Развитие внимания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 23:19, реферат

Краткое описание

Поток информации, расширение человеческих контактов, развитие многообразных форм массовой культуры, рост темпа жизни приводят к увеличению объема знаний, необходимых для жизни современному человеку. Происходящие изменения в обществе оказали влияние и на развитие детей, активно включившихся в водоворот нашей бурной жизни, и выдвинули новые требования в целом.
В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания и проведения психокоррекционной работы с детьми, имеющими нарушения внимания. Однако рекомендации для практических психологов по данным вопросам относятся в основном к начальной школе и не освещают опыт организации психокоррекционной работы с детьми дошкольного возраста, хотя на сегодняшний день для дальнейшего успешного обучения необходимо ранее выявление и коррекция нарушений внимания уже у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………...…...3
1 Теоретико-методологические подходы психологов к проблеме развитие внимания………..4
1.1 Явления и определение внимания……………………………………………………………...4
1.2 Психологические теории внимания…………………………………………………………….9
2 Виды, свойства, формы, характеристики, функции развитие внимания…………………….12
2.1 Функции и виды внимания……………………………………………………………………12
2.2 Формы и эффекты внимания………………………………………………………………….16
3 Проведения коррекционно-развивающей работы……………………………………………...17
3.1 Принципы проведения коррекционно-развивающей работы……………………………….17
3.2 Игры направленные на развитие слухового внимания………………………………………21
Заключение…………………………………………………………………………………………24
Список литературы………………………………………………………………………………...28

Вложенные файлы: 1 файл

развитие внимания реферат печать.doc

— 183.50 Кб (Скачать файл)

 

Игры, задания и упражнения направленные на развитие сенсорного внимания 12

 

Найди два одинаковых предмета

 

Цель: развитие мышления, объема внимания, восприятия формы, величины, наблюдательности, формирование умения сравнивать, анализировать.

Оборудование: рисунок с изображением пяти предметов и более, из которых два предмета одинаковые; остро заточенные простые карандаши.

Описание. Ребенку предлагается:

а) рисунок с изображением пяти предметов, среди которых два одинаковых; требуется их найти, показать и объяснить, в чем схожесть этих двух предметов (листы 9-10);

б) картинка (карточка) с изображением предметов и образца; необходимо найти предмет, подобный образцу, показать его и объяснить, в чем схожесть;

в) рисунок (карточка) с изображением более пяти предметов (листы 11-12); из изображенных предметов надо образовать одинаковые пары, показать их или соединить линиями, проведенными простым карандашом, и объяснить, в чем схожесть каждой пары.

Инструкция:

а) «Посмотри внимательно на эту карточку и найди среди всех нарисованных предметов два одинаковых. Покажи эти предметы и объясни, в чем их схожесть. Приступай к работе».

б) «Посмотри, на этом рисунке изображены предметы. Каждому из них можно найти пару. Соедини линиями каждую полученную пару (два одинаковых предмета) и объясни, в чем их схожесть. Приступай к выполнению задания».

 

Выкладывание палочек

 

Цель: развитие произвольного внимания, мелкой моторики пальцев.

Оборудование: счетные палочки (куски толстой изоляционной проволоки, трубочки для коктейлей и т.д.), образец узора.

Описание. Ребенку предлагают по образцу выложить узор или силуэт из палочек (листы 13-14).

а) 1-й уровень сложности - узоры в одну строчку (карточки);

б) 2-й уровень сложности - простые силуэты, состоящие от 6 до 12 палочек (карточки);

в) 3-й уровень сложности - более сложные силуэты, состоящие от 6 до 13 палочек (карточки);

г) 4-й уровень сложности - сложные с большим количеством деталей, состоящие от 10 до 14 палочек (карточки).

Инструкция: «Посмотри, что изображено на этом рисунке (узор, домик и т.д.)? Возьми палочки и выложи из них точно такой же узор (домик…). При выкладывании будь внимателен. Приступай к работе».

 

Заключение

 

Внимание всегда есть сосредоточенность на чем либо. В выделении одного объекта из массы других проявляется так называемая избирательность внимания: интерес к одному есть одновременное невнимание к другому. Внимание само по себе не является особым познавательным процессом. оно присуще любому познавательному процессу (восприятию, мышлению, памяти) и выступает как способность к организации этого процесса.

Внимание является одним из феноменов ориентировочно-исследовательской деятельности. Оно представляет собой психическое действие, направленное на содержание образа, мысли или другого явления. Внимание играет существенную роль в регуляции интеллектуальной активности. По мнению роль в регуляции интеллектуальной активности. По мнению П.Я. Гальперина, "внимание нигде не выступает как самостоятельный процесс, оно открывается как направленность, настроенность и сосредоточенность любой психической деятельности на своем объекте, лишь как сторона или свойство этой деятельности».13

Развитие внимания находится в тесной связи с развитием личности человека в целом. Развитие первого невозможно без развития второго.

 

По прохождению методики Г. Айзенка по определению темперамента испытуемый является холериком.

Бывает несдержан, нетерпелив, вспыльчив, но так же легко отходит и забывает об обидах. Устойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость, высокая ответственность, переживает за результаты и последствия своих действий, не любит расстраивать окружающих. Общителен, открыт, умеет сопереживать, сочувствовать, энергичный, работоспособный, быстро переключается с одного дела на другое, но не всегда внимателен и организован. Тревожен, беспокоен, не всегда чётко определяет приоритеты

Коррекция данного темперамента:

1. больше чувствовать нужды других

2.быть более терпимым к окружающим

3. научиться прощать и сочувствовать

4. сотрудничать в отношении программ и планов

5. делиться идеями

6. больше слушать, меньше говорить

7. не давить на других

 

      По прохождению методики уровня субъективного контроля (УСК) Дж.Роттера, уровень субъективного контроля у испытуемого определен по 7 шкалам:

Шкала общей интернальности

Высокий показатель по этой шкале соответствует высокому уровню субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями. Такие люди считают, что большинство важных событий в их жизни - результат их собственных действий, что они могут ими управлять. Они чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом.

Шкала интернальности в области достижений

Высокий показатель по этой шкале соответствует высокому уровню субъективного контроля над эмоционально положительными событиями и ситуациями. Такие люди считают, что они сами добились всего, что было и есть в их жизни, и что они способны с успехом добиваться своего в будущем.

Шкала интернальности в области неудач

Показатель в норме

Шкала интернальности в области семейных отношений

Показатель в норме

Шкала интернальности в области производственных отношений

Низкий показатель свидетельствует о том, что человек имеет склонность не брать на себя ответственность за свои профессиональные успехи и неудачи. Такой человек считает, что не он сам, а кто-то другой - начальство, коллеги, везение и др. - определяют все, что с ним происходит в этой области.

Шкала интернальности в области межличностных отношений

Высокий показатель Им свидетельствует о том, что человек считает себя в силах контролировать свои формальные и неформальные отношения с другими людьми, вызывать к себе уважение и симпатию.

 

 

 

Шкала интернальности в отношении здоровья и болезни

Высокий показатель свидетельствуют о том, что испытуемый считает себя ответственным за свое здоровье: если он болен, то обвиняет в этом себя и полагает, что выздоровление во многом зависит от его действий.

      По прохождению методики уровня агрессивности и враждебности А.Басса – А.Дарки по 8 шкалам у испытуемого выявлено:

  1. Физическая агрессия — использование физической силы против другого лица.

(60%, что является нормой)

  1. Косвенная агрессия — агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или не на кого не направленная.

(66,6%, что является нормой)

  1. Раздражение — готовность к проявлению негативных чувств, при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

(72,7 %, что является выше нормы; рекомендации:  просто не замечать, то что вас раздражает; попробуйте реагировать на те моменты жизни, которые вызывают в вас раздражение, более мягко; простой способ избавиться от раздражения – посчитать до 20 или больше, как только вам захочется на ком-то или на чем-то сорваться, закройте глаза и начните считать, считайте до тех пор, пока не почувствуете, что раздражение утихло.)

  1. Негативизм — оппозиционная манера поведения от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

(60%, что является нормой)

  1. Обида — зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

(37,5%, что является ниже нормы)

  1. Подозрительность — в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

(60%, что является нормой)

  1. Вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

(69,2%, что является нормой)

 

 

  1. Чувство вины — выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

(77,7%, что является выше нормы; рекомендации: обсудить проблему с кем-то из близких, кому вы доверяете, и постараться полностью выговориться; если вы осознаете, что действительно виноваты, следует попросить прощения у человека, перед которым вы ощущаете вину)

 

Список литературы

  1. Титченер Э. Внимание // Хрестоматия по вниманию. М.: 1976
  2. Гальперин П.Я. К проблеме внимания // Хрестоматия по вниманию М.: Мир, 1976
  3. Немов Р. С. Психология М.: ГУМАНИТАРНЫЙ h, 2003
  4. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания.  
    М.: МГУ, 1974
  5. Маклаков А. Г. Общая психология. СПб: Питер, 2001
  6. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников. Ярославль: Академия, 2000

 

1Немов Р. С. Психология М.: ГУМАНИТАРНЫЙ h, 2003

 

2Титченер Э. Внимание // Хрестоматия по вниманию. М., 1976

3Рибо Т. Психология внимания // Хрестоматия по вниманию. М., 1976. С. 71-72.

 

4Узнадзе Д.Н. Установка у человека // Хрестоматия по вниманию. — М., 1976. - С. 266

 

5Гальперин П.Я. К проблеме внимания // Хрестоматия по вниманию. — М., 1976.

6Гальперин П.Я. К проблеме внимания // Хрестоматия по вниманию. — М., 1976.

7Маклаков А. Г. Общая психология. СПб: Питер, 2001

 

8Титченер Э. Внимание // Хрестоматия по вниманию. М.: 1976

 

9Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания.  
М.: МГУ, 1974

10Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания.  
М.: МГУ, 1974

11 Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников. Ярославль: Академия, 2000

12 Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников. Ярославль: Академия, 2000

13Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания.  
М.: МГУ, 1974

 

 


 



Информация о работе Развитие внимания