Работа психолога в спорте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 22:36, контрольная работа

Краткое описание

Каждый вид спорта для успешных выступлений требует определенного состояния физических и психических качеств и сегодня, когда физическая подготовленность спортсменов находится на очень близком уровне, решающим фактором для победы в соревновании становится психологическая готовность. Помочь найти будущих чемпионов, определить предпосылки развития необходимых психических качеств - это задача психологического отбора и спортивной профориентации.
Подготовка спортсменов осуществляется по различным направлениям, но порой недостаток воли или неумение управлять своими эмоциями может свести к нулю результаты многолетних тренировок. При регулярной психодиагностике и активном участии психолога в тренировочном процессе становится возможным учет индивидуальных особенностей спортсмена, формирование и развитие необходимых для победы психических качеств и умений.

Содержание

Введение 3
1. История применения психологических знаний в спорте 5
2. Цели и задачи психологии спорта 6
3. Права и обязанности практического психолога в спорте 8
4. Профессиональная этика спортивного психолога 12
Заключение. 15
Список используемой литературы 17

Вложенные файлы: 1 файл

Лето психолог в спорте 2013.doc

— 91.50 Кб (Скачать файл)

Пензенский  филиал НОУ ВПО

«Академия Международного Независимого

Эколого-Политологического  Университета»

 

 

 

Факультет :Экологии,управления и права.

Специальность :Психология.

Дисциплина: Правовые основы деятельности психолога.

 

 

 

 

 

                                 Контрольная работа

                   Тема: «Работа психолога в спорте».

 

 

 

 

                                               Работу выполнила:студентка группы ПЗ-32,

                                                                                                    Майорова Е.

                                           Работу проверил: преподаватель,

                                                                                             Козинченко Т.Н.

 

 

 

 

                                        Пенза,2013г.

 

 

 

 

 

Введение           3

1. История применения психологических знаний в спорте   5

2. Цели и задачи психологии  спорта      6

3. Права и обязанности практического психолога в спорте   8

4. Профессиональная этика спортивного психолога    12

Заключение.          15

Список используемой литературы       17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Каждый вид спорта для успешных выступлений требует  определенного состояния физических и психических качеств и сегодня, когда физическая подготовленность спортсменов находится на очень близком уровне, решающим фактором для победы в соревновании становится психологическая готовность. Помочь найти будущих чемпионов, определить предпосылки развития необходимых психических качеств - это задача психологического отбора и спортивной профориентации.

Подготовка спортсменов  осуществляется по различным направлениям, но порой недостаток воли или неумение управлять своими эмоциями может  свести к нулю результаты многолетних  тренировок. При регулярной психодиагностике и активном участии психолога в тренировочном процессе становится возможным учет индивидуальных особенностей спортсмена, формирование и развитие необходимых для победы психических качеств и умений.

В большом спорте нередко  выдающийся спортсмен является обладателем уникальных способностей, на проявлении которых основывается вся его соревновательная деятельность или тактика команды. Своевременно определить особенности психики и разработать для каждого занимающегося индивидуальный план развития способностей, стратегию предсоревновательного и соревновательного поведения - это тоже область деятельности спортивного психолога.

История спорта знает  немало примеров, когда вовремя сказанное  слово, пауза, жест и т.п. решали судьбу упорного противоборства. В спортивной психологии для такой деятельности есть специальное название - секундирование, которое пришло из дуэльного прошлого. Поэтому спортивный психолог - это именно тот человек, который может самостоятельно, с помощью тренера или товарищей по команде оказать небольшое, но решающее воздействие на психику спортсмена.

В профессиональной карьере  любого спортсмена бывают кризисные  периоды, которые могут быть вызваны  самыми различными причинами: неудачей в соревновании, переходом в другой клуб, сменой тренера, обстоятельствами личной жизни и другими. Спортивный психолог может помочь спортсмену разобраться в проблемах и найти такой выход из ситуации, который придаст силы для новых спортивных достижений.

  1. История применения психологических знаний в спорте

 

 

Психология спорта изучает закономерности психической деятельности людей в условиях тренировок и спортивных соревнований. Объектами изучения и практической работы спортивного психолога являются спортсмены, тренеры, процесс их взаимодействия, направленный на усвоение спортивных умений и повышение спортивного мастерства.

Психология спорта принадлежит к числу молодых  прикладных отраслей психологической  науки. В период 1920—1940 гг. немногочисленные исследования в области спортивной психологии велись в США, Германии и некоторых других странах. Несмотря на интересные исследования, проводившиеся отдельными учеными в ряде стран в первой половине XX века, эта область психологии не получила международного признания как самостоятельная научная дисциплина.

Интенсивное развитие психологии спорта началось уже после Второй мировой войны. Послевоенное развитие психологии физического воспитания и спорта характеризовалось большим сближением ее с практикой. В 1965 г. по инициативе Итальянской федерации спортивной медицины в Риме был организован первый конгресс по психологии спорта. Было создано Международное общество психологии спорта. За последние тридцать лет публиковалось большое количество психологических работ, посвященных исследованию спортсменов и спортивной деятельности. Спортивная психология утвердила себя как научная и практическая дисциплина и может рассматриваться как самостоятельная отрасль психологического знания.

 

 

 

2. Цели и задачи психологии спорта

 

 

Основные цели психологии спорта – изучение психологических  закономерностей формирования у спортсменов и команд спортивного мастерства и качеств, необходимых для участия в соревнованиях, а также разработка психологически обоснованных методов тренировки и подготовки к соревнованиям (Мельников), 1987). Достижение этих целей предполагает решение следующих конкретных задач:

Изучение влияния  спортивной деятельности на психику  спортсменов:

а) психологический  анализ соревнований (общий и конкретный по отдельным видам спорта);

б) выявление  характера влияния соревнований на спортсменов;

в) определение  требований, предъявляемых соревнованиями к психике спортсмена;

г) определение (совместно с представителями  других спортивных наук) совокупности моральных, волевых и других психологических  качеств, необходимых спортсменам  для успешного выступления на соревнованиях;

д) психологический  анализ условий тренировочной деятельности и спортивного быта.

Разработка психологических  условий для повышения эффективности  спортивных тренировок. Психология спорта призвана раскрыть механизмы и закономерности совершенствования спортивного мастерства, пути формирования специальных знаний, умений и навыков, а также условия, обеспечивающие успешность коллективных действий спортсменов.

Все это требует  от психологов:

а) психологического обоснования существующих методов и средств спортивной тренировки и поиска новых;

б) определения  путей для максимального использования  возможностей организма спортсмена, как за счет развития психических  функций, так и за счет создания аппаратурных методов тренировки (например, использования систем с «биологической обратной связью»);

в) разработки методов  психологического описания отдельных  видов спорта (психограмм), методов  психодиагностики спортивных способностей, социальной структуры и психологического климата команды;

г) разработки научно обоснованных методов моделирования соревновательной обстановки в условиях тренировок.

Разработка психологических  основ предсоревновательной подготовки спортсменов. В настоящее время  коренным образом меняются содержание и характер предсоревновательной подготовки спортсменов. Для успешного выступления в соревнованиях уже недостаточно высокого уровня только физической и тактической подготовленности. Наряду с двигательными сенсомоторными навыками и умениями приобретают значимость интеллектуальные навыки, а также навыки коллективных действий. Поэтому в предсоревновательной подготовке все большую роль начинают играть различные психические процессы и состояния. Возрастает значение психологических факторов и, как следствие, психологической подготовки спортсменов к участию в соревнованиях. Разработка методов и приемов такой подготовки – одна из главных функций психологии спорта. Реализация этой функции предполагает:

а) изучение закономерностей  функционирования психики в условиях соревнований и разработка методов повышения устойчивости и надежности соревновательной деятельности;

б) исследование психических состояний, развивающихся  в предсоревновательных и соревновательных условиях;

в) развитие психопрофилактики, формирование приемов, способов и путей  психологической закалки спортсменов, повышения их устойчивости к психо-травмирующим воздействиям.

Изучение социально-психологических  явлений в спортивном коллективе. Психология спорта изучает особенности  функционирования спортивных коллективов  и дает характеристику психологическим законам, управляющим их деятельностью. Решение этой задачи предполагает:

а) изучение истоков  и механизмов формирования внутригрупповых, коллективных феноменов (чувств, установок, традиций и т.п.), а также разработку методов управления ими с целью создания благоприятного психологического климата в спортивных командах;

б) изучение психологических  аспектов и закономерностей межличностного общения в спортивных командах и  разработку критериев психологической  совместимости спортсменов;

в) выявление социально-психологических мотивов поведения и деятельности спортсменов;

г) изучение влияния  личности тренера и стиля его  руководства на успешность деятельности и психологию спортивной команды.

 

3.Права и обязанности практического психолога в спорте

 

 

Современная спортивная деятельность требует участия профессиональных психологов в решении многих проблем. Хороший спортивный психолог должен:

  1. владеть знаниями и психологии, и спорта;
  2. являться привлекательной личностью;
  3. проявлять заботу о спортсменах и тренерах;
  4. уметь работать в группе;
  5. выражать желание учиться у спортсменов и тренеров.

 

К спортивному психологу  предъявляются высокие профессиональные требования в области практической психологии. Его работа состоит в  психологическом обеспечении подготовки спортсмена и спортивной деятельности. Эта работа включает в себя:

  1. Психодиагностику;
  2. Психолого-педагогические и психогигиенические рекомендации;
  3. Психологическую подготовку;
  4. Ситуативное управление состоянием и поведением спортсмена.

Психодиагностика в  спорте – это использование методов психологии для оценки тех психических процессов, состояний и качеств спортсменов, от которых зависит успех спортивной деятельности. Психодиагностика ставит своей целью изучение спортсмена и его возможностей в определенных условиях спортивной деятельности, в частности:

  1. особенности проявления и развития психических процессов;
  2. психические состояния (актуальные и доминирующие);
  3. свойства личности;
  4. социально-психологические особенности деятельности.

Психодиагностика осуществляется с целью спортивного отбора, в тренировочном процессе и во время соревнований. Проводится она для того, чтобы в последующем сформулировать психолого-педагогические и психогигиенические рекомендации, спланировать и более эффективно осуществить систему воздействия на спортсмена.

Как отмечает Г.Д. Горбунов, в ходе психодиагностики оказывается воздействие  на спортсмена. Это необходимо учитывать  и использовать.

Что сообщить спортсмену из полученных данных, когда и в какой форме? Нельзя забывать, что неправильно  или плохо организованная психодиагностика может оказывать негативное влияние на изучаемого. Нередко только выделение спортсмена из группы для какого-то тестирования может невольно вызывать ненужный ход мыслей и изменение его состояний. Тем более рекомендации должны базироваться на знаниях условий деятельности, общих закономерностях проявления психики в этих условиях и индивидуально-психологических особенностях спортсменов.

Психолого-педагогические и психогигиенические рекомендации могут быть адресованы тренеру, спортсмену, руководителям, массажисту, врачу, семье, товарищам – всем тем, кто вступает в контакт со спортсменом и своими словами и действиями может влиять на его психическое состояние. Психолого-педагогические и психогигиенические рекомендации могут относиться к отбору учеников для занятия определенным видом спорта, определенному тренировочному занятию или циклу, соревнованиям или определенному соревнованию и спортивному режиму.

Выделяют психологическую  подготовку тренера и спортсмена. В свою очередь, в психологической  подготовке спортсмена различают четыре ее вида:

  • психологическая подготовка к продолжительному нагрузочному тренировочному процессу;
  • общая психологическая подготовка к соревнованиям;
  • специальная психологическая подготовка к конкретному соревнованию;
  • коррекция психических состояний на заключительном этапе подготовки к ответственным соревнованиям.

Информация о работе Работа психолога в спорте