Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2013 в 13:25, реферат
Иными словами память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врождённые и приобретённые механизмы поведения есть не что иное, как запечатлённый, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Без постоянного обновления такого опыта, его воспроизводства в подходящих условиях живые организмы не могли бы адаптироваться к текущим, быстро меняющемся событиям жизни. Не помня о том, что с ним было, организм просто не смог бы совершенствоваться дальше, так как то, что он приобретает, не с чем было бы сравнивать и оно бы безвозвратно утрачивалось.
Введение................................................................................................................. 3
1.Понятие памяти…………………………….......................................................4
2.Виды памяти..……………………………………………………………..….…5
3.Приемы запоминания……………………………….........................................7
4.Представления и ассоциации…………………………………………………..8
5.От чего зависит качество памяти?.................................................................... 9
6.Развитие памяти…………………………………............................................13
7.Тренировки памяти……………………………………………………………19
8.Заключение…………………………………………………………………….21
Список используемой литературы…………………
Здесь действует следующая закономерность: чем больше разнообразных ассоциаций при первом знакомстве с ним вызывает материал и чем больше времени мы уделяем мысленной разработке этих ассоциаций, тем лучше запоминается и сам материал.
Основной принцип, лежащий
в основе многих мнемотехнических приемов,
состоит в использовании образо
Важным средством улучшения памяти, как показали исследования отечественных психологов, может стать формирование специальных мнемических действий, в результате освоения которых человек оказывается способным лучше запомнить предлагаемый ему материал за счет особой, сознательной организации самого процесса его познания с целью запоминания.
Для лучшего запоминания материала рекомендуется повторять его незадолго до нормального времени отхода ко сну. В этом случае запоминаемое лучше отложится в памяти, поскольку не будет смешиваться с другими впечатлениями, которые обычно в течение дня накладываются друг на друга и тем самым мешают запоминанию, отвлекая наше внимание.
Однако в связи с данной и другими рекомендациями по улучшению памяти, в том числе и теми, о которых речь шла выше, следует помнить, что любые приемы хороши лишь тогда, когда они подходят данному человеку. Когда он сам их для себя выбрал, придумал или адаптировал, исходя из собственных вкусов и жизненного опыта.
Эффективность запоминания иногда снижает интерференция, т.е. смешение одной информации с другой, одних схем припоминания с другими. Чаще всего интерференция возникает тогда, когда одни и те же воспоминания ассоциируются в памяти с одинаковыми событиями и их появление в сознании порождает одновременное припоминание конкурирующих (интерферирующих) событий. Интерференция нередко имеет место и тогда, когда вместо одного материала заучивается иной, особенно на стадии запоминания, где первый материал еще не забыт, а второй недостаточно хорошо усвоен, например когда запоминаются слова иностранного языка, одни из которых еще не отложились в долговременной памяти, а другие в это же время только начинают изучаться. Умение запоминать важную информацию, даты, приятные моменты и другие события жизни – важный навык. Он позволяет нам адекватно воспринимать себя, как личность, накапливать опыт, учиться на собственных ошибках и бороться со стрессом. С возрастом или под влиянием некоторых обстоятельств память часто ухудшается. Человек замечает, что с трудом может вспомнить, что делал накануне, где был в прошлые выходные и что собирался сделать завтра. Этого говорит о переутомлении, о сильном стрессе, возможных проблемах с кровообращением или щитовидной железой. Но сохранить память можно на долгие годы, если регулярно тренировать её.
Повторение – залог успеха. Начните с малого. В конце дня постарайтесь припомнить все события и встречи, которые произошли с вами сегодня. Вспоминайте лица людей, их мимику, жесты, тембр голоса, слова. Обязательно старайтесь вспомнить какие-то мелочи – запах духов, цвет сумки или галстука собеседника.
Если вы получаете какое-то задание или слышите номер телефона, который важно запомнить, повторяйте их про себя до тех пор, пока не убедитесь, что легко воспроизводите их вслух и через 5, и через 15 минут. Есть простой приём – для того, чтобы запомнить имя и отчество незнакомого человека, его нужно повторить вслух или про себя сразу же, как только он представится, и ещё несколько раз во время разговора.
Учите наизусть. Если спросить у людей, когда они обладали самой острой памятью, большинство скажут, что это было во время учёбы в школе или институте. Это связано с тем, что тогда им приходилось очень многое запоминать наизусть. Память сохраняет свою остроту лишь в том случае, если её регулярно тренировать.
Возьмите на вооружение старый приём педагогов – каждое утро или вечер учите наизусть какое-то стихотворение. Если стихи перестанут интересовать, можно пересказывать близко к тексту прочитанную книгу или статью. В этих занятиях важна регулярность, а результаты будут уже через месяц. Визуализация. Мы хорошо помним то, что легко представляем себе. Например, море. Даже те люди, которые никогда не видели моря, легко воссоздают в воображении цвет, могут представить себе запах, ветер и свежесть. Это происходит потому, что за свою жизнь мы видели тысячи картинок и сюжетов о море, читали множество описаний и слышали истории о нём. Любой предмет или ситуацию, которую можно представить столь же чётко и ярко, забыть сложно.
Поэтому начните с игры в ассоциации. Допустим, вы собираетесь пойти на день рождения через несколько дней, но не уверены, что вспомните о нём. Можно, конечно, оставить запись в ежедневнике об этом событии, но это действие никак не поможет в тренировке памяти. Гораздо лучше, если вы разместите около своего рабочего места фотографию именинника и картинку с праздничным тортом. Будьте уверены, этого хватит, чтобы вы не забыли ни день, ни час.
Таким же образом можно поступать с любыми другими ситуациями – вы помогаете взгляду зацепиться за что-то, что косвенно указывает вам на то, что вы должны помнить. Через какое-то время такие подсказки уже не потребуются. Кроме этого, очень полезно тренировать мышцы глаз или слух. Мы лучше запоминаем то, что видим или то, что слышим. Поэтому полезно найти для себя удобную гимнастику для глаз или слуха и делать её один раз в день.
7 Тренировки памяти.
Хорошая память – это залог того, что вы будете чувствовать себя уверенно. Вам не придётся испытывать стресс от постоянного ощущения, что вы что-то забыли сделать. То, что мы забываем, часто мешает достигать хороших результатов в учёбе или работе. Иногда это всего лишь ручка или телефон, а иногда важная встреча. Поэтому хорошая память нам необходима. Вернуть и улучшить её – доступно каждому.
Упражнения для развития памяти
1. Скажите себе: запомни это!
Например, если вам представили незнакомого человека, проговорите про себя его имя и велите себе его запомнить. Так вы бессознательно переведете эту информацию в статус более важной.
2. Найдите мотивацию
Постарайтесь представить, чем человек, имя которого нужно запомнить, может быть вам полезен в будущем? Поиск мотивации будет стимулировать работу мозга, и запомнить имя будет легче.
3. Ассоциируйте!
«Метод Цицерона», «метод
Суть его состоит в том, что «единицы информации», которые необходимо запомнить, мысленно расставляются в хорошо знакомой комнате в строго определённом порядке. Затем достаточно вспомнить эту комнату, чтобы воспроизвести необходимую информацию.
4. Изучайте иностранные языки
Это самым непосредственным образом активизирует память и развивает ассоциативное мышление. Станет легче запоминать не только иностранные слова, но и факты из повседневной жизни, которые прежде требовали постоянного напоминания.
5. Запоминайте номера телефонов
Для начала выучите номера телефонов, в том числе и сотовых, тех, с кем вы общаетесь чаще всего. Затем приступайте к запоминанию номеров менее важных людей. Посмотрите на номер, отведите глаза, повторите цифры про себя — и так до тех пор, пока номер окончательно не останется в памяти. В дальнейшем ненужные телефоны из-за ненадобности забудутся, и это нормально. Главное — продержать в памяти информацию хотя бы несколько дней.
6. Способ основан
на игре под названием «кубики»
Развивает память и внимание. Им тренируют летчиков, шахматистов и спецслужбы. Суть: нужно купить 10 одинаковых костей, по размеру и цвету, взять для начала 3, потрясти в руках (или не в руках), положить на стол, поднять руку на доли секунды и снова накрыть, так чтобы вы увидели все 3 кости, сказать, какие цифры выпали и примерное расположение кубиков. Постепенно количество костей увеличивать, попытаться довести до 10. Когда станет легко, можно заменить часть костей на другие, другого размера и цвета. Со временем стоит менять предметы, например, попытаться проделать такое с рисовой крупой. Упражнение повторять ежедневно по 15 минут.
7. Этот способ используют почти все участники чемпионата по запоминанию.
Итак, человек может удерживать внимание на объекте до тех пор, пока он ему интересен и пока он может находить в нем что-то новое. Потом внимание ослабевает и переключается. Это доказанный факт. Суть упражнения: представьте себе любой предмет, например, ноутбук, и удерживайте мысль на нем. При этом с воображаемым предметом нельзя ничего делать, только представлять статичное изображение. Через несколько минут вы уже будете думать о чем-то другом, но не о предмете, причем, если сначала вы думали о ноутбуке, затем вы начинаете думать какая модель, затем какой производитель и т.д. Все думаю что-то свое, но у всех получается логическая цепочка. В тот момент, когда вы понимаете, что думаете уже не о предмете, вы должны пройти по вашей цепочке обратно, вспоминая каждое звено и в результате вернуться к предмету. Затем повторяем. Упражнение нужно делать ежедневно, с учетом специфики — почти где угодно.
Заключение.
Память человека может быть улучшена, для этого нужны рациональные методы ее воспитания и тренировки. Наиболее плодотворна работа по систематическому укреплению памяти, связанная с воспитанием воли, внимания, наблюдательности, применением осмысленных приемов заучивания. Для большей продуктивности запоминания необходимо вырабатывать средства содействующие запоминанию. Таким средством в первую очередь является мыслительная деятельность, осуществляемая при запоминании.
Современная наука изучает механизмы памяти у людей всех возрастных групп с целью увеличить её ёмкость, что непременно скажется на увеличении производительности труда и будет способствовать созданию всесторонне развитой личности. По этой причине проблема памяти становится узловой, от её решения в большей степени зависит прогресс общества.
Память многолика. Существует определённый запас сведений, слов, понятий, образов, которые хранятся в памяти, как в арсенале всю жизнь.
Все это долговременная память. Но существует и кратковременная, или оперативная память. Как существуют различные виды памяти, так существуют и различные пути и способы ее «подкармливания». В «кладовую» памяти информация может попадать через зрение (образы, картины), слух (музыка, устная речь), язык (вкус), кончики пальцев (осязание). Мозг работает и как современный магнитофон, и как ультрасовременный киноаппарат, и как обыкновенная зарубка, сделанная для напоминания об определенном факте. Разные ученые с различных позиций исследуют возможности памяти и функции мозга.
Но всех одинаково интересует, что происходит в мозге, когда он получает новые сведения. В каком виде хранит он формулы органической химии и в каком яркие метафоры Пушкина. Каким образом всё это «пускает в оборот» в случае необходимости.
Наука, в том числе наука о мозге не стоит на месте, знания о структуре и функциях мозга, о памяти постепенно умножаются. Вся деятельность человека в изменяющейся окружающей среде и, особенно в среде социальной определяется с помощью не мгновенной, но более или менее быстрой памяти.
Скорость ее образования в каждом случае зависит от окружающей обстановки. Такое несрочное запоминание в процессе обучения биологически выгодно. И не только потому, что поступающая информация фильтруется и отбирается, но и потому, что в мозге она упорядочивается и накапливается в определенных «полях мышления». Благодаря этому, обретаются ассоциативные поиски нужной информации в мозге.
С возрастом процесс запоминания претерпевает определенное развитие.
Многолетние наблюдения показали, что в раннем детстве этот процесс протекает значительно быстрее, чем в зрелом возрасте, а образовавшиеся «отпечатки» отличаются большой прочностью - сохраняются значительно дольше. Кроме того, для детского возраста характерно продолжительное сохранение ярких образов, что у взрослых встречается достаточно редко.
Список литературы.
1. Ю. Б. Гиппенрейтер Введение в общую психологию, М., 2000
2. Красникова В.П. Основы психологии: Учебное пособие. – М: Гелиос АРВ, 2004. – 160с.
3. Лурия А. Р. Внимание и память. 1975 г.
4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: 2 т. 1989 г.
5. Блонский П. П. Память и мышление. 1979 г.