Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 17:00, контрольная работа
Современная педагогика как наука находится в процессе постоянного развития: по мере изменения роли человека в культуре, экономике и всех сферах общественных отношений, изменяются и цели, которые ставит перед собой образование, совершенствуются педагогические методы, появляются новые идеи, оживляются старые, ставшие вдруг актуальными. Вместе с тем, фактическая система образования обладает достаточной инертностью к нововведениям, что, с одной стороны, является определенным сдерживающим фактором для развития теории педагогики, а, с другой стороны, имеет и положительный эффект, поскольку такая инертность носит и системосохраняющий характер.
Необходимость «диалогического
доброжелательного общения
Роль педагога в проблемном обучении
Специфика целей и методов проблемного обучения существенно изменяет роль преподавателя в педагогическом процессе и обуславливает появление новых требований к педагогу. Можно выделить следующие основные задачи, которые ставит перед преподавателем проблемное обучение:
Информативное обеспечение;
Направление исследования;
Изменение содержания и (или) структуры учебного материала;
Поощрение познавательной активности учащихся.
Под информативным обеспечением понимается постановка проблемных ситуаций, в ходе которых учащимся дается тот самый минимум информации, который необходим для возникновения противоречия (или также – в зависимости от способа создания проблемной ситуации - несущественная информация, призванная завуалировать методы, подходящие для решения проблемной задачи); информация, требуемая для успешного решения проблемной задачи, которая на данном этапе выходит за рамки зоны ближайшего развития учащегося. Поиск всей остальной информации осуществляется учащимися самостоятельно или при помощи педагога, но все же в рамках поиска, а не усвоения.
Следующая задача – направление
исследования – характеризует положение
педагога при проблемном обучении.
Педагог перестает быть источником
знаний, а становится помощником или
руководителем в поиске этих знаний
– в зависимости от конкретного
метода обучения и уровня проблемности
ситуации для учащихся. Особенность
проблемного обучения заключается
в том, что педагог одновременно
выступает и как координатор
или партнер (в ходе каждого этапа
обучения), и как руководитель обучения
(если рассматривать обучение как
единое целое). Педагог организует весь
процесс обучения и – в случае
необходимости – включается в
него для поддержания процесса в
требуемом русле. Кроме того, к
отдельному аспекту этой задачи педагога
можно отнести организацию и
методическое обеспечение выполнения
задания в команде, группе учащихся,
когда такое вмешательство
Задача по изменению содержания и (или) структуры учебного материала стоит не только перед конкретным педагогом, а перед всей образовательной системой: по сравнению с традиционной концепцией обучения при проблемном в силу объективных причин может быть изучен меньший объем конкретного материала, и оно требует существенного изменения структуры учебного материала с целью придания ему характера проблемности. В силу инертности системы образования и небольшого на данный момент объема практических разработок эту задачу сейчас приходится решать самим педагогам: создавать органичную систему проблемных ситуаций и адаптировать ее с учетом индивидуальных темпов усвоения учебного материала конкретными учащимися.
И, наконец, задача поощрения
познавательной активности учащихся.
Необходимость активности учащегося
в процессе обучения осознавалась в
педагогике еще изначально. Достигалась
она различными методами, основанными,
в первую очередь, на внешней мотивации.
В современной дидактике
При проблемном обучении мышление учащихся активизируется путем создания проблемных ситуаций, формирования постоянного познавательного интереса, освоения учащимися навыков работы с неизвестным, проблемами и противоречиями, что в итоге при правильном подходе формирует основу личности, естественным образом закрепляется в ее характеристиках.
Для того, чтобы деятельность учеников сохраняла поисковый, самостоятельный характер, педагог должен так организовать учебный процесс, чтобы он решал возникающие задачи вместе с ними, осуществлял совместный поиск, который опирается не на разделение функций между учителем и учеником, а на распределение между ними последовательных этапов решения учебной задачи, то есть приобретает характер совместно-распределенной деятельности. Степень и формы участия в этом случае определяются фактическими возможностями ученика, по мере расширения которых учитель должен передавать ученику все более и более обширные функции.
При этом, для достижения наибольшей эффективности учебного процесса педагог должен ориентироваться не столько на фактические результаты уже осуществленных учеником действий, сколько на прогностическую оценку его возможности определить направление и содержание очередного этапа поисков. В соответствии с такой прогностической оценкой педагог перестраивает условия учебной задачи на каждом очередном этапе ее решения.
Поэтому, если для эффективного
управления процессом усвоения знаний
учитель должен последовательно
проводить в жизнь
В процессе решения задачи учениками педагог должен своевременно выявлять и устранять обстоятельства, которые тормозят ход мыслительной деятельности, не оказывая на развитие учащихся благоприятного воздействия. Таких обстоятельств может быть несколько. Это и фиксация ученика на том или ином способе действия, когда ученик пытается применить один или несколько хорошо усвоенных им алгоритмов для решения разнотипных задач. Это и неумение учащихся выделять существенные аспекты в проблемной задаче, абстрагируясь от вводящих в заблуждение деталей. С другой стороны, педагог должен помнить, что такие обстоятельствами могут быть не только связаны с учащимися, но и исходить от него – чрезмерное вмешательство и помощь учителя способствует снижению активности и самостоятельности учащихся.
Самую большую трудность
для педагога, ориентированного, прежде
всего, на традиционные методы обучения,
может представлять воспитание активности
учащихся и развитие их творческих
способностей. Это требует от него
тонкого ощущения психологии учеников,
и, на взгляд автора, доподлинно неизвестно,
является ли это педагогическим дарованием
или имеется возможность
Так, в процессе решения проблемной задачи преподаватель должен стараться увлечь учащихся проблемой и процессом ее исследования, используя мотивы самореализации, соревнования, создавая максимум положительных эмоций (радость, удивление, симпатия, успех). Педагог должен проявлять терпимость к ошибкам учеников, допускаемых ими при попытках найти собственное решение, а также к неумению сформулировать, обосновать и (или) защитить свою позицию. Будучи априори авторитетным в глазах учащихся, он может повысить их учебную активность, если будет культивировать и подчеркивать их значимость, формировать у учащихся веру в себя, уверенность в своих силах. Для развития творческого подхода педагогу следует не допускать формирования конформного мышления, то есть ориентации на мнение большинства, поощрять к рискованному поведению и проявление интуиции учеником, стимулировать стремление к самостоятельному выбору целей, задач и средств их решения в сочетании с ответственностью за принятые решения. В итоге можно заметить, что проблемное обучение, нацеленное во многом на мобилизацию творческих сил учащихся, требует в такой же степени наличия творческих характеристик и у самого педагога. В таких условиях обучение преподавателей проблемным методикам, по-видимому, должно вестись также в рамках проблемного обучения.
Список литературы
Володин Н.Н., Чучалин А.Г., Шухов В.С. Вопросы непрерывного медицинского образования (проблемно-ориентированное обучение) // Лечащий врач. 2000. №3.
Кроль В.М. Психология и педагогика. – М.: Высшая школа. 2001.
Крячко В.Б. Общая педагогика и теория решения изобретательских задач // Учителям о ТРИЗ. 1999. №3 .
Лептина И., Семенова Н. Применение эффективных технологий обучения // Учитель. 2003. №1.
Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. – М.: Педагогика. 1977.
Репкина Н.В. Что такое развивающее обучение? Научно-популярный очерк. Томск: Пеленг. 1993.
Скосарев Ю.П. К разработке
модели системы проблемного обучения
в вузе // Сайт проекта Интернет-конференции
«Актуальные проблемы медицинского
образования», прямая ссылка - http://vgmu.vitebsk.net/
Снапковская С.В. Проблемное
обучение как средство интенсификации
педагогического процесса в системе
работы кафедры педагогики и психологии
// Сайт проекта Интернет-конференции
«Актуальные проблемы медицинского
образования», прямая ссылка - http://vgmu.vitebsk.net/
Столяренко Л.Д. Педагогика. – Ростов н/Д: Феникс. 2003.
Холодная М.А. Задачи интеллектуального
воспитания учащихся в условиях современной
школы // Сайт проекта «Математика, психология,
интеллект», прямая ссылка - http://fp.nsk.fio.ru/works/
Хуторской А.В. Эвристическое обучение: Теория, методология, практика. - М.: Международная педагогическая академия. 1998.
Для подготовки данной работы
были использованы материалы с сайта http://
Информация о работе Психопрофилактика как направление деятельности практического психолога