Работа социального педагога по профилактике виктимности подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 23:55, дипломная работа

Краткое описание

Проблема профилактики виктимности подростков является одной из актуальных на современном этапе развития системы социального воспитания. В настоящее время в России действительность содержит немало угроз и опасностей, требующих от человека бдительности, осмотрительности, разумной осторожности. Ныне возросла криминальная опасность, угроза стать объектом обмана, мошенничества, нападения преступника.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы проблемы виктимности подростков
1.1 Основные подходы к исследованию виктимности
1.2 Возрастные особенности подростков и виктимизация
1.3 Профилактика виктимности подростков как социально- педагогическая проблема
2. Опытно-экспериментальная работа по профилактике виктимности подростков
2.1 Программа работы социального педагога по профилактике виктимности подростков
2.2 Описание эксперимента и анализ его результатов
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Работа социального педагога по профилактике виктимности подростков.doc

— 425.00 Кб (Скачать файл)

Для насилий, грабежей, мошенничества  и других видов преступлений есть свои виктимные предпосылки в  особенностях личности и поведения  намечаемых жертв, которые стоит учитывать для построения бдительного, обеспечивающего личную безопасность поведения. Не быть наивным и беспечным в повседневной жизни, сохранять бдительность и не совершать действий, повышающих вероятность попадания в трудные, экстремальные, кризисные ситуации; быть разборчивым в знакомствах; не ходить «по лезвию ножа», не испытывать судьбу, действуя в рискованных и опасных ситуациях на авось; не подставляться под удары судьбы и криминала, не совершать действий, которые дают возможность недоброжелателям и преступникам воспользоваться ими, чтобы поставить человека в трудное положение.

На социально-педагогическом уровне, система виктимологической профилактики представляет собой организованную целенаправленную деятельность специалистов различных профессий (психологов, социальных педагогов и работников социальных служб, юристов и т.д.), направленную на выявление и устранение различных виктимологически - значимых явлений и процессов в сфере внутрисемейных, общественных, неформальных отношений, обуславливающих виктимизацию личности человека как потенциальной жертвы преступных посягательств конкретного индивида либо конкретных обстоятельств. Так, своевременное и продуманное планирование в области социальной инфраструктуры микрорайона или города (строительство жилья, учреждение социальной сферы, обеспечение сохранности рабочих мест) может предотвратить миграционные процессы среди жителей данной территории (на поиски новой работы, более удобной школы для ребенка и т.п.); организация и проведение групповых и психологических тренингов (или индивидуальных занятий) обучавшего характера (приобретение навыков эффективного разрешения межличностных конфликтов, навыков психологической саморегуляции и т.п.) позволит людям, прошедшим данный тренинг, более эффективно взаимодействовать с окружающими, снижая риск возникновения конфликтных ситуаций в своей жизни; своевременное консультирование и профессиональная поддержка социальным педагогом родителей из курируемой им семьи может значительно снизить риск возникновения внутрисемейной напряженности, могущей сказаться на детях и т.д.

Социально-педагогическая деятельность, помимо профилактических мер, предусматривает  также деятельность по помощи и поддержке  лиц, ставших жертвами неблагоприятных  обстоятельств (кризисные центры или специализированные отделения для детей, переживших насилие; создание в районах компактного проживания беженцев национальных культурных и образовательных центров; развитие социальной инфраструктуры, специализированной под той или иной дефект развития человека, например, создание спортивного клуба для инвалидов с нарушениями опорно двигательного аппарата и т.д.).

В России более миллиона детей живут  в детских интернатных учреждениях. Причинами отказа от детей и помещения  их в государственные учреждения являются: неполная семья, недостаточная материальная обеспеченность и плохие жилищные условия, алкоголизм матери или обоих родителей. Лишь небольшая часть детей оставляется родителями из-за обнаруженных у них при рождении физического дефекта.

Результаты воздействия виктимологической профилактики детей-сирот является одной из ключевых проблем в деятельности детских домов и интернатов. При выходе из их стен выпускники зачастую оказываются неподготовленными к взрослой жизни, не имеют надлежащего социального опыта, не получаю соответствующей помощи. Бывают случаи, когда выпускники не знают элементарных вещей, необходимых для элементарного существования: как распоряжаться деньгами, как следить за чистотой в доме, заваривать чай и чем заниматься в свободное время. Повышенная внушаемость и психическая неустойчивость делают их объектами для преступных элементов. Для социальной адаптации детей-сирот необходимы следующие меры [20;273].

1. Развить навыки и способности  к различным видам трудовой  деятельности. В условиях рынка дать конкурентоспособные специальности.

2. Формировать общую положительную  направленность личности ребенка,  увлекая его каким-либо делом,  способствующим повышению его  самооценки.

3. Организовать работу каждого  детского сиротского учреждения  по индивидуальной программе, которая была бы ориентированная на имеющихся в нем контингент детей.

4. Всемерно способствовать «открытости»  интернатных учреждений.

5. Поощрять усыновление и удочерение  детей-сирот как в форме получивших  в настоящее время распространение  детских семейных домов, так и индивидуальных усыновлений (удочерений).

Люди с ограниченными возможностями, люди с нарушенной координацией движения, полностью или частично парализованные и т.п. признаются инвалидами в силу очевидных отклонений от нормального физического состояния человека. Все социальные услуги, входящие в федеральный перечень гарантированных государством услуг, могут быть оказаны гражданам бесплатно, а так же на условиях частичной или полной оплаты. Существенные вопросы социальной защиты инвалидов получили правовую базу в Законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Законом предусматриваются льготы на внеочередное получение жилья, оборудованного соответствующим образом.

Наиболее характерными причинами, усугубляющие проблему бездомности, для многих стран в настоящее время являются [30]:

1) недостаточное количество жилищ,  нехватка дешевого жилья;

2) безработица, обуславливающая  отсутствие средств для оплаты  жилья;

3) малодоходность многих семей  и отдельных граждан;

4) социальное здоровье общества (наличие душевнобольных, лиц с отклоняющимся поведением, наркоманов, алкоголиков; нездоровые отношения в семье; положение лиц, вышедших из мест заключения)

5) слабые возможности реализации  социальных программ, нацеленных  на оказание материальной и другой помощи малообеспеченным семьям, группам риска и т.д.

Значительную  долю бездомных составляют так называемые люди без определенного места  жительства. К ним требуется особый подход. Не каждый специалист может  работать с ними (особенно с такими категориями, как люди, опустившиеся на «дно»). От социального педагога требуется ярко выраженная коммуникабельность, умение найти контакт с людьми, не унижая и не отталкивая их, дать возможность почувствовать человеческое отношение к себе, не обидеть, предлагая элементарные услуги: ночлег, питание и медицинскую помощь.

Таким образом, система виктимологической  профилактики должна представлять собой  организованную на социально-педагогических принципах целенаправленную деятельность специалистов различных профессий, направленную на выявление и устранение виктимогенных факторов и процессов в сфере внутрисемейных, общественных, неформальных отношений, обуславливающих виктимизацию подростка как потенциальной жертвы преступных посягательств конкретного индивида либо конкретных обстоятельств.

Итак, виктимность характеризует предрасположенность  человека стать жертвой неблагоприятных  обстоятельств. Виктимогенность же обозначает наличие в объективных  обстоятельствах социализации характеристик, черт, опасностей, влияние которых может сделать человека жертвой этих обстоятельств. Соответственно, виктимизация понимается с одной стороны, как процесс влияния на человека совокупности негативных внешних условий и факторов, а с другой как процесс социально - психологических изменений личности человека под влиянием негативных внешних условий и факторов, формирующих в нем «психологию жертвы».

Важнейшее психическое новообразование подросткового  возраста – чувство взрослости –  представляет собой преимущественно  новый уровень притязаний, предвосхищающий будущее положение, которое подросток фактически еще не достиг. Повышенная виктимность подростка обусловлена тем, что подросток действует исходя из чувства взрослого, но не способен предвосхитить, и справится с последствиями взрослого поведения. В данной ситуации на первый план выходят проблемы социально-педагогической профилактики виктимности.

На  социально-педагогическом уровне, система  виктимологической профилактики представляет собой организованную на социально-педагогических принципах целенаправленную деятельность специалистов различных профессий (психологов, социальных педагогов и работников социальных служб, юристов и т.д.), направленную на выявление и устранение различных виктимологически -значимых явлений и процессов в сфере внутрисемейных, общественных, неформальных отношений, обуславливающих виктимизацию подростка как потенциальной жертвы преступных посягательств конкретного индивида либо конкретных обстоятельств.

 

2. Опытно-экспериментальная работа  по профилактике виктимности  подростков

 

2.1 Программа работы социального  педагога по профилактике виктимности  подростков

 

Изучив научную литературу по проблеме виктимности подростков, считаем  целесообразным, чтобы работа социального  педагога в этом направлении носила не только профилактический, но и развивающий характер.

Статистические данные об авариях  на дорогах, росте наркомании, отравлении алкоголем, гибели людей в процессе производства и в быту подтверждают выводы о чрезвычайной актуальности профилактики виктимного поведения, формирования у современного человека культуры личной безопасности. Воспитание такой культуры предполагает овладение накопленным опытом выживания в разнообразных ситуациях, формирование готовности использовать этот опыт в постоянно меняющихся условиях. Речь идет о комплексной подготовке человека к предупреждению и преодолению опасных ситуаций, чему способствует мировоззренческая, нравственная, интеллектуальная, психологическая, коммуникативная, правовая, эстетическая, интерсоциальная и физическая готовности [9].

Эффективное формирование навыков  личной безопасности на основе гуманистической  нравственной установки возможно лишь при соответствующем обучении безопасному  поведению. Обучение, основанное только на ограниченном наборе правил, преимущественно  запретительного характера (не впускай в квартиру, не подходи к машине, не отвечай на вопросы, не садись в машину и т. д.), не дает воспитанникам возможности усвоить весь необходимый арсенал средств безопасности. Иначе говоря, лишь человек, обученный конструктивным способам безопасного поведения, может быть способен к нравственному действию и одновременному обеспечению своей личной безопасности.

Программа работы специалиста - это  разрабатываемый и реализуемый  комплекс задач и мероприятий, имеющий  определенное содержание и направленный на достижение конечной цели [41].

На основании анализа научной  литературы мы сделали вывод, что  эффективная профилактика подростковой виктимности должна включать следующие  направления: правовое, социальное, валеологическое.

Целью разработанной нами программы является снижение факторов риска предрасположенности подростка стать жертвой неблагоприятных условий социализации.

Задачи:

1) диагностировать у подростков  уровень склонности к виктимности;  знаний; ответственности; умений  и навыков безопасного поведения;

2) повысить информированность подростков  об опасности конкретных видов  поведения; 

3) повысить ответственность подростков  в процессе их жизнедеятельности;

4) развить умения и навыки  безопасного поведения у подростков;

5) снизить склонность к виктимному поведению у подростков.

Кратко опишем содержание блоков и  перечень мероприятий программы, которая  состоит из четырех блоков: вводно-диагностического, теоретического, практического, включающего  в себя две части (тренинги по развитию соответствующих умений и навыков) и итогово-диагностического.

В рамках вводно-диагностического и  итогово-диагностического блоков решаются задачи диагностики показателей  эффективности программы; знакомства и группового сплочения подростков экспериментальной группы; информирование родителей о проблеме виктимности подростков.

Основной формой работы социального  педагога является факультатив. Занятия  также проводятся в форме мастерской, тренинга, консультации.

Блок 1. Вводно-диагностический.

Цель: диагностика основных показателей эффективности программы.

Тема 1. «Знакомство».

Ключевые  понятия: знакомство, представление, интервью, самоанализ, тренинг, правила поведения, введение в проблему виктимности, юридическая  и моральная ответственность.

Методы  работы: беседа, упражнения «Снежный ком», «Интервью», проблемные ситуации.

Домашнее  задание: написать несколько примеров проблемных ситуаций из собственной  жизни.

Тема 2. «Диагностика виктимности».

Ключевые  понятия: анкета, тест- опросник, незаконченный  тезис.

Методы  работы: наблюдение; методика исследования склонности к виктимному поведению, разработанная О.О. Андрониковой [2]; анкета «Выявление склонности подростков к попаданию в виктимогенные ситуации»; незаконченный тезис; методика «Локус контроля» для определения уровня ответственности подростков.

Домашнее  задание: написать краткое сочинение  на тему: «Что значит для меня - быть в безопасности…».

Блок 2. «Виктимогенные ситуации».

Цель: предоставление подросткам знаний о виктимологии, особенностях виктимного поведения и особенностях безопасного  поведения.

Тема 1: Виктимология – наука о  жертвах и посягателях.

Ключевые понятия: виктимология, виктимность, жертва, роль поведения жертвы в опасных ситуациях, насилие, виды насилия.

Методы работы: рассказ, дискуссия, беседа.

Домашнее задание: написать несколько  примеров насильственных действий, с  которыми подростки могут встретиться  в повседневной жизни.

Тема 2: Виктимное поведение.

Ключевые понятия: правонарушение, преступление, аморальное поведение, виктимизация, группы риска, факторы виктимности, виктимное поведение.

Методы работы: рассказ, дискуссия.

Домашнее задание: привести примеры  виктимного поведения, которые подростки  наблюдали в собственной жизни.

Информация о работе Работа социального педагога по профилактике виктимности подростков