Содержание
Введение ………………………………………….…………….……...………....
3
1. Специфика деятельности специальных
(коррекционных) образовательных учреждений
VI вида ……………………….…………………………..…..….…
5
Выводы по первой части ……………………………………………….……..…
8
2. Обучение и воспитание детей
в специальных (коррекционных) образовательных
учреждениях VI вида ……………....…………………..…....
9
Выводы по второй части …………………………………………….…………
13
3. Адаптивное физическое воспитание
в специальных (коррекционных) образовательных
учреждениях VI вида …………….………………………...
14
Выводы по третьей части ………………………………………………………
18
Заключение ……………………………………..……….…………..………..…
19
Список литературы ……………………...………….……….…………..……...
21
Введение
Проблема обучения и воспитания детей
с нарушениями опорно-двигательного аппарата
является одной из важнейших в педагогической
науке, а именно в коррекционной педагогике
и дефектологии. Это происходит не только
потому, что нарушения опорно-двигательного
аппарата являются часто встречающимся
синдромом, но и потому, что данная проблема
наиболее разработана в специальной дефектологической
литературе. Для обучения и воспитания
детей с нарушениями опорно-двигательного
аппарата (с двигательными нарушениями
различной этиологии и степени выраженности,
детским церебральным параличом,
с врожденными и приобретенными деформациями
опорно-двигательного аппарата, вялыми
параличами верхних и нижних конечностей,
парезами и парапарезами нижних и верхних
конечностей), для восстановления, формирования
и развития двигательных функций, коррекции
недостатков психического и речевого
развития детей, их социально-трудовой
адаптации и интеграции в общество, создаются
специальные (коррекционные) образовательные
учреждения VI вида на основе специально
организованного двигательного режима
и предметно-практической деятельности.
Теоретическое рассмотрение проблемы
функционирования специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VI вида является актуальным, так
как существует еще множество неизвестной
и неизученной информации, что является
предпосылкой к ее дальнейшему изучению.
Данным вопросом занимались
следующие коррекционные педагоги: С.П.
Евсеев, И.В. Ипполитова, В.А. Лапшин, И.Ю.
Левченко, А.Ф. Каптелин, Н.В. Таланова и
многие другие. Их труды внесли большой
вклад в развитие отечественной коррекционной
педагогики и дефектологии.
Структура работы: введение, три теоретические
части, заключение, список литературы.
Большинство детей с ограниченными
возможностями здоровья, которые сегодня
обучаются в специальных школах, могут
и должны интегрироваться в общеобразовательные
учреждения. Модель работы с проблемными
учащимися массовой школы предусматривает
две части коррекционно-развивающей работы
– педагогическую и психологическую,
которую на основном этапе работы осуществляют
учителя, дефектологи и педагог-психолог,
он же осуществляет и координацию совместных
действий психолого-педагогического сопровождения
и адаптации учащихся.
Согласно закону Российской
Федерации «Об образовании» (статья 50,
п. 10) для детей и подростков с отклонениями
в развитии органы управления образованием
создают специальные (коррекционные) образовательные
учреждения (классы, группы), обеспечивающие
их лечение, воспитание и обучение, социальную
адаптацию и интеграцию в общество. Финансирование
указанных образовательных учреждений
осуществляется по повышенным нормативам.
Категории обучающихся, воспитанников,
направляемых в указанные образовательные
учреждения, а также содержащихся на полном
государственном обеспечении, определяются
Правительством Российской Федерации.
Дети и подростки с отклонениями в развитии
направляются в указанные образовательные
учреждения органами управления образованием
только с согласия родителей (законных
представителей) по заключению психолого-медико-педагогической
комиссии.
1. Специфика деятельности
специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VI вида
В России на современном этапе
детям с ограниченными возможностями
здоровья оказывают специализированную
помощь множество учреждений, находящихся
под различными ведомствами. Система учреждений,
оказывающих специализированную помощь
детям с ограниченными возможностями
здоровья в России:
- Министерство образования,
Министерство здравоохранения, Министерство
труда и социального развития, общественные
организации;
- специальные детские сады
и ясли, дома ребенка, дома-интернаты для
инвалидов, Всероссийское общество инвалидов
(детей-инвалидов) (ВОИ);
- специальные (коррекционные)
школы, детские поликлиники;
- реабилитационные центры,
Всероссийское общество глухих (ВОГ);
- школы-интернаты отделения
детских больниц, психоневрологические
диспансеры;
- дома-интернаты;
- Всероссийское общество
слепых (ВОС);
- детские дома;
- детские санатории, Ассоциации
родителей детей-инвалидов;
- специальные группы в детских
садах, Центр патологии речи;
- благотворительные общества;
- специальные классы в общеобразовательных
школах, сурдологические центры;
- логопедические пункты в общеобразовательных
школах, диагностические центры;
- психологические центры;
- психолого-педагогические
и медико-социальные центры;
- психолого-медико-педагогические
комиссии.
[3, c. 14].
Для обучения и воспитания детей
с нарушениями опорно-двигательного аппарата
(с двигательными нарушениями различной
этиологии и степени выраженности, детским
церебральным параличом,
с врожденными и приобретенными деформациями
опорно-двигательного аппарата, вялыми
параличами верхних и нижних конечностей,
парезами и парапарезами нижних и верхних
конечностей), для восстановления, формирования
и развития двигательных функций, коррекции
недостатков психического и речевого
развития детей, их социально-трудовой
адаптации и интеграции в общество, создаются специальные (коррекционные)
образовательные учреждения VI вида
на основе специально организованного
двигательного режима и предметно-практической
деятельности [3, c. 99].
Коррекционные учреждения VI
вида осуществляют образовательный процесс
в соответствии с уровнями общеобразовательных
программ трех ступеней общего образования:
1 ступень – начальное общее
образование (нормативный срок освоения
– 4-5 лет);
2 ступень – основное общее
образование (нормативный срок освоения
– 6 лет);
3 ступень – среднее (полное)
общее образование (нормативный срок освоения
– 2 года).
[3, c. 105].
На 1 ступени общего образования
решаются задачи комплексной коррекции,
направленной на формирование всей двигательной
сферы воспитанников, их познавательной
деятельности и речи.
На 2 ступени общего образования
закладывается фундамент общеобразовательной
и трудовой подготовки, продолжается коррекционно-восстановительная
работа по развитию двигательных, мыслительных,
речевых навыков и умений, обеспечивающих
социально-трудовую адаптацию воспитанников.
На 3 ступени общего образования
завершается обучение воспитанников по
общеобразовательным программам, создаются
условия для сознательного и активного
включения их в жизнь общества.
В 1 класс (группу) принимаются,
как правило, дети с 7-летнего возраста,
допускается также прием детей свыше указанного
возраста
на 1-2 года.
Для детей, не посещавших дошкольные
образовательные учреждения, открывается
подготовительный класс.
Количество воспитанников в
классе (группе), группе продленного дня
– до 10 человек.
Трудовое обучение строится
с учетом возможностей, интересов воспитанников,
включает в себя систему трудотерапии,
направленную на восстановление, компенсацию
и развитие трудовых умений и навыков,
является основой для профессиональной
подготовки [3, c. 116].
В штаты коррекционного учреждения
вводится должность логопеда из расчета
не менее 1 единицы на 15-20 воспитанников
с нарушениями речи.
Выводы по первой части
В первой части контрольной
работы «Специфика деятельности специальных
(коррекционных) образовательных учреждений
VI вида» мы рассмотрели следующие подвопросы:
система учреждений, оказывающих специализированную
помощь детям с ограниченными возможностями
здоровья в России, нормативные сроки
освоения общеобразовательной программы,
особенности организации работы специальных
(коррекционных) образовательных учреждений
VI вида, и пришли к следующим выводам:
1. В России на современном этапе
детям с ограниченными возможностями
здоровья оказывают специализированную
помощь множество учреждений, находящихся
под различными ведомствами;
2. Коррекционные учреждения
VI вида осуществляют образовательный
процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных
программ трех ступеней общего образования;
3. Обучение и воспитание
детей в коррекционных учреждениях
VI вида осуществляется рационально и последовательно.
2. Обучение и
воспитание детей в специальных
(коррекционных) образовательных учреждениях
VI вида
Практика обучения детей с детским церебральным параличом (ДЦП)
в массовой школе показала, что особенности
психического и физического развития
не позволяют им полноценно овладевать
программой массовой общеобразовательной
школы.
Обучение детей с нарушениями опорно-двигательного
аппарата (ОДА) проводится в специальном
типе школ – школах-интернатах (школах)
для детей с последствиями полиомиелита
и церебральных параличей. Этот способ
получения образования позволяет устранить
проблему социальной изоляции. В интернате
ребенок не только получает общие знания,
но и обучается трудовым навыкам, а опытные
специалисты проводят мероприятия, направленные
на профессиональную ориентацию. Своевременная
помощь дефектологов, медиков, инструкторов
ЛФК позволяет не только устранить многие
нарушения, вызванные заболеванием, но
и подготавливает малыша к встрече с окружающим
миром. В эти школы принимаются дети дошкольного
возраста, самостоятельно передвигающиеся,
не требующие индивидуального ухода. Школы
имеют подготовительный класс, куда принимаются
дети семилетнего возраста. Дети с церебральными
параличами выделяются в специальные
классы в составе школы [4, c. 201].
Некоторые мамы и папы предпочитают воспитывать
своих детей с ДЦП дома, самостоятельно. Однако реальную
помощь ребенку можно оказать только при
условии совместной работы разных специалистов.
Кроме того, многие реабилитационные
центры имеют специально оборудованные
спортивные залы, релаксационные комнаты,
бассейны, а программа обучения в таких
учреждениях предусматривает не только
общие дисциплины, но и дополнительные
занятия, направленные на коррекцию и
совершенствование психомоторного развития,
логопедическую и психологическую помощь,
восстановление двигательных функций.
И к тому же – ежедневный медицинский
контроль.
Для получения образования детьми с нарушениями
опорно-двигательного аппарата (ОДА) необходимо
обеспечить специальные условия:
1. Специально организованная среда:
- специально приспособленное здание
(лифты, пандусы и др.);
- ортопедическая обувь и ортопедические
приспособления;
- специальная мебель;
- специальные приборы для обучения (ручки
и др.);
- компьютерные классы;
- мастерские для трудовой подготовки.
2. Наполняемость классов:
- подготовительный класс – не более
8 человек;
- в начальной, основной, средней школе
– до 10 человек (возможно меньше);
- в классах для умственно отсталых детей
с нарушением ОДА – не более
7 человек.
3. Продолжительность уроков:
- в подготовительном классе – 30 минут;
- в 1 классе – 35-40 минут;
- во 2 классе и далее – 45 минут.
На каждом уроке после 20 минут занятий
проводится 5-минутная физкультпауза с
включением лечебно-коррекционных мероприятий.
4. Обучение учащихся этой категории
осуществляют специально подготовленные
педагоги, знающие психофизические
особенности детей с нарушениями
ОДА. Коррекционные занятия проводят
учителя, логопеды, методисты ЛФК, психологи.
5. Школа для детей с нарушениями
функций ОДА имеет специальные
логопедические кабинеты, кабинет
для ЛФК и массажа, кабинет
психолога, бассейн, ортопедическую
мастерскую.
6. Обучение детей с нарушением
функции ОДА осуществляется на
фоне лечебно-восстановительной
работы. Лечебно-воспитательная работа
ведется в следующих направлениях:
посильная медицинская коррекция
двигательного дефекта, терапия
нервно-психических отклонений, купирование
соматических заболеваний.
7. Комплекс восстановительного
лечения представлен ортопедоневрологическими
мероприятиями, лечебной физкультурой,
массажем, физио-, бальнео-климатотерапией,
протезно-ортопедической помощью, коррекционными
занятиями в бассейне и т.д.
Медицинский блок должен включать
помещения для этих мероприятий.
[6, c. 118].
Лечебные мероприятия, кроме обычной
педиатрической службы, осуществляют
врачи: психоневрологи (невропатологи),
ортопеды, врачи ЛФК, физиотерапевты, а
также средний и младший медицинский персонал.
Воспитательно-образовательный процесс строится
следующим образом: