Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 23:19, реферат
Поток информации, расширение человеческих контактов, развитие многообразных форм массовой культуры, рост темпа жизни приводят к увеличению объема знаний, необходимых для жизни современному человеку. Происходящие изменения в обществе оказали влияние и на развитие детей, активно включившихся в водоворот нашей бурной жизни, и выдвинули новые требования в целом.
В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания и проведения психокоррекционной работы с детьми, имеющими нарушения внимания. Однако рекомендации для практических психологов по данным вопросам относятся в основном к начальной школе и не освещают опыт организации психокоррекционной работы с детьми дошкольного возраста, хотя на сегодняшний день для дальнейшего успешного обучения необходимо ранее выявление и коррекция нарушений внимания уже у детей старшего дошкольного возраста.
Введение………………………………………………………………………………………...…...3
1 Теоретико-методологические подходы психологов к проблеме развитие внимания………..4
1.1 Явления и определение внимания……………………………………………………………...4
1.2 Психологические теории внимания…………………………………………………………….9
2 Виды, свойства, формы, характеристики, функции развитие внимания…………………….12
2.1 Функции и виды внимания……………………………………………………………………12
2.2 Формы и эффекты внимания………………………………………………………………….16
3 Проведения коррекционно-развивающей работы……………………………………………...17
3.1 Принципы проведения коррекционно-развивающей работы……………………………….17
3.2 Игры направленные на развитие слухового внимания………………………………………21
Заключение…………………………………………………………………………………………24
Список литературы………………………………………………………………………………...28
Игры, задания и упражнения направленные на развитие сенсорного внимания 12
Найди два одинаковых предмета
Цель: развитие мышления, объема внимания, восприятия формы, величины, наблюдательности, формирование умения сравнивать, анализировать.
Оборудование: рисунок с изображением пяти предметов и более, из которых два предмета одинаковые; остро заточенные простые карандаши.
Описание. Ребенку предлагается:
а) рисунок с изображением пяти предметов, среди которых два одинаковых; требуется их найти, показать и объяснить, в чем схожесть этих двух предметов (листы 9-10);
б) картинка (карточка) с изображением предметов и образца; необходимо найти предмет, подобный образцу, показать его и объяснить, в чем схожесть;
в) рисунок (карточка) с изображением более пяти предметов (листы 11-12); из изображенных предметов надо образовать одинаковые пары, показать их или соединить линиями, проведенными простым карандашом, и объяснить, в чем схожесть каждой пары.
Инструкция:
а) «Посмотри внимательно на эту карточку и найди среди всех нарисованных предметов два одинаковых. Покажи эти предметы и объясни, в чем их схожесть. Приступай к работе».
б) «Посмотри, на этом рисунке изображены предметы. Каждому из них можно найти пару. Соедини линиями каждую полученную пару (два одинаковых предмета) и объясни, в чем их схожесть. Приступай к выполнению задания».
Выкладывание палочек
Цель: развитие произвольного внимания, мелкой моторики пальцев.
Оборудование: счетные палочки (куски толстой изоляционной проволоки, трубочки для коктейлей и т.д.), образец узора.
Описание. Ребенку предлагают по образцу выложить узор или силуэт из палочек (листы 13-14).
а) 1-й уровень сложности - узоры в одну строчку (карточки);
б) 2-й уровень сложности - простые силуэты, состоящие от 6 до 12 палочек (карточки);
в) 3-й уровень сложности - более сложные силуэты, состоящие от 6 до 13 палочек (карточки);
г) 4-й уровень сложности - сложные с большим количеством деталей, состоящие от 10 до 14 палочек (карточки).
Инструкция: «Посмотри, что изображено на этом рисунке (узор, домик и т.д.)? Возьми палочки и выложи из них точно такой же узор (домик…). При выкладывании будь внимателен. Приступай к работе».
Заключение
Внимание всегда есть сосредоточенность на чем либо. В выделении одного объекта из массы других проявляется так называемая избирательность внимания: интерес к одному есть одновременное невнимание к другому. Внимание само по себе не является особым познавательным процессом. оно присуще любому познавательному процессу (восприятию, мышлению, памяти) и выступает как способность к организации этого процесса.
Внимание является
одним из феноменов ориентировочно-исследовательск
Развитие внимания находится в тесной связи с развитием личности человека в целом. Развитие первого невозможно без развития второго.
По прохождению методики Г. Айзенка по определению темперамента испытуемый является холериком.
Бывает несдержан, нетерпелив, вспыльчив, но так же легко отходит и забывает об обидах. Устойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость, высокая ответственность, переживает за результаты и последствия своих действий, не любит расстраивать окружающих. Общителен, открыт, умеет сопереживать, сочувствовать, энергичный, работоспособный, быстро переключается с одного дела на другое, но не всегда внимателен и организован. Тревожен, беспокоен, не всегда чётко определяет приоритеты
Коррекция данного темперамента:
1. больше чувствовать нужды других
2.быть более терпимым к окружающим
3. научиться прощать и сочувствовать
4. сотрудничать в отношении программ и планов
5. делиться идеями
6. больше слушать, меньше говорить
7. не давить на других
Высокий показатель по этой шкале соответствует высокому уровню субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями. Такие люди считают, что большинство важных событий в их жизни - результат их собственных действий, что они могут ими управлять. Они чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом.
Высокий показатель по этой шкале соответствует высокому уровню субъективного контроля над эмоционально положительными событиями и ситуациями. Такие люди считают, что они сами добились всего, что было и есть в их жизни, и что они способны с успехом добиваться своего в будущем.
Показатель в норме
Показатель в норме
Низкий показатель свидетельствует о том, что человек имеет склонность не брать на себя ответственность за свои профессиональные успехи и неудачи. Такой человек считает, что не он сам, а кто-то другой - начальство, коллеги, везение и др. - определяют все, что с ним происходит в этой области.
Высокий показатель Им свидетельствует о том, что человек считает себя в силах контролировать свои формальные и неформальные отношения с другими людьми, вызывать к себе уважение и симпатию.
Шкала интернальности в отношении здоровья и болезни
Высокий показатель свидетельствуют о том, что испытуемый считает себя ответственным за свое здоровье: если он болен, то обвиняет в этом себя и полагает, что выздоровление во многом зависит от его действий.
(60%, что является нормой)
(66,6%, что является нормой)
(72,7 %, что является выше нормы; рекомендации: просто не замечать, то что вас раздражает; попробуйте реагировать на те моменты жизни, которые вызывают в вас раздражение, более мягко; простой способ избавиться от раздражения – посчитать до 20 или больше, как только вам захочется на ком-то или на чем-то сорваться, закройте глаза и начните считать, считайте до тех пор, пока не почувствуете, что раздражение утихло.)
(60%, что является нормой)
(37,5%, что является ниже нормы)
(60%, что является нормой)
(69,2%, что является нормой)
(77,7%, что является выше нормы; рекомендации: обсудить проблему с кем-то из близких, кому вы доверяете, и постараться полностью выговориться; если вы осознаете, что действительно виноваты, следует попросить прощения у человека, перед которым вы ощущаете вину)
Список литературы
1Немов Р. С. Психология М.: ГУМАНИТАРНЫЙ h, 2003
2Титченер Э. Внимание // Хрестоматия по вниманию. М., 1976
3Рибо Т. Психология внимания // Хрестоматия по вниманию. М., 1976. С. 71-72.
4Узнадзе Д.Н. Установка у человека // Хрестоматия по вниманию. — М., 1976. - С. 266
5Гальперин П.Я. К проблеме внимания // Хрестоматия по вниманию. — М., 1976.
6Гальперин П.Я. К проблеме внимания // Хрестоматия по вниманию. — М., 1976.
7Маклаков А. Г. Общая психология. СПб: Питер, 2001
8Титченер Э. Внимание // Хрестоматия по вниманию. М.: 1976
9Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное
формирование внимания.
М.: МГУ, 1974
10Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное
формирование внимания.
М.: МГУ, 1974
11 Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников. Ярославль: Академия, 2000
12 Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников. Ярославль: Академия, 2000
13Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное
формирование внимания.
М.: МГУ, 1974