Развитие базовой культуры взаимодействия психолога образования с родителями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 17:26, автореферат

Краткое описание

Состояние современного российского общества характеризуется внешней открытостью в сочетании с непрерывными, интенсивными внутренними преобразованиями. Россия ориентируется на переход к демократическому и правовому государству, конкурентоспособному в экономическом и общественном развитии. Ресурсом этой стратегии является образование, призванное обеспечить высокое качество человеческого капитала на основе динамичности, технологичности, инновационности при сохранении фундаментальности, соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Вложенные файлы: 1 файл

диссертация.doc

— 543.00 Кб (Скачать файл)

Методологическую основу исследования составили: системная методология, основные положения общей теории систем в их применении к психологической проблематике (П.К. Анохин, Л.И. Анцыферова, Л. Берталанффи, Б.А. Вяткин, Б.Ф. Ломов, В.Н. Садовский, Д. Такахара, А.И. Уемов, В.Д. Шадриков, Г.П. Щедровицкий, М.Г. Ярошевский и др.); фундаментальные общенаучные принципы психологии: единства сознания и деятельности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), детерминизма (С.Л. Рубинштейн), системности (Б.Ф. Ломов), развития (Л.С. Выготский), внешней и внутренней детерминации психических явлений (А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн).

Теоретическую основу исследования составили следующие научные концепции и положения:

  • социокультурные теории культуры (М.М. Бахтин, М. Вебер, В.Е. Давидович, В. Дильтей, А.П. Дубнов, К.Д. Кавелин, Л.М. Лопатин, М. Мид, А.А. Потебня, Г. Риккерт, В.С. Соловьев, П.А. Сорокин, А. Тойнби, Ш. Шварц, О. Шпенглер, Г.Г. Шпет и др.);
  • психологические теории культуры (Л.С. Выготский, И.А. Зимняя, С.Л. Рубинштейн, В.В. Семикин и др.);
  • методологические и теоретические положения психологии личности, сформулированные в отечественной и зарубежной психологии (А.Г. Асмолов, Б.И. Додонов, А.Л. Журавлев, В.П. Зинченко, Б.Ф. Ломов, Г. Олпорт, А.В. Петровский, А.А. Реан, К. Роджерс, Д.И. Фельдштейн и др.);
  • психологическая теория деятельности (Б.Г. Ананьев, А.В. Брушлинский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков и др.);
  • основные идеи уровневого подхода в психологических исследованиях (Н.А. Бернштейн, Г.В. Залевский, М.С. Роговин и др.);
  • психологические теории развития и возрастной психологии (Г.С. Абрамова, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Г. Крайг, Т.Д. Марцинковская, В.С. Мухина, Н.В. Нижегородцева, Л.Ф. Обухова, Е.Ф. Рыбалко, В.И. Слободчиков и др.), педагогической психологии (Т.В. Габай, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, И.В. Дубровина, Л.В. Занков, И.А. Зимняя, И.И. Ильясов, М.М. Кашапов, Ю.Н. Кулюткин, Л.М. Митина, В.В. Рубцов, Н.Ф. Талызина, Г.В. Щукина, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконин и др.), профессиональной деятельности, профессиональной подготовки, профессионального развития (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Н.С. Глуханюк, А.А. Деркач, В.И. Долгова, И.В. Дубровина, А.Л. Журавлев, Э.Ф. Зеер, Н.И. Исаева, Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Д.И. Фельдштейн, А.Р. Фонарев и др.);
  • психологические концепции и теории практической психологии образования (М.Р. Битянова, В.И. Долгова, И.В. Дубровина, Р.В. Овчарова, А.М. Прихожан, Л.М. Фридман, О.В. Хухлаева и др.);
  • основные положения экспериментальной психологии, психодиагностики, а также организации эмпирических психологических исследований (А. Анастази, Л.Ф. Бурлачук, Г. Готтсданкер, В.Н. Дружинин, Д. Кэмпбелл, А.Г. Шмелев и др.).

Методы исследования: теоретические – анализ, обобщение, моделирование; эмпирические – анкетирование, методики опросного типа, экспертные оценки, тестирование, методы анализа документов и продуктов деятельности, в том числе авторские анкеты и опросники; методики психодиагностического обследования: опросник терминальных ценностей («ОТеЦ»), методика 16PF Р. Кеттелла, методика диагностики ценностных ориентаций М. Рокича, методика диагностики нейродинамических свойств Я. Стреляу; опросник В.М. Русалова для диагностики психодинамических свойств; диагностика уровня субъективного контроля (УСК) Е.Ф. Бажина, Е.А. Голынкиной и А.М. Эткинда, разработанная на основе шкалы локуса контроля Дж. Роттера; мотивация профессиональной деятельности К. Замфир в модификации А.А. Реана; САТ – самоактуализационный тест Л.Я. Гозмана, М.В. Кроза, М.В. Латинской, разработанный на основе теста Э. Шострома; индекс жизненного стиля Р. Плутчика в адаптации Л.И. Вассермана, О.Ф. Ерышева, Е.Б. Клубовой; математико-статистические методы обработки эмпирических данных – многомерный корреляционный и дисперсионный анализ, многофакторный анализ, множественный линейный регрессионный анализ, дискриминантный анализ. При обработке данных использовался пакет статистических программ SPSS 17.0.rus.

Основные этапы  исследования. Проведенное исследование прошло четыре основных этапа.

На первом этапе (1992 – 1999 гг.) проведено исследование особенностей взаимодействия с родителями субъектов образовательного процесса школы, учреждения среднего профессионального образования (личное участие автора выразилось в профессиональной деятельности в качестве педагога и преподавателя); изучена теоретическая и прикладная литература по проблемам установления продуктивного культуросообразного взаимодействия с родителями обучающихся; создан информационный банк способов решения проблемы в условиях образовательной среды учреждений.

На втором этапе (2000 – 2002 гг.) проведено обобщение опыта  работы в образовательных учреждениях  разного уровня, личного опыта в качестве преподавателя психолого-педагогических дисциплин и руководителя производственной практики, председателя родительского комитета дошкольного образовательного учреждения; разработаны технологии обучения будущих психологов, направленные на подготовку к решению задач взаимодействия с субъектами образования.

На третьем этапе (2003 – 2007 гг.) обобщен опыт подготовки будущих психологов в условиях естественной образовательной среды вуза (факультет психологии Челябинского государственного педагогического университета, далее ЧГПУ) и личный опыт руководителя инициативной группы родительской общественности образовательных учреждений города; проведена апробация теоретических положений исследования на методологических семинарах с привлечением руководителей образовательных учреждений, в процессе разработки и реализации программ олимпиад для школьников по психологии и студентов психолого-педагогических специальностей, организации научных и научно-практических конференций разного уровня, научных публикаций; осуществлено экспериментальное решение проблемы.

На четвертом этапе (2008 – 2011 гг.) представлены результаты исследования на кафедре теоретической и прикладной психологии ЧГПУ, на заседаниях ученого совета ЧГПУ и факультета психологии; в качестве ведущего научного сотрудника и ответственного исполнителя автор участвовал в Аналитической ведомственной целевой программе «Развитие научного потенциала высшей школы РФ»; опубликованы монографии, учебник и учебные пособия; оформлены итоги научно-теоретического и экспериментального исследования.

База исследования. Эмпирическую базу исследования составили психолого-педагогические, научные и экспериментальные материалы, полученные автором в ходе педагогической, научной и преподавательской деятельности в образовательных учреждениях дошкольного, общего, среднего профессионального и высшего педагогического образования. Представленные в работе результаты и выводы получены с привлечением на различных этапах исследования более 2000 участников: абитуриентов и студентов ЧГПУ, участников Всероссийских олимпиад по специальности «Педагогика и психология» – студентов и преподавателей вузов: Уральского государственного педагогического университета (УрГПУ, г. Екатеринбург), Российского государственного профессионально-педагогического университета (РГППУ, г. Екатеринбург), Красноярского государственного университета (КГУ, г. Красноярск), Курганского государственного университета (КГУ, г. Курган), Шадринского государственного педагогического института (ШГПИ, г. Шадринск Курганской области), Стерлитамакской государственной педагогической академии (СГПА, г. Стерлитамак, Республика Башкортостан), учащихся выпускных классов общеобразовательных школ – участников региональных олимпиад по психологии (задействовано 58 образовательных учреждений Южно-Уральского региона).

Достоверность и обоснованность научных результатов, полученных в исследовании, обеспечены методологическими принципами, положенными в основу исследования; системным теоретическим анализом изучаемых проблем; адекватностью научного аппарата – методов и методик исследования объекту, предмету, целям и задачам работы; продолжительностью и планомерностью ротационной экспериментальной работы; репрезентативностью выборок; применением методов математической статистики; сочетанием количественного и качественного анализа результатов.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

– разработана психологическая концепция развития базовой культуры взаимодействия психолога образования с родителями;

– обоснован феномен  базовой культуры взаимодействия психолога образования с родителями;

– обоснован методологический принцип нуклеарной структуры к исследованию базовой культуры взаимодействия психолога с родителями;

– выявлена психологическая нуклеарная структура базовой культуры взаимодействия психолога образования с родителями;

– определены уровни и критерии базовой культуры взаимодействия психолога образования с родителями;

– выявлены психологические  детерминанты развития базовой культуры взаимодействия психолога образования с родителями;

– разработана психограмма базовой культуры взаимодействия психолога образования с родителями;

– обоснованы и разработаны  психолого-педагогические технологии развития базовой культуры взаимодействия психолога образования с родителями на этапе профессионального образования и на начальном этапе самостоятельной профессиональной деятельности.

Теоретическая значимость.

Уровень конкретизации: результаты исследования способствуют упорядочению понятийного аппарата психологической науки, уточняют содержание базовой культуры взаимодействия психолога образования с родителями, конкретизируют систему условий и факторов ее развития, вносят вклад в решение актуальной проблемы подготовки психолога к взаимодействию с родителями, обеспечивают преемственность этапов профессионального образования и начальной профессиональной деятельности психолога образования.

Уровень дополнения: обоснованный нуклеарный принцип исследования психологической структуры базовой культуры взаимодействия психолога образования с родителями, разработанные уровни, критерии, выявленные психологические детерминанты дополняют теоретические положения профессиональной подготовки психологов и могут быть использованы в научно-методических разработках реализации Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) III-го поколения по психолого-педагогическому образованию.

Уровень преобразования: психологическая концепция развития базовой культуры взаимодействия психолога образования с родителями вносит вклад в модернизацию современного высшего профессионального образования и способствует разрешению противоречия между актуальными требованиями социального заказа и недостаточным уровнем подготовки выпускников вузов по психолого-педагогическим специальностям и направлениям подготовки. Обоснованные автором психограмма и психолого-педагогические технологии способствуют дальнейшему становлению психологии профессионального образования и практической психологии образования.

Практическая  значимость:

  • результаты работы составляют адекватные, необходимые и достаточные предпосылки для практической деятельности научно-педагогических работников, преподавателей высших и средних профессиональных заведений, практических психологов, для подготовки педагогов и психологов в учреждениях высшего и среднего профессионального образования, в системах повышения их квалификации и переподготовки;
  • результаты исследования предоставляют возможность проведения соответствующей пропедевтической работы по развитию и формированию психолого-педагогической культуры субъекта взаимодействия с родителями на этапе довузовской подготовки и работы по ее совершенствованию в процессе поствузовской подготовки и переподготовки кадров;
  • предложенные автором психолого-педагогические технологии позволяют эффективно использовать их для психологических консультаций, разработки систем профессионального обучения и воспитания;
  • разработанная психограмма является конструктивным и действенным средством в практической работе не только вузовских психологов, преподавателей учреждений высшего и средне-специального педагогического образования, но и в других областях профессиональной подготовки и деятельности;
  • полученные результаты способствуют разработке на качественно более совершенной теоретической основе психолого-педагогических программ, направленных на формирование профессиональной культуры будущего психолога в образовательном процессе вуза;

– внедрены в учебный  процесс отмеченные грифом УМО Министерства образования и науки учебно-методические комплексы по дисциплинам профессиональной подготовки психологов образования «Педагогическая психология», «Теория обучения», программы учебно-исследовательских и производственных практик, контрольно-измерительные материалы по дисциплинам общепрофессиональной подготовки;

– реализованы обновленные  с учетом результатов исследования программы государственной аттестации выпускников учреждений высшего профессионального образования по специальностям «Педагогика и психология», «Специальная психология», профессионально-образовательным профилям подготовки бакалавров педагогики «Практическая психология в образовании», «Психологическое образование»;

– разработанные программы, технологии, учебно-методические материалы  явились составной частью материалов, прошедших оценку уполномоченной организации NQA и получивших сертификат соответствия международному стандарту качества BS EN ISO 9001:2008.

Информация о работе Развитие базовой культуры взаимодействия психолога образования с родителями