Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 18:30, реферат
Краткое описание
Итак, успешным становится человек, вошедший в систему деловых контактов, имеющий солидную «записную книжку». Обычно он обладает такими качествами, как доброжелательность и открытость для любого общения, умение поддерживать длительные деловые контакты без конфликтов в различных сферах и социальных слоях, начиная от рабочего и заканчивая министром. Он терпимо относится к людям и обладает личным обаянием. Он тонко чувствует конъюнктуру и в то же время он умеет быть преданным и надежным.
Содержание
Введение………………………………………………………………………. 1. Роль системы восприятия в адаптации трудовой деятельности………... 2. Мотивация трудовой деятельности…………………………………….… 3. Иерархическая теория потребностей А. Маслоу………………………… 4. Проблемы руководства и лидерства в организации……………………... 5. Стратегии построения профессиональной карьеры…………………….. 6. Понятие профессионального отбора……………………………………… 7. Задачи профессионального обучения…………………………………….. Заключение……………………………………………………………………. Список использованных источников………………………………………...
Участие в прибыли
предприятия. В качестве инструмента материального
стимулирования может также использоваться
система участия работника в прибыли предприятия.
Она предусматривает разделение между
работниками и фирмой дополнительной
прибыли, которая была получена в результате
повышения производительности труда,
улучшения качества продукции. При этом
всегда рассматривается производительность
всего предприятия.
Существует несколько
систем участия в разделении прибыли.
Многие из них связаны не с конечными результатами
деятельности предприятия, а с отдельными
показателями, отражающими факторы повышения
конкурентоспособности.
В качестве примера
одной из таких систем участия в прибыли
можно привести систему Рекера, разработанной
в 50-х годах. Эта система базируется на
премировании работников за повышение
объема чистой продукции в расчете на
единицу заработной платы и применяется
на предприятиях капиталоёмких отраслей.
Применение данной системы предусматривает
тир этапа:
1)определение объёма
чистой продукции: из объёма продаж вычитаются
проценты за кредит, изменение товарных
запасов, стоимость сырья и материалов,
а также другие выплаты внешним организациям;
2)определяется стандарт
Рекера, т.е. доля фонда заработной платы
в объёме условно чистой продукции (средняя
величина за ряд лет). Этот стандарт устойчив
во времени;
3)определяется объём
премиального фонда: фактический объём
условно чистой продукции умножается
на стандарт Рекера и вычитается фактически
выплаченная работникам заработная плата.
Сегодня мало кто сомневается,
что мотивация трудовой деятельности,
наряду с бизнес-идеей и персоналом, является
одним из основных факторов успеха в бизнесе.
И вместе с тем, существует огромное количество
предприятий, где мотивация трудовой деятельности
является неэффективной.
Отчасти это объясняется
технологической сложностью решения этой
проблемы, где штампы и копирование вряд
ли приведут к результату. Система мотивации
– это тот «костюм», который должен быть
«сшит» исключительно по фигуре. Практика
показывает, что действительно верные
решения в этой области могут быть разработаны
только менеджерами самой организации.
Ответ на вопрос, почему
это так, кроется в самом понятии «система
мотивации». База системы мотивации, ее
фундамент – это состояние корпоративной
этики. Иными словами, это наличие ценностей
и норм поведения (утверждаемых руководством
и разделяемых персоналом), ориентирующих
сотрудников предприятия на корпоративные
интересы. Такая корпоративная этика,
назовем ее продуктивной, обеспечивает
самый главный результат – лояльность
сотрудников, их желание работать на благо
организации, поддерживая друг друга и
собственное руководство. Работа по созданию
такой культуры проводится в рамках Программы
TPS, когда менеджеры предприятия приходят
к согласованным решениям по поводу миссии,
главных ценностей и целей. Кроме того,
в ходе этой работы происходит формирование
норм поведения ориентирующих менеджеров
на командное взаимодействие и достижение
единых согласованных целей.
Другими важными элементами
системы мотивации трудовой деятельности
являются системы: деловой оценки, материального
и нематериального стимулирования. Формирование
этих систем не возможно без наличия:
-четкой и ясной, разделяемой
менеджерами стратегии развития бизнеса;
у менеджеров предприятия навыков командной
работы;
-оптимальной структуры
системы управления, формализованных
бизнес-процессов и регламентированных
рабочих мест. [5]
3. Иерархическая теория
потребностей А. Маслоу
Иерархия потребностей
А. Маслоу – это единственная сжатая, общая
теория мотивации человека, годная для
понимания не только текущего состояния
общества, но для прошлого и будущего.
Ее достоинства в том, что она пригодна
для формирования, развития и функционирования
не только индивида, но и крупных социальных
групп и социальных институтов, анализа
и прогноза ментальности и изменения ментальности
различных сообществ и народов.
Порядок возникновения
потребностей следующий:
•низшие потребности
(физиологические): сон, еда и т.п.;
•потребность в безопасности;
•потребность в любви
и принадлежности к группе;
•потребность в общении,
уважении и самоуважении;
•потребность в самореализации.
Под потребностью в
безопасности мы должны понимать потребность
сохранения и продления устойчивого удовлетворения
низших потребностей. Иначе говоря, если
человек сыт и в тепле в текущий момент,
но не имеет никого рядом и, ни рубля в
кармане, ни знакомого в городе, или пребывает
на необитаемом острове с куском хлеба
и ведром воды, то он, прежде всего, подумает,
чем будет обеспечен завтра. Он начнет
искать воду, пропитание, кров на ночь
и т.п. И его тревога не исчезнет, пока все
проблемы, включая защиту от диких зверей
или опасных людей, не будут решены на
обозримое будущее.
Самореализацией у
Маслоу именуется все то, что захочет делать
человек, устойчиво имея все предыдущее
в окружающем его обществе. Но Маслоу под
этим понимает более конкретно заботу
состоявшегося на низших уровнях человека
о своем развитии, становлении, совершенствовании
[6].
Итак, в системе потребностей
Маслоу по мере удовлетворения текущих
потребностей в процессе деятельности
индивидов возникают новые потребности
более высокого уровня. Ведущая потребность
формируется по факту относительно полного
удовлетворения совокупности предыдущих
потребностей у личности.
В своей структуре
система включает и чисто биологические
и потребности, и потребности, считающиеся
в современной социологии исключительной
прерогативой социального мира, такие
как потребности статусные (уважения)
и самореализации, эстетические потребности.
Система является гибкой. При неудовлетворении
более низких потребностей индивид возвращается
к процессам их удовлетворения, временно
опускаясь к низшей части своего бытия.
Часть потребностей может служить целью
или средством (инструментом) для обеспечения
других потребностей. Иногда одно и то
же действие (даже удовлетворение потребности)
может выполнять функцию (быть инструментом)
для удовлетворения другой потребности
более высокого или низкого уровня.
Маслоу рассматривает
потребности как стремления, возникающие
подсознательно, но также допускает, что
в рамках очередной актуальной потребности
индивид может осознавать ее в виде интереса
и, используя установки, действует целенаправленно.
Часть действий вообще может не определяться
потребностями.
Все (длительные или
устойчивые с детства) отклонения от порядка
реализации потребностей и удовлетворение
высших при неудовлетворенных низших
потребностях рассматриваются в теории
Маслоу как патологические состояния.
Потребности от низших
до потребностей общения и уважения у
Маслоу именуются депривационными или
«дефицитарными». Это означает, что человек
ощущает недостаток тех или иных факторов
как некоторый недостаток, отсутствие
или пустоту, которые могут быть восполнены
извне, и которые восполняются появлением
таких факторов в достаточном количестве.
Это физиологические или витальные (жизненные)
потребности, безопасности, принадлежности
и любви, общения и уважения. При этом у
Маслоу не все физиологические потребности
относятся к дефицитарным. К ним не относятся
потребности вывода экскрементов, потребность
в сексе, потребности в сне и отдыхе. Однако
и в этом случае дефицит одних веществ
и избыток других как польза освобождения
от них (будь то сперма, половое возбуждение
или экскременты) суть проблемы одного
рода – их удобнее было бы именовать потребностями
материального, энергетического и социального
дискомфорта (как несоответствия). Эти
потребности обеспечивают равновесие
и самозащиту, или иначе равновесие и стабильное
статическое состояние индивида. С позиции
науки дефицитарные потребности описаны
до Маслоу.
У Маслоу вторая группа
потребностей – потребности развития
и самосовершенствования – могут запускаться
при удовлетворении в основном низшей
дефицитарной группы потребностей.
Открыв свою систему,
Маслоу смотрит в будущее, пренебрегая
прошлым и до некоторой степени настоящим
значительной части человечества. Оправдание
для президента Американской психологической
ассоциации вполне достойное. В сытом
обществе и следует смотреть в будущее,
искать пути развития личности. Все внимание
автора направлено на актуализацию личности,
подложкой которой являются по необходимости
дефицитарные потребности – потребности
нехватки средств выживания.
Существенно отметить
утверждения Маслоу, что потребности развития
возникают не у всех индивидов. Объяснение
автора теории состоит в том, что большинство
индивидов не удовлетворяют до конца дефицитарные
потребности. Если даже для США времен
середины XX-го века это решение или объяснение
можно было принять с доверием, то для
начала XXI-го века, в случае США, в это верится
с трудом. По теории Маслоу и ныне потребности
развития удовлетворяет ничтожная часть
общества. Это положение противоречит
представлению о том, что общество в США
хорошо обеспечено, а с другой стороны,
что, как сказал Маслоу, все органы человека
стремятся быть задействованы и «стремятся
функционировать», см. выше. Так что творчеством
в состоятельном обществе должны были
бы заниматься очень многие люди. Новую
собственную трактовку высших потребностей,
которая дает объяснение комплексу потребностей
развития, дает автор данной работы ниже.
В поздней редакции
потребность самореализации представлена
как труд над собой, но получает в некоторых
чужих интерпретациях эгоистический акцент
только самосовершенствования, что отмечено,
например, у О’Шонесси, хотя истинный
смысл потребности в контексте исследований
А. Маслоу, и также у П. Сорокина, теория
которого изложена позже - это потребность
творческого труда как смысла и радости
жизни. То, что именно это имел в виду Маслоу
и во второй версии, но был неверно понят
читателями, доказывается материалом
полевых исследований Маслоу - анализом
биографий работников науки и искусства.
В версии 70-го года
Маслоу назвал все потребности в системе
«базовыми». Более того, он увидел в базовых
потребностях, описанных им в теории иерархии,
физиологическую основу.
Однако позже и в настоящее
время базовыми часто именуют только потребности
от физиологических до уважения и самоуважения
включительно. Высшую потребность вместе
с новыми когнитивными (познания) и эстетическими
потребностями в системе Маслоу именуют
метапотребностями (психологическими
потребностями – когнитивными и эстетическими
и потребностями самореализации). Сам
Абрахам Маслоу в его Z-теории 1969 года представил
дальнейшее развитие теории потребностей.
Над иерархией потребностей, в том числе,
над самоактуализацией, которая у Маслоу
находится в вершине системы, существуют,
могут существовать, дополнительные высшие
потребности, носящие специфический индивидуальный
характер. Здесь Маслоу полемизирует с
современником МакГрегором и с его теорией
X (скучные дефицитарного типа люди, избегающие
усилий и труда) и теорией Y (оптимистические
творческие люди, жаждущие проявить себя
в активности и достижениях). Маслоу ставит
теорию X и Y в параллель со своими уровнями,
где Y – потребность самоутверждения,
и поднимает планку еще выше – до уровня
Z. [7]
Физиологические (органические) потребности
Потребности в безопасности
Потребности в любви и принадлежности
Потребность в уважении (почитании,
признании)
Потребность в самоактуализации
Эстетические потребности
Познавательные потребности
(познания и понимания)
Рисунок 1 - Иерархия
потребностей теории А. Маслоу
4. Проблемы руководства
и лидерства в организации
Важной для понимания
специфики управленческого труда является
проблема лидерства в организации. В самом
широком смысле лидер - это представитель,
доверенное лицо, выразитель основных
интересов и ценностей группы. В современной
управленческой литературе часто используется
и другое понятие - лидер организации,
рассматриваемый как «человек, эффективно
осуществляющий формальное и неформальное
руководство; это «человек, играющий в
группе ключевую роль в отношении направления,
контроля и изменения деятельности других
членов группы по достижению групповых
целей». Согласно Д. Мак-Грегору, лидерство
определяется:
-характеристиками
самого лидера;
-позициями, потребностями
и прочими характеристиками его последователей;
-характеристиками
организации (ее целями, структурой);
-социальной, экономической
и политической средой.
При этом сразу же обнаруживается
проблема, которая выражается в том, что
не всегда хороший лидер может быть успешным
руководителем, т.к. он перестает быть
«доверенным лицом группы», он превращается
для рядовых членов группы из «своего»
в «чужого». В современной литературе
лидера все больше отождествляют с главным
действующим лицом (руководителем) организации,
а менеджера - со средними и низовыми (технологическими)
управленческими звеньями.
Можно выделить следующее
соотношение функций менеджера и лидера:
-лидер определяет
направление движения, менеджер разрабатывает
план и график продвижения в избранном
направлении;
-лидер воодушевляет,
мотивирует персонал, менеджер следит
за исполнительностью людей и соблюдением
требований к выполняемой работе;
-лидер поощряет людей
в исполнении плана, менеджер следит за
достижением промежуточных целей;
-лидер, оценив качество
полученного результата, начинает планировать
получение нового, менеджер оформляет
полученный результат, добивается получения
на его основе дополнительных преимуществ.
В итоге получается,
что лидер все больше ассоциируется в
сознании людей с самой фирмой. Лидер все
больше превращается во вдохновителя
масс на те или иные действия. При этом
речь идет не только о массах работников,
но и массах потенциальных покупателей,
для которых имя такого руководителя-вождя
все больше связывается с теми или иными
товарами. Получается, что чем престижнее
(популярнее) лидер-вождь, тем престижнее
и покупаемые вещи, и/или наоборот. Так
или иначе, но покупатели, ориентирующиеся
на престижные фирмы (и соответствующие
вещи), в какой-то степени реализуют свое
понимание собственного достоинства.
С другой стороны, и фирмы, очаровывающие
все большее число потенциальных покупателей,
также реализуют уже свое представление
о достоинстве, связанное с расширением
своей «паствы». Недаром еще Б. Шоу остроумно
заметил, что «искусство управления заключается
в организации идолопоклонничества».[8]
Важную роль в анализе
труда в организациях играют стили управленческой
деятельности. Традиционно выделяются
следующие основные стили управления
(по К. Левину): авторитарный (директивный),
демократический (коллегиальный), либеральный
(попустительский) и смешанный (гибкий,
комбинированный). При этом важно использовать
стили в зависимости от уровня развития
коллектива. Например, при низком уровне
развития коллектива - авторитарный стиль,
но по отношению к «сознательным» членам
- лучше демократический или даже либеральный
стиль. Таким образом, вопрос о том, какой
стиль «лучше» или «хуже» просто теряет
смысл.