Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 12:13, курсовая работа
Согласно нейропсихологии чтение, письмо, решение математических задач так же, как и устная речь, и ее понимание, представляют собой сложные функциональные системы, состоящие из многих компонентов, каждый из которых опирается на работу особого участка мозга и вносит свой специфический вклад в функционирование всей системы. Один и тот же компонент может входить в разные функциональные системы. Так, фонематический слух (возможность различать звуки речи) необходим для восприятия устной речи, письма, чтения, однако его роль в решении задач минимальна. Зрительный анализ, узнавание и запоминание зрительных образов букв и слов необходимы в первую очередь для чтения. Сопоставляя выполнение разных заданий, в том числе специальных тестов, имеющих разный набор компонентов, нейропсихолог выявляет сильные и слабые звенья высших психических функций ребенка и тем самым определяет механизмы его трудностей.
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
____«ИНСТИТУТ
БИЗНЕСА, ПСИХОЛОГИИ И
Социально-гуманитарный факультет
Кафедра дошкольной педагогики и психологии
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА»
на тему: «Психосоматические расстройства у детей и их коррекция»
Выполнил
студент группы ДПО83СТА
______________ Егорова Н.А.
подпись Ф.И.О.,
Научный руководитель
______________ Скрипникова Н.Б.
подпись Ф.И.О.,
кандидат психологических наук, доцент
Дата защиты___________________
Оценка________________________
Химки
2013 г.
Оглавление
Курсовая работа посвящена проблеме нейрокоррекции психосоматических состояний и расстройств у детей.
Развитие психических функций у ребенка — длительный процесс; одни функции формируются раньше, другие — позже. В это общее для всех людей «расписание» каждый ребенок вносит свои «поправки», определяющиеся индивидуальной генетической программой и средой (Егорова, Марютина).
Психологические исследования, направленные на анализ механизмов трудностей учения этих детей, показывают, что для большинства из них характерно парциальное, т.е. частичное, отставание в развитии высших психических функций. Состояние этих функций изучает особая отрасль психологии — нейропсихология, создателем которой в нашей стране является А.Р. Лурия.
Согласно нейропсихологии чтение, письмо, решение математических задач так же, как и устная речь, и ее понимание, представляют собой сложные функциональные системы, состоящие из многих компонентов, каждый из которых опирается на работу особого участка мозга и вносит свой специфический вклад в функционирование всей системы. Один и тот же компонент может входить в разные функциональные системы. Так, фонематический слух (возможность различать звуки речи) необходим для восприятия устной речи, письма, чтения, однако его роль в решении задач минимальна. Зрительный анализ, узнавание и запоминание зрительных образов букв и слов необходимы в первую очередь для чтения. Сопоставляя выполнение разных заданий, в том числе специальных тестов, имеющих разный набор компонентов, нейропсихолог выявляет сильные и слабые звенья высших психических функций ребенка и тем самым определяет механизмы его трудностей.
Все выше изложенное составляет теоретико-методологическую основу исследования.
Актуальность темы исследования выражается в том, что раннее выявление и коррекция психосоматических состояний и расстройств способствует их устранению с максимальной вероятностью.
Цель – исследование основных психосоматических расстройств в детей и их коррекция.
Объектом исследования – психосоматические отклонения и расстройства у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования – нейрокоррекция.
Гипотеза исследования – раннее выявление психосоматических расстройств и их коррекция способствует их практически полному устранению.
Задачи исследования:
Методы и методики исследования:
Сбор анамнеза осущесвлялся на оснвовании рекомендаций Семенович А.В.
В частности учитывалось:
А также течение беременности и родов, перенесенные после года заболевания.
База исследования (испытуемые): школьники младших классов. В исследовании принимали участие 10 испытуемых обоего пола, младшего школьного возраста. У каждого их них имелись определенные отклонения от нормального развития.
Новизна, теоретическая и практическая значимость заключается в комплексном подходе в решении проблемы нейрокоррекции и устранения психосоматических состояний и расстройств у детей.
В современной школе все большую роль начинают играть методы нейропсихологической коррекции и профилактики трудностей обучения, включая трудности обучения письму и чтению. Теоретической основой работы нейропсихолога в школе являются разработанные Л.С. Выготским и А.Р.Лурия принципы нейропсихологии:
Принцип социального генеза ВПФ, выдвинутый Л.С. Выготским, иначе говоря, основной онтогенетический закон развития, широко известен: «всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцене дважды, в двух планах – сперва – социальном, потом – психологическом, сперва между людьми как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка, как категория интрапсихическая». Иная формулировка этого закона: «Всякая высшая психическая функция необходимо проходит через внешнюю стадию в своем развитии, потому что она является первоначально социальной функцией».
Социальное происхождение письма и чтения очевидно: совместная развернутая деятельность ученика и учителя только значительно позже сменяется самостоятельным творческим письмом и чтением про себя. В ходе освоения письма и чтения формируются функциональные системы, понимание которых раскрывается в следующем принципе.
Второй
принцип нейропсихологии –
Рассмотрим системное строение письма у первоклассников, в акте которого участвуют все три струкурно-функциональных блока мозга, по А.Р. Лурии.
Функциональный состав письма.
I блок
- блок регуляции тонуса и
Поддержание оптимального тонуса коры при письме.
П блок - блок приема, переработки и хранения информации
1. Переработка
слухо-речевой информации –
2. Переработка кинестетической информации – проговаривание диктуемых слов с целью уточнения звукового состава слова - дифференциации артикулем, позднее в акте письма - обеспечение двигательной обратной связи, сопоставление движений с набором двигательных признаков буквы (графемой).
3. Переработка зрительной информации - актуализация зрительных образов букв (аналитическая звуко-буквенная левополушарная стратегия) и зрительных образов целых слов (холистическая, целостная правополушарная стратегия).
4. Переработка
зрительно-пространственной
Ш блок - блок программирования, регуляции и контроля
1. Серийная
(эфферентная) организация
2.Программирование
и контроль произвольных
Представим ситуацию на уроке в 1 классе, когда учитель диктует предложение «Мама варит кашу». Приступая к письму, ребенок не должен быть вялым, сонным, легко истощаемым или гипервозбужденным (функция 1 блока). Услышав предложение, он может вспомнить написание слова «мама» целиком (правополушарная стратегия), а слово «варит» анализировать, выделяя фонемы и артикулемы и актуализируя соответствующие буквы (левополушарная стратегия). Переработав информацию (функции П блока), он может приступать к записи предложения. Моторный акт письма осуществляется при взаимодействии кинетических и кинестетических звеньев под контролем зрительных и зрительно-пространственных функций. Весь в целом акт письма зависит от способности программирования произвольного действия, от возможности поддержать стойкую программу и «дирижировать» сложным функциональным ансамблем (функции передних отделов Ш блока). Такая развернутая функциональная система с участием большого числа корковых зон и связанных с ними нижележащих отделов в ходе овладения навыком письма перестраивается. Эти изменения отражаются следующим нейропсихологическим принципом.
Принцип динамической организации и локализации ВПФ предполагает определенную изменчивость структуры функции и соответственно ее топики. Структура функции меняется в онтогенетическом развитии, при автоматизации функции и при использовании различных стратегий.
В экспериментальном исследовании письма дошкольников, проведенном Н.П.Павловой, было обнаружено, что частотные (и часто встречающиеся в письменной форме) слова с безударными А и О пишутся детьми в основном правильно: МАШИНА, АВТОБУС (100%), ТРАМВАЙ (95%), ЧЕЛОВЕК (76%), ВОДА (50%). Для правильного написания этих слов недостаточен фонетический принцип письма, следовательно, можно думать, что дети воспроизводят целостные зрительные гештальты слов, которые помогают им приблизиться к морфологическому принципу письма. При написании незнакомых слов дети действуют по аналогии. При этом у них может получиться как нормативное написание, например, АВТОРУЧКА (66%) или ненормативное, связанное с расширением границ, на которые может распространяться аналогия. Например, по аналогии со словом СОЛЬ дети обозначают мягким знаком мягкость Л и в других словах, где она должна обозначаться другим способом: ЛЮБА → ЛЬУБА, ЗЕМЛЯ → ЗЕМЛЬА или ЗЕМЛЬЯ. Таким образом, поскольку в русском языке сфера применения фонетического принципа достаточно широка, дети-дошкольники могут самостоятельно приходить к элементам фонетического письма, включающего звуко-буквенный анализ, т.е. подключать левополушарную стратегию письма. Но в целом дошкольники используют механизм холистического письма (без анализа звукового состава слова) чаще, чем первоклассники.
Подытожим, какие функции существенны для письма у дошкольников. Главную роль в письме играют зрительные и зрительно-пространственные функции, а также технические моторные функции. Вклад слуховой функции и кинестетического анализа артикуляции не велик. Что касается функций программирования и контроля и поддержания оптимального уровня бодрствования, то они в большой мере зависят от взрослого. Взрослый выбирает то время для занятия письмом, когда ребенок готов к сотрудничеству, когда он не устал и не перевозбужден; взрослый мотивирует ребенка к письму, задает задание, эмоционально подкрепляет ребенка и не дает ему отвлекаться. Таким образом, эти функции разделены между ребенком и взрослым. Можно уподобить структуру письма у дошкольников бутону, который разворачивается – расцветает - при систематическом обучении письма, а затем сворачивается в плод при зрелом навыке письма.
У первоклассников
самая развернутая система
Информация о работе Психосоматические расстройства у детей и их коррекция