Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 22:19, курсовая работа
Целью исследования является выявление особенностей искажения межличностного взаимодействия, процессов коммуникации, способности принимать активную позицию в решении вопросов устройства своей дальнейшей жизни, а также необходимости осуществления вследствие этого психосоциальной работы.
Введение
Глава I Особенности психосоциальной работы с пациентами психиатрической больницы
Психосоциальная работа как один из подходов социальной работы
Пациенты психиатрической больницы
Психосоциальная работа с пациентами психиатрической больницы
Глава II Эмпирическое исследование психосоциальной работы с пациентами психиатрической больницы
2.1 Ход и организация исследования
2.2 Анализ и интерпретация данных
Заключение
Библиография
Курсовая работа
Психосоциальная работа с пациентами психиатрической больницы
Содержание
Введение
Глава I Особенности психосоциальной работы с пациентами психиатрической больницы
Глава II Эмпирическое исследование психосоциальной работы с пациентами психиатрической больницы
2.1 Ход и организация исследования
2.2 Анализ и интерпретация данных
Заключение
Библиография
Введение
Для большинства психически больных людей характерен дефицит социальных навыков, существующий либо изначально, либо вследствие длительной госпитализации. Развитие госпитализма может быть связано не только с длительной изоляцией больных, обусловленной стационированием в больницу, но и с проявлением особенностей подхода к оказанию психиатрической помощи, основанного на принципе патернализма, противоположного партнёрству, и стремлении по возможности оградить пациента от тягот реальной социальной жизни. В таких случаях ответственность за его поведение перекладывается на других лиц (медицинский персонал, родственников), игнорируется и даже не допускается какая-либо особенная активность и тем более попытки принять ответственность за своё социальное функционирование. В результате у пациентов утрачиваются навыки повседневной жизни, зачастую даже элементарные [15, с. 160].
Проведение психосоциальной работы с психически больными людьми способствует стимуляции активной позиции в преодолении психического заболевания и его последствий, формированию ответственности за своё социальное поведение и выработке адекватной стратегии совладания с болезнью, восстановлению нарушенных из-за психического заболевания социальных контактов и повышению социальной компетенции [15, с. 161].
Групповая работа как форма психосоциальной работы – динамичная среда для воспитания высокой самооценки, чувства самодостаточности и умения достигать своих целей. В группе возникает огромный потенциал взаимопонимания и доверия, помогающий людям раскрываться, чувствовать, что они не одиноки, и осознавать свою силу.
В социальной реабилитации и адаптации групповая работа важна и эффективна, а индивидуальная дополняет её и помогает ей стать более успешной. Групповая работа стимулирует пациентов к размышлениям и действиям, она формирует активные установки в отношении организации своей жизни. И, несомненно, оказывает терапевтическое действие не только на психическое, но и на физическое самочувствие человека.
В итоге, обратная связь, получаемая в ходе групповой работы от пациентов, показывает, что для людей с психиатрическим диагнозом очень важно осознать чувство собственной ценности и ответственность за свою жизнь, почувствовать свою способность достигать цель. Всё это в совокупности не только условие, но и ресурс физического и психического здоровья человека. Взаимная поддержка в группе помогает пациентам более успешно адаптироваться в социуме [15, с. 162-163].
Наша курсовая работа состоит из двух частей: теоретического анализа литературы по психосоциальной работе как направления социальной работы, а также литературы, касающейся особенностей такой работы с пациентами психиатрической больницы, и опытно-эмпирического исследования, состоящего из нескольких этапов.
В нашем исследовании выдвигается следующая гипотеза: отсутствие психосоциальной работы с психически больными людьми способствует искажению межличностного взаимодействия, процессов коммуникации, способности принимать активную позицию в решении вопросов устройства своей дальнейшей жизни.
Целью исследования является выявление особенностей искажения межличностного взаимодействия, процессов коммуникации, способности принимать активную позицию в решении вопросов устройства своей дальнейшей жизни, а также необходимости осуществления вследствие этого психосоциальной работы.
Задачами исследования являются:
Объектом нашего исследования является деятельность специалиста по социальной работе в психиатрии, не включающая в себя формы психосоциальной работы, что приводит в большинстве случаев к потере представлений пациента о самостоятельной жизни.
Предметом – специфика деятельности специалиста по социальной работе в психиатрии.
В ходе проведения исследования были использованы следующие методы:
Исследование проводилось на базе Калининградской областной психиатрической больницы №1 в первом мужском отделении. Исследовались: заведующая отделения, специалист по социальной работе, 10 пациентов отделения.
Теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме включает в себя 26 источников.
Глава I Особенности психосоциальной работы с пациентами психиатрической больницы
В последнюю редакцию (март 2000 г.) Государственного образовательного стандарта подготовки специалистов по социальной работе вошел новый учебный модуль — «психосоциальная работа». Такой подход полностью согласуется с международной теорией и практикой оказания социальной помощи населению. Центральной задачей практической социальной работы считается содействие оптимальной адаптации как отдельных личностей, так и семей и других групп населения к социальной среде и, в частности, к своему окружению.
Психосоциальная помощь является тем понятием, которое включает пограничную область между психотерапией и социальной работой.
Психотерапия осуществляется, как правило, психологами или психиатрами и социальными работниками с дополнительной терапевтической подготовкой. Только незначительное число из них, однако, работает с психотерапией в чистом виде. Точно также не все клиенты пригодны для психотерапии в традиционном смысле этого слова. Напротив, имеется много достаточно больших профессиональных групп, которые получают пользу от применения в своей работе отдельных элементов психотерапевтических знаний и делают это более или менее сознательно. Эти знания определялись в аналитической работе по психотерапии как «психотерапевтический характер (образ) отношений», но это определение, по мнению многих, было слишком слабым. И в итоге пришли к необходимости делать различие между психотерапией и социальной работой [10].
Психосоциальная работа является для многих достаточно расплывчатым понятием. В докладе по психотерапии (1975) она определялась как «профессиональное занятие с ясным пониманием того, какое значение имеют социальная организация и формы человеческого общения для психического развития и благополучия индивида».
Психосоциальная работа — это направление в социальной работе, которое уделяет особое внимание психологическим аспектам трудной жизненной ситуации клиента [10].
Понятие "психосоциальный", с одной стороны, определяет точку зрения на причины человеческого страдания — социальные и психические проблемы взаимодействуют друг с другом, с другой стороны, указывает способы решения проблемы, учитывающие как социальные, так и психологические аспекты, с которыми, в свою очередь, работают параллельно.
В практической работе границы между психотерапией и психосоциальной работой часто являются подвижными.
Той профессиональной группой, которая находится на водоразделе между психотерапией и психосоциальной работой, являются социальные работники в системе социальной защиты, криминального исправления, школьного образования и большей части учреждений здравоохранения. В своей практической деятельности они часто применяют психотерапевтические знания, но не уверены, в какой мере при этом они регулярно осуществляют психотерапию. Поэтому в последние годы их работу стали называть психосоциальной. Сравнить различные рабочие формы психотерапии и психосоциологии можно на примере их различных целей и уровня притязаний, когда речь идет об изменении ситуации пациента/клиента.
Здесь можно выделить три направления психосоциальной работы:
1. Социальная служба.
2. Психосоциальная работа:
— общественно направленное воздействие;
— индивидуально направленное воздействие.
3. Лечение (воздействие):
— психосоциальное воздействие;
— психотерапия [10].
СОЦИАЛЬНАЯ СЛУЖБА.
Примером социальной службы является посредничество различного вида:
*выплаты социальных пособий;
*предоставление информации о том, где можно найти работу, получить образование и жилье;
*помощь в списании долгов;
*как добиться льгот в очереди на детский сад или на место в больнице.
Содержание контактов концентрируется на опосредовании имеющихся возможностей и информации. Личность нуждающегося в помощи на этом уровне не затрагивается или затрагивается незначительно. В центре стоит внешняя социальная ситуация. Редко возникают какие-либо особые отношения друг с другом, поскольку контакты с большинством клиентов кратковременны. Ранее этот тип работы доминировал в системе социальной защиты [10].
ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА.
Психосоциальная работа имеет место в большинстве направлений лечебной, воспитательной и исправительной деятельности:
*забота о здоровье матери и ребенка,
*детские ясли,
*школы,
*система социальной зашиты,
*система уголовного
*воспитание молодежи,
*психиатрия,
* психосоциальная работа
осуществляется и в такой
Формы психосоциальной работы мы рассмотрим несколько позднее, а пока перейдём к изучению психотерапии как одного из направлений психосоциальной работы.
Психотерапия определяется как «воздействие, основанное на психологической теории и методах и заключающееся в систематических, целенаправленных мерах по оказанию помощи лицу или группе лиц в вопросе урегулирования чувств, импульсов, мыслей, отношений и снятия психосоматических симптомов, которые являются беспокоящими».
В психотерапии используется ряд методов:
* гипноз,
* поведенческая терапия,
* психодинамическая терапия,
* образная терапия,
* манипуляционный (трансактный) анализ.
В отличие от психосоциального воздействия, психические проблемы стоят в самом центре.
К сожалению, психотерапия в течение длительного времени считалась более «высокой», чем психосоциальное воздействие, и имела более высокий статус. Ряд социальных работников, прошедших дополнительную подготовку по психотерапии, покинули организацию, где преимущественно занимались психосоциальным воздействием, и перешли к другой деятельности. Нет никаких оснований возвышать одну форму работы над другой. Обе направлены на глубокие изменения и предъявляют высокие требования к компетенции воздействующего лица.
Многие ученые и практические работники рассматривают психотерапию и психосоциальное воздействие как равноценные формы работы.
Психосоциальное воздействие означает, что прорабатывается как социальная, так и психологическая ситуация, в то время как в фокусе психотерапии находится психическое страдание. Кроме того, эти формы применяются в различных организациях, направлены на различные группы и отличаются друг от друга рабочей методикой, обусловленной специфическими проблемами целевых групп [10].
Также мы можем сказать, что психосоциальная работа является отраслью практической психологии.
Практическая психология как новая отрасль появилась в отечественной психологии в конце 90-х гг. XX в., что связано с формированием социального заказа на обоснованное воздействие на человека и группу людей. С развитием общества резко возросла зависимость населения от действий одного человека и относительно небольших групп людей (например, учёных-атомщиков, экологов или террористов). Решения и действия одного человека или группы людей имеют последствия, измеряемые в пределах не только одной страны или региона, но и всей планеты. Достаточно вспомнить аварию на Чернобыльской атомной станции, войну в Ираке, террористические акты на Дубровке (Москва) или Манхэттене (США) [15, с. 5].
Практическая психология в нашей стране развивается очень динамично и стремительно, поскольку предмет её исследований – индивидуальность, неповторимость человека и конкретных обстоятельств его жизни. Вместе с тем в нашей стране появилось ещё одно научное направление – теория и практика социальной работы, - которое также обусловлено не только социальным заказом общества, но и жизненной необходимостью. Кризисные явления признаются самыми стрессогенными факторами развития личности современного человека. Они порождают ситуации неопределённости, неустойчивости и как следствие сопровождаются напряжённостью, тревогой, эмоциональными всплесками и перегрузками [15, с. 5-6].
Информация о работе Психосоциальная работа с пациентами психиатрической больницы