Психопрофилактика как направление деятельности практического психолога и вид психологической помощи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 01:24, контрольная работа

Краткое описание

Психопрофилактика подразумевает работу по предупреждению дезадаптации (нарушений процесса приспособления к среде) персонала организации или детей в образовательном учреждении, просветительскую деятельность, создание благоприятного психологического климата в учреждении, осуществление мероприятий по предупреждению и снятию психологической перегрузки людей и т. п.

Содержание

Введение 3
1 Цели и задачи психопрофилактики 4
2 Уровни психопрофилактики 7
3 Содержание, формы и методы проведения психопрофилактических мероприятий 10
Заключение 15
Литература 16

Вложенные файлы: 1 файл

КР_основыПсихПомощи.docx

— 49.06 Кб (Скачать файл)

 

 

  1. Содержание, формы и методы проведения психопрофилактических мероприятий

В русле психопрофилактического направления осуществляются следующие  конкретные мероприятия: [8]

  • проведение работы по адаптации детей к детскому саду; родителям и воспитателям даются рекомендации по оказанию помощи детям в адаптационный период;
  • проводится обследование детей в плане их подготовленности к школьному обучению; родителям и воспитателям предлагаются методы занятий с ребенком с целью ликвидации возможных отставаний и пробелов в подготовке к школе;
  • участие в приеме детей в первые классы; совместно с учителями, намечается программа индивидуальной работы с детьми с целью их лучшей адаптации к школьному обучению и обеспечения всестороннего и гармонического развития в процессе школьного обучения;
  • проводится психологическое обследование детей при переходе из начальной школы в неполную среднюю и из неполной средней в среднюю общеобразовательную и профессиональную; совместно с учителями, воспитателями, родителями намечается программа индивидуальной работы с детьми с учетом их готовности к обучению на новом этапе;
  • ведется работа по предупреждению у детей психологической перегрузки и невротических срывов, связанных с условиями жизни, воспитания и обучения;
  • организовываются психологические консилиумы с целью психологического анализа поведения и развития ребенка, подростка для наиболее полного раскрытия индивидуальных особенностей его личности, склонностей, способностей;
  • ведется работу по созданию благоприятного психологического климата в учебно-воспитательном учреждении: оптимизируются формы общения в педагогическом коллективе, изыскиваются пути улучшения форм общения педагога с детьми;
  • проводятся консультации педагогов, воспитателей и других работников образовательных учреждений по широкому кругу профессиональных и личностных проблем;
  • разрабатываются пути развития коммуникативных навыков профессиональной деятельности педагогов; осуществляются мероприятия по предупреждению и снятию психологической перегрузки членов педагогического коллектива;
  • проводится анализ плана воспитательной работы, намечаемых и проведенных мероприятий, педагогических воздействий с точки зрения их соответствия возрастным особенностям детей, актуальным задачам их развития.

Практический психолог образовательного учреждения проводит следующие конкретные мероприятия по психопрофилактике: [8]

  • пропаганда психолого-педагогических знаний среди педагогов и детей;
  • руководство кружками для учащихся по изучению вопросов психологии;
  • выявление источников негативного влияния на личность учащихся, воспитанников и подготовку рекомендаций для их устранения;
  • выявление учащихся, воспитанников с запущенным развитием способностей и помощь педагогам в составлении индивидуальных программ выравнивания развития данной категории детей;
  • разработка совместно с педагогами научно-обоснованных программ по адаптации детей к условиям жизни в учебно-воспитательном заведении и участие в их реализации;
  • помощь работникам библиотеки в комплектовании ее фондов психолого-педагогической литературой;
  • проведение работы по предупреждению психологической перегрузки и невротических симптомов у детей, связанных с условиями их жизни, воспитания и обучения;
  • своевременное прогнозирование и предупреждение вероятных нарушений в становлении личности, в поведении учащихся и воспитанников (данный вид работы проводится преимущественно с педагогами, родителями и другими взрослыми, которые оказывают влияние на детей).

При профессионально грамотном  решении задач психологической  службы и дошкольный, и школьный психолог занимаются в основном психопрофилактической  работой. Но если на одной из возрастных ступеней нормальные условия развития ребенка нарушаются, на последующей  ступени приходится основное внимание сосредоточивать на коррекции и  проводить специальную развивающую  работу [5].

Развивающая программа, которую  разрабатывает психолог, как правило, не только академическая, учебная, – она гораздо шире. Психолог анализирует все, что окружает детей и во что те включены, – игру, учебный процесс, воспитательные мероприятия, взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, походы в театр и на природу, предметные кружки и спортивные секции и т. п., выясняя, насколько это способствует психическому и личностному развитию ребенка. Разрабатываются и осуществляются развивающие программы для детей разных возрастов с учетом задач каждого этапа. Они осуществляются в учебной и воспитательной работе с детьми всех возрастных групп в основном воспитателями, учителями и родителями. Необходимо дать возможность всем до единого школьникам попробовать себя в различных областях знаний и практической деятельности для определения и развития своих интересов, склонностей, способностей, расширить сферы познания и деятельности каждого учащегося, дать каждому почувствовать на себе «воздействия культуры данного времени». Именно эти факторы и должны лечь в основу развивающих программ [4].

Психолог выявляет такие психологические особенности ребенка, которые могут в дальнейшем обусловить возникновение определенных сложностей или отклонений в его интеллектуальном или личностном развитии.

Чешские психологи Й. Лангмейер и 3. Матейчик считают чрезвычайно важной задачей разработку мер профилактики, или предупреждения, психической депривации у детей. Такая превентивная программа, по их мнению, должна отвечать следующим требованиям: [4]

  1. Необходимо обеспечить, чтобы к детям поступали стимулы из внешней жизненной среды в надлежащем количестве, в определенной сгруппированности и временной последовательности. Стимулы должны соответствовать степени развития ребенка, так как и поздняя, и преждевременная стимуляция малоэффективны, а иногда и вредны.
  2. Поступающие стимулы должны иметь для ребенка значение, чтобы он мог включить их в систему своих переживаний и познаний. Они должны иметь подкрепляющее значение, прежде всего, в области желательного поведения.
  3. Необходимо создать условия для развития положительных стойких взаимоотношений между ребенком и его воспитателями, средой его дома и, наконец, более широкой общественной и предметной обстановкой.
  4. Необходимо облегчить ребенку включение в общество, для того чтобы он мог усвоить адекватные социальные роли.

Одним из направлений в  психопрофилактике является работа по предупреждению психологической перегрузки школьников, связанной с многочасовым пребыванием в коллективе, с напряжением, вызванным у некоторых детей неуверенностью в своих знаниях, боязнью контрольных работ, вызова к доске и пр. Многие дети испытывают учебные перегрузки, обусловленные, прежде всего, психологическими причинами: недостаточно сформированы интеллектуальные и учебные умения и навыки, отсутствует положительная учебная мотивация, не развита познавательная активность. У многих школьников выявлена неадекватная самооценка, обусловливающая неуверенность в своих силах, повышенную тревожность и пр. Предупредить все эти нежелательные явления можно только тогда, когда с самого начала школьного обучения будут четко соблюдаться определенные психологические условия.

Психологу следует помочь каждому учителю-предметнику определить группу учащихся, наиболее заинтересованных данным предметом. Детям можно рекомендовать  дополнительную литературу, дополнительные более сложные задания. Это создает  интеллектуальный фон класса, развивает  интерес к знаниям, делает их ценными  и привлекательными для детей, развивает  способности и таланты, формирует  основу для выбора будущей профессии.

Психолог предупреждает возможные осложнения в психическом развитии и становлении личности детей в связи с их переходом на следующую возрастную ступень. Наиболее сложным и уязвимым является переходный период от дошкольного к школьному детству. Именно несформированность на предшествующем этапе необходимых психологических образований может привести к школьной дезадаптации.

В младшем школьном возрасте школьная дезадаптация проявляется у детей в виде:

  • трудностей в усвоении и выполнении предъявляемых требований,
  • низкой школьной успеваемости,
  • крайних формах недисциплинированности.

Психологическими причинами  этого может являться низкий уровень функциональной готовности («школьная незрелость»), т. е. несоответствие степени созревания определенных мозговых структур, нервно-психических функций задачам школьного обучения. Школьная незрелость проявляется в низком уровне развития следующих функций:

  • тонкая моторика;
  • скоординированность «глаз–рука»;
  • следование образцу в деятельности и поведении и др.

Частой причиной школьной дезадаптации служит недостаточное развитие произвольной сферы: неумение слушать и точно выполнять указания взрослого, действовать в соответствии с правилом, слабое произвольное внимание, произвольное запоминание и пр. Нередко проблемы младших школьников коренятся в несформированности собственно дошкольных видов мышления, в недостатках развития речевой сферы, прежде всего фонетического слуха и плохого, неточного понимания многих употребляемых учителем слов. Существенное значение имеют также низкий уровень развития познавательной потребности, познавательного интереса, несформированность внутренней позиции школьника.

Своевременная оценка психологической  готовности детей к обучению в школе является одним из основных видов профилактики последующих возможных трудностей в обучении и развитии [4].

Период перехода учащихся из начальной школы в среднюю, когда ребенок от одного учителя попадает сразу ко многим, каждый из которых предъявляет ему свои особые требования, когда усложняется содержание учебных предметов и существенно меняются методы их преподавания, становится необходимой большая самостоятельность, возрастает значение отношений со сверстниками и др., можно считать сензитивным для развития специальных способностей и самосознания школьников, потому что именно в этом возрасте они начинают задумываться и осознавать свои интересы, возможности, у них начинает формироваться устойчивая самооценка [4].

 

 

Заключение

Под психической профилактикой  принято понимать систему мероприятий, направленных на изучение психических  воздействий на человека, свойств  его психики и возможностей предупреждения психогенных и психосоматических  болезней.

Методы психопрофилактики  и психогигиены включают в себя психокоррекционную работу рамках консультативных центров, «телефонов доверия» и других организаций, ориентированных на психологическую помощь здоровым людям.

Основными задачами психопрофилактики являются: снижение угрозы дезадаптации человека в социуме и количества психосоматических заболеваний; содействие успешному функционированию человека.

 

 

Литература

  1. Еникеев, М. И. Энциклопедия: Общая и социальная психология / М. И. Еникеев. – М.: ПРИОР, 2002. – 560с.
  2. Колесникова, Г. И. Психологические виды помощи: психопрофилактика, психокоррекция, консультирование / Г. И. Колесникова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 350 с.
  3. Гриншпун, И. Б. Введение в профессию «психолог»: Учеб. пособие / И. В. Вачков, И. Б. Гриншпун, Н. С. Пряжников ; под ред. И. Б. Гриншпуна. – 5-е изд., стер. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2007. – 464 с. (Серия «Библиотека психолога»).
  4. Практическая психология образования: учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений / И. В. Дубровина [и др.] ; под общ. ред. И. В. Дубровиной. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 528 с.
  5. Основные направления и виды деятельности практического психолога системы образования [Электронный ресурс] – Режим доступа : attachment:/23/41.html. – Дата доступа : 25.10.2012.
  6. Сидоров, П. И. Введение в клиническую психологию : учебник для студентов медицинских вузов / П. И. Сидоров, А. В. Парняков. – М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – Т. 1: Введение в клиническую психологию / П. И. Сидоров [и др.]. – 2000. – 416 с. – (Библиотека психологии, психоанализа, психотерапии)
  7. Лакосина, Н. Д. Медицинская психология / Н. Д. Лакосина, Г. К. Ушаков. – 2 изд. – М.: Медицина, 1984. – 272 с.
  8. Психологическая служба: учебно-методическое пособие / Е. В. Матвеева [и др.] ; под общ. ред. Е. В. Матвеевой. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2007. – 63 с.

 


Информация о работе Психопрофилактика как направление деятельности практического психолога и вид психологической помощи