Пути формирования учебной мотивации у младших школьников с трудностями в обучении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2015 в 17:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель: определить формы организации, методы педагогической работы, которые способствуют формированию учебной мотивации младших школьников с трудностями в обучении.
Задачи:
Провести теоретический обзор научной литературы по проблеме формирования учебной мотивации у младших школьников;
Определить особенности формирования мотивации учения младших школьников;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У ДЕТЕЙ
Понятие «учебная мотивация» (Психологическая природа учебной мотивации)……………………………………………………………5
Факторы формирования учебной мотивации у детей…………….10
Выводы……………………………………………………………………...15

ГЛАВА 2. СОСТОЯНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ
2.1. Цель, задачи и методика констатирующего исследования…………16
2.2. Анализ результатов констатирующего исследования………………22
2.3. Пути формирования учебной мотивации у младших школьников с трудностями в обучении…………………………………………………...26
Выводы……………………………………………………………………...28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….30

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 209.00 Кб (Скачать файл)

 


 


Учреждение образования

«Белорусский государственный педагогический университет

 имени Максима Танка» 

Институт повышения квалификации и переподготовки

Факультет переподготовки специалистов образования

 

 

 

 

 

ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ

 

 

 

Курсовая работа

слушателя 2 курса

специальности «Интегрированное обучение и воспитание в школьном образовании»

Дасюкевич Жанны Николаевны

 

Научный руководитель:

кандидат педагогических наук  
Гладкая Валентина Владимировна

 

Защищена «____»____________2012г.

     с оценкой «___________________»

 

 

Минск 2012 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У ДЕТЕЙ

    1. Понятие «учебная мотивация» (Психологическая природа учебной мотивации)……………………………………………………………5
    2. Факторы формирования учебной мотивации у детей…………….10

Выводы……………………………………………………………………...15

 

ГЛАВА 2. СОСТОЯНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ

2.1. Цель, задачи и методика констатирующего исследования…………16

2.2. Анализ результатов констатирующего исследования………………22

2.3. Пути формирования учебной  мотивации у младших школьников  с трудностями в обучении…………………………………………………...26

Выводы……………………………………………………………………...28

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….29

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….30

 

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….32

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным. Сформированная мотивация - одна из основных движущих сил учения ребенка. Особую тревогу учителей и родителей вызывают дети с трудностями в обучении. Важнейшим положением отечественной психологии является положение о том, что личность должна идти впереди дефектов развития, поэтому разработка мер, направленных на развитие адаптационного потенциала детей, имеющих отклонения в развитии, является одной из важнейших  школьных задач на сегодняшний день.

Обучение в школе является обязательным и необходимым условием для полноценной адаптации к самостоятельной жизни каждого ребенка, в том числе и ребенка с трудностями в обучении. Люди могут усвоить социальный опыт только при наличии желания и собственной активности. Учебная мотивация является неотъемлемой частью мотивационной сферы личности. Формирование мотивационной сферы происходит в деятельности. В процессе учебной деятельности ребенок осваивает средства, с помощью которых он может познавать обобщенный человеческий опыт. С другой стороны, при учебной деятельности ребенок включается в определенные социальные отношения (взаимодействие    с учителем, сверстниками).  
Объект: учебная мотивация младших школьников с трудностями в обучении.

Предмет: формирование учебной мотивации у младших школьников с трудностями в обучении.

Цель: определить формы организации, методы педагогической работы, которые способствуют формированию учебной мотивации младших школьников с трудностями в обучении.

Задачи:

  1. Провести теоретический обзор научной литературы по проблеме формирования учебной мотивации у младших школьников; 
  2. Определить особенности формирования мотивации учения младших школьников;
  3. Разработать рекомендации для педагогов по формированию учебной мотивации младших школьников с трудностями в обучении.

Методы: метод теоретического анализа литературы; диагностические методы (проективное рисование на тему «Что мне нравится в школе», анкета "Оценка уровня школьной мотивации" Лускановой); экспериментальный метод (констатирующий  эксперимент).

База исследования: Молодечненская СШ № 1 им. Я. Купалы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ

УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У  ДЕТЕЙ

 

    1. Понятие «учебная мотивация» (Психологическая природа учебной мотивации)

 

Впервые слово «мотивация» употребил А. Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины» (1900-1910). Затем этот термин прочно вошел в психологический обиход для объяснения причин поведения человека и животных.

Термин "мотивация" по-разному используется разными авторами. Вместе с тем, практически все авторы сходятся на том, что мотивация является источником (побудителем) активности (А.Н. Леонтьев, 1946, 1975; В.Г. Асеев, 1976; П.М. Якобсон, 1969, и мн. др.).

В работах, посвященных учебной мотивации, мы встречаемся с теми же подходами, которые применительны к мотивации в целом. Так, Л.И. Божович (1972) определила учебные мотивы как  «то, что побуждает активность ребенка, в том числе и принятые им решения, и чувство долга, и сознание необходимости» [4, с.7]. А.К. Маркова (1978) подчеркивает другую сторону учебной мотивации - ее направленность: "мотив учения - это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности" [11, с. 136].

Согласно А.Н. Леонтьеву (1975), учебные мотивы формируются в процессе самой учебной деятельности, а не привносятся в нее извне "в готовом виде" [9, с.356]. Их становление зависит от структуры той деятельности, в которую включен ребенок. Изменяя содержание и формы этой деятельности, то есть, обеспечивая определенные условия обучения, можно влиять на мотивацию, перестраивать ее.

Учебная мотивация занимает важное место в обучении младшего школьника. Ребёнок,  пережив кризис 7 лет, приобретает внутреннюю позицию школьника. Он необычайно отзывчив на оценки и мнения по поводу его учебной деятельности. То, что у него получается, за что его хвалят, будь то математика или рисование, вызывает наибольшее желание работать, выполнить задание как можно лучше. Впрочем, в самом начале обучения дети (психологически готовые к школе) старательно делают всё, что от них требует учитель, наделённый высшим авторитетом. Особенностью мотивации большинства школьников младших классов является беспрекословное выполнение требований учителя. Социальная мотивация учебной деятельности настолько сильна, что они даже не всегда стремятся понять, для чего нужно делать то, что им велит учитель: раз велел, значит, нужно. Даже скучную и бесполезную работу они выполняют тщательно, так как полученные задания кажутся им важными. Это, безусловно, имеет положительную сторону, так как учителю было бы трудно всякий раз объяснять школьникам значение того или иного вида работы для их образования.

Ребёнка побуждают учиться разнообразные мотивы. Прежде всего, это социальные мотивы учения. Среди них главное место занимает мотив получения высокой отметки. Высокие отметки для маленького ученика- источник других поощрений, залог его эмоционального благополучия, предмет гордости. Когда ребёнок успешно учится, его хвалят и учитель и родители, его ставят в пример другим детям, его особенно значительные успехи отмечают сладким пирогом или подарком - в зависимости от семейных традиций. Более того, в классе, где мнение учителя – решающее, высокие отметки и прочие оценки обеспечивают соответствующий статус.

Мотивационную роль играют получаемые школьниками отметки, однако у школьников 1-2-х классов эта роль своеобразна. По данным Л. И. Божович, они воспринимают отметку как оценку своих стараний, а не качества проделанной работы. Отметка в качестве ведущего мотива обучения выступает у более половины младших школьников. У трети преобладает престижный мотив, а познавательный интерес называется очень редко. Такая ситуация не очень благоприятна для процесса обучения, так как ответственность и трудолюбие школьников слабо связаны с мотивом отметки по сравнению с познавательным интересом.

Однако такое отношение к отметке скоро исчезает. Школьники 3-4-х классов начинают тяготиться своими обязанностями, их старательность уменьшается. Такие сдвиги в мотивационной сфере происходят, как предполагает Л. И. Божович, потому, что не удовлетворяется познавательная потребность учащихся, а это связано с методикой их обучения, в частности с излишним количеством упражнений, направленных на выработку умений. В результате чрезмерно загружается память и недостаточно используется интеллект [4, с.30,44].

Социальные мотивы учения – долг, ответственность, необходимость получить образование и т.п.- тоже осознаются учениками, придают учебный смысл их учебной работе. Но они остаются только «знаемыми» по выражению А.Н.Леонтьева. Вот отметка –реально действующий мотив; чтобы получить высокую отметку или похвалу, ребёнок готов немедленно сесть заниматься и старательно выполнить все задания. Абстрактное для него понятие долга или далёкая перспектива продолжить образование в вузе непосредственно пробуждать его к учебной работе не могут. Тем не менее социальные мотивы учения важны для личностного развития школьника, и у детей, хорошо успевающих с 1-го класса, они достаточно полно представлены в мотивационных системах.

Широкие социальные мотивы соответствуют тем ценностным ориентациям, которые дети берут у взрослых, в основном усваивают в семье.

Познавательные интересы – важное звено в системе учебной мотивации. Глубокий интерес к изучению какого-либо учебного предмета в начальных классах встречается редко, обычно он сочетается с ранним развитием специальных способностей. Детей, считающихся одарёнными, с преобладающим познавательным интересом – единицы. Большинству младших школьников присущи интересы не слишком высокого уровня. Но хорошо успевающих детей привлекают разные, в том числе самые сложные, учебные предметы. Они ситуативно, на разных уроках, при изучении разного учебного материала дают всплески интереса, подъёмы интеллектуальной активности.

Самый значимый аспект познавательной мотивации и мотивации учения в целом – так называемые учебно-познавательные мотивы, мотивы самосовершенствования. Если ребёнок в процессе обучения начинает радоваться тому, что он что-то узнал, понял, чему-то научился, значит у него развивается мотивация, адекватная структуре учебной деятельности. К сожалению, даже среди хорошо успевающих учеников немного детей, имеющих учебно-познавательные мотивы [7, c.64].

М. В. Матюхина отмечает, что не все мотивы осознаются младшими школьниками в одинаковой степени. К плохо осознаваемым относятся мотивы долга и ответственности, благополучия, престижные, целый ряд мотивов, связанных с содержанием и процессом учения (интерес к объекту деятельности, к процессу деятельности, к результату деятельности). Но именно эти мотивы чаще всего выступают в качестве реальных побудителей учебной деятельности. В то же время мотив самоопределения, на который чаще всего указывают школьники, является не реально действующим, а просто «знаемым» [12, с.5-15].

Очевидно, что мотиваторами учебной деятельности младших школьников могут быть социально-психологические факторы: желание хорошо выглядеть в глазах одноклассников, обожание своего учителя, желание доставить ему удовольствие своим ответом на уроке и получить от него похвалу.

Существенной особенностью мотивации учебной деятельности младших школьников является невозможность долго удерживать энергию сформированного намерения. Поэтому между созданием у них соответствующего намерения и выполнением его не должно проходить много времени. Кроме того, перед младшими школьниками целесообразно ставить не отдаленные и крупномасштабные цели, а ближайшие и небольшие. В 3-4-х классах начинает проявляться избирательное отношение школьников к отдельным учебным предметам, в результате чего общий мотив учебы становится все более дифференцированным: появляется как положительная, так и отрицательная мотивация к процессу учения в зависимости от интереса к предмету. Однако в этом возрасте познавательные интересы детей, как правило, являются еще эпизодическими. Они возникают в определенной ситуации, чаще всего под непосредственным воздействием урока, и почти всегда угасают, как только урок заканчивается.

Наконец, в этих классах снижается роль учителя в побуждении к учебной деятельности в связи со снижением его авторитета. Это обусловлено и повышением самостоятельности школьников и большей их ориентацией на мнение одноклассников [16, с.374].

Таким образом, следует понимать, что учебная мотивация младшего школьника неустойчивая и нуждается в постоянном подкреплении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Факторы формирования учебной мотивации  у детей с трудностями в обучении

 

А. К. Маркова отмечает, что учебно-познавательные мотивы формируются в ходе самой учебной деятельности, поэтому важно как эта деятельность осуществляется.

Основными факторами, влияющими на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, являются:

—  содержание учебного материала;

—  организация учебной деятельности;

—  коллективные формы учебной деятельности;

—  оценка учебной деятельности;

—  стиль педагогической деятельности учителя.

Содержание учебного материала. Содержание обучения выступает для учащихся э первую очередь в виде той информации, которую они получают от учителя, из учебной литературы, учебных телевизионных передач и тому подобных средств. Однако сама по себе информация вне потребностей ребенка не имеет для него какого-либо значения, а следовательно не побуждает к учебной деятельности. Поэтому, давая учебный материал, нужно учитывать имеющиеся у школьников данного возраста потребности. Таковыми являются: потребность в постоянной деятельности, в упражнении различных функций, в том числе и психических — памяти, мышления, воображения; потребность в новизне, в эмоциональном насыщении, потребность в рефлексии и самооценке и др. Поэтому учебный материал должен подаваться в такой форме, чтобы вызывать у школьников эмоциональный отклик, задевать их самолюбие, т. е. быть достаточно сложным, активизирующим познавательные психические процессы, хорошо иллюстрированным. Содержательно и иллюстративно бедный материал не обладает мотивирующей силой и не способствует пробуждению интереса к учению.

Информация о работе Пути формирования учебной мотивации у младших школьников с трудностями в обучении