Работа психолога в спорте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 22:36, контрольная работа

Краткое описание

Каждый вид спорта для успешных выступлений требует определенного состояния физических и психических качеств и сегодня, когда физическая подготовленность спортсменов находится на очень близком уровне, решающим фактором для победы в соревновании становится психологическая готовность. Помочь найти будущих чемпионов, определить предпосылки развития необходимых психических качеств - это задача психологического отбора и спортивной профориентации.
Подготовка спортсменов осуществляется по различным направлениям, но порой недостаток воли или неумение управлять своими эмоциями может свести к нулю результаты многолетних тренировок. При регулярной психодиагностике и активном участии психолога в тренировочном процессе становится возможным учет индивидуальных особенностей спортсмена, формирование и развитие необходимых для победы психических качеств и умений.

Содержание

Введение 3
1. История применения психологических знаний в спорте 5
2. Цели и задачи психологии спорта 6
3. Права и обязанности практического психолога в спорте 8
4. Профессиональная этика спортивного психолога 12
Заключение. 15
Список используемой литературы 17

Вложенные файлы: 1 файл

Лето психолог в спорте 2013.doc

— 91.50 Кб (Скачать файл)

Ситуативное управление состоянием и поведением спортсмена осуществляется в тех случаях, когда обнаружены недостатки в психологической подготовке и требуется срочное влияние на психическое состояние спортсмена. Управление может осуществляться за день до соревнований или в день соревнований, непосредственно перед стартом (секундирование), в перерывах между соревновательными упражнениями (а иногда и в ходе их выполнения), а также после соревнований. Аналогично в тренировке: перед занятием, при выполнении отдельных упражнений, после занятия либо в определенном тренировочном цикле.

Само по себе понятие «психологическое обеспечение» предусматривает широкий круг научно-исследовательских, научно-практических и организационных вопросов, где переплетаются задачи психологии, педагогики и смежных дисциплин.

По мнению Г.Д. Горбунова, психолог в спорте должен быть не только специалистом по диагностике, но и педагогом-психологом. Современные понятия о профессионализме психолога требуют от него не только глубины теоретических знаний и владения методами изучения человека, но и умения тактично и своевременно выдавать спортсмену, тренеру эффективно воздействующую, полезную информацию. Для этого психолог-практик обязан владеть методами воздействия так же качественно, как он владеет методами исследования. Спорту нужен психолог, который может, длительно находясь на учебно-тренировочных сборах, сжиться со спортсменами, организовать коллектив и настроение в нем. Он должен воспитывать значимые для спорта свойства личности, создавать нужные психические состояния, снимать последствия монотонии; проводить сеансы гипноза, внушенного отдыха, гетеротренинга, группового психотренинга. Он может обучать спортсменов приемам саморегуляции; ненавязчиво проводить со спортсменами беседы о тренировках и соревнованиях (а также об учебе, работе, любви, музыке, кино, театре, книгах и т.д.). Он должен быть способен улаживать конфликты, секундировать в соревнованиях, организовывать отдых спортсменов, создавать и поддерживать традиции коллектива и делать массу других, казалось бы, странных для психолога дел, но вполне естественных для педагога и любого другого человека, который хочет помочь спортсмену в его трудной спортивной жизни.

Заинтересованные психологи  дополняют базовое образование  годами самостоятельной работы и  самообразования, осваивают, апробируют и совершенствуют методы воздействия в своей практической деятельности. Если психолог не переходит от методов исследования к методам воздействия, он вряд ли получит лестную оценку от спортсмена и тренера.

Главный критерий деятельности практического психолога спорта – быть полезным спортсмену и тренеру, своим непосредственным участием способствовать росту спортивных результатов и совершенствованию личности спортсмена. Эта полезность и продуктивность деятельности психолога спорта определяется системой отдельных звеньев его профессиональной подготовки:

  1. базовым теоретическим, психолого-педагогическим образованием;
  2. овладением методами психологического исследования и грамотной интерпретацией получаемых данных;
  3. овладением методами психолого-педагогического воздействия.

Практическая психология спорта, по мнению Г.Д. Горбунова, вполне может быть названа спортивно-педагогической психологией или спортивно-психологической педагогикой, но лучше всего для восприятия и точнее по сути – психопедагогикой спорта. В ее основе лежит психология изучения и воздействия, а главная ее задача – психологическое обеспечение подготовки спортсмена.

 

 

4.Профессиональная этика спортивного психолога.

 

 

. Исследования этического аспекта работы спортивного психолога посвящены изучению таких вопросов, как организационный контекст, в котором осуществляется работа; взаимоотношения с коллегами, с клиентами; конфиденциальность полученной психологом информации; место проведения консультационных встреч (в случае работы спортивного психолога, это не всегда происходит в отдельном специально оснащенном кабинете).

Когда психолог работает со спортивной организацией, то он вынужден находить оптимальный баланс между  задачами, которые ставят перед ними организации и в то же время  учитывать интересы и запросы  каждого сотрудника в отдельности. Спортивный психолог, как правило, оказывается в ситуации сложного взаимодействия с тренером, спортсменом, административными работниками команды и т.д., чьи интересы, задачи и собственно ожидания от спортивного психолога часто очень различаются. Иерархичные отношения в организации, спортивной команде могут препятствовать установлению доверительного контакта между психологом и сотрудниками, спортсменами. В данном случае психологу следует особое внимание уделить вопросам сохранения конфиденциальности получаемой им информации.

Достаточно затруднительное  положение для психолога возникает, когда он привлекается к вопросам спортивной селекции, комплектования команды. Психологу еще до преступления к работе следует обсудить этические  ограничения своей работы, чтобы не вызвать неверных ожиданий.

Когда спортивный психолог путешествует со спортивной командой или клубом, то администрация или  сотрудники команды часто требуют  от психолога оперативных, сиюминутных  консультаций (например, в автобусе, самолете, отеле, сразу после игры). Такое положение противоречит основополагающим принципам проведения терапевтических конcультаций, к тому же значительно осложняет сохранение конфиденциальности информации. Спортивный психолог должен быть готов к тому, что во время таких поездок, когда ему приходиться проводить со спортсменами, тренерами, работниками команды продолжительное количество времени, разговоры не всегда будут касаться исключительно спортивной психологии. Некоторые атлеты, как правило, хотят поделиться проблемами своей личной жизни, пообщаться с психологом на житейские темы. Психологу важно помнить, прежде всего, о своих профессиональных обязанностях и оставаться деликатным, тактичным, но в то же время не отвергать и не терять контакта со спортсменом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Несомненно, что  введение в спортивную практику спортивных психологов значительно обогатит арсенал  средств деятельности тренера, расширит кругозор спортсмена, содержательно  углубит и гуманизирует мировоззрение  спортивных практиков, а в целом будет способствовать повышению культуры и совершенствованию тренировочного процесса.

Когда есть спрос  на специалистов, то развивается вся  отрасль. Прежде всего, конечно, надо официально выделить психологию спорта в самостоятельную  специальность, чтобы можно было осуществлять целенаправленную подготовку кадров, проводить исследования, защищать диссертации, не подстраивая содержание под наиболее близкую отрасль. Это большая работа, но, по крайней мере, механизм этого процесса известен и апробирован на других специальностях.

Следующий шаг - это реальное внедрение спортивных психологов в различные звенья подготовки спортсменов, так как, несмотря на внешнее  согласие с важностью этого направления, постоянной работы даже с ведущими клубами и спортсменами не ведется. Необходимо, чтобы спортивный психолог наряду с тренером и врачом стал обязательным специалистом во всех физкультурных заведениях, а в качестве примерного ориентира можно использовать процесс внедрения психологов в среднюю школу.

Естественно, что деятельность спортивных психологов в различных организациях будет эффективной только в условиях постоянного совершенствования, обмена опытом, взаимопомощью, что предполагает активное функционирование централизованной структуры, создание консультационной службы, регулярных собраний и специализированного печатного издания.

Спортивная психология, как и многое другое в спорте, держится за счет здорового фанатизма, внимания к проблемам спортсменам  и готовности их решать, искреннего патриотизма и желания видеть представителей своей страны среди победителей различных соревнований.

Подводя итоги  развития спортивной психологии в 20 веке можно утверждать, что спортивная психология утвердила себя как научная  и практическая дисциплина в числе  различных отраслей психологии. Более того, в ряде областей человеческой деятельности, например, деятельности в экстремальных условиях спортивная психология вышла на передовые позиции, внеся много новых теоретических и практических знаний в психологическую науку. Есть и еще ряд позиций, где спортивная психология занимает ведущее место.

Так в актив  спортивной психологии можно отнести  детально разработанную систему  психодиагностики личности и психических  состояний спортсмена, позволяющей  выявлять сильные и слабые стороны  спортсменов, делать прогноз эффективности их будущей деятельности в условиях тренировок и соревнований, что дает возможность вносить необходимые коррективы в процесс их подготовки. В этот же актив можно занести разнообразные методы психологических воздействий и управления психическим состоянием спортсменов (методы психической регуляции и саморегуляции), показавшие свою достаточную эффективность в регуляции психическим состоянием спортсменов в стресс-соревновательных ситуациях.

Что же можно  занести в пассив спортивной психологии: спортивная психология еще не стала неотъемленой частью тренировочно-соревновательного процесса подготовки спортсменов. Большинство тренеров, спортсменов пытаются решать свои психологические проблемы основываясь в большей степени на «своем житейском опыте», без учета психологических закономерностей спортивной деятельности. И, как показала практика, это им удается достаточно редко.

Список используемой литературы:

 

 

1.  Захаров Е., Карасев А., Сафонов А.. Энциклопедия физической подготовки. – М., 1994

2.  Зотов В.П. Восстановление работоспособности в спорте. – Киев: Здоровье, 1990.

3.  Готовцев П.И., Дубровский В.И. Спортсменам о восстановлении. – М.: Физкультура и спорт, 1981

4.  Петровский Б.В. М., Популярная медицинская энциклопедия, 1981.

5.  Куценко Г.И., Ю.В. Новиков. Книга о здоровом образе жизни. – СПб., 1997.

6.  Ильинич В.И. Физическая культура студента. – М.: Гардарики, 2000

7.  Рудик П.А. Психология и современный спорт. – М., 1983г.

8.  Волков И.П. Задачи и формы психологического обеспечения высококвалифицированных спортсменов к соревнованиям // Научные исследования и разработки в спорте. 1994, № 1, с. 5 – 10.

9.  Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. - М.: ФиС, 1986. - 182 с.

10.  Некрасов В.П. Психорегуляция в подготовке спортсменов. - М.: ФиС, 1985.

Байкова И.А., Головач  А., Тарасевич Е.В., Порахонько С.А., Чистов А.В. Психотерапия в спорте 2006

Гогунов Е.Н., Мартьянов  Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 288с.

Дубровский В.И. Реабилитация в спорте 1991

Козин А.П. Психогигиена спортивной деятельности. - Киев: Здоров'я, 1985. - 128 с.

Рубштейн Н. Что  нужно знать, чтобы стать первым. Психология танцевального спорта 2002

Стоунс Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения. - М.: Педагогика, 1984. 472 с.

 


 



Информация о работе Работа психолога в спорте