатия, охрану матери от возможных вредных влияний на плод и организацию родовспоможения, раннее выявление пороков развития у новорождённых, своевременное применение методов лечебно-педагогической коррекции на всех этапах развития» [7].

Особая роль в осуществлении  первичной психопрофилактики отводится  психиатрам, психотерапевтам и клиническим (медицинским) психологам, которые призваны осуществлять не только раннее выявление  нервно-психических заболеваний, но и обеспечивать разработку и внедрение  специальных психопрофилактических  и психотерапевтических мероприятий  в различных сферах человеческой деятельности. Здесь задачи также  сложны и многообразны. Они тесно  смыкаются с социальной психологией, так как необходимо внимательное изучение групповой, коллективной деятельности, совместного поведения и общения, особенностей психического состояния  индивида в группе. Серьезное внимание надо уделять применению медицинской  и психологической экспертизы различных  производств и технологических  процессов, например разработке мероприятий, предупреждающих неблагоприятное, невротизирующее действие монотонности поточно-конвейерного производства [6].

Вторичная психопрофилактика — это максимально раннее выявление начальных фаз нервно-психических заболеваний и их своевременное (раннее) активное лечение. Она состоит в контроле за неутяжелением или в предупреждении негативных последствий уже начавшегося психического заболевания или психологического кризиса. Согласно рекомендации Всемирной Организации Здравоохранения, под вторичной профилактикой подразумевается именно лечение. Некачественное, несвоевременное лечение при нервно-психических заболеваниях способствует их затяжному, хроническому течению. Успехи активных методов лечения, особенно достижения психофармакологии, заметно отразились на исходах психических заболеваний: повысилось число случаев практического выздоровления, увеличилась выписка больных из психиатрических больниц. Однако следует помнить, что вторичная профилактика направлена не только на биологическую основу болезни, она требует применения психотерапии и социотерапии в широком смысле этих понятий [6].

Это система «мероприятий, направленных на предупреждение опасного для жизни или неблагоприятного течения уже начавшегося психического или другого заболевания» [7].

Третичная психопрофилактика — это предупреждение рецидивов нервно-психических заболеваний и восстановление трудоспособности человека, перенесшего заболевание. Третичная психопрофилактика направлена на предупреждение инвалидности при наличии у человека нервно-психического заболевания. Во многих случаях для предупреждения рецидива психического заболевания больному требуется применение поддерживающей психофармакотерапии. Например, при различных аффективных расстройствах типа маниакально-депрессивного психоза с успехом применяются с профилактической целью соли лития. При неврозах главное место в поддерживающей терапии принадлежит психотерапии и т.д. [6]

Включает в себя систему мероприятий, направленных на предупреждение возникновения инвалидности при хронических заболеваниях. В этом большую роль играет правильное использование лекарственных и других средств, применение лечебной и педагогической коррекции и систематическое использование мер реадаптации [7].

В психопрофилактике системы образования эти три уровня принимают следующий вид: [4]

Первый уровень (первичная профилактика). Психолог работает с детьми, имеющими незначительные эмоциональные, поведенческие и учебные расстройства и осуществляет заботу о психическом здоровье и психических ресурсах практически всех детей. На этом уровне в центре внимания психолога находятся все учащиеся школы. Основная работа направлена на детей, не имеющих значительных эмоциональных, поведенческих и учебных проблем.

Многие авторы отмечают, что именно школы являются оптимальными системами для профилактики психического здоровья, и рассматривают школьных психологов в качестве основных специалистов, проводящих в жизнь такую первичную  профилактику.

Второй уровень (вторичная профилактика). Она направлена на так называемую «группу риска», т.е. на тех детей, у которых проблемы уже начались. Вторичная профилактика подразумевает раннее выявление у детей трудностей в учении и поведении. Основная ее задача – преодолеть эти трудности до того, как дети станут социально или эмоционально неуправляемыми. Здесь психолог работает уже не со всеми детьми, а примерно с 3 из 10. Вторичная профилактика включает консультацию с родителями и учителями, обучение их стратегии для преодоления различного рода трудностей и т. д.

Третий уровень (третичная профилактика). Внимание психолога концентрируется на детях с ярко выраженными учебными или поведенческими проблемами, его основная задача – коррекция или преодоление серьезных психологических трудностей и проблем. Психолог работает с отдельными учащимися (примерно с 1 из 10), направленными к нему для специального изучения. На этом уровне собственно профилактическая деятельность осуществляется параллельно с коррекционной [5].

От I к III уровню действия психолога  становятся менее активны относительно планирования и обеспечения службы. Заботой большинства американских школьных психологов является обеспечение II и III уровней, причем львиную долю времени занимает III уровень. Иными словами, большинство усилий школьных психологов направлено на работу с учащимися, которые уже испытывают трудности. Основная масса школьников остается без внимания психологов, если не считать прохождения ими традиционного систематического тестирования [4].

Информация о работе Психопрофилактика как направление деятельности практического психолога и вид психологической помощи