Развитие базовой культуры взаимодействия психолога образования с родителями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 17:26, автореферат

Краткое описание

Состояние современного российского общества характеризуется внешней открытостью в сочетании с непрерывными, интенсивными внутренними преобразованиями. Россия ориентируется на переход к демократическому и правовому государству, конкурентоспособному в экономическом и общественном развитии. Ресурсом этой стратегии является образование, призванное обеспечить высокое качество человеческого капитала на основе динамичности, технологичности, инновационности при сохранении фундаментальности, соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Вложенные файлы: 1 файл

диссертация.doc

— 543.00 Кб (Скачать файл)

На правах рукописи

 

 

 

 

 

Шумакова Ольга  Алексеевна

 

 

 

 

Развитие базовой культуры взаимодействия

психолога образования с родителями

 

 

 

19.00.07 – педагогическая психология

 

 

 

 

 

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора психологических наук

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург – 2011  

Работа выполнена в ГОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет»

 

Научный консультант:

доктор психологических  наук, профессор

Долгова Валентина  Ивановна

Официальные оппоненты:

действительный член РАО,

доктор психологических  наук, профессор

Дубровина Ирина  Владимировна

Психологический институт РАО

 

 

доктор психологических  наук, профессор

Овчарова Раиса  Викторовна

 

ГОУ ВПО «Курганский  государственный университет»

 

доктор психологических  наук, профессор

Глуханюк Наталья  Степановна

ФГАОУ ВПО «Уральский Федеральный университет имени  первого Президента России Б.Н. Ельцина»

Ведущая организация:

НОУ ВПО

«Московский психолого-социальный институт»


 

Защита состоится «14» октября 2011 г. в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.283.06 при ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» по адресу: 620017 г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 26, ауд. 316.

 

С диссертацией можно  ознакомиться в диссертационном зале информационно-интеллектуального центра научной библиотеки ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет».

Автореферат разослан «  » ____________ 2011 г.

 

 

Ученый секретарь

диссертационного совета                 Лазарева О.Н.

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность  исследования и постановка проблемы.

Состояние современного российского общества характеризуется внешней открытостью в сочетании с непрерывными, интенсивными внутренними преобразованиями. Россия ориентируется на переход к демократическому и правовому государству, конкурентоспособному в экономическом и общественном развитии. Ресурсом этой стратегии является образование, призванное обеспечить высокое качество человеческого капитала на основе динамичности, технологичности, инновационности при сохранении фундаментальности, соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

В Концепции долгосрочного  социально-экономического развития РФ на период до 2020 года в разделе 3.3. «Развитие образования» заложены принципы открытости образования к внешним запросам и адресности ресурсной поддержки. Изменения в системе российского образования предусматривают создание условий для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства, повышения культуры всех участников образовательного процесса – обучающихся, педагогов, родителей, образовательных учреждений, индивидуализацию, ориентацию на формирование практических навыков и фундаментальных умений. Цель всех проводимых преобразований – обеспечение социально-экономического роста возможностями и средствами сферы образования. Нормативно-правовая база, регламентирующая развитие системы российского образования, поступательно и последовательно воплощает достижение этой цели, отражая основные ориентиры в следующих документах: Конституция Российской Федерации (принятая всенародным голосованием 12.12.1993 г.), Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266-1, Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2020 г., Инициатива президента «Наша новая школа», Федеральные государственные стандарты профессионального образования и др.

Образовательная система регулирует степень ответственности ее участников на решение вопросов обучения и воспитания, отдавая приоритет семье как активному субъекту всех процессов. Взаимодействие с семьей является одной из наиболее сложных сфер деятельности в образовании, поскольку в современных условиях жизни взрослый человек-родитель отдает большую часть времени карьерному росту, ведению индивидуального предпринимательства или, наоборот, поиску работы, заботе об экономической выживаемости семьи и т.д., хотя потребность в успешном взаимодействии с образовательным учреждением при дефиците личного времени остается для родителя актуальной. Исследования, проведенные Фондом «Общественное мнение» в 2007 и 2009 годах, указывают, что родители ожидают усиления индивидуализации обучения, воспитания и развития детей, повышения комфортности образовательного процесса. Семья нуждается в квалифицированном психолого-педагогическом сопровождении воспитания ребенка. Образовательное учреждение становится и центром образования детей, и культурным центром для населения, и носителем психолого-педагогической культуры. Система психологического сопровождения и обеспечения обучения, воспитания и развития ребенка в образовательном учреждении становится не только нормой реализации образовательных задач, но и необходимым компонентом образовательной системы.

Несмотря на постоянное обновление исследований в области психологического обеспечения образования, выявление необходимых условий становления специалиста высокого уровня, противоречие между запросом современного общества на качественно подготовленного специалиста и недостаточным уровнем готовности молодых специалистов для продуктивной профессиональной деятельности все более обостряется. Начинающий трудовую деятельность в образовательном учреждении выпускник вуза оказывается неспособным взаимодействовать в профессиональной среде, испытывает трудности в установлении контактов с учениками, их родителями. Владение общепрофессиональными умениями не обеспечивает решение этой проблемы, а зачастую и осложняет ее: у выпускника отсутствует гибкость в выборе форм и методов взаимодействия, преобладают стереотипные, шаблонные, нецелесообразные действия, далекие от культурных ценностных ориентиров.

Наука находит решение обозначенной проблемы в совершенствовании профессионализма психолога образования в целом. Этому посвящены труды исследователей в области педагогической психологии и практической психологии образования: изучаются функции психолога как организатора субъект-субъектных взаимодействий в образовании, особенности проектирования и работы по социальной профилактике в процессе обучения и воспитания, организации взаимодействия родителей учащихся и педагогов как участников образовательного процесса, создания культурного пространства образовательного учреждения, правила и техники индивидуального консультирования. Исследования обобщают профессиональные требования к психологу, вооружают его общепрофессиональными способами деятельности и их улучшения, но не обеспечивают решение актуальной проблемы взаимодействия с родителями. Обобщая, можно отметить следующие достижения психологической науки, которые позволяют проектировать решение данной проблемы:

  • исследуются процессы профессионального и личностного развития специалиста образования (К.А. Абульханова, Г.В. Акопов, А.А. Бодалев, В.А. Бодров, А.В. Брушлинский, Ю.В. Варданян, А.А. Деркач, А.А. Донцов, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, И.Б. Котова, Н.В. Кузьмина, Ю.Н. Кулюткин, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Ю.П. Поваренков, А.А. Реан, В.А. Сластенин, В.Д. Шадриков и др.);
  • определяются культурологические основы профессионального образования (С.И. Архангельский, А.Г. Асмолов, Е.В. Бондаревская, А.А. Вербицкий, Н.И. Вьюнова, В.П. Зинченко, И.Ф. Исаев, В.Н. Руденко, В.А. Сластенин, В.И. Слободчиков, В.К. Шаповалов, Е.Н. Шиянов, Г.П. Щедровицкий и др.);
  • проводится описание развития профессиональной подготовки специалистов образования в современной России (Р.В. Габдреев, В.С. Леднев, В.Я. Ляудис, З.А. Решетова, А.М. Новиков, В.А. Сластенин, С.Д. Смирнов, Ю.Г. Татур и др.);
  • проводятся исследования общей, личной и профессионально-психологической культуры (Н.В. Жукова, И.А. Зимняя, Н.И. Исаева, Н.И. Лифинцева, Р.В. Овчарова, В.В. Семикин, Ф.Ш. Мухаметзянова и др.);
  • исследуются акмеологические основы деятельности и личности практического психолога (А.А. Бодалев, А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина и др.);
  • разрабатываются психолого-педагогические концепции и модели труда психолога (Г.С. Абрамова, М.Р. Битянова, И.В. Дубровина, В.А. Маликова, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Р.В. Овчарова, А.М. Прихожан, Е.И. Рогов, Е.С. Романова, О.В. Хухлаева и др.);
  • изучаются психолого-педагогические аспекты профессионального развития будущего психолога на вузовском этапе его становления (М.М. Балашов, Т.М. Буякас, Т.Л. Верняева, И.А. Вишняков, В.И. Долгова, Э.Ф. Зеер, Т.Н. Клюева, И.В. Коновалова, М.И. Лукьянова, Л.Ф. Обухова, И.А. Савенкова, Э.Э. Сыманюк и др.);
  • анализируются особенности деятельности психолога в образовательных учреждениях разного типа и вида, определяются ценностные, нравственные, духовные, этические аспекты культуры психолога (И.В. Дубровина, Л.Б. Шнейдер, С.Н. Щербакова и др.);
  • разрабатываются содержание, методы и технологии работы психолога с семьей (Ю.В. Баскина, Г.В. Бурменская, А.Я. Варга, А.Г. Лидерс, А.С. Спиваковская, В.В. Столин, Л.Б. Шнейдер и др.).

Однако в решении проблемы взаимодействия психолога с родителями преобладает аналитический подход, что становится источником фундаментальных трудностей и проблем исследования развития и совершенствования культуры взаимодействия с родителями психолога образования, а также причиной того, что до сих пор отсутствует обобщающая психологическая теория в этой области исследований. Проблема в целом требует необходимости перехода в ее изучении на более совершенную стадию – собственно теоретическую, основанную на использовании системной методологии, способствующей преодолению ряда противоречий:

    • между социальной потребностью в достижении психологом высокого уровня культуры взаимодействия с родителями и недостаточной разработанностью этого феномена в психологической науке;
    • между постановкой в современном высшем профессиональном образовании целей модернизации, повышения компетентности и культуры специалистов и недостаточным обеспечением их реализации в подготовке будущих психологов;
    • между возросшими требованиями к личности психолога как субъекта профессионального взаимодействия с родителями и носителя профессиональной культуры и недостаточной готовностью системы высшего образования к обеспечению развития и совершенствования профессиональной культуры взаимодействия психолога с родителями на этапах профессиональной подготовки и самостоятельной профессиональной деятельности.

В настоящее время  наименее решенными аспектами проблемы являются особенности культуры взаимодействия психолога с родителями, условия, факторы, психологические механизмы ее развития, формирования и совершенствования, индивидуально-личностные ресурсы психолога как субъекта взаимодействия с родителями, технологии, способствующие эффективной подготовке психолога образования к взаимодействию с родителями.

Таким образом, развитие культуры взаимодействия психолога с родителями представляет собой актуальную и значимую психолого-педагогическую проблему, заключающуюся в поисках ответов на вопросы: как достичь соответствия содержания профессионального образования психолога потребностям современного образования в культуросообразных взаимодействиях его субъектов; каковы психологические механизмы, условия и факторы развития культуры психолога как субъекта взаимодействия с родителями; какие индивидуально-личностные свойства психолога являются детерминантами совершенствования культуры взаимодействия с родителями; какие технологии обеспечат развитие названной культуры на этапе профессионального образования психолога и на начальном этапе его самостоятельной профессиональной деятельности.

Цель исследования – разработать психологическую концепцию развития базовой культуры взаимодействия психолога образования с родителями.

Объект исследования – профессиональная культура психолога образования как субъекта взаимодействия с родителями.

Предмет исследования – психологическая структура и развитие базовой культуры взаимодействия психолога образования с родителями.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что развитие базовой культуры взаимодействия психолога образования с родителями возможно на этапах профессионального образования будущего психолога и его начальной профессиональной деятельности, если:

– базовая культура взаимодействия психолога образования с родителями понимается как инвариант профессиональной культуры психолога, обеспечивающий основу успешного взаимодействия с родителями; является интегративной характеристикой психолога образования как субъекта взаимодействия с родителями; проявляется в системе знаний, умений, ценностей, индивидуальных и личностно-смысловых свойств; выполняет функции генетического механизма в процессах надстраивания, совершенствования субъект-субъектного взаимодействия и варьирования содержания взаимодействия психолога с родителями как субъектом образования;

– психологическая структура  базовой культуры взаимодействия психолога  образования с родителями представлена как нуклеарная, образованная ядром и защитным поясом, характеризующаяся гетерохронностью, неоднородным и неравномерным развитием структурных компонентов;

  • учитываются эмоциональные, аутопсихологические, когнитивные и рефлексивные детерминанты;
  • обеспечивается психолого-педагогическими технологиями, разработанными на основе системы психолого-педагогических условий и объективных, объективно-субъективных, субъективных факторов.

Задачи исследования:

  1. Провести анализ личности и профессиональной деятельности психолога образования как субъекта взаимодействия с родителями.
  2. Обосновать феномен базовой культуры взаимодействия психолога образования с родителями.
  3. Провести системный анализ развития базовой культуры взаимодействия психолога образования с родителями.
  4. Обосновать методологический принцип нуклеарной структуры к исследованию базовой культуры взаимодействия психолога образования с родителями.
  5. Выявить нуклеарную психологическую структуру базовой культуры взаимодействия психолога образования с родителями и провести ее эмпирическую проверку.
  6. Выявить уровни и критерии базовой культуры взаимодействия психолога образования с родителями.
  7. Обосновать психологические детерминанты развития базовой культуры взаимодействия психолога образования с родителями.
  8. Разработать психограмму базовой культуры взаимодействия психолога образования с родителями.
  9. Обосновать и экспериментально проверить систему условий и факторов развития базовой культуры взаимодействия психолога образования с родителями на этапе профессионального образования и на начальном этапе самостоятельной профессиональной деятельности.
  10. Разработать и проверить на эффективность психолого-педагогические технологии развития базовой культуры взаимодействия психолога образования с родителями на этапе профессионального образования и на начальном этапе самостоятельной профессиональной деятельности.

Информация о работе Развитие базовой культуры взаимодействия психолога образования с родителями