Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 17:37, реферат
"Что у Вас болит?", - такой вопрос задают не только врачи, но и психологи.
За привычной головной или сердечной болью может скрываться конфликт с каким-нибудь человеком, противоречивые желания. Появление тех или иных симптомов говорит о конфликтном общении человека со значимыми для него людьми.
Вступление ………………………………………………………………………………………………..3
Краткая история науки …………………………………………………………………………………...3
Эмоции …………………………………………………………………………………………………….4
Источники психосоматических растройств …………………………………………………………….5
Толкования понятия болезнь …………………………………………………………………………….7
Психосоматические заболевания ………………………………………………………………………..9
причины ……………………………………………………………………………………………..9
классификация ……………………………………………………………………………………...9
кожные заболевания ………………………………………………………………………………10
избыточный вес ……………………………………………………………………………………10
язвенная болезнь …………………………………………………………………………………..11
гипертония …………………………………………………………………………………………11
зрение ………………………………………………………………………………………………12
рак эмоций …………………………………………………………………………………………12
Методы психокоррекции ………………………………………………………………………………..13
пример самолечения ………………………………………………………………………………14
аффирмации ……………………………………………………………………………………….15
Список использованной литературы …………………………………………………………………...17
2. Вторичная выгода:
«Для меня болеть — одно из величайших удовольствий жизни,
при условии, что болезнь не слишком тяжелая и нет
необходимости работать, пока болезнь не пройдет».
С. Батлер
Если разобраться, немного поболеть бывает в каком-то смысле даже выгодно. Заболев, человек может избежать исполнения неприятных для себя обязанностей, оправдать неблаговидный поступок и т.п. Такой механизм развития заболеваний характерен для истероидных личностей. Главное, чего они хотят добиться, это внимания и сочувствия. Истерические заболевания могут принимать форму любых симптомов, вплоть до припадков «эпилепсии» и «параличей», которые даже опытные врачи иногда принимают за настоящие. Классическим отличием истерического припадка от эпилептического считается то, что истерики, падая "без сознания", умудряются ничего не повредить и не ушибаются, при этом никогда не прикусывают язык до крови.
Но бывают и такие случаи истерического припадка, которые полностью имитируют большой припадок эпилептиков – с кровавой пеной изо рта и сильными ушибами. То, что это не эпилепсия, доказывается совершенно нормальной энцефалограммой.
Ещё одно характерное свойство таких болезней – демонстративность. Даже приступы «эпилепсии» происходят у этих больных только при стечении большого числа людей. Именно для истероидного типа личности характерны «чудесные» исцеления, которые происходят в обстановке ожидания чуда. При этом душевное и тем более духовное устроение этих людей совершенно не изменяется.
Кстати, заболеть иногда означает наиболее быстрый способ удовлетворения собственной значительности. Один психотерапевт заметил, что некоторые больные даже делают себе «карьеру». Вначале они обращаются за помощью к «лейтенанту» – врачу поликлиники, затем к «капитану» – более опытному врачу, потом его приводят к «майору» в лице завотделением. Потом он попадает в клинику к доцентам и профессорам – «полковникам» и «генералам». Таким обраом, во главе – заведующий кафедрой, рядом доценты, ассистенты, ординаторы, куча интернов, стажеров, курсантов, и всё это – для него.
Практически все подобные больные помимо соматических проблем имеют и различные неврозы, причем они подсознательно не хотят вылечиваться от своих артритов, гастритов и иже с ними и даже терроризируют врачей, которые указывают им на истинные, глубоко в душе находящиеся причины недугов. Точно так же некоторые приходящие в церковь люди обижаются на духовников, призывающих оставить саможаление и посвятить время подлинному духовному росту. Но для этого нужны свобода и ответственность, а этого-то и боятся невротики.
3. Внушение со стороны:
При зависимости или просто большой степени открытости одного человека другому может происходить закрепление вербальных установок. Если ребёнку часто повторять, что он неряха, неуклюжий, жадина, он на самом деле начинает проявлять подобное в поведении. Нередко родители, воспитывающие своё чадо в состоянии гиперопеки, внушают ребёнку, что он тяжело болен.
Девочка Катя была инвалидом детства. Довольно тяжелый порок сердца не давал надежды на полный успех операции. И действительно, после тяжелого, длительного хирургического вмешательства, улучшение наступило лишь процентов на 25.
Однако мама Кати, человек
глубоко верующий и тонкий, никогда
не напоминала девочке о её болезни,
не создавала напряжённой
В этом же доме жила девочка Ангелина, примерно одного возраста с Катей. У неё был обнаружен шум в сердце. После обследования врачи сказали, что шум этот функционального характера, опасности не несёт, и никаких ограничений ребёнок иметь не должен. Однако такое известие вызвало волну тревожных мыслей у матери Ангелины. Она стала с волнением в голосе по несколько раз в день напоминать дочери о том, что она больна сердцем, ей вообще нельзя бегать, прыгать, громко кричать и т.п.
В результате через год девочка от малоподвижного образа жизни значительно располнела, стала часто болеть. Ангелина стала тревожной и мнительной, стали проявляться истерические черты характера. Мама Кати с удивлением смотрела на происходящее, пыталась дать советы, но они были встречены в штыки. «Ребёнок серьёзно болен», — твердила мать Ангелины.
Так за два года забот
мамы девочка превратилась в невротическую
личность, набрала значительный лишний
вес, с окружающими стала
В настоящее время мама Ангелины добивается перевода дочери на домашнее обучение.
4. Идентификация:
Это ситуация, когда человек, пытаясь подражать кому-то, имитирует его болезни.
Один достаточно молодой дьякон испытывал непреодолимое желание "руководствовать людей ко спасению". Для этого он старательно имитировал образ одного знакомого старца, копировал его походку, манеру говорить. Не хватало одной детали: старец был довольно-таки больным человеком.
И вот, дьякон стал постоянно упоминать о своих немощах, больных ногах и расстроенном желудке. Он делал страдальческое лицо, ходил, прихрамывая. Самое любопытное, что после двух лет такой имитации эти болезни действительно стали появляться.
Толкования понятия болезнь:
Ни в одном из фундаментальных подходов к лечению пациента единства нет, нет его, конечно, и в психосоматической медицине. Например, строго в психологическом ключе толкования болезни она может рассматриваться с разных точек зрения, а именно:
Болезнь – как следствие.
В этом случае болезнь есть вынужденное состояние организма, вызванное наличием психологических проблем.
Возьмем, например, агрессию: если её всё время подавлять волевым усилием, то тем самым вы словно бы отдаете «приказ» организму не вырабатывать определенные химические вещества, способствующих выражению агрессии. И гормоны «атаки и нападения» перестают вырабатываться телом в нужном количестве, а какие-нибудь «гормоны страха и паники», напротив, появляются в избыточном количестве. И это приводит к «телесной поломке».
В этом случае считается, что устранение неблагоприятного психологического состояния автоматически устраняет и его последствие, болезнь. Параметры организма приходят в норму, и болезнь исчезает.
Болезнь – как сигнал или метафора.
Более сложный случай психологической трактовки заболевания. В этом случае предполагается, что болезнь есть информационным сообщением на ту или иную деятельность человека, которая угрожает травматическими последствиями психологического или физического плана. Предположим, что ребенка в детстве очень сильно напугал большой чернобородый дядька. Он, возможно, и не хотел этого, но так нечаянно вышло. Ребенок вырос, и он уже давно забыл об этом дядьке с черной бородой. И все бы хорошо, вот только устраивается он на новую работу, а его начальник – большой дядька с густой черной бородой.
Бессознательно человек помнит о своем испуге и боли, а вот сознательно он этого не помнит. Подсознание кричит: «Опасность!» Но сознание не видит никакой опасности, – и человек продолжает находиться в опасном (с бессознательной точки зрения) положении.
В этом случае болезнь рассматривается как символьное сообщение от нашего бессознательного о том, что некоторая деятельность является очень опасной. Например, на работе постоянно начинает сильно болеть голова. Это как бы сообщение: «Уйди отсюда, тебе здесь больно». И любой недуг в этом смысле предполагается как предупреждение подсознания об опасности.
Излечение в этом случае возможно, как минимум, двумя путями. Первый из них наиболее простой: как только раздражитель исчезнет из поля зрения, то исчезнет и болезнь. Но с точки зрения психологии это неэффективный и даже вредоносный путь: если человек на все бы реагировал только избеганием, то он огня бы не мог зажечь. Так что более продуктивным будет второй путь: это осознание истинной причины тревоги нашего бессознательного. И в процессе психоанализа, или какой-нибудь другой терапии мы вспоминаем и понимаем, что именно хочет сказать нам наше подсознание. Как только осознание происходит, болезнь начинает идти на поправку.
Болезнь – как источник выгоды.
Болезнь – это частный случай психологического понятия «вторичной выгоды», или такой ситуации (и состояния), когда некая негативная причина имеет позитивное следствие, которое не возникает без наличия негативной причины. Простой пример: если вы болеете, то внимание и забота к вам родных и близких усиливается. Если вы не хотите с кем–то общаться или что-то делать, то головная боль может освободить вас от этого действия. И тому подобное.
Болезнь – как компенсация.
А в этом случае болезнь интерпретируется как способность выразить свою психологическую потребность в телесной форме. Что это значит? Возьмем в пример человека, который запретил себе плакать («мужчины не плачут»). В этом случае человек может «заплакать» телом: или он начнет потеть, или у него появятся постоянные «непонятные» позывы к мочеиспусканию. Потребность в безопасности может спровоцировать излишнее отложение жировых тканей или кожные заболевания. Резюмируя, можно сказать так: если человек не может удовлетворить свою потребность психологически, – то он частично удовлетворит ее телесно, иррационально порождая болезнь, «удобную» для удовлетворения этой потребности.
Болезнь – как синхронизация.
Синхронизируя часы, мы приводим их к одному общепринятому значению. Например, если у вас в комнате двое часов, которые показывают разное время, то одни из них (как минимум) врут. Вв этом случае человек приводит все часы к единому значению, которое он предполагает эталонным.
А как это «работает» на уровне заболевания? Допустим, у нас есть человек, который часто твердит о том, как ему плохо, однако на физическом плане это никак не проявлено. И в этом случае через некоторое время болезнь действительно может появиться, так как одни из «часов» (или телесные, или психологические) явно идут неправильно. А дальше многое зависит от того, что субъект считает своим истинным, эталонным «временем»: и если это болезнь, то он может действительно заболеть.
Другой вероятный вариант такого противоречия связан с ситуацией, когда части телесное ощущение и психологическое ощущение одного и того же акта явно противоречат друг другу.
Например, вы можете думать, что способны поднять сто килограммов веса, хотя, на самом деле, вам рискованно поднимать даже треть от этого веса. Или, допустим, в силу тех или иных причин вы должны ежедневно работать (хоть умственно, хоть физически) по десять часов в сутки, хотя, на самом деле, вы способны работать продуктивно гораздо меньшее время, и плюс к тому же каждые два часа вам желательно вздремнуть. И в этом случае как болезни, так и третьи состояния (промежуточные состояния между здоровьем и болезнью) будут возникать строго пропорционально вашим усилиям превозмочь ваш ресурс тела. До тех пор, пока вы не станете адекватны к вашим ресурсам (правильно использовать их – или накапливать, или перераспределять), ваше болезненное состояние будет усугубляться.
Болезнь – как программа.
В трансе любого человека можно убедить в том, что сосулька, которая прикасается к его коже, есть раскаленный прут, – и на коже появится натуральный ожог.
И если наш разум способен так видоизменять физиологические реакции на раздражители, полагаясь на представления и убеждения о природе этих раздражителей, то почему бы не предположить, что в основе большинства болезней или третьих состояний лежат ошибочные (вредоносные) представления нашего умного ума.
В этом случае болезнь есть ошибочная, вредоносная, ложная или противоречивая программа, которая и ведет к повреждениям и поломкам. И аллергия или фобия, например, – это типичные программы реакции на раздражитель, сформированные единичным опытом или вообще абстрактно. Все зависит от того, как вы мыслите. И если вы скушали апельсин, и вам было плохо, то можно подумать разные вещи. Можно будет подумать, что это плохой апельсин, пойти и поругаться с продавцом, который вам продал его. А можно подумать, что у вас аллергия на апельсины. И тогда у вас будет аллергия на апельсины, без проблем.
Есть люди, которые думают, что они смогут пройти по раскаленным углям и не обожгутся. И они ходят и не обжигаются. А есть люди, которые думают, что у них или аллергия, или фобия, или еще что-нибудь. И у них это есть. В зависимости от того, что вы думаете, вы имеете это.
Психосоматические заболевания:
Причины:
В объяснении психосоматических заболеваний признается многофакторность – совокупность причин, которые взаимодействуют между собой. Основные из них:
- неспецифическая
- наследственная
- нейродинамические сдвиги,
связанные с изменением
- личностные особенности – в особенности – инфантилизм, алекситимия (неспособность воспринимать и обозначать словом чувства), недоразвитость межличностных отношений, трудоголизм;
- черты темперамента, к примеру,
низкий порог чувствительности
к раздражителям, трудности
- фон семейных и других социальных факторов;
Информация о работе Психосоматика - связь между психикой и физиологией человека