Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 17:26, автореферат
Состояние современного российского общества характеризуется внешней открытостью в сочетании с непрерывными, интенсивными внутренними преобразованиями. Россия ориентируется на переход к демократическому и правовому государству, конкурентоспособному в экономическом и общественном развитии. Ресурсом этой стратегии является образование, призванное обеспечить высокое качество человеческого капитала на основе динамичности, технологичности, инновационности при сохранении фундаментальности, соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
На правах рукописи
Шумакова Ольга Алексеевна
Развитие базовой культуры взаимодействия
психолога образования с родителями
19.00.07 – педагогическая психология
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
доктора психологических наук
Екатеринбург – 2011
Работа выполнена в ГОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет»
Научный консультант: |
доктор психологических наук, профессор Долгова Валентина Ивановна |
Официальные оппоненты: |
действительный член РАО, доктор психологических наук, профессор Дубровина Ирина Владимировна Психологический институт РАО |
доктор психологических наук, профессор Овчарова Раиса Викторовна | |
ГОУ ВПО «Курганский государственный университет»
доктор психологических наук, профессор Глуханюк Наталья Степановна ФГАОУ ВПО «Уральский Федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина» | |
Ведущая организация: |
НОУ ВПО «Московский психолого-социальный институт» |
Защита состоится «14» октября 2011 г. в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.283.06 при ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» по адресу: 620017 г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 26, ауд. 316.
С диссертацией можно
ознакомиться в диссертационном зале информационно-
Ученый секретарь
диссертационного совета Лазарева О.Н.
Состояние современного российского общества характеризуется внешней открытостью в сочетании с непрерывными, интенсивными внутренними преобразованиями. Россия ориентируется на переход к демократическому и правовому государству, конкурентоспособному в экономическом и общественном развитии. Ресурсом этой стратегии является образование, призванное обеспечить высокое качество человеческого капитала на основе динамичности, технологичности, инновационности при сохранении фундаментальности, соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года в разделе 3.3. «Развитие образования» заложены принципы открытости образования к внешним запросам и адресности ресурсной поддержки. Изменения в системе российского образования предусматривают создание условий для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства, повышения культуры всех участников образовательного процесса – обучающихся, педагогов, родителей, образовательных учреждений, индивидуализацию, ориентацию на формирование практических навыков и фундаментальных умений. Цель всех проводимых преобразований – обеспечение социально-экономического роста возможностями и средствами сферы образования. Нормативно-правовая база, регламентирующая развитие системы российского образования, поступательно и последовательно воплощает достижение этой цели, отражая основные ориентиры в следующих документах: Конституция Российской Федерации (принятая всенародным голосованием 12.12.1993 г.), Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266-1, Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2020 г., Инициатива президента «Наша новая школа», Федеральные государственные стандарты профессионального образования и др.
Образовательная система регулирует степень ответственности ее участников на решение вопросов обучения и воспитания, отдавая приоритет семье как активному субъекту всех процессов. Взаимодействие с семьей является одной из наиболее сложных сфер деятельности в образовании, поскольку в современных условиях жизни взрослый человек-родитель отдает большую часть времени карьерному росту, ведению индивидуального предпринимательства или, наоборот, поиску работы, заботе об экономической выживаемости семьи и т.д., хотя потребность в успешном взаимодействии с образовательным учреждением при дефиците личного времени остается для родителя актуальной. Исследования, проведенные Фондом «Общественное мнение» в 2007 и 2009 годах, указывают, что родители ожидают усиления индивидуализации обучения, воспитания и развития детей, повышения комфортности образовательного процесса. Семья нуждается в квалифицированном психолого-педагогическом сопровождении воспитания ребенка. Образовательное учреждение становится и центром образования детей, и культурным центром для населения, и носителем психолого-педагогической культуры. Система психологического сопровождения и обеспечения обучения, воспитания и развития ребенка в образовательном учреждении становится не только нормой реализации образовательных задач, но и необходимым компонентом образовательной системы.
Несмотря на постоянное обновление исследований в области психологического обеспечения образования, выявление необходимых условий становления специалиста высокого уровня, противоречие между запросом современного общества на качественно подготовленного специалиста и недостаточным уровнем готовности молодых специалистов для продуктивной профессиональной деятельности все более обостряется. Начинающий трудовую деятельность в образовательном учреждении выпускник вуза оказывается неспособным взаимодействовать в профессиональной среде, испытывает трудности в установлении контактов с учениками, их родителями. Владение общепрофессиональными умениями не обеспечивает решение этой проблемы, а зачастую и осложняет ее: у выпускника отсутствует гибкость в выборе форм и методов взаимодействия, преобладают стереотипные, шаблонные, нецелесообразные действия, далекие от культурных ценностных ориентиров.
Наука находит решение обозначенной проблемы в совершенствовании профессионализма психолога образования в целом. Этому посвящены труды исследователей в области педагогической психологии и практической психологии образования: изучаются функции психолога как организатора субъект-субъектных взаимодействий в образовании, особенности проектирования и работы по социальной профилактике в процессе обучения и воспитания, организации взаимодействия родителей учащихся и педагогов как участников образовательного процесса, создания культурного пространства образовательного учреждения, правила и техники индивидуального консультирования. Исследования обобщают профессиональные требования к психологу, вооружают его общепрофессиональными способами деятельности и их улучшения, но не обеспечивают решение актуальной проблемы взаимодействия с родителями. Обобщая, можно отметить следующие достижения психологической науки, которые позволяют проектировать решение данной проблемы:
Однако в решении проблемы взаимодействия психолога с родителями преобладает аналитический подход, что становится источником фундаментальных трудностей и проблем исследования развития и совершенствования культуры взаимодействия с родителями психолога образования, а также причиной того, что до сих пор отсутствует обобщающая психологическая теория в этой области исследований. Проблема в целом требует необходимости перехода в ее изучении на более совершенную стадию – собственно теоретическую, основанную на использовании системной методологии, способствующей преодолению ряда противоречий:
В настоящее время наименее решенными аспектами проблемы являются особенности культуры взаимодействия психолога с родителями, условия, факторы, психологические механизмы ее развития, формирования и совершенствования, индивидуально-личностные ресурсы психолога как субъекта взаимодействия с родителями, технологии, способствующие эффективной подготовке психолога образования к взаимодействию с родителями.
Таким образом, развитие культуры взаимодействия психолога с родителями представляет собой актуальную и значимую психолого-педагогическую проблему, заключающуюся в поисках ответов на вопросы: как достичь соответствия содержания профессионального образования психолога потребностям современного образования в культуросообразных взаимодействиях его субъектов; каковы психологические механизмы, условия и факторы развития культуры психолога как субъекта взаимодействия с родителями; какие индивидуально-личностные свойства психолога являются детерминантами совершенствования культуры взаимодействия с родителями; какие технологии обеспечат развитие названной культуры на этапе профессионального образования психолога и на начальном этапе его самостоятельной профессиональной деятельности.
Цель исследования – разработать психологическую концепцию развития базовой культуры взаимодействия психолога образования с родителями.
Объект исследования – профессиональная культура психолога образования как субъекта взаимодействия с родителями.
Предмет исследования – психологическая структура и развитие базовой культуры взаимодействия психолога образования с родителями.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что развитие базовой культуры взаимодействия психолога образования с родителями возможно на этапах профессионального образования будущего психолога и его начальной профессиональной деятельности, если:
– базовая культура взаимодействия психолога образования с родителями понимается как инвариант профессиональной культуры психолога, обеспечивающий основу успешного взаимодействия с родителями; является интегративной характеристикой психолога образования как субъекта взаимодействия с родителями; проявляется в системе знаний, умений, ценностей, индивидуальных и личностно-смысловых свойств; выполняет функции генетического механизма в процессах надстраивания, совершенствования субъект-субъектного взаимодействия и варьирования содержания взаимодействия психолога с родителями как субъектом образования;
– психологическая структура базовой культуры взаимодействия психолога образования с родителями представлена как нуклеарная, образованная ядром и защитным поясом, характеризующаяся гетерохронностью, неоднородным и неравномерным развитием структурных компонентов;
Задачи исследования:
Информация о работе Развитие базовой культуры взаимодействия психолога образования с родителями